Ок, бумер: исследование Google об онлайн-трендах среди российских покупателей

Бэби-бумеры в России — это люди, которые застали развал СССР и стали свидетелями зарождения новой России. Google вместе с Euromonitor International провели исследование, чтобы лучше понимать людей, которые видели важные события в стране. Материал будет полезен онлайн-маркетологам.

Обучение в онлайн-университете: профессия «Маркетолог-аналитик»

Бэби-бумеры — это послевоенное поколение, представители которого родились между 1944 и 1963 годами. Сейчас им от 55 до 75 лет. Вопреки стереотипам, многие из них активно используют интернет, предпочитают покупать одежду и обувь онлайн, а Инстаграм у них не пользуется такой популярностью, как у молодёжи.

Исследование проводили в онлайне среди населения России старше 16 лет. 70% респондентов — представители возрастной категории 50+. В опросе приняли участие 2005 человек, из них 56% — женщины, 44% — мужчины.

Бэби-бумеры и интернет

Интернет стал неотъемлемой частью жизни, и это касается людей всех возрастов — 93% пользователей старше пятидесяти лет обращаются к глобальной сети несколько раз в день. 43% из них — очень активные пользователи, они проводят в сети более четырех часов в день. Среди представителей младших поколений доля активных интернет-пользователей всего на 13% больше — 61%.

Что делают в интернете:

  • Ищут нужную информацию и новости: опрошенные старше 50 лет — 25%, младше 50 — 21%.
  • Оплачивают счета и работают — 23% старше и младше 50 лет.
  • Покупают и продают в онлайне — 16% представителей старшего и младшего поколений.
  • Сидят в социальных сетях: 19%

Популярные устройства и приложения

Самый распространенный гаджет — это смартфон. Он есть у 74% старше и у 96% опрошенных младше 50 лет.
На втором месте по популярности ноутбук: 71% опрошенных бэби-бумеров и 74% людей младшего поколения используют его для выхода в интернет.

Также 60% представителей старшего и 66% младшего поколения предпочитают стационарные компьютеры, а 38% и 47% — планшеты.

Мобильные приложения просты и понятны в использовании, поэтому ими пользуются представители всех поколений.

Самые популярные приложения

  • YouTube. Лидирует по популярности как среди бэби-бумеров (95%), так и среди респондентов младше пятидесяти лет (98%).
  • Avito. Площадкой пользуется 76% старшего поколения и 87% младшего.
  • AliExpress. Пользуется 61% старшего поколения, младшего — 80%.
  • Ozon.ru предпочитают 62% бэби-бумеров.
  • Юла популярна у младшего поколения — 71%.

Социальные сети

Что касается приложений социальных сетей, то вот три самых популярных у бэби-бумеров:

  • ВКонтакте — им пользуются 78% опрошенных,
  • Одноклассники — 73%,
  • Facebook — 65%.

Любопытно, что в эту тройку не вошёл Инстаграм. Среди более молодого поколения этим приложением, напротив, пользуется 76% опрошенных.

В случае с возрастной категорией младше пятидесяти лет лидируют российские приложения: ВКонтакте пользуются 95%, Одноклассниками — 66% опрошенных, Facebook в тройку лидеров не вошёл.

Мессенджеры

  • Смс — ими пользуются 98% бэби-бумеров,
  • WhatsApp — 85%,
  • Skype — 80%.

У более молодого поколения ситуация схожа, однако люди этой возрастной категории выбирают Viber вместо Skype — 73%.

Популярные онлайн-активности

Подавляющее большинство интернет-пользователей старше пятидесяти лет смотрят видео, фильмы и шоу в интернете — 87%. Кроме того, 81% читают в сети отзывы о товарах, а 42% совершают онлайн-покупки. В то же время лишь 16% всегда приобретают что-либо в офлайне, а для оставшихся 42% неважно, где совершать покупки.

Ситуация с младшими поколениями схожая: отзывы в интернете читают 83%, а покупают в онлайне 47% пользователей. Офлайн предпочитают 11%, а 42% не видят разницы в том, где приобретать товары. Интересно, что в отличие от респондентов младше пятидесяти лет, большую часть дел бэби-бумеры решают за ноутбуком:

  • учатся — 60%,
  • делятся постами — 57%,
  • посещают сайты знакомств — 63%,
  • покупают товары — 59%.

Более молодые поколения предпочитают смартфоны.

Как бэби-бумеры, так и представители молодых поколений активно используют банковские приложения — 77% vs. 80%, и оплачивают счета в онлайне — 74% vs. 77%.

Однако молодые люди чаще прибегают к помощи сети при устройстве на работу — 66%, по сравнению с респондентами старше пятидесяти — 55%. Также 18% бэби-бумеров и 21% респондентов младше пятидесяти лет читают книги в интернете.

Больше половины интернет-пользователей старше пятидесяти лет смотрят видео ежедневно — таких респондентов оказалось 56%. Среди тех, кому еще нет пятидесяти, таких 73%.

YouTube остается самой популярной платформой для просмотра видео для всех возрастных категорий: его предпочитают 98% бэби-бумеров и 99% опрошенных младше этого возраста. Такие платформы как IVI и Rutube популярны среди младших поколений — их предпочитают 32% пользователей. Для сравнения, среди бэби-бумеров IVI востребован у 22%, а Rutube у 19% опрошенных.

Самая популярная категория — обучение, востребованное у 70% старшего и у 67% молодого поколений.

Интересно, что опрошенные отметили YouTube как полезный инструмент для выполнения рабочих задач: 50% респондентов старше пятидесяти уверены, что там можно найти полезные how to видео. Среди младшего поколения в этом уверены 49% опрошенных.

Онлайн-шопинг

Сегодня подавляющее большинство интернет-пользователей хотя бы раз покупали в интернете — 92%. Респонденты старше пятидесяти лет в основном покупают в сети бытовую технику и электронику — 53%.
Бэби-бумеры чаще, чем представители более молодых поколений, покупают в интернете одежду и обувь: 49% против 19%. Для опрошенных младше пятидесяти лет самые популярные категории — это предметы личной гигиены — 60%, бытовая техника и электроника — 50%, а также предметы по уходу за питомцами — 47%.

Банковские карты и большая разница

Самая значительная разница между поколениями заметна в использовании банковских карт. Представители более молодых поколений чаще оплачивают покупки сразу на сайтах с помощью дебетовых карт — 61%. Бэби-бумеры наоборот предпочитают оплачивать покупки при доставке — 53%.

Также представители более молодых поколений — активные пользователи кредитных карт: при оплате на сайте к ним прибегают 41%, при доставке товаров на дом — 56%, а при походе в магазин — 42% опрошенных.
Респонденты старше пятидесяти лет редко пользуются кредитками: 17% используют этот вариант при оплате товаров на сайте, 12% при доставке домой, а 19% в офлайн-магазинах.

Отзывы и реклама

Перед покупкой 91% интернет-пользователей изучают и сравнивают информацию о товарах в интернете. Чаще всего интересует разница в цене: участников опроса старше пятидесяти лет — 91%, респондентов из младших поколений — 83%.

Перед покупкой 83% бэби-бумеров читают отзывы о продукте, а 67% проверяют его наличие в магазине. Среди более молодого поколения на эти факторы обращают внимание 77% и 67% респондентов соответственно.

80% представителей бэби-бумеров прислушиваются к советам и отзывам родственников и друзей. Среди молодого поколения отзывы людей из близкого круга общения важны для 69% опрошенных.

Респонденты из более молодых поколений продемонстрировали большее доверие к рекламе с участием знаменитостей, чем бэби-бумеры: лишь 46% респондентов старше пятидесяти готовы прислушаться к подобным кампаниям.

Важно отметить, что потребители старше пятидесяти лет дают обратную связь ритейлерам реже, чем младшие поколения: только 10% опрошенных бэби-бумеров общаются с брендами через соцсети, и всего 21% оставляют отзывы. Тем не менее, социальные сети остаются ключевым каналом для связи с компаниями.

Почему бэби-бумеры так нужны маркетологам

Потребительское поведение бэби-бумеров более рациональное и осознанное: 30% респондентов утверждают, что приемлемая цена для них гораздо важнее бренда. Однако 23% опрошенных рассказали о том, что они готовы заплатить чуть больше за качество. И, наконец, среди бэби-бумеров больше лояльных покупателей, чем среди молодежи — согласно опросу 16% участников опроса старше пятидесяти лет отдают предпочтение определённому бренду.

Бэби-бумеры остаются одной из основных целевых аудиторий для маркетологов, ведь эта возрастная категория одна из самых лояльных по отношению к определённым брендам.

Поэтому брендам так важно искать новые возможности для выхода на бэби-бумеров именно через социальные сети и приложения — значительная часть респондентов старше пятидесяти лет проводит в интернете более четырёх часов в день.

Читать ещё: «Автоматизация и назначение ставок в Google Ads: как действовать в высокий сезон»

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология