Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro для фотокамер стандарта MFT (Micro Four Thirds): дальновидец

Дальновидец


001-sm.jpg


Наименование Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro

002-sm.jpg
Дата анонса 15 сентября 2014 г.
Фокусное расстояние (диапазон) 40–150 мм
Эквивалент для 35-мм кадра 80–300 мм
Байонет MFT (Micro Four Thirds)
Максимальное раскрытие диафрагмы F2,8
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Элементов 16 в 10 группах, в том числе два асферических, один асферический из низкодисперсионного стекла, один из сверхнизкодисперсионного стекла, три низкодисперсионных и один из особо высококачественного стекла
Минимальная дистанция фокусировки 0,70 м
Максимальное увеличение 0,21x
Автофокусировка да, внутренняя
Привод автофокусировки высокоскоростной с шаговым двигателем
Зуммирование внутреннее, ручным вращением кольца
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги да
Резьба для светофильтров ∅72 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅79×160 мм
Вес со штативным креплением/без крепления 880/760 г
Средняя цена T-11114149


003.jpg

Оптическая схема Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro. Обозначения: EDA — низкодисперсионный асферический элемент; Super ED — сверхнизкодисперсионный элемент; ED — низкодисперсионный элемент; HD — элемент из особо высококачественного стекла; Aspherical — асферический элемент.

Вот как выглядят диаграммы MTF (Modular Transfer Function), или ЧКХ (частотно-контрастной характеристики), объектива на минимальном и максимальном фокусных расстояниях (данные Olympus America). Подробно о том, как читать ЧКХ, см. на странице Владимира Медведева.

004-sm.jpg 005-sm.jpg

Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro заключен в металлический корпус и снабжен защитой от пыли, влаги и холода: оправа передней линзы снабжена герметизирующей вставкой, а стыковочный узел цельнометаллического байонета дополнен специальным уплотняющим кольцом, благодаря чему он очень плотно прилегает к фланцу крепления на корпусе камеры.

У объектива два управляющих элемента: очень широкое кольцо зуммирования, расположенное ближе к байонету, и узкое фокусировочное кольцо у передней линзы. Его можно сдвинуть к себе (к камере) и перейти таким образом в ручной режим наведения на резкость (он доступен при наполовину нажатой кнопке спуска затвора или в режиме фокусировки «S-AF+MF»).

Приводом системы AF являются два шаговых двигателя, которые очень быстро, почти бесшумно и с высокой точностью перемещают довольно тяжелую фокусировочную группу линз. Автофокус внутренний, то есть при его работе объектив не удлиняется, а передняя линза не вращается, позволяя использовать поляризационные фильтры без необходимости коррекции их положения.

Начну, как повелось, с резкости. Сказать, что она хорошая — значит, сказать слишком мало. Но вместо слов лучше посмотрим на результаты съемки на разных фокусных расстояниях и при разном диафрагмировании.

010-sm.jpg

Остатки былой роскоши. Сиде. Провинция Манавгат, Турция. 60 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

По-моему, на всех бутылках читаются надписи, даже сделанные мелким шрифтом. Некоторая нерезкость этих надписей вызвана не ошибкой автофокуса, а тем, что фокусировался я не на них, а на кустах выше, причем по зоне чуть дальше этих самых бутылок. И ведь это на полностью открытой диафрагме!

012-sm.jpg

Знаменитые каппадокийские лошади. Гёреме. Провинция Невшехир. Северная Анатолия. 55 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Снимок, как и предыдущий, сделан на полном раскрытии — прежде всего, чтобы размыть кусты на переднем плане. Изобилие мелких деталей на среднем и дальнем планах позволяет оценить резкостные характеристики. К ним у меня претензий нет. При желании можно даже разобрать цифры на номерном знаке автомобиля, движущегося по дороге (слева).

014-sm.jpg

Одинокий куст. Долина Гёреме. Провинция Невшехир. Северная Анатолия. 40 мм, F8, 1/1000 с, ISO 200.

При диафрагмировании до F8 резкость становится, как принято говорить, звенящей. Можно долго с упоением рассматривать мелкие детали изображения на разных планах и получать удовольствие от сверхвысокой информативности снимка: одиноко стоящие деревья, разбросанные там и сям островки травы, кустарники, входы в горные пещеры, слои осадочных пород на торчащем из земли «персте» и многое другое.

Второе после резкости «чудо», о котором нужно сообщить — изумительная работа автофокуса. От момента нажатия кнопки спуска затвора наполовину до достижения резкости в выбранной зоне и полной готовности сделать снимок проходят какие-то доли секунды. Даже в ситуациях, когда я боялся упустить кадр и не мог дожидаться подтверждения завершения процедуры наведения на резкость, ни одно фото не было испорчено по вине автофокуса.

В типичном случае спешки я поступал так: включал камеру, одновременно вскидывая ее и начиная «прицеливаться» уже на ходу, быстро уточнял композицию в видоискателе и нажимал кнопку спуска затвора, сразу и до конца, не дожидаясь подтверждения. Повторюсь: автофокус меня ни разу не подвел. И ни единого раза не возникло желания переключиться в ручной режим.

В большинстве ситуаций (исключая, конечно, особо динамичные сцены и необходимость брэкетинга) я стараюсь избегать съемки серией, происходящей автоматически при нажатии и удержании кнопки спуска затвора. Наоборот, для меня важно каждый раз перефокусироваться на нужном объекте. Это, как минимум, позволяет подстраховаться на случай ошибки системы автофокусировки.

020-sm.jpg


022-sm.jpg


024-sm.jpg


026-sm.jpg

Последовательная однократная (не серийная!) съемка с раздельной отработкой автофокуса для каждого снимка. 70 мм, F2,8, 1/125 с, ISO 200.

Очевидно, что в каждом кадре из этих четырех, сделанных подряд с минимальными интервалами времени (необходимыми лишь для того, чтобы отпустить и вновь нажать кнопку спуска), автомат отработал великолепно.

Вот пример аналогичной ситуации, но в ней одновременно происходил поиск наиболее выразительного кадра.

030-sm.jpg


032-sm.jpg


034-sm.jpg

Последовательная однократная съемка с раздельной отработкой автофокуса для каждого снимка без перекомпоновки кадра. 70 мм, F2,8, 1/125 с, ISO 200.

Опять-таки работа автофокуса безупречна. Добавлю также то, чего не видно на фото: она очень быстрая, совершенно не вызывающая нареканий по скорости.

Во всех жанрах фотоработы (кроме, быть может, пейзажа), по моему глубокому убеждению, перед тем, как сделать кадр, лучше еще раз навестись на резкость и, возможно, перезуммировать и перекадрировать будущий снимок, чем бездумно «лупить» серией с одинаковыми установками.

И если смысл здесь по большей части в том, чтобы подстраховаться от выпадения нужных деталей из зоны резкости, то в случае с Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro это можно просто забыть. Еще раз подчеркну: при работе с этим объективом система автофокусировки меня не подвела. Ни единожды!

Вот последовательная съемка с раздельной автофокусировкой для каждого кадра, одновременным зуммированием и кадрированием.

042-sm.jpg

82 мм, F2,8, 1/30 с, ISO 200.


044-sm.jpg

85 мм, F2,8, 1/30 с, ISO 200.


046-sm.jpg

120 мм, F2,8, 1/50 с, ISO 200.

Вновь отметим: автофокус работает безошибочно. А в дополнение отметим, что хорошо отработала и система стабилизации изображения в камере. Нельзя добиться четкой картинки при фокусном 82 мм с выдержкой 1/30 с, а при 120 мм и 1/50 с — и подавно.

Теперь давайте посмотрим, насколько удачно Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro размывает фон.

050-sm.jpg

Эксперимент. 70 мм, F2,8, 1/160 с, ISO 1250.

Как видим, рисунок бокэ вполне хорош: размытие плавное, без двоения контуров и назойливой структурности. Попутно отметим и то обстоятельство, что света в сцене явно не хватает, и автоматика подняла ISO до 1250 ед. В нерезких зонах заметен шум матрицы. Но он достаточно мягок, негруб и не портит впечатления от снимка.

052-sm.jpg

В розовом. 60 мм, F2,8, 1/1250 с, ISO 200.

Задний план — нелегкая задача в смысле возможности получить его качественное размытие. Известно, что листва с пятнами света, разбросанными там и сям, порождают химерические варианты бокэ. А наш подопечный, похоже, неплохо справился с работой и в этот раз. Конечно, назвать его мастером размытия нельзя, но картинка могла быть намного хуже.

Еще на этом снимке отметим мягкие цвето- и светотональные переходы с заботливой консервацией деталей в ярких светах.

054-sm.jpg

Три абажура. 115 мм, F2,8, 1/50 с, ISO 200.

В условиях искусственного освещения пятна на заднем плане — серьезное испытание для оборудования. С их помощью можно делать взаимоисключающее: показать отменное размытие или вконец испортить снимок. Наш случай уникален уже потому, что ни того, ни другого не случилось. Бокэ, в целом, достаточно ровное, неназойливое. Это вновь не шедевр, но вполне уверенная работа на отметку «хорошо».

Галерея

100-sm.jpg

Леталка над морем. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.


102-sm.jpg

Закрома чужой родины. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 40 мм, F2,8, 1/500 с, ISO 200.


104-sm.jpg

Три толстяка. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 67 мм, F2,8, 1/2000 с, ISO 200.


106-sm.jpg

Партия. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 52 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.


108-sm.jpg

Кофе по-турецки. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 55 мм, F2,8, 1/320 с, ISO 200.


110-sm.jpg

Четверо отдыхающих. Гёреме, провинция Невшехир, Турция. 125 мм, F2,8, 1/400 с, ISO 200.


112-sm.jpg

Нежности. Гёреме, провинция Невшехир, Турция. 150 мм, F2,8, 1/250 с, ISO 200.


114-sm.jpg

Осколки Коммагенского царства. Руины святилища Антиоха I (II—I вв. до н. э.). Немрут-Даг, провинция Кахта, Турция. 67 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.


118-sm.jpg

Пытливый ум. Руины святилища Антиоха I (II—I вв. до н. э.). Немрут-Даг, провинция Кахта, Турция. 40 мм, F2,8, 1/320 с, ISO 200.


120-sm.jpg

Как сын отца наставлял. Руины святилища Антиоха I (II—I вв. до н. э.). Немрут-Даг, провинция Кахта, Турция. 40 мм, F2,8, 1/200 с, ISO 200.


122-sm.jpg

Архитектурный класс. Фазелис, провинция Анталья, Турция. 60 мм, F2,8, 1/500 с, ISO 200.


126-sm.jpg

Купальщики. Фазелис, провинция Анталья, Турция. 150 мм, F2,8, 1/4000 с, ISO 200.


128-sm.jpg

Прибытие. Фазелис, провинция Анталья, Турция. 150 мм, F2,8, 1/2000 с, ISO 200.


130-sm.jpg

Саша. 62 мм, F2,8, 1/250 с, ISO 200.

Итоги

Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro может приятно удивить даже бывалых фотографов. У него отличная резкость, начиная с открытой диафрагмы, которая становится «звенящей» при диафрагмировании. Это обеспечивает замечательную детализацию, которой могут позавидовать телезумы многих других систем.

Объектив оснащен прогрессивной системой автофокусировки, которая работает почти мгновенно и безошибочно, позволяя не тратить драгоценное время в момент съемки и нажимать кнопку спуска затвора практически в одно движение, без задержки на полпути для подтверждения и контроля наведения на резкость.

В отличие от большинства «родственников» в арсенале других фотосистем, наш испытуемый рисует вполне хорошее размытие, не заставляя после съемки той или иной сцены всерьез сожалеть о том, что под рукой не оказалось хорошего фикса.

Металлический корпус, внутренняя фокусировка и зуммирование без удлинения объектива, защита от пыли, влаги и холода добавляют Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro привлекательности в глазах любителя и профессионала и могут стать решающими факторами при выборе оптики для путешествий.

Говоря кратко: это оптический инструмент, о котором можно только мечтать.

Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150mm F2.8 Pro следует рекомендовать всем обладателям камер стандарта Micro Four Thirds, которые не удовлетворяются посредственными результатами и предпочитают получать самое лучшее.

Благодарим компанию Olympus за предоставленный для тестирования объектив

Полный текст статьи читайте на iXBT