Обзор фотокамеры Fujifilm X-Pro3: изображая пленку

В Fujifilm X-Pro3, помимо традиционного ретро-дизайна, мы видим призыв к классическому визированию через видоискатель и расширенный набор пленочных профилей изображения. Такое ощущение, что X-Pro3 создавалась для тех, кто мечтает снимать на пленку, но не хочет рисковать и «заморачиваться». Однако это лишь поверхностный взгляд. Посмотрим, как проявит себя новый аппарат в деле.

⇡#Основные характеристики

Если раньше производители фотокамер пытались удивить все новыми и новыми опциями, то теперь мы порой наблюдаем обратную тенденцию: нас удивляют тем, что убирают что-то очевидное. Первый взгляд на Fujifilm X-Pro3 вызывает недоумение:, а где же экран? Ситуация становится понятной, если немного проникнуться философией камеры: производитель призывает фотографа к традиционному визированию через видоискатель, которое помогает «быть в моменте». Причем видоискатель тут не простой (электронный или оптический), а гибридный. Тех, кто знаком с предыдущими моделями серии X-Pro или компактными камерами серии X100, удивить нечем, для остальных же расскажу, что Fujifilm X-Pro3 совмещает в себе электронный и оптический видоискатель. Последний исполнен на манер дальномерных камер — фотограф видит не только область кадра, но и то, что происходит за его границами. Непосредственно композицию следует строить с помощью рамки кадрирования, которая накладывается на полупрозрачный экран, — размер рамки зависит от объектива, который используется в данный момент. На задней же панели расположен компактный цветной экранчик на электронных чернилах (E-Ink). На нем по умолчанию отображаются текущий режим имитации пленки, ISO и баланс белого. Впрочем, убрать ЖК-экран совсем Fujifilm не дерзнула, поэтому на X-Pro3 он просто скромненько «отвернулся» от пользователя. Его как бы нет, но, если очень хочется, достаточно сделать одно движение рукой — и вуаля! Он перед нами, со всем набором современных опций. Вот, пожалуй и главный секрет новой камеры: захотел поиграть в пленочного фотографа старой школы — пожалуйста; надоело играть — выдохни и пользуйся благами прогресса.

Все вышесказанное — важные, но все-таки вторичные характеристики. А что же с главными? Что у X-Pro3 внутри? А вот тут, к сожалению, производитель не захотел нас чем-то удивить: в плане электронной «начинки» новая камера, по сути, дублирует успешную модель FujifilmX-T3. В частности, здесь используется тот же 26,1-мегапиксельный сенсор формата APS-C X-Trans CMOS 4 с обратной засветкой, аналогичный процессор изображений X-Processor 4 и гибридная система автофокусировки (по контрасту и фазовому детектированию). Количество точек фокусировки — 425. В сравнении с предыдущим поколением серии прогресс значительный  и в количестве точек (в X-Pro2 было 273), и в чувствительности: теперь автофокусировка работает при освещении -6 EV, то есть почти в кромешной темноте. Диапазон ISO Fujifilm X-Pro3 составляет 160–12800 единиц (расширенный — 80–51200 единиц). Максимальная скорость серийной съемки — 11 кадров в секунду. Камера совместима с объективами для байонета Fujifilm X. 

Несмотря на то, что X-Pro3 позиционируется в первую очередь как фотокамера, любители видеосъемки также не обделены: аппарат поддерживает съемку видео 4K при 30 кадрах в секунду (в Full HD можно снимать на частоте 120 кадров в секунду). Имеется 2,5-мм порт для микрофона, но порта для наушников нет.

Фотоаппарат включает два слота для карт SD с поддержкой UHS-II и может подключаться к внешним источникам питания через разъём USB 3.1 (тип C). 

Итак, выходит, что в рамках серии мы видим ряд существенных изменений, но, если рассматривать все семейство камер Fujifilm, X-Pro3 выглядит скорее как вариация на тему уже известного продукта (X-T3), с которым ее роднит подавляющее большинство технических характеристик. В свете этого становятся лучше понятны ее «странности»: появление подобного аппарата производитель обосновывает усиленным ретрофлером, пытаясь сыграть на эмоциях потенциального покупателя, жаждущего пленочной романтики.

Fujifilm X-Pro3 Fujifilm X-T3 Canon EOS RP Nikon Z6 Sony a7 III
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр)
Эффективное разрешение сенсора 26,1 мегапикселя 26,1 мегапикселя 26 мегапикселей 24,5 мегапикселя 24 мегапикселя
Встроенный стабилизатор изображения Нет Нет Нет 5-осевой 5-осевой
Байонет Fujifilm X-mount Fujifilm X-mount Canon RF Z Nikon Sony E
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW, C-Raw JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW)
Формат видео MPEG 4 MPEG 4 MOV, MP4 MOV, MP4 XAVC S, AVCHD 2.0, MP4
Размер кадра До 6240 × 4160 пикселей До 6240 × 4160 пикселей До 6240 × 4160 пикселей До 6048 × 4024 пикселей До 6000 × 4000 пикселей
Разрешение видео До 4096 × 2160, 30p До 4096 × 2160, 60p До 3840 × 2160, 25p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p
Чувствительность ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 100–40000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 ISO 100–51200 с возможностью расширения до 50, 102400 и 204800
Затвор Механический затвор: 1/8000 — 30 с;
электронный затвор: 1/32000 — 30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 — 30 с;
электронный затвор: 1/32000 — 1 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/4000 — 30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 — 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000 — 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором До 5 кадров в секунду в обычном режиме, до 4 кадров в секунду со следящей фокусировкой До 12 кадров в секунду  До 10 кадров в секунду с механическим затвором
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 88% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки Гибридный (контрастный + фазовый), 693 точки
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области
Экспокоррекция ± 5 EV с шагом ⅓ ступени ± 5 EV с шагом ⅓ ступени ± 5,0 EV с шагом ⅓ или ½ ступени ± 5,0 EV с шагом 1, ⅓ или ½ EV ± 5,0 EV с шагом ⅓ или ½ EV
Встроенная вспышка Нет Нет, внешняя комплектная Нет, X-синхронизация 1/180 с Нет, X-синхронизация
1/200 с
Нет, X-синхронизация
1/250 с
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2/10 с 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров)
Карта памяти Два слота SD / SDHC / SDXC (UHS-II) Два слота SD / SDHC / SDXC (UHS-II) Слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS II Слот для XQD/CF-Express Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй только для SD
Дисплей 3 дюйма, 1 620 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях + дополнительный E-Ink-монитор диагональю 1,28 дюйма 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях Сенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, 1,04 млн. точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн. точек
Видоискатель Гибридный, оптический + электронный (OLED, 3,69 млн точек) Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) Электронный (OLED, 2,36 млн. точек) Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) Электронный (OLED, 2,36 млн. точек)
Интерфейсы USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/проводного пульта управления HDMI, USB 3.1 (Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм разъем для наушников, 2,5-мм разъем для пульта ДУ HDMI, USB 2.0 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, NFC, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E17 емкостью 7,5 Вт·ч (1040 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В)
Габариты 140,5 × 82,8 × 46,1 мм 133 × 93 × 59 мм 133 × 85 × 70 мм 134 × 101 × 68 мм 126,9 × 95,6 × 73,7 мм
Масса 497 граммов (с аккумулятором и картой памяти)  539 граммов (с аккумулятором и картой памяти)  485 граммов (вкл. батарею и карту памяти)  675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 650 граммов (с аккумулятором и картой памяти)
Актуальная цена 132 900 рублей за версию без объектива (body) 99 900 рублей за версию без объектива (body), 132 900 рублей за версию с объективом 18–55mm f/2.8–4 (kit) 81 990 рублей за версию без объектива (body), 124 000 рублей за версию с объективом (kit) 130 950 рублей за версию без объектива (body), 164 990 рублей за версию с объективом 24–70mm f/4 128 990 рублей за версию без объектива (body)

⇡#Дизайн и эргономичность

Новая камера Fujifilm внешне не сильно отличается от своей предшественницы X-Pro2: компания-производитель верна ретростилю и аналоговым органам управления. Главное визуальное отличие — это, разумеется, новый принцип расположения ЖК-экрана, к этому моменту мы подробнее вернемся чуть позже. Менее заметное глазу, но также очень важное новшество — материал, из которого изготовлен корпус камеры. Fujifilm делает акцент на надежности и долговечности новой камеры: шасси изготовлено из магниевого сплава, а корпус сверху и снизу покрыт легким, прочным и устойчивым к коррозии титаном для максимальной защиты от погодных условий. Это действительно важное новшество, так как X-Pro3 во многом рассчитана на любителей стрит-съемки, для которых важна возможность делать кадры не только в идеальных погодных условиях. Мне довелось поснимать на камеру под сильным снегопадом, и могу подтвердить, что каких-либо проблем это не вызвало.

Fujifilm X-Pro3 имеет три варианта исполнения. Базовая версия, которая была у меня на тестировании, — полностью черная, без специального покрытия. Также существуют две вариации со специальным покрытием Duratect, которое защищает корпус от царапин, не нарушая текстуру титана: DR Black и DR Silver (черное и серебристое соответственно). Версия камеры с покрытием Duratect стоит на $200 дороже, и вынуждена признать, что это не совсем излишество: в ходе теста я обнаружила, что поставить царапину на верхней части корпуса проще простого. Вес камеры с батарей и картой памяти — 497 граммов, размеры — 140,5 × 82,8 × 46,1 мм. Это увесистый и солидно выглядящий аппарат, в миниатюрную сумочку он не поместится, но все же не сильно утяжелит ваш багаж при поездке, особенно если использовать с ним фикс-объективы — как и рекомендует производитель. Я тестировала камеру как раз с ними, а именно FUJINON XF 16mm F2.8 R WR, FUJINON XF 35mm F2 R WR и FUJINON XF 56mm F1.2 R.

Камеру удобно держать благодаря наличию антискользящего покрытия, хвата под правую руку спереди и выступа под большой палец сзади.

Кратко пройдемся по тому, как организована эргономика камеры. На левом ребре под крышкой расположены разъемы для микрофона (2,5 мм — предполагается использование переходника) и порт USB Type-C, с помощью которого можно зарядить аккумулятор или обеспечить проводную связь камеры с другими устройствами.

На правом ребре расположены два отсека для карт памяти. Камера поддерживает карты стандарта SD, SDHC и SDXC. Класс скорости — вплоть до UHS-II.

Спереди снизу мы видим рычажок переключения типа фокусировки. Сверху — рычажок, отвечающий за смену типа видоискателя (оптический/электронный). Он совмещен с настраиваемой кнопкой управления. Чуть правее — одно из управляющих колес, отвечающих за смену настроек. Сверху — лампа подсветки автофокуса, по центру — байонет и кнопка высвобождения объектива.

Снизу расположен отсек для аккумулятора и штативное гнездо. Они достаточно удалены друг от друга, чтобы штативная площадка не мешала менять аккумулятор при съемке.

Сверху, слева направо, находятся: горячий башмак для подключения внешней вспышки или иного устройства (встроенной вспышки в Fujifilm X-Pro3 нет), селекторный диск, с помощью которого выбирается выдержка (для ее смены необходимо зажать кнопку блокировки по центру — не очень удобно, но терпимо) и значение светочувствительности (оно отображается в отдельном небольшом окошке, и для его смены необходимо потянуть вверх и удерживать так во время вращения внешнюю часть диска). Такое решение с совмещением на одном органе управления двух ведущих функций кажется мне весьма спорным — мне удобнее, когда они разделены в пространстве. К тому же мне понадобилось солидное время, чтобы догадаться, как происходит смена значения ISO, — обычно заглядывать в инструкцию, чтобы понять такие базовые принципы управления, все-таки не требуется. Плюс в том, что случайная смена этой настройки практически невозможна. Чего, увы, нельзя сказать о втором верхнем селекторе, который отвечает за ввод экспокоррекции: эргономически он как бы продолжает выступ для упора большого пальца, и во время съемки у меня несколько раз случалась неприятная ситуация, когда экспокоррекция вводилась случайно, и я этого не замечала. Вот где бы точно была не лишней кнопка блокировки! Также сверху мы видим селектор включения-выключения камеры, совмещенный с кнопкой спуска, и еще одну программируемую кнопку.

Сзади располагаются видоискатель и экраны. В верхней части мы видим кнопку DRIVE, которая вызывает меню с различными видами брекетинга, художественными фильтрами, серийной съемкой, режимами протяжки и видеосъемкой. Рядом находится кнопка блокировки автоэкспозиции/автофокуса, ниже расположено второе колесо смены настроек, справа от экрана — джойстик, кнопки меню, просмотра файлов и кнопка смены отображаемой на дисплее информации. Еще правее на выступе — программируемая кнопка и кнопка вызова быстрого меню.

Переключение диафрагмы производится непосредственно на управляющем кольце объектива — это привычная система для пользователей Fujifilm. При использовании оптики без диафрагменного кольца можно «повесить» эту функцию на один из селекторных дисков.

⇡#Дисплей и видоискатель

В том, что касается инструментов визирования, Fujifilm X-Pro3 действительно оригинален. Как я уже упоминала, основной ЖК-экран здесь скрыт от пользователя. Его можно откинуть, но положение его будет непривычным — либо перпендикулярно камере, либо в ее плоскости, но ниже. Предполагается, что фотограф будет работать по большей части с видоискателем, а экран использовать как дополнительный инструмент для просмотра сделанных снимков. Экран имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 1 620 000 пикселей — далеко не предельное, но достаточное. И, к слову, это выше, чем у той же Fujifilm X-T3. Он оснащен сенсорной поверхностью, которая позволяет фокусироваться/делать снимки с помощью прикосновения, листать и масштабировать снимки при просмотре. Интересно также то, что на определенные экранные жесты можно назначить вызов определенных функций: например, смахиваем по экрану вправо — вызываем настройку баланса белого, смахиваем влево — вызываем выбор зоны автофокуса. В принципе, функция любопытная, но несколько странно ее видеть именно в такой «аналоговой» камере — экран же, по задумке создателя закрыт во время съемки, зачем здесь столько опций сенсорного управления?

 

Когда основной экран закрыт, на задней панели мы видим вспомогательный цветной экранчик диагональю 1,28 дюйма, защищенный закаленным стеклом. По умолчанию на нем отображается текущий режим моделирования пленки, баланс белого и значение ISO, но можно переключиться на стандартный режим отображения параметров и выбрать, какие из них вы хотите видеть (например, значение выдержки). Экран показывает выбранные параметры не только во время съемки, но и когда камера выключена — энергия на пассивное отображение информации на E-Ink-дисплее не тратится.

Видоискатель, как уже говорилось в начале статьи, гибридный. Переключение между режимом электронного и оптического видоискателя осуществляется с помощью рычажка на передней поверхности камеры. В оптическом режиме видоискатель имеет фиксированное увеличение 0,52x — предыдущая версия модели позволяла менять масштабирование между значениями 0,36x и 0,60x, что упрощало работу с широкоугольными объективами и телеобъективами. Здесь видоискатель упрощен. В режиме оптического видоискателя мы видим рамку кадрирования, которая соответствует текущему фокусному расстоянию объектива, а также изображение за ее пределами — по принципу дальномерных камер. Для более удобной работы можно вызвать дополнительный электронный экранчик в нижнем левом углу изображения в видоискателе (он активируется путем сдвига все того же рычажка влево). Там в более крупном масштабе показывается область фокусировки, чтобы пользователю было проще наводиться на резкость. При фокусировке в ручном режиме доступен также фокус-пикинг (выделение цветом объектов в фокусе) и другие вспомогательные инструменты фокусировки. Таким образом, хотя оптический видоискатель и отсылает нас к редким сегодня дальномерным камерам, жизнь фотографа, безусловно, облегчена современными технологиями. В ситуациях, когда использовать оптический видоискатель неудобно (это может быть, например, при работе с телеобъективами, когда область кадрирования значительно меньше общей площади изображения в видоискателе), можно обратиться к более привычному нам электронному видоискателю с разрешением 3 690 000 пикселей — здесь вы сможете сразу видеть границы кадра и оценивать глубину резкости.

⇡#Интерфейс

Основное меню камеры вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь разделов (включая «Мое меню», куда пользователь может добавить необходимые ему опции). В каждом из них — до четырех страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в выпадающем окне на том же экране. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно с помощью аналоговых органов управления — сенсорное управление, к сожалению, не доступно. Меню достаточно громоздкое, для его освоения и быстрого ориентирования в нем пользователю понадобится время.

Галерея снимков:

Разумеется, в камере есть и быстрое меню, куда пользователь может добавить наиболее востребованные настройки для максимально удобного доступа. Оно вызывается на сенсорном экране и содержит по умолчанию шестнадцать пунктов (их количество можно сократить), организованных в виде таблицы.

В целом, по моим ощущениям, управление камерой получилось весьма запутанным. Трудно запомнить с ходу, где находится необходимая опция: какие-то настройки меняются с помощью меню, вызываемого кнопкой DRIVE, какие-то — с помощью программируемых кнопок или дисков, какие-то — через быстрое меню, какие-то — с помощью сенсорного дисплея. Четкой логики в этом не прослеживается, она произвольна и понимается просто со временем. Безусловно, камеру можно гибко настроить под свои потребности, и это плюс, но уйдет время на то, чтобы почувствовать, как лично вам будет удобнее обращаться с ней. Первое время смена настроек была для меня дискомфортной, но через пару недель я приноровилась. Неопытный пользователь, скорее всего, растеряется.

⇡#Беспроводные соединения

Несмотря на все отсылки к ретрофотографии, Fujifilm X-Pro3, как и любая современная камера, умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу.

⇡#Камера в работе

Я изначально дала себе установку «играть по правилам» и снимать с помощью видоискателя. Сначала, разумеется, с помощью оптического — не зря же он здесь есть. Озвучу честно свои субъективные впечатления — мне было некомфортно. Во-первых, нужно постоянно следить за границами кадра, потому что они не совпадают с естественными границами видоискателя. В центре кадра мы видим выделенную прямоугольником область, в рамках которой, собственно, и следует строить кадр. При этом по краям прямоугольника — продолжение композиции, и заставить себя не замечать ее — очень сложно. Приходится в прямом смысле концентрироваться изо всех сил, какая уж тут легкая вдохновенная съемка.

Во-вторых, нет привычного предпросмотра глубины резкости — как будет выглядеть кадр в реальности мы узнаем потом. «Наслаждайтесь процессом, живите в потоке, не отвлекайтесь на просмотр кадров, посмотрите после» — убеждает нас производитель. Действительно, каким приятным сюрпризом будет сесть вечерком после съемочного дня и обнаружить, что часть кадров не удалась, потому что ты не очень удачно подобрал значение диафрагмы, а часть вышла смазанной из-за того, что объект двигался быстрее, чем тебе показалось. На этом месте вступают матерые фотографы с опытом съемки более 30 лет и говорят: «Потому что надо снимать учиться, а не ждать, что фотоаппарат все за вас сделает! Ничего уже сами не умеете!» Выслушаем их, вспомним работы фотомастеров прошлого, которые с технической точки зрения далеки от совершенства по современным меркам (то фокус не там, то резкости маловато), — к ним никаких вопросов нет, они выжимали максимум из того, что им было доступно. А мы поедем дальше на поезде прогресса. С электронным видоискателем дело, безусловно, пошло лучше, но стоит ли скрывать, что все равно то и дело я открывала ЖК-дисплей? Ну удобнее так снимать — хоть убейте. И с низких точек удобно снимать, и точку фокусировки назначать прикосновением пальца к экрану, и видеть большую картинку вместо маленькой. Я больше 10 лет снимала на зеркалку и визировала при съемке через видоискатель — и, знаете, я не скучаю по тем временам. Спорить о преимуществах разных типов визирования можно бесконечно, но со мной «фишка» Fujifilm X-Pro3 не сработала.

⇡#Съемка в JPEG, режимы моделирования пленки, особые возможности

Fujifilm X-Pro3 — тот редкий случай, когда, несмотря на солидный статус камеры, акцент я делала именно на съемку в JPEG. Не секрет, что обычно профессиональные фотографы предпочитают формат RAW, и чем более «нейтральным» будет сырой файл — тем лучше: это дает возможность при постобработке выжать из него максимум по цвету, контрасту, динамическому диапазону и т. д. В случае же с X-Pro3 такой подход кажется несколько даже кощунственным, потому что если не использовать все старательно продуманные «фишки» при съемке, полагаясь только на постобработку, — как прочувствовать характер этой камеры?

Итак, мы продолжаем фантазировать, что в руках у нас — настоящий пленочный фотоаппарат. А для того, чтобы приблизить фантазию к реальности, производитель снабдил X-Pro3 различными режимами моделирования пленки. По сути, ничего нового в этом нет — этот прием Fujifilm использует уже очень давно в камерах X-серии. Но если раньше он воспринимался скорее как необязательная опция, то здесь на нем сделан особый акцент. Название пленочного профиля мы видим на экранчике сзади камеры наряду со значением ISO и балансом белого, и это прямая отсылка к аналоговой съемке. Камера как бы постоянно напоминает нам о том, что пленку можно «менять» в зависимости от снимаемого сюжета и что это важный фактор для создания атмосферы кадра. Меняя пленочный профиль, мы мгновенно видим, как меняется характер изображения — удобнее это отслеживать все-таки через экран камеры, а не через видоискатель, так как нюансы порой довольно деликатные, и на экране их видно в разы лучше. Всего в камере представлено 11 режимов моделирования пленки, 10 из которых мы уже видели в других моделях Fujifilm. А вот на последнем хочу остановиться подробнее. Это новый режим CLASSIC Neg. Производитель описывает его так: «Новый режим пленки был разработан для моделирования цветной негативной пленки, которая традиционно выбиралась для снимков повседневных сцен. Тщательно подобранные по яркости цвета создают богатый хроматический контраст, который придает изображению объем. Новый режим CLASSIC Neg помогает заново пережить моменты детства, даря удовольствие от процесса съемки, каким вы его помните». А я просто скажу, что это лучший цветовой профиль, который я когда-либо видела в цифровой камере. Без шуток, мне порой приходилось усилием воли переключаться в другие режимы, напоминая себе, что я все-таки тестирую камеру, а не просто снимаю для собственного удовольствия, потому что эти цвета завораживают меня. Разумеется, это вкусовщина. Но тут Fujifilm просто взяла и попала в самое сердце. Этот профиль, кстати, смотрится отлично в сочетании с эффектом пленочного зерна. Ниже просто покажу несколько примеров для желающих разделить мою любовь к холодным теням и розоватым светам:

Также из пленочных профилей отмечу ACROS — это черно-белый режим с высоким контрастом, к которому также можно применить эффект желтого, красного или зеленого цветового фильтра, таким образом дополнительно влияя на контраст изображения. Черно-белая пленка — это безусловная классика, и многие сюжеты, главным образом жанровые сцены или сцены с жестким светом смотрятся особенно выразительно в таком варианте.

Опять же, для пущей атмосферности рекомендую экспериментировать с наложением эффекта пленочного зерна (для удобства доступа я вынесла эту опцию на одну из программируемых кнопок). Можно регулировать эффект зернистости: сильный или слабый, крупное зерно или мелкое. Если вы давно с завистью засматривались на концептуальные черно-белые арт-фотографии мастеров пленочной съемки — это ваш шанс прикоснуться к прекрасному. Суррогат? Да. Вдохновляет и заставляет мозг работать немного иначе? Тоже да.

 
 

Примеры использования эффекта зернистости

Еще один способ разнообразить черно-белые снимки — добавить тонирование. При использовании режимов черно-белой пленки в меню активируется вкладка «Монохромный цвет», и, перемещаясь джойстиком по цветовому полю, фотограф может выбрать любой из десятков оттенков, которые помогут подчеркнуть нужное настроение в кадре. Опция рассчитана на неспешную съемку и довольно специфична, но «поиграть» с ней интересно:

 

Примеры использования функции «Монохромный цвет»

Снимать сразу с выбранным пленочным профилем или применить его же позже, при обработке RAW, — безусловно, выбор каждого фотографа. Второй вариант, пожалуй, проще и логичнее, но отчего-то есть особое удовольствие от того, что видишь «тот самый» цвет уже в процессе. Впрочем, поскольку производитель сам же призывает нас не отвлекаться на просмотр кадров, не знаю, насколько это будет актуально для тех, кто работает через оптический видоискатель.

Если вы хотите видеть максимально естественную, приближенную к реальности картинку — можно не мудрствовать лукаво и снимать в режиме моделирования пленки Provia (стандартный). Автоматически выставляет баланс белого Fujifilm X-Pro3 вполне корректно.

 

Для любителей более радикально влиять на характер снимка в камере есть и художественные фильтры — по умолчанию они находятся в меню, вызываемом кнопкой DRIVE. Всего их тринадцать, причем шесть из них — это черно-белые фильтры с возможностью выделить на снимке только один цвет. В предыдущих статьях (например, в обзоре FujifilmX-A7) я уже писала, что это довольно специфическая опция, которая работает успешно лишь в ограниченных условиях: когда в кадре есть только один объект нужного нам чистого цвета, и другие объекты не содержат его примесей. В большинстве же случаев получается что-то в этом духе:

Если удачно подключить фантазию, можно найти подходящее применение художественным фильтрам, но слишком увлекаться ими я бы не советовала, так как изображение получается далеким от естественности.

 
 

Примеры съемки с художественными фильтрами

По соседству с фильтрами в меню есть также хорошо знакомый пользователям камер Fujifilm режим многократной экспозиции. Здесь он реализован весьма качественно: есть возможность объединить аж 9 кадров и выбрать алгоритм их наложения.

Пример съемки в режиме мультиэкспозиции

Пример съемки в режиме мультиэкспозиции

В целом съемка на Fujifilm X-Pro3 — весьма увлекательный процесс. Если проникнуться всеми фишками камеры и отойти от привычного «главное, чтобы фокус на месте и экспозиция верная, а все остальное докручу в редакторе», начинаешь действительно немного под другим углом смотреть на съемочный процесс и смаковать его. Конечно, такой подход не для всех фотографов и не для всякой съемочной ситуации — он для энтузиастов, а не для профи, которые работают на скорость.

⇡#Автофокус, серийная съемка и буфер

Первый раз камера поразила меня, когда за доли секунды выхватила лицо пассажира трамвая, на полной скорости проезжающего мимо, за бликующим окном. «Вот это да! — подумала я. — Вот это заявка на победу».

 
 

Камера очень хорошо справилась с распознаванием лиц и фокусировкой на них. Съемочная ситуация сложная: трамваи в движении, люди далеко и за бликующими окнами

Системой распознавания лиц и глаз в наше время уже никого не удивишь — это чрезвычайно полезная опция для любого фотографа, снимающего людей. Для активации распознавания лиц необходимо выбрать широкую область фокусировки. При распознавании глаз фотограф может самостоятельно задать приоритет фокусировки по правому либо левому глазу или же доверить выбор автоматике. Задать приоритет конкретного лица (что бывает актуально, например, при репортажной съемке, когда надо сделать акцент на конкретном участнике события) камера не позволяет. X-Pro3 действительно моментально обнаруживает лицо в кадре и, как правило, фокусируется на ближнем глазу, если не указано иное. При статичной съемке портретов никаких проблем с фокусировкой у меня не возникало как при хорошем освещении, так и в более сложных условиях.

Сложное освещение не сбило автоматику с толку, распознавание глаз сработало отлично

Сложное освещение не сбило автоматику с толк

Полный текст статьи читайте на 3DNews