Обзор самоката iconBIT
В последнее время, как несложно заметить, всё
чаще в лентах до недавних пор исключительно
компьютерных сайтов появляются заголовки обзоров,
посвящённых бытовой технике и даже автомобилям.
Что ж, не будем выбиваться из струи.
Вступление
Марка iconBIT давно и прочно завоевала определённое место на компьютерном рынке нашей страны, компания хорошо себя зарекомендовала как производитель функциональных и надёжных мультимедиа-проигрывателей, планшетов, портативных аккумуляторов (именуемых обычно «пауэрбанками») и ещё целого спектра компьютерных аксессуаров. Но компания не стоит на месте и динамично развивается, стараясь оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Об одном таком новом для этой компании продукте мы и расскажем в сегодняшнем обзоре.
Вести здоровый образ жизни — тренд последних лет. Население массово бросает курить и пить, в спортзалы выстраиваются очереди, в спортивных магазинах пустые полки… Ну, я, конечно, немного преувеличиваю, но лишь немного. Как бы то ни было, ваш покорный слуга старается и сам поддерживать себя в приемлемой физической форме и, как глава семейства, бдит, чтобы жена и дети тоже не расслаблялись. А что может быть лучше неспешной прогулки всей семьёй по Москве в выходные? Правильно! Только неспешная семейная прогулка на самокатах!
«А почему самокаты?» — спросите вы. Всё просто. С велосипедом так просто в метро не пустят, нужно или его складывать, или снимать переднее колесо, что само по себе уже довольно проблематично, а в ряде случаев так и просто неосуществимо, а транспортировать потом в таком виде велосипед — задача не из лёгких. Кроме того, не забывайте, что велосипедист — не пешеход, а участник дорожного движения, со всеми вытекающими. Ролики? Ролики для этой цели, конечно, подходят лучше, но и тут есть свои нюансы: нужно переобуваться, нужно уметь тормозить (это совсем не так просто, а для роллера порой это вопрос жизни и смерти), да и не везде на роликах можно кататься. Вот и получается, что самокат — оптимальный выбор. Он компактен, не требует какого-то дополнительного оборудования или навыков вождения, самокат не считается транспортным средством, а посему самокатчики формально — такие же пешеходы, проехать на самокате можно практически по любому дорожному покрытию, а на моделях с надувными колёсами — так и по бездорожному. Как ни крути — одни плюсы.
А теперь главное: какая связь между фирмой iconBIT и самокатами? Самая прямая. Потому что теперь компания iconBIT предлагает, помимо привычного для себя околокомпьютерного ассортимента, самокаты и гироскутеры. Гироскутеры мы (пока) трогать не будем и займёмся самокатами. Тем более что самокаты не обычные, а электрические.
Комплектация и сборка
Итак, представляю вашему вниманию SMART CARBON SCOOTER.
В картонной коробке обнаруживается плотно упакованный, практически собранный самокат, ручки в отдельном пакете, набор из трёх шестигранников, зарядное устройство и инструкция. Инструкция утверждает, что сборка самоката занимает всего пару минут и состоит из двух технологических операций: вворачивания ручек и затягивания двух винтов крепления руля к рулевой стойке. В принципе, где-то так и получается, но есть два нюанса, по одному на операцию.
Первый нюанс заключается в том, что у ручек разные резьбы: у одной — левая, у другой — правая. Об этом инструкция умалчивает, поэтому, если вы понимаете, что что-то пошло не так и ручка никак не хочет вворачиваться, не спешите винить прямоту своих рук, а просто попробуйте ввернуть эту ручку в отверстие с противоположной стороны. Сделано это для того, чтобы одна из ручек не отвернулась в процессе езды, т.к. проще проворачивать ручки на себя, а не от себя, а тут обе ручки при таком движении будут только крепче заворачиваться.
Второй нюанс связан с затягиванием винтов. Не хватайтесь за шестигранник раньше времени, сперва приведите самокат в рабочее состояние, подняв стойку руля и провернув руль так, чтобы органы управления и экран бортового компьютера оказались там, где вам удобно, и лишь после этого фиксируйте их посредством затягивания винтов.
Остальные шестигранники потребуются только для «протягивания» конструкции. В принципе, с завода все винты затянуты довольно хорошо, каких-то проблем с качеством сборки я не заметил.
Экстерьер и дека
Заявленный вес самоката — 6,8 килограмм, однако это, видимо, вес без учёта ручек, так как фактически самокат в снаряжённом состоянии весит 7,7 килограмм. В любом случае это немного, даже если забыть о том, что перед нами не обычный самокат, а электрический. Для сравнения, вес столь популярного в среде самокатчиков самоката Oxelo Town 7 XL составляет 5,5 килограмм, а, например, Yedoo City — больше девяти. Столь небольшого веса удалось достичь благодаря использованию в конструкции самоката современных материалов; так, дека (площадка для ног) изготовлена из карбона — это полимерный композиционный материал из переплетённых нитей углеродного волокна, отличающийся высокой прочностью, жёсткостью и малой массой. По заявлению производителя, дека имеет толщину всего 7,6 миллиметра и рассчитана на нагрузку до 100 килограмм. Но в вопросе толщины производитель немного лукавит: снизу по центру деки проходит практически незаметное сбоку ребро жёсткости, и вот там толщина достигает примерно трёх сантиметров. Хотя стоит заметить, что кажется, будто дека действительно очень тонкая, она смотрится эффектно и изящно, кроме всего прочего в процессе эксплуатации выполняя роль амортизатора.
Дека довольно длинная (70 сантиметров) и относительно широкая (14 сантиметров), что позволяет без каких-либо проблем ставить на неё во время движения обе ноги, а при желании и ребёнка прокатить.
Колёса
Диаметр колёс самоката составляет 5» (примерно 13 сантиметров), шины — цельнорезиновые. Такие на самокатах встречаются нечасто. Они более мягкие, чем полиуретановые, но, в отличие от надувных, не боятся проколов, самокат на таких колёсах легко управляется, обеспечивая владельцу компромисс между скоростью и комфортом. «Собянинскую» плитку, заполонившую последние годы Москву, они, на пару с гибкой декой, «глотают» на ура.
В переднее колесо встроен бесщёточный мотор мощностью 350 ватт с системой векторного управления (иначе — Field Oriented Control (FOC)) и системой рекуперативного торможения (EBS). Первая обеспечивает плавность хода, позволяя трогаться с места без рывков, а вторая — заряжает аккумуляторные батареи самоката во время торможения. Если же торможения двигателем будет недостаточно, крыло заднего колеса, как и в большинстве обычных самокатов, выполняет роль механического тормоза. Чтобы уберечь крыло от чрезмерного износа, в него снизу встроен специальный алюминиевый «башмак», который, собственно, и соприкасается при торможении с колесом. Но в процессе эксплуатации нужды в этом, скорее всего, не возникнет: система торможения двигателем работает отменно, позволяя при желании остановиться настолько резко, насколько это возможно без кувырка через переднее колесо.
Переднего крыла в данной модели, к сожалению, не предусмотрено, что в совокупности с отсутствием влагозащиты электромотора исключает возможность использования самоката в сырую погоду, и даже случайный проезд по одинокой луже может привести к довольно неприятным последствиям. Производитель утверждает, что мощности двигателя достаточно, чтобы развить скорость до 25 километров в час и преодолевать подъёмы крутизной до 25 градусов, но лично мне удалось разогнаться лишь до 20 километров в час, зато скорость эту самокат набирает довольно уверенно как при 75 килограммах нагрузки, так и при ста.
Руль и органы управления
В рулевой стойке самоката расположены аккумуляторы, а также вся управляющая электроника, в связи с чем сама стойка довольно массивная (как, впрочем, у большинства аналогичных моделей). Литий-ионные аккумуляторные батареи ёмкостью 8,8 ампер-час позволяют на одном заряде проехать до 30 километров. Время зарядки составляет 2–3 часа (у рассматриваемого экземпляра батареи полностью зарядились за 2,5 часа). Безопасность и долголетие аккумуляторов обеспечивают всевозможные системы, защищающие их от перезаряда, глубокого разряда, короткого замыкания и перегрева. Высота руля не регулируется, но она весьма комфортна для человека среднего роста и составляет 100 сантиметров. Увы, у конкретного экземпляра наблюдался небольшой продольный люфт руля, причём каких бы то ни было элементов, которые позволили бы его устранить, нет. Остаётся надеяться, что на надёжности конструкции это никак не скажется.
Как уже говорилось выше, ручки крепятся к рулевой стойке на резьбе и при желании их можно довольно быстро снять. Ширина руля, как и у большинства городских самокатов, небольшая — этого вполне достаточно для комфортной езды. Рукоятки (или «грипсы») сделаны из плотной резины, они довольно «хваткие» и удобно лежат в руках.
На руле расположены и основные органы управления: бортовой компьютер и кнопки газа — справа и тормоза — слева. Там же под резиновой заглушкой, защищающей от попадания внутрь пыли и влаги, находится разъём для подключения зарядного устройства.
Бортовой компьютер чем-то напоминает пейджер: в центре — большой дисплей, справа — вертикальный ряд кнопок. На дисплее отображается текущий заряд батареи, скоростной режим, текущие скорость и пробег. И если с остальными показаниями всё более-менее ясно, то скажу пару слов о том, что же такое «скоростной режим». Всё просто: это ограничение максимальной скорости движения. Доступны варианты 8, 16 и 25 километров в час. Скорость выбирается соответствующими кнопками справа от экрана бортового компьютера: верхняя — прибавляет, нижняя — уменьшает, соответственно.
Чтобы начать движение, недостаточно просто нажать на кнопку акселератора, необходимо оттолкнуться ногой и начать движение как на обычном самокате. Это сделано по соображениям безопасности, чтобы исключить срабатывания маршевого двигателя вследствие случайного нажатия кнопки газа, например ребёнком. Однако мы имеем дело с продукцией iconBIT — фирмы, славящейся достаточно продуманным программным обеспечением своей продукции, и у пользователя есть возможность отключить «безопасный режим» самоката, заставив его двигаться сразу, без нажатия на гашетку, что может быть востребовано со стороны маломобильной части общества.
Есть в самокате и ещё одна интересная, но отключенная по умолчанию возможность — круиз-контроль. Суть её в том, что после семи секунд удержания кнопки газа в одном положении, самокат начинает держать текущую скорость и после отпускания акселератора до первого нажатия на тормоз или акселератор.
Если вы приобрели самокат ребёнку и боитесь, что он будет злоупотреблять собственной безопасностью, имеется возможность ограничить его жажду приключений вместе с максимальной скоростью самоката.
О том, что нужно сделать, чтобы изменить соответствующую настройку, можно посмотреть на официальном сайте производителя.
В качестве бонуса в руль встроен довольно мощный светодиодный фонарь. Жаль только, что кнопка включения расположена не самым удобным образом — с передней стороны руля, непосредственно над самим фонарём, — и нащупывать её на ходу не очень-то удобно, а зачастую и опасно.
Тут хочется обратить внимание на одну хоть и незначительную, но несуразность. Казалось бы, имея столь мощный фонарь спереди, самокат идеально подходит для езды в тёмное время суток… Но нет, это не так: производитель по какой-то причине то ли забыл, то ли не подумал о необходимости обеспечить безопасность как своему устройству, так и его владельцу сзади, потому что в задней части самоката отсутствует не только фонарик, но даже обычный катафот. И если установка катафота на заднее крыло, учитывая его функцию механического тормоза, могла негативно сказаться на надёжности конструкции, то что мешало встроить в пластик крыла катафот я не понимаю. Однако справедливости ради стоит сказать, что ездить ночью по малоосвещённым дорогам на самокате — забава не для слабонервных и большинство потенциальных покупателей этой модели вряд ли хоть раз столкнуться с подобной ситуацией.
Механизм складывания/раскладывания
Самокат быстро и удобно складывается. Чтобы его сложить, нужно потянуть верхнюю часть рычажка (а не нажать на его нижнюю часть), после чего рулевая стойкая опускается в сторону деки до характерного щелчка. Всё, самокат сложен. В таком состоянии его достаточно удобно переносить, да и места он занимает минимум — 100×40x24 сантиметра. Раскладывается он в обратном порядке, тут никаких проблем возникнуть не должно.
Подножки у самоката нет. Поначалу её отсутствие воспринимается как недоработка со стороны разработчиков, но, если подумать, нужды в ней большой и нет. А если вспомнить, что находится в руле у нашего двухколёсного друга, то даже одно случайное падение самоката рулём об асфальт может оказаться последним. Так что же делать? Всё просто: если нужно сделать остановку, самокат можно… одним движением сложить! В сложенном состоянии он довольно устойчиво ложится на переднюю плоскую часть деки и точно уже никуда не упадёт.
Заключение
В целом самокат оставляет положительное впечатление. Он красиво смотрится, удобно управляется, он безопасный и быстрый. Самокат с честью выдержал нагрузку в 100 килограмм и с такой нагрузкой развил скорость 20 километров в час. Во время пробного заезда прохожие с неподдельным интересом смотрели вслед и принимались что-то обсуждать, а одно это уже дорогого стоит.
Конечно, составить полное впечатление о самокате за одну поездку в соседнем дворе невозможно, но, быть может, возможность прокатиться на нём в составе одного из заездов движения городских самокатов Let«s Kick ещё представится.
А пока хотелось бы пожелать всем оставить в покое надоевшие уже за долгую зиму компьютерные кресла и выйти на улицу — там вовсю уже весна! :)
Полный текст статьи читайте на F-Center