Обзор беззеркальной фотокамеры Leica SL2: крупная форма

Leica SL2 появилась на свет спустя четыре года после первой модели в новой серии полнокадровых беззеркалок производителя, Leica SL. Основанная на свежем байонете, разработанном совместно с Panasonic и Sigma, она вышла в невиданном для компании сегменте автофокусных беззеркалок со сменной оптикой, рассчитанных на фотографов-профи, которые ранее дел с техникой Leica могли и не иметь.

За эти четыре года в мире фототехники произошло много событий: беззеркалки окончательно доказали свою состоятельность и утвердили позиции на рынке, стремительно отвоевывая ведущее положение у зеркальных камер, производители наперебой выпускали свои модели, поражающие воображение как количеством мегапикселей, так и другими техническими характеристиками. Leica взяла длительную паузу, но и обновление получилось действительно солидным.

⇡#Основные особенности. Отличия от предыдущего поколения

Разумеется, первое, что обращает на себя внимание — это увеличенное почти в два раза разрешение сенсора. Leica SL2 имеет полнокадровую CMOS-матрицу разрешением 47,3 мегапикселя, что ставит ее в один ряд с такими моделями как Panasonic Lumix S1R (аналогичное разрешение) или Nikon Z7 (разрешение 45,7 мегапикселей). У предыдущей модели SL разрешение матрицы составляло всего 24 мегапикселя. Большое разрешение дает нам много преимуществ: новый уровень детализации, возможности для кадрирования и печати снимков большим форматом. В то же время стоит помнить о том, что при равном размере сенсора у SL выходит больше площадь каждого пикселя, а, значит, на каждый пиксель попадает больше света, что в теории дает меньше шума при съемке на высоких значениях ISO. Посмотрим, как в этом плане проявила себя Leica SL2, ниже. Что осталось неизменным, так это отсутствие на сенсоре низкочастотного (антимуарного) фильтра. Это позволяет повысить резкость и уровень детализации, но в то же время увеличивает вероятность появления муара в некоторых сценах.

Leica SL2 получила новое поколение процессоров Leica Maestro series — Maestro III. Вместе с этим камера оказалась оснащена системой внутренней стабилизации изображения по 5 осям. В этом смысле SL2 «догнала» всех основных конкурентов.

А вот про фокусировку такое сказать нельзя: в камере используется контрастный автофокус с 225 датчиками. По современным меркам это, мягко говоря, не предел: например, у Sony α7R IV мы видим 567 точек фазового АФ в компании с 425 точек контрастного АФ. При этом по сравнению с первым поколением линейки SL прирост, безусловно, огромный — там использовалось только 45 датчиков контрастного АФ.

В том, что касается скорости серийной съемки, SL2 идет в ногу со временем: доступна съемка со скоростью до 10 кадров в секунду с механическим затвором с фокусировкой по первому кадру и до 6 кадров в секунду с механическим затвором со следящей фокусировкой. Но есть еще и важный бонус — возможность снимать до 20 кадров в секунду с электронным затвором.

Отдельного внимания заслуживают возможности видеосъемки: во-первых, в камере есть необычный для неспециализированных видеокамер режим Cine со спейифическим набором настроек – он, скорее всего смутит новичка, но заинтересует тех, кто имел (или хотел бы иметь) дело с профессиональными кинокамерами. Во-вторых, камера способна снимать видео в режиме 5K (4992 × 3744) с соотношением сторон 4:3, что тоже довольно необычно. В-третьих, вполне серьезные возможности 4К-съемки: 60 кадров в секунду, битрейт 150 Мбит/с, 4:2:2, 10 бит. 

В чем-то, однако, новинка  Leica чурается современных тенденций — речь сейчас идет о ее экране. Его разрешение выросло в два раза по сравнению с прошлой моделью, а вот механизм остался статичным, в то время как фирмы-конкуренты давно пришли к тем или иным типам наклонной конструкции. Электронный видоискатель по своим размерам и разрешению при этом выглядит очень внушительно.

Обращает на себя внимание сходство характеристик Leica SL2 и Panasonic Lumix S1R, но говорить о том, что новинка Leica представляет собой просто перелицованный (и слегка доработанный) прошлогодний фотоаппарат Panasonic, как в случае с компактами Lux-серии, нельзя. В данном случае есть как многочисленные сходства (Leica очевидно использует наработки своих партнеров по альянсу L-mount), так и заметные отличия, которые касаются как эргономики, так и обработки изображения, и используемых носителей памяти, и так далее. Цена аппарата при этом традиционно для  Leica высокая: на момент написания обзора она составляла 449 тысяч рублей, тогда как камеры-конкуренты стоят в среднем стоят на 200 тысяч дешевле (тот же Panasonic Lumix S1R стоит сейчас 264 990 рублей). Что ж, возможно, мы найдем оправдание этой разнице, познакомившись с камерой поближе?

Leica SL2 Leica SL Panasonic S1R Nikon Z7 Sony α7R IV
Сенсор изображения 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр)
Эффективное разрешение сенсора 47,3 мегапикселя 24 мегапикселя 47,3 мегапикселя 45,7 мегапикселя 61 мегапиксель
Стабилизатор изображения 5-осевой Нет 5-осевой 5-осевой 5-осевой
Байонет Leica L Leica L Leica L Z Nikon Sony E
Формат фото JPEG (EXIF 2.31, DCF 2.0), RAW (DNG) JPEG (EXIF 2.31, DCF 2.0), RAW (DNG) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW)
Формат видео MOV, MP4 MOV, MP4 AVCHD, MP4 MOV, MP4 XAVC S, AVCHD 2.0, MP4
Размер кадра До 8368 × 5584 пикселей До 6000 × 4000 пикселей До 8368 × 5584 пикселей До 8256 × 5504 пикселей До 9504 × 6336 пикселей
Разрешение видео До 4096 × 2160, 60p До 4096 × 2160, 25p До 3840 × 2160, 60p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p
Чувствительность ISO 100–50000 с возможностью расширения до 50 ISO 50–50000 ISO 100–25 600 с возможностью расширения до 50–51 200 ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400
Затвор Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный – до 1/40000
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный – до 1/16000;
длительная выдержка (Bulb) 
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный – до 1/16000;
длительная выдержка (Bulb) 
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
длительная (Bulb)
Скорость серийной съемки До 10 кадров в секунду с механическим затвором с фокусировкой по первому кадру; до 6 кадров в секунду с механическим затвором со следящей фокусировкой; до 20 кадров в секунду с электронным затвором До 11 кадров в секунду с механическим затвором с фокусировкой по первому кадру; до 7 кадров в секунду с механическим затвором со следящей фокусировкой До 9 кадров в секунду До 9 кадров в секунду до 10 кадров в секунду
Автофокус Контрастный, 225 точек Контрастный, 529 точек Контрастный, 225 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 493 точки Гибридный, 567 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ
Экспозамер, режимы работы TTL-датчик: центровзвешенный, точечный, матричный TTL-датчик: центровзвешенный, точечный, матричный Сенсорная система с 1728 точками: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области
Экспокоррекция ±3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ±3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Встроенная вспышка Нет, X-синхронизация
1/250 с
Нет, X-синхронизация
1/250 с
Нет, X-синхронизация
1/320 с
Нет, X-синхронизация
1/200 с
Нет, X-синхронизация
1/250 с
Автоспуск 2/12 с 2/12 с 2/10 с 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров)
Карта памяти Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I, один совместим с картами UHS II Два слота: XQD и SD типа UHS-II Слот для XQD/CF-Express Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II
Дисплей Cенсорный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек Сенсорный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,04 млн точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн точек
Видоискатель Электронный (OLED, 5,76 млн точек) Электронный (OLED, 4,4 млн точек) Электронный (OLED, 5,76 млн точек) Электронный (OLED, 3,69 млн точек) Электронный (OLED, 5,7 млн точек)
Интерфейсы USB Type-C (USB 3.1), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона microUSB (USB 3.0), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона USB Type-C (USB 3.1), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, GPS, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, NFC, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор Leica BP-SCL4, 13,39 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор Leica BP-SCL4, 13,39 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор DMW-BLJ31, 23 Вт·ч (3050 мА·ч, 7,4 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В)
Габариты 146 × 107 × 42 мм 147 × 104 × 39 мм 149 × 110 × 97 мм 134 × 101 × 68 мм 128,9 × 96,4 × 77,5 мм
Масса 835 граммов (без аккумулятора и карт памяти) 847 граммов (без аккумулятора и карт памяти) 1020 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 665 граммов (с аккумулятором и картой памяти)
Актуальная цена 449 250 рублей за версию без объектива (body) 442 500 рублей за версию без объектива (body) 264 990 рублей за версию без объектива (body), 308 990 рублей за версию с объективом 24-105mm f/4 214 990 рублей за версию без объектива (body), 259 000 рублей за версию с объективом 24-70mm f/4 249 990 рублей за версию без объектива (body)

⇡#Дизайн и эргономичность

Leica SL2 производит очень солидное впечатление с ходу. Если эргономические решения могут стать предметом споров, тому, что камера исполнена очень качественно, едва ли кто-то возразит. Все в этой камере — от того, как нажимаются кнопки и вращаются диски до исполнения видоискателя и крышечек — вызывает тактильное удовлетворение и уважение к разработчику. Это дорогая вещь, и она выглядит и ощущается таковой. 

SL2 – аппарат весьма тяжелый для своего класса, который весит 835 граммов без аккумулятора и карт памяти. С аккумулятором она и вовсе потянет на килограмм — обманываться таблицей характеристик, где Panasonic Lumx S1R весит на 150 граммов больше, не стоит — японцы указывают полный вес камеры, в отличие от немцев. С учетом столь же габаритной и тяжелой оптики нагрузка получается большая: камеру с тремя выданными на тест объективами мне было нелегко просто носить пару часов по городу. А ведь это даже не полный набор оборудования фотографа, скажем, на свадьбе. Конечно, все очень зависит от спортивной подготовки, и сильному мужчине такая «приятная тяжесть» может быть и не доставит особых хлопот, но меня одна интенсивная часовая фотосессия с ребенком, — когда нужно постоянно приседать, отбегать и так далее  — физически утомила даже при том, что я работала с одним объективом 50 мм. Полноценный съемочный день с этим аппаратом был бы для меня действительно серьезным испытанием. Это не та беззеркалка, которую выгодно отличают габариты и вес.

Что касается дизайна, Leica придерживается концепции минимализма. Камера исполнена в полностью черном цвете, единственный цветной элемент — фирменный красный логотип компании. Корпус — цельнометаллический, выполненный из алюминия и магния. Большая  часть корпуса покрыта нескользким материалом, причем он исполнен более графично, чем обычные покрытия камер, имитирующие фактуру кожи.

Еще одно проявление минимализма — возле органов управления практически нет надписей и пиктограмм. Подписаны лишь три кнопки сзади и рычаг включения/выключения камеры. Для меня это не было проблемой: запомнить, какой орган управления за какую функцию отвечает — не сложно, тем более, когда назначаешь их сам.

Разумеется, у такого серьезного аппарата как Leica SL2 есть защита от погодных условий: камера не боится водных брызг и пыли. Эксплуатировать ее можно при температурах от минус 10 до плюс 40 градусов Цельсия (по факту можно и при более низких температурах, конечно). Оснащены защитой и объективы линейки SL. Теперь посмотрим детальнее, как устроена эргономика камеры.

На левом ребре под прорезиненной крышкой расположены разъемы для подключения наушников и микрофона, а также порт HDMI (полноразмерный!) и, под отдельной мини-крышкой — порт USB Type-C.

 

На правом ребре находятся отсеки для двух карт памяти. Камера поддерживает карты UHS-II (рекомендованы к использованию), а также UHS-I, SD/SDHC/SDXC.

 

Спереди мы видим байонет Leica L с кнопкой высвобождения объектива. Байонет совместим со всеми объективами, поддерживаемыми альянсом производителей L-Mount (Panasonic, Leica, Sigma). С помощью специальных переходников Leica SL2 также можно использовать с более ранними объективами Leica. Справа от байонета — две кнопки: нижняя отвечает за переключение режима автофокуса, верхняя — зуммирует область фокусировки. Мне было достаточно удобно дотягиваться до них средним пальцем, хотя это и несколько непривычное место для органов управления камеры. Слева вверху — лампа подсветки автофокуса. Leica SL2 оснащена большим и удобным выступом для хвата правой рукой, что важно для столь тяжелого аппарата.

Снизу, как и почти у всех фотокамер, находится аккумуляторный отсек. Исполнен он, однако, довольно оригинально. Для того, чтобы высвободить элемент питания, нужно нажать на рычажок рядом с ним, а затем дополнительно — на саму батарею. Дело в том, что в конструкции SL2 аккумулятор и закрывающая его крышка — единый элемент, и для того, чтобы батарея не выпала случайно, была придумана такая двухступенчатая последовательность действий. Далее расположена контактная площадка для многофункциональной рукоятки и штативное гнездо.

 

Сверху, слева направо, располагаются: «горячий башмак», черно-белый монитор, отображающий актуальные настройки камеры, кнопка спуска, селекторый диск (отвечает за ввод выдержки/экспокоррекции), две программируемые кнопки.

На задней панели сверху мы видим следующие органы управления: селектор включения-выключения камеры, еще одну программируемую кнопку, многофункциональный джойстик, второй селекторный диск (его можно не только вращать, но и нажимать на него, как на кнопку; отвечает за ввод значения диафрагмы, при нажатии — за смену режимов съемки). Слева от экрана — три кнопки: Play, Fn и Menu, которые, соответственно, отвечают за просмотр файлов, выбор формата отображения информации на экране и вызова меню. Там же — два индикатора. Также, разумеется, здесь находятся сам экран и видоискатель — о них мы поговорим подробнее ниже.

Несмотря на то, что органов управления у камеры не так уж много, возможности их настройки впечатляют. Один и тот же орган управления может выполнять различные задачи не только в зависимости от текущего режима съемки, но и, например, в зависимости от того, автофокусной или мануальной оптикой вы в данный момент пользуетесь. Для начинающего фотографа такой метод управления камерой покажется сложным, но какова вероятность того, что SL2 попадет в руки новичку? Опытный профессионал уже знает, что ему нужно от аппарата в разных ситуациях, поэтому сможет настроить новинку Leica «под себя». Мне трудно охарактеризовать эргономику камеры как однозначно удобную или однозначно неудобную. Она специфическая, но видно, что здесь нет случайного выбора элементов, общая логика прослеживается сразу.

⇡#Дисплей и видоискатель

ЖК-экран Leica SL2 немного увеличился по сравнению с предыдущей моделью SL: если раньше его диагональ составляла 3 дюйма, то теперь — 3,2 дюйма. Разрешение экрана — 2 100 000 точек. К сожалению, неизменным остался другой ключевой параметр — дисплей все еще не имеет наклонного/поворотного механизма, он полностью статичен, что в наши дни представляется анахронизмом. Экран защищен прочным стеклом от царапин и оснащен сенсорной поверхностью. Изображение на дисплее — четкое, насыщенное, мне было вполне комфортно визироваться по нему даже в солнечный день.

Видоискатель камеры, на мой взгляд, заслуживает всяческих похвал. Во-первых, он очень удобно исполнен — на нем есть большой круглый наглазник, который делает работу тактильно комфортной. Во-вторых, качество самого изображения — на самом высоком уровне: картинка четкая, контрастная, не мерцает.  Разрешение видоискателя существенно выросло по сравнению с предыдущим поколением: с 4 400 000 до 5 760 000 точек. Частота обновлений — 120 кадров в секунду (можно установить меньше — 60 кадров в секунду, в этом случае понизится энергопотребление камеры), увеличение 0,78х. Пользователь может выбрать степень чувствительности датчика глаза для автоматического переключения между экраном и видоискателем. Я предпочитаю низкую чувствительность, чтобы режим съемки через видоискатель случайно не включался от малейшего движения возле него. Также можно отрегулировать цветовой баланс изображения в видоискателе с помощью специальной шкалы в меню камеры. Аналогичный видоискатель используется и на модели Panasonic Lumix S1R.

⇡#Интерфейс

Меню Leica SL2 — еще одна весьма необычная отличительная черта камеры. Подобной логики интерфейса мы не увидим ни у кого из конкурентов., из-за чего он поначалу покажется непривычным, но со временем к нему несложно привыкнуть. Нажимая на кнопку Menu, мы первым делом оказываемся на странице быстрого меню, где собраны наиболее востребованные настройки (разные для режимов фото и видео). К минусам я отнесу то, что быстрое меню фиксировано и не поддается редактированию со стороны пользователя — то есть производитель решил за фотографа, какие функции он должен считать основными.

 

Для выхода в основное меню необходимо нажать нижний правый значок. В основном меню — шесть страниц, перемещение между ними осуществляется с помощью нажатия кнопки  Menu — вот к этому мне было трудно привыкнуть, я постоянно пыталась сменить страницу с помощью джойстика или селекторного диска. Сенсорное управление доступно лишь в быстром меню, в основном его нет. Перемещение внутри подпункта меню осуществляется с помощью джойстика: движение вниз, соответственно, листает список, движение вправо — раскрывает соответствующий пункт в новом окне.

Меню полностью русифицировано, но некоторые пункты переведены довольно спорно: например, меня ввела в недоумение формулировка «Настройка прямого доступа» — на деле это настройки органов управления.

Галерея меню

⇡#Беспроводные соединения

Как и все современные камеры, Leica SL2 оснащена возможностями беспроводного соединения с внешними устройствами. В камере появилась функция Bluetooth, которой не было у первого поколения модели. Для связи со смартфоном вам понадобится мобильное приложение Leica FOTOS. Базовая версия приложения — бесплатная, для доступа к полному набору функций придется оформить платную подписку. Я опробовала только бесплатную версию приложения. Отмечу, что сопряжение с камерой шло очень медленно (использовался смартфон на Android, но приложение также есть и для iOS), а само приложение не русифицировано, что делает приложение не слишком удобным.

⇡#Камера в работе

В качестве прелюдии - небольшое лирическое отступление. Так случилось, что камера  Leica SL2 попала ко мне на тест непосредственно перед началом периода самоизоляции. На случай, если эту статью будет читать кто-то в отдаленном будущем, напомню: был такой период в жизни нашей страны весной 2020 года, когда гражданам строго рекомендовалось выходить из дома только в случае крайней необходимости, все публичные мероприятия были отменены, а общественные пространства — закрыты. Мягко говоря, не лучший расклад для человека, задача которого — протестировать фототехнику в максимально разнообразных условиях и ситуациях. Увы, мне не удалось поснимать полноценный репортаж или любимые жанровые/городские зарисовки на SL2, устроить съемку в фотостудии, да и набор пейзажей был ограничен парой близлежащих лесов — но я попыталась создать определенную вариативность сюжетов в ограниченных условиях, чтобы составить более полное впечатление о камере. Допускаю однако, что пусть не объективные данные, но субъективные впечатления могли бы быть иными, если бы мне удалось использовать камеру «на полную катушку».

 

А теперь к делу. Камера ко мне на тест попала с тремя новыми объективами системы Leica SL: Leica Vario-Elmarit-SL 24–90 mm f/2,8–4 ASPH, Leica Summilux-SL 50 mm f/1,4 ASPH и Leica APO-Vario-Elmarit-SL 90–280 mm f/2,8–4. Последний телезум, к слову, весит 1,7 кг, а длина его (почти 24 см) в сочетании с камерой создает весьма внушительной даже чисто визуально комплект:

Из небольших нюансов работы: при включении и выключении камера время от времени «подвисала» на пару секунд или даже дольше. В остальном же аппарат работал без сбоев, четко реагируя на все команды. 

Максимальный размер снимка  с SL2 — 8368 × 5584 пикселей, объем файла в DNG формате — порядка 80-90 Мбайт. Такие параметры предъявляют серьезные требования к системе хранения и обработки данных. Условно говоря, старенький ПК или свежий, но маломощный ноутбук просто не потянут работу со столь большими массивами, это важно иметь в виду при покупке подобного аппарата.

⇡#Съемка в JPEG

Разумеется, камеры такого класса как  Leica SL2 рассчитаны в первую очередь на профессиональных фотографов. Лишним подтверждением этому служит наличие в камере всего четырех режимов съемки: P, A, S, M. «Зеленой зоны» здесь нет, равно как и нет, само собой, никаких сюжетных программ — это прерогатива любительской техники. А раз так, значит подразумевается съемка в RAW и последующая обработка снимков. Однако оценить качество работы в JPEG тоже важно – ведь, например, у репортажных фотографов часто стоит задача выкладывать снимки незамедлительно.

Первое, что обращает на себя внимание при рассматривании снимков — это уровень детализации. Он действительно впечатляет. Особенно, разумеется, раскрывается это на минимальных значениях ISO. По ощущениям,  Leica SL2 в этом плане сравнима с Sony α7R IV (разумеется, принимаем во внимание разницу в разрешении: Sony с ее 61 пикселями на данный момент рекордсмен среди полнокадровых моделей).

 

F/ 6.3, 1/200, ISO 50. Съемка со вспышкой. Слева оригинал изображения, справа — кроп, по которому можно оценить, насколько высок уровень детализации

Студийным, рекламным, предметным фотографам такая проработка деталей наверняка придется по душе (не берем в расчет то, насколько тщательная ретушь требуется подобным снимкам — это другая история).

Несомненный плюс большого разрешения снимков — это широкий простор для маневра при  кадрировании. В ситуациях, когда нет возможности при съемке подойти ближе и надо обрезать лишнее или же в ситуации, когда при пост-просмотре кадров вы решили сделать композицию более тесной или вовсе акцентировать какой-то небольшой элемент, возможность без существенных потерь в качестве радикально кадрировать фото очень ценна.

На случай же, когда вы уверены, что к существенному кадрированию прибегать не придется, не нуждаетесь в специфических широкоугольных эффектах и хотите сэкономить место на носителях, можно переключить камеру в режим съемки APS-C – в этом случае вы получите снимок разрешением 20,2 мегапикселя (5504 × 3664).

 

Два кадра сняты с одной точки на одинаковом фокусном расстоянии 90 мм. Первый в оригинальном формате матрицы (35 мм), второй — в режиме APS-C

Для удобства пользователя предусмотрены, разумеется и разные варианты по соотношению сторон кадра. Это бывает полезно в различных специфических случаях. Если, допустим, вам надо снять что-то с прицелом на инстаграм, удобно сразу выставить формат 1:1, чтобы не «зажать» композицию при кадрировании. Разумеется, если вы снимаете в RAW, полноформатный вариант также будет доступен.

Съемка с соотношением сторон кадра 1:1

Съемка с соотношением сторон кадра 1:1

Цвет — всегда субъективная тема и в плане восприятия, и в плане вкуса. Для себя я отметила проблемы с цветом при съемке портретов в тени (применялся автоматический баланс белого): кожа имеет выраженный холодный красный оттенок.

При съемке в солнечную погоду все значительно лучше.

В целом, цвета снимков достаточно приятные — смотрятся естественно и в меру насыщенно.

В плане возможностей внутрикамерной модификации снимков производитель тоже пошел по пути минимализма. Здесь нет изобилия творческих фильторов или эффектов, к которому мы привыкли на аппаратах менее «серьезного» уровня. Только пять стилей съемки: стандартный, яркий, натуральный, монохром и монохром с высоким контрастом. Дополнительно можно настроить каждый стиль по насыщенности, резкости и контрасту по шкале от -2 до +2. Очевидно, что упор все-таки делается на постобработку, поэтому Leica не стала насыщать  свою новинку опциями которые, скорее всего, так и останутся без внимания профессионалов. У меня на этом месте срабатывает непонятная мне самой жадность: вроде бы и не надо, а вот у других-то (того же Panasonic Lumix S1R) функций больше!

⇡#Съемка в RAW, динамический диапазон

Рассмотрим несколько примеров из практики, чтобы оценить потенциал RAW-файлов. Я взяла несколько сюжетов с большим перепадом яркостей и обработала их в программе Adobe Camera RAW.

Снимок ниже снят на закате против солнца, оригинал в JPEG смотрится явно плохо: лицо в сильной тени, задний план пересвечен. Обработка позволила высветлить тени, таким образом акцентировав модель. С пересвеченным фоном однако чудес не произошло: снимать подобные сюжеты без дополнительной подсветки — не лучшая идея

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

В следующем примере ползунки светов и теней раздвинуты на максимум. Удалось привести снимок в лучший баланс, однако тени все еще слишком глубокие. При осветлении теней закономерно появляется шум. На снимках, сделанных на низкой светочувствительности, как на этом, он не сильно бросается в глаза, однако нельзя сказать, что совсем не заметен. Общая экспозиция кадра при обработке не повышалась, чтобы не потерять детали неба:

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

Ниже — еще несколько примеров обработки снимков с  Leica SL2. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу.

Скачать RAW-файлы (601 Мбайт)

По  моим впечатлениям, SL2 не демонстрирует прорывного динамического диапазона. Света и тени тянутся умеренно, сюжеты с действительно сильным контрастом, снятые одним кадром, привести в полный баланс не получится. Если при выставлении экспозиции опираться на самые светлые участки — запаса информации в тенях может не хватить.

⇡#Стабилизатор

Появление в Leica SL2 внутренней системы стабилизации изображения — безусловно, одно из ключевых новшеств в рамках серии. Как и у всех основных конкурентов по классу — Nikon Z7, Sony a7R 4, Panasoniс S1R — здесь используется стабилизация по пяти осям. Стабилизатор последней камеры в свое время меня действительно очень впечатлил, и от SL2 я ожидала не худшего результата. Производитель обещает эффективность стабилизатора в 5, 5 стопа и камера соответствует ожидаениям. При съемке статичных сцен с рук стабилизатор действительно здорово выручает и позволяет сильно снизить значение светочувствительности.

Например, на следующем снимке использована выдержка  1/3, что позволило подчеркнуть движение в кадре, изобразив автомобиль смазанным на фоне резкого окружения.

Фокусное расстояние — 32 мм, выдержка 1/3

Стабилизатор полезен и тогда, когда при съемке с рук хочется использовать закрытую диафрагму, на поднимая ISO до верхних значений.

Фокусное расстояние — 27 мм, выдержка 1/3, f/10, ISO 6400. Стабилизатор здесь позволил закрыть диафрагму и получить эффектные лучи вокруг источников света, сохраняя приличное качество снимка

Фокусное расстояние — 27 мм, выдержка 1/3, f/10, ISO 6400. Стабилизатор здесь позволил закрыть диафрагму и получить эффектные лучи вокруг источников света, сохраняя приличное качество снимка

Некоторые сюжеты просто невозможно было бы снять с рук без стабилизатора. Например, снимок ниже сделан на выдержке 1/2. Если исходить из классической формулы расчета выдержки, то здесь, при фокусном расстоянии 52 мм, она должна была бы равняться хотя бы 1/50. Теперь посчитайте, насколько пришлось бы повысить значение ISO. Здесь же значение светочувствительности вполне умеренное — ISO 3200.

Мне удавались резкие кадры и на большем фокусном расстоянии.

Фокусное расстояние — 84 мм, выдержка 1/3

Фокусное расстояние — 84 мм, выдержка 1/3

В целом, система стабилизации показала себя очень эффективно, и действительно очень помогает в работе. Увы, это актуально только для статичных сцен, где значение выдержки не играет принципиальной роли.

Также доступна привычная уже по многим камерам-конкуренткам система съемки с повышенным разрешением за счет сдвига сенсора при многокадровой экспозиции: при установке Leica SL2 на штатив можно делать снимки разрешением 187 мегапикселей.

⇡#Автофокус, серийная съемка и буфер 

Первое же знакомство с характеристиками автофокуса  Leica SL2 вызвали у меня определенную тревогу. 225 точек контрастного автофокуса — звучит не очень-то серьезно для камеры подобного класса в 2020 году. Аналогичную систему фокусировки мы наблюдаем и у модели Panasonic Lumix S1R, и там она показала себя не идеально. Другим не слишком радостным открытием стало то, что у камеры отсутствует система распознавания глаз: лицо человека она распознавать может, а вот конкретно глаза — нет. Для меня, как портретного и, в частности, детского фотографа, это существенный недостаток. К слову, в том же S1R предусмотрено и распознавание глаз, и даже распознавание животных — последнее, правда, работает не идеально, но все-таки, согласитесь, несколько странно, что камера, которая стоит почти на 200 тысяч меньше, умеет больше. 

Из интересных моментов — фирменные профили автофокуса, задача которых — облегчить съемку, «подсказав» камере, какой именно сюжет, или точнее — тип движения, мы в данный момент снимаем. Будет ли это, например, движение по заданной траектории или же внезапные смены направления. Таких профилей четыре: «Дети/Домашние животные», «Командный спорт», «Бегуны», «Дикие животные». Каждый из профилей также можно дополнительно настроить по трем параметрам: чувствительность к дистанции, горизонтальное движение, изменение направления.

Но перейдем к практике. Детская съемка. Ребенок постоянно в движении, наша задача — поймать живой динамичный момент и фокус на глазах. В настройках выбран соответствующий профиль автофокуса и режим распознавания лиц. Камера быстро определяет человека в кадре, обводя его соответствующей рамкой. На части кадров фокус корректный, на глазах, но все же и промашек немало.

   

Промахи автофокуса при съемке детей случаются у любой камеры, но все же система распознавания глаз эффективно позволяет снизить процент брака. У Leica SL2 результат нестабильный — часть кадров, как первый, сфокусирована верно, на некоторых (второй) резкость «съехала» едва заметно, но нередко случается и выраженный брак (третий кадр)

Съемка при слабом освещении. Вот здесь Leica SL2 показала себя не с лучшей стороны. При попытке снять портрет в полумраке с выносной вспышкой или при свете свечей я замучилась добиваться фокусировки на модели. Подсветка автофокуса помогала слабо. В конечном итоге камера все-таки находила модель и «цеплялась» за лицо, но из-за этого съемка шла медленно. Съемка с ручным фокусом, кстати, тоже не принесла отличного результата: камера подчеркивает зону фокусировки (ближний глаз) при помощи системы focus peaking, но на итоговом фото резкость оказывается немного не там.

Съемка ночного пейзажа с рук — тоже с трудом выполнимая задача для этой фотокамеры. Да, ситуация действительно сложная, из источников освещения только луна и звезды, вроде бы не стоит ждать от аппарата чудес. Но в качестве наглядного примера я просто покажу снимок сделанный в одном месте в одно время с Leica SL2 и с топового смартфона. Разумеется, если у вас есть штатив и вы умеете объединять кадры в специальных программах, можно добиться превосходных результатов и с профессиональным аппаратом. Но я говорю про другую ситуацию. Смартфоном «на бегу» без специальной подготовки можно сделать симпатичную картинку для своих соцсетей, а лучшие фотокамеры по-прежнему игнорируют технологии объединения многокадровых экспозиций и продвинутой внутрикамерной обработки.

     

Первые 2 фото сделаны на Leica SL 2. Добиться лучшего результата за несколько минут попыток мне не удалось. Следующие два кадра сделаны на смартфон практически с первой попытки (первый кадр полностью с рук, второй

Полный текст статьи читайте на 3DNews