Обнаружена самая близкая к Земле черная дыра

Всего в 1000 световых лет находится ближайшая к Солнечной системе черная дыра. Она имеет массу, равную по меньшей мере четырем солнцам, однако она совершенно невидима даже для самой мощной обсерватории. Ее обнаружили благодаря двум звездам-компаньонам, которые вращаются вокруг нее. Их даже можно увидеть невооруженным глазом без помощи телескопа или бинокля.

Художественное представление системы HR 6819 с орбитальной траекторией недавно обнаруженной черной дыры. Она выделена красным. Фото: newatlas.com

Черная дыра находится в системе из трех тел под названием HR 6819. Она состоит из двух ярких звезд, которые сливаются в один поток света и могут быть замечены наблюдателями в ясную ночь на небе в Южном полушарии, и самой черной дыры Найденный объект примерно в три раза ближе, чем следующая ближайшая известная черная дыра, V616 Monocerotis.

Новая черная дыра не излучает никакого света, поэтому открытие ученых стало счастливой случайностью. Изначально они искали двойную систему и хотели провести подробные наблюдения за ней. Звезды видны невооруженным глазом, потому что они примерно в шесть раз массивнее Солнца, что делает всю систему довольно яркой. При этом она находится относительно близко к нашей планете. Исследователи хотели выяснить, почему одна из звезд вращается быстро, а вторая наоборот, сильно медленно. Тогда они поняли, что там на самом деле три космических объекта.

Команда исследователей использовала спектрограф FEROS, установленный на 2,2-метровом телескопе MPG / ESO в Чили. Они наблюдали за HR 6819 в течение нескольких месяцев. Проанализировав свои результаты, астрономы поняли, что две видимые звезды, казалось, вращаются вокруг огромного невидимого объекта. Отслеживая движения звезд, они смогли подтвердить, что одна звезда находится в непосредственной близости от черной дыры, и производит вращение вокруг нее каждые 40 дней, а другая звезда движется по гораздо более отдаленной орбите вокруг этой пары.

Ниже представлена анимация орбиты и движения объектов в тройной системе HR 6819.

Открытие особенно интересно, потому что этот «невидимый объект» намекает на «существование целой популяции тихих черных дыр», согласно исследованию, опубликованному в журнале Astronomy & Astrophysics. «Громкие» или активные черные дыры излучают свет из-за близких приливных взаимодействий со звездами или газовыми облаками. Скрытые черные дыры слишком темные, что делает их чрезвычайно трудными для обнаружения.

Авторы исследования считают, что многие другие черные дыры планетарной массы могут также скрываться в системах, которые кажутся двойными. И теперь научное сообщество будет лучше знать, где их искать и на какие особенности обращать внимание.

Новое исследование не только проливает свет на существование этих тихих черных дыр, но также может помочь ученым лучше понять космические колебания, которые производят гравитационные волны — они представляют собой пульсации или рябь в ткани пространства-времени. Большинство из этих волн образуется в результате слияния двух черных дыр. Наблюдая за этими скрытыми гигантами, астрономы могут также получить новые данные о создании и эволюции звезд, которые проходят через гравитационный коллапс. Иногда это приводит к созданию черных дыр.

Фото: wikipedia.org

Команда ученых продолжит изучение этой системы. Они надеются более тщательно взглянуть на ее отдельные составные части с помощью Очень Большого Телескопа. Они также хотят обнаружить любой слабый свет от черной дыры, который может указывать на то, что объект поглощает ближайший газ. Этот процесс может полностью отличаться от света, излучаемого активными черными дырами, которые поглощают звезды и объекты.

Источник