Объективы Nikon AF-S Nikkor 70-200mm F2.8G ED VR II и 70-200mm F2.8E FL ED VR: светосильный телезум вчера и сегодня

В рамках нашей масштабной программы тестирования оптики Nikon AF-S предлагаем ознакомиться с результатами сравнительного исследования свойств двух светосильных зум-телеобъективов, которые остаются одними из наиболее востребованных в практике не только профессиональной, но и любительской фотографии.

  Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II
Дата анонса 19 октября 2016 г. 30 июля 2009 г.
 
Информация производителя nikon.ru nikon.ru
Цена в фирменном магазине Nikon 219 990 рублей 179 990 рублей

Технические характеристики

  Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II
Байонет Nikon F
Фокусное расстояние 70—200 мм
Максимальное значение диафрагмы F2,8
Минимальное значение диафрагмы F22
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 22 элемента, 18 групп 21 элемент, 16 групп
Минимальная дистанция фокусировки 1,1 м 1,4 м
Угол обзора по диагонали 34° 20′ — 12° 20′ 34° 20′ — 12° 20′
Максимальное увеличение 0,21× 0,12×
Привод автофокусировки бесшумный волновой мотор (SWM)
Встроенная оптическая стабилизация есть, 4 ступени есть, 4 ступени
Защита от пыли и влаги есть есть
Диаметр резьбы для светофильтров ∅77 мм ∅77 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅88,5×202,5 мм ∅87×205,5 мм
Вес 1430 г 1540 г

Объективы очень похожи; новый первоначально представляется усовершенствованной версией прежнего. Большинство характеристик у них одинаковые: компоновка, привод автофокуса, углы обзора, диапазоны доступных значений диафрагмы и число ее лепестков, эффективность оптической стабилизации, диаметр резьбы для установки светофильтров. Оба обладают защитой от пыли и влаги. Однако новая версия чуть короче, легче на 110 г и позволяет фокусироваться на меньшей дистанции.

Конструкция

Наши сегодняшние испытуемые разделены временны́м промежутком почти в 7 лет, и за это время оптикостроение существенно продвинулось вперед. Поэтому наиболее важные его достижения реализованы в более новой модели, Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II
На корпусе есть четыре механических переключателя: первые два позволяют выбирать режим фокусировки и ограничивать предел ее дистанции, третий активирует стабилизатор и дает возможность использовать его в сценах с движущимися объектами (Sport), четвертый блокирует автофокусировку или вообще отключает ее для работы вручную. Механические переключатели на правой стороне объектива сгруппированы в два блока: первый дает возможность выбирать режим работы автофокуса и ограничивает его действие на дистанции не ближе 5 м, а два переключателя второй группы управляют работой оптической стабилизации, позволяя просто выключить ее либо перевести в активный режим работы.

Оптические схемы. Нетрудно заметить, что внутреннее устройство Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR заметно изменилось по сравнению с предшественником, и дело здесь не только в том, что появился новый флюоритовый элемент — изменились и другие линзы.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II
В оптической схеме 22 элемента, объединенные в 18 групп, включая 6 линз из сверхвысокодисперсионного стекла (желтые), 1 флюоритовый элемент (пурпурный) и 1 элемент HRI, а также стекла с нанокристаллическим покрытием (Nano Crystal Coat). Оптическая схема представлена 21 элементом. Они объединены в 16 групп. 7 линз изготовлены из сверхвысокодисперсионного стекла (желтые). Некоторые поверхности имеют нанокристаллическое покрытие (Nano Crystal Coat).

Графики MTF, или частотно-контрастной характеристики (данные производителя, полученные при раскрытии F2.8): красный цвет — 10 линий/мм, синий цвет — 30 линий/мм; сплошные — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных. В идеале кривые MTF должны быть параллельны горизонтальной оси, не иметь изгибов (подъемов и завалов) и располагаться как можно выше (к единице по оси ординат).

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II

Быстрая оценка MTF указывает на то, что, в принципе, оба героя нашего обзора не идеальны, но Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II уступает новичку, и разрешение у него ниже при воспроизведении 30 линий/мм. Впрочем, никакой график MTF не дает представления о «характере» объектива — рисунке, структуре бокэ и других особенностях, которые у оптики зачастую более значимы, чем резкость и даже контраст.

Перейдем теперь к изучению свойств наших подопечных в тестовой лаборатории.

Лабораторный тест

70 мм

На минимальном фокусном расстоянии разрешающая способность Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR имеет достаточно высокое среднее значение и неплохую стабильность при диафрагмировании. Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II демонстрирует чуть менее высокий результат, но при этом не менее стабилен, к тому же при диафрагмировании сохраняет меньший разрыв между разрешением в центре кадра и на краю. Оба объектива имеют небольшую бочкообразную дисторсию и не проявляют заметных хроматических аберраций.

135 мм

В среднем положении трансфокации Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR сохраняет высокую разрешающую способность и хорошую стабильность. Разрешающая способность Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II возросла, но увеличился разрыв ее значений в центре кадра и на краю. Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR по-прежнему демонстрирует небольшую бочкообразную, а Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II — подушкообразную дисторсию. Хроматические аберрации практически отсутствуют.

200 мм

В максимальном телеположении разрешающая способность Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR немного снижается (до уровня 80%), по-прежнему сохраняя хорошую стабильность. Разрешающая способность Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II также находится около отметки в 80%, но изменяется при диафрагмировании гораздо сильнее; также возрастают различия в центре кадра и на краю: при диафрагмах F2,8—F5,6 периферия кадра отрабатывается на 60%, что явно маловато для объектива такого класса.

Оба оптических инструмента демонстрируют небольшую дисторсию. Хроматические аберрации не выявляются.

Стабилизатор

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/2.8G ED VR II

Для обоих объективов производитель заявляет эффективность стабилизатора в 4 ступени экспозиции, и это вполне подтверждается нашими тестами.

По результатам проведенного тестирования в нашей лаборатории можно сказать, что новая модель объектива одержала однозначную победу, хотя отрыв ее не такой уж сильный.

Практическая фотосъемка

Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Nikon D850. При этом использовали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную.

Общие впечатления

В плане удобства работы объективы практически не отличаются (формальный признак — 110 г лишнего веса у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II — не следует принимать в расчет). Конечно, оба этих оптических инструмента крупные и не такие легкие, как дешевые универсальные зумы, но ведь и задачи перед ними стоят совсем другие! Оптические свойства испытуемых, тем не менее, не слишком похожи, и в этом плане Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR все-таки опережает предшественника.

Первые же снимки, сделанные в одинаковых условиях с одинаковыми параметрами экспозиции позволяют без особого труда выявить лидера.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II
Фокусное расстояние 70 мм; F8; 1/250 c; ISO 64 Фокусное расстояние 70 мм; F8; 1/200 c; ISO 64
Фокусное расстояние 200 мм; F8; 1/250 c; ISO 64 Фокусное расстояние 70 мм; F8; 1/200 c; ISO 64

Первое обстоятельство, которое обращает на себя внимание, — более высокая плотность кадров, сделанных при помощи Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II (проще говоря, они выглядят более темными). И это несмотря на то, что автомат заметно увеличил длительность выдержки (1/200 с против 1/250 с). Вероятно, дело в разном светопропускании (transmission), которое сильнее отличается при более выраженном диафрагмировании.

Разница в резкости (опять-таки в пользу более молодого соперника) выявляется при рассматривании снимков в масштабе 1:1. И в центре кадра, и на его краях Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II вновь уступает, хотя и не слишком сильно.

Вот что дает нам исследование свойств наших испытуемых при съемке ближних планов в максимальном телеположении (200 мм).

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II
F2,8; 1/1000 c; ISO 64 F2,8; 1/1000 c; ISO 64

Здесь нет следов более низкого светопропускания у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II, но на снимке, сделанном этим объективом, видная менее высокая резкость, менее активный контраст и — это даже несколько удивительно — более мелкий масштаб изображения при том же фокусном расстоянии.

Проверим последнее наблюдение, утрируя ситуацию. Пару фото ниже мы сняли при максимальном фокусном расстоянии и на одинаковой дистанции — 1,5 м.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II
F8; 1/200 c; ISO 560 F8; 1/200 c; ISO 560

Обнаруживается интересная подробность: масштаб изображения на снимке, сделанном при помощи Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II, явно не соответствует ожидаемому при максимальном фокусном расстоянии: кажется, что это фото снято при 130 мм.

Качество изображения

Перейдем к подробному сравнительному анализу результатов, полученных при съемке обоими объективами на разных значениях диафрагмы.

Фокусное расстояние 70 мм

При F2,8 оба испытуемых сильно виньетируют, и этот эффект краевого затемнения заметен вплоть до F5,6, после чего нивелируется. Приложение специфических профилей при постобработке исправляет ситуацию, но не до конца.

У Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II по мере диафрагмирования (начиная с F4) увеличивается выраженность недодержки, которая первоначально маскируется виньетированием, но после F8 уже становится весьма заметной.

Резкость в центре при F2,8 у испытуемых близка, но все же у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR она выше. По краям кадра по резкости Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II проигрывает. По мере диафрагмирования отрыв лидера сокращается, и в центре картинка становится очень похожей при F8, но на периферии превосходство более новой модели остается очевидным даже при F16, когда уже начинают проявлять себя негативные эффекты дифракции.

Фокусное расстояние 135 мм

При F2,8 оба испытуемых сильно виньетируют, но у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II это продолжается вплоть до F8, когда недодержка начинает маскировать краевое затемнение, а у более новой модели нивелируется уже при F5,6. Приложение специфических профилей при постобработке исправляет ситуацию, но у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR это происходит в более полном объеме. У Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II с F8 заметна недодержка до -1,5 EV, которая сохраняется при диафрагмировании до максимума.

Резкость в центре и по краям при всех значениях диафрагмы выше у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR. По мере диафрагмирования до F11 эта разница несколько уменьшается, но остается заметной и при F16.

Фокусное расстояние 200 мм

Виньетирование у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR заметно начиная с F2,8 и вплоть до F4, а у соперника оно сохраняется до F8. Резкость у новой модели и в центре, и на краях кадра значительно лучше. С F8 по F16 у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II выявляется недодержка до −1 EV.

Размытие заднего плана

Поскольку зум-объективы с диапазоном трансфокации 70—200 мм являются своего рода универсальными телевиками, их часто используют для портретных работ на открытых диафрагмах, стремясь добиться адекватного сюжету размытия фона (бокэ). Эта способность представляется нам весьма важным свойством объектива, поэтому ниже мы рассмотрим результаты испытаний наших подопечных именно в этом качестве.

Фокусное расстояние 70 мм

Сказать что-нибудь определенное по кадрам выше затруднительно. Более-менее приличное по выраженности размытие видно лишь при F2,8, причем по качеству оба объектива близки. Еще раз отметим для себя недодержку (−0,5 EV), которую демонстрирует Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II при средних и высоких степенях диафрагмирования.

Фокусное расстояние 135 мм

В этой серии можно судить о бокэ уже вплоть до F8. Его структура у обоих объективов близка, но начиная с F4 картинка представляется нам более приятной у Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR.

Фокусное расстояние 200 мм

Силу и притягательность размытия в этой серии можно оценивать уже вплоть до F11. По нашему мнению, побеждает опять-таки Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR. Правда, однозначное превосходство мы отмечаем лишь до F5,6, а при более высокой степени диафрагмирования разница стирается (как и выраженность самого размытия). И конечно, Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II по-прежнему грешит недодержкой вплоть до −1 EV, которую не до конца исправляет приложение специфического профиля при постобработке.

Репортаж и портрет

Основное назначение наших сегодняшних подопечных — репортажная съемка. Вот что удается получить, используя их в этом качестве.

Если не сравнивать одинаковые сцены, то распознать, какой именно из испытуемых отличился в каждом конкретном случае, практически невозможно. Таким образом, возможности объективов близки, а Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II из-за чуть менее выдающихся показателей, выявленных нами ранее, никак нельзя списывать со счетов.

Тестовые снимки можно посмотреть в галерее, где они собраны без подписей и комментариев. Данные Exif доступны при индивидуальной загрузке изображений.

Галерея

Итог

Оба соперника отличаются высоким качеством создаваемого ими изображения с примечательными центральной резкостью и детализацией картинки во всем диапазоне зумирования, отличным воспроизведением цвета и полутонов, хорошим контрастом. Правда, новая модель обладает очевидным превосходством перед Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8G ED VR II, но выявленные нами признаки этого превосходства не слишком велики и определяются лишь при сравнении одинаковых сцен, снятых в одинаковых условиях. Если не заниматься сравнением «лоб в лоб», то понять, каким именно объективом сделан тот или иной кадр, практически невозможно.

Оба соперника отлично выполняют все виды работ, для которых они были созданы, начиная от ландшафтной и предметной съемки и кончая репортажем и портретом в условиях сложного освещения.

Разница в цене между двумя объективами представляется вполне оправданной при учете дополнительных преимуществ, которые позволяет получить Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR. Впрочем, оба этих наших подопечных не столь доступны, как этого хотелось бы, но кроме сетования на подобные обстоятельства нам нечего предъявить по сути.

Мы уверены, что каждый из соперников найдет своего владельца, и ни один из обладателей той или иной модели не станет сожалеть о своем выборе. Результаты, полученные при съемке любым из исследованных нами объективов будут неизменно радовать.

Авторский альбом Михаила Рыбакова со снимками, сделанными при помощи Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR и 70–200mm F2.8G ED VR II, можно полистать здесь: ixbt.photo/? id=album:61577.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор объектива Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR:

Наш видеообзор объектива Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR можно также посмотреть на iXBT.Video

Благодарим компанию Nikon за объективы и камеру, предоставленные для тестирования

Полный текст статьи читайте на iXBT