Объектив Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED: не только макро

В этом обзоре мы продолжим ретроспективное тестирование оптики Nikon и оценим возможности очень интересного объектива Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED, который, как следует из названия (Micro), предназначен для макросъемки, но не ограничивается такой специализацией и позволяет расширить сферу своего применения.

Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED
Дата анонса 21 февраля 2006 г.
Тип макрообъектив с оптической стабилизацией изображения
Информация на сайте производителя nikon.ru
Цена 64 990 рублей в фирменном магазине

Нашему подопечному уже двенадцать лет, а в оптике это возраст зрелости. Впрочем, сие вовсе не означает, что Nikon AF-S Nikkor 105mm f2.8G Micro VR IF-ED утратил свою актуальность и «приелся». Поэтому исследуем его возможности подробно и обстоятельно. Начнем, как полагается, со спецификаций.

Технические характеристики

Приводим данные производителя:

Полное наименование Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR
Байонет Nikon F
Фокусное расстояние 105 мм
Эквивалент фокусного расстояния для формата DX 158 мм
Максимальное значение диафрагмы f/2,8
Минимальное значение диафрагмы f/32
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Оптическая схема 14 элементов в 12 группах, включая 1 элемент из стекла ED и элементы с нанокристаллическим покрытием Nano Crystal Coat
Минимальная дистанция фокусировки 0,31 м
Угол обзора 23°
Максимальное увеличение
Диаметр светофильтров ∅62 мм
Привод автофокусировки бесшумный ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor)
Стабилизация есть
Защита от пыли и влаги есть
Размеры (диаметр/длина) ∅83/116 мм
Вес 720 г

Из характеристик нас более всего привлекает наличие оптической стабилизации изображения, кратность увеличения 1:1, неплохая минимальная дистанция фокусировки (31 см) и очень существенное значение максимального диафрагмирования (F32). Первое качество важно в самых разных ситуациях, а остальные три представляют особую ценность в макрофотографии.

Согласно данным производителя, система оптической стабилизации VR II (vibration reduction) позволяет получить при съемке с рук выигрыш в 4 ступени длительности экспозиции.

Конструкция

Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED отличает высокое качество изготовления и сборки. Даже специфика макрооптики не добавляет к его устройству ничего странного и сомнительного.

Кольцо ручной фокусировки, изготовленное из рифленой резины, весьма широкое, расположено правильно и удобно при работе. Шкала дистанций двойная, она градуирована в метрах (серым) и в футах (желтым).
На объективе имеется три механических переключателя. Первый, «MF/M», расположенный выше других (при установке на камере), дает возможность выбрать способ фокусировки, автоматический с возможностью доводки вручную или полностью ручной. Второй представляет собой ограничитель дистанции автофокусировки (полный диапазон или расстояние от 0,5 до бесконечности). Третий позволяет выключить оптический стабилизатор изображения в тех случаях, когда его работа не требуется, например, при фотографировании с помощь штатива или при использовании стабилизированного подвеса для видеосъемки.
Оптическая схема состоит из 14 линз, объединенных в 12 групп. Один из элементов изготавливается из стекла с особо низкой дисперсией (желтый), что теоретически позволяет более эффективно бороться с хроматическими аберрациями. В конструкции использовано «фирменное» нанокристаллическое покрытие (Nano Crystal Coat), состоящее из частиц, размеры которых меньше длины полуволны света видимого спектра. Они препятствуют образованию вторичных (паразитных) отражений с поверхностей линз и устраняют блики.
Байонетное крепление сделано надежно и тщательно. Фланец тщательно отшлифован и снабжен уплотнительным кольцом, которое обеспечивает адекватную защиту от проникновения пыли и влаги (при использовании соответствующих камер Nikon).
Производитель публикует графики MTF (частотно-контрастной характеристики) объектива. Красным представлены кривые с разрешением 10 линий/мм, синим — 30 линий/мм. Сплошные линии — для сагиттальных структур (S), пунктирные — для меридиональных (M). Напомним, что в идеале кривые должны стремиться наверх, быть максимально пологими и содержать минимум изгибов.

В целом, кривые MTF выглядят достаточно привлекательно, и мы вправе ожидать, что результаты испытаний будут соответствовать ожиданиям. Перейдем к исследованию Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED в нашей лаборатории.

Лабораторные испытания

Объектив демонстрирует высокую и стабильную разрешающую способность на всем диапазоне диафрагмирования. Примечательно, что и на f/2.8, и на f/10 линза отрабатывает примерно на 83%. При этом край кадра несущественно отстает от центра, держать практически на уровне 80%.

Если долго всматриваться, можно заметить слабые хроматические аберрации в углах кадра. Впрочем, они пренебрежимо малы. Какая-либо дисторсия полностью отсутствует.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Стабилизация

Работа стабилизатора в объективе видна невооруженным глазом. Производитель заявляет эффективность стабилизатора в 4 стопа, и наш тест это подтверждает.

Практическая фотосъемка

Фотографирование в реальных условиях мы производили с камерой Nikon D810. Перед началом работы устанавливали наиболее часто востребованные режимы и параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля объектива для коррекции виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций. Полученные изображения преобразовывали в 8-битные JPEG-файлы с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.

Общие впечатления

По весу и габаритам объектив удачно балансирует на той грани, где оптический инструмент из мира зеркальной фототехники еще вполне может считаться компактным и нетяжелым. Он удачно сочетается с цифровыми зеркальными камерами Nikon и не вызывает неудобства из-за своих размеров.

При наводке на резкость у нашего подопечного «дышит» фокусное расстояние: при движении фокуса от бесконечности к минимальной дистанции масштаб изображения возрастает, а при движении в обратную сторону — уменьшается. Это характерный и практически непреодолимый недостаток большинства макрообъективов.

Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED позволяет установить лишь такое значение диафрагмы, которое отражает реальное светопропускание. Иными словами, при работе на макродистанциях максимальное паспортное F2,8 оказывается недоступным. В зависимости от условий освещения можно оперировать лишь F3, F3,2 и так далее, в зависимости от расстояния до объекта. Такое поведение связки «объектив—камера» отражает реальную ситуацию, так как светопропускание на макродистанциях заметно уменьшается. Просто наш подопечный информирует об этом, а многие конкуренты — нет.

Начнем с простого студийного макро. Съемка производилась с использованием двух источников импульсного света (в софтбоксах) при сильном диафрагмировании.

Естественно, преодолеть очень малую глубину резкости сложно даже при диафрагмировании до F11, но дальнейшее закрытие относительного отверстия неминуемо приведет к потере резкости из-за дифракции. Поэтому мы не стали этого делать. Детализация при F8–F11 отличная. Несмотря на высокий контраст, значимые полутоновые переходы воспроизведены бережно.

Теперь перейдем к съемке в полевых условиях, с рук, при максимально возможном раскрытии.

F3; 1/125 с; ISO 720 F2,8; 1/250 с; ISO 100
F3; 1/125 с; ISO 200 F3; 1/125 с; ISO 250

Значения диафрагмы, как было замечено выше, представляют собой максимум, доступный при выбранных дистанциях: редко F2,8, чаще F3. Цветопередача точная и правильная. Рисунок размытия переднего и заднего планов приятный. Детализация в зоне резкости хорошая.

Теперь предпримем изучение свойств Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED в двух сериях при разных значениях диафрагмы в условиях смешанного освещения. Съемка производилась со штатива при эквивалентной светочувствительности ISO 100. Выдержка указана в подписях к снимкам. Приводим по два изображения для каждого значения диафрагмы: без приложения профиля объектива при постобработке (слева) и с профилем (справа).

Первая серия. Фокусировка вручную по клейму Carl Zeiss на объективе микроскопа в центре поля зрения.

На максимальном раскрытии диафрагмы и вплоть до F5,6 заметно виньетирование, которое корректируется приложением профиля объектива, но, похоже, не до конца. Резкость в центре весьма высока уже при F3,2. При F4 она становится очень хорошей, достигает максимума при F5,6 и остается на этом уровне вплоть до F11. Более сильное сильное диафрагмирование ухудшает картинку из-за влияния дифракции.

Вторая серия. Здесь мы оценим не столько резкость, сколько воспроизведение полутоновых переходов и цвет. Автоматическая фокусировка по ручке зеленой чашки в центре поля зрения.

Автофокусировка отработала отлично, не допустив возникновения брака. Максимальное раскрытие из-за небольшой дистанции до объекта и ощутимого падения светосилы составило F3,2. При нем и вплоть до F4 заметно виньетирование, которое не до конца удаляется приложением профиля объектива. Цветопередача правильная, насыщенность цветов вполне адекватная. Резкость хорошая при F3,2 и отличная при F4–F11, а при более сильном диафрагмировании понижается.

Размытие фона (бокэ)

Несмотря на распространенное мнение о том, что макрообъектив — строго специфический инструмент, предназначенный лишь для соответствующего жанра съемки, нам представляется, что его можно с успехом использовать и в других ситуациях. Поэтому мы приведем ниже иллюстрации того, насколько удачно он размывает задний план. К слову сказать, бокэ на макрофотографиях — вовсе не последнее по значению, а скорее, даже второе (после резкости) качество макрооптики. Учитывая малую глубину резкости и возможное присутствие на снимках значительного пространства, находящегося вне зоны фокуса, картина размытия зачастую превращается в важный элемент художественного замысла.

Снимки, представленные ниже, сделаны с рук в условиях, очень непростых для объектива и камеры: яркое солнце, контровой свет, высочайший контраст. Фокусировка в автоматическом режиме производилась по «линии терминатора», то есть по границе света и тени на гранитном шаре, занимающем передний план.

В целом, картина бокэ довольно приятная. Правда, пятна от световых бликов ведут себя по-разному при разной степени диафрагмирования. При полном раскрытии они имеют форму чечевицы, что не очень привлекательно. Впрочем, это распространенный «недуг» светосильных телевиков. При F4—F5,6 картина размытия намного более приятная, а при F8 световые пятна приобретают структуру «луковых колец» — это тоже известный недостаток телеобъективов. Более сильное диафрагмирование приводит к тому, что о серьезном размытии говорить уже не приходится, а при F32 это касается и резкости, которая теряется из-за дифракции.

Сейчас самое время обратиться к тому, на что способен Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED при занятии «не своим делом», то есть помимо макро.

Вот пара репортажных фото, сделанных с рук, без дополнительного освещения. В первой серии использовалась однократная автоматическая фокусировка.

F2,8; 1/125 c; ISO 125 F2,8; 1/125 c; ISO 125

Автофокус работает безупречно. Высокая резкость, обеспечиваемая объективом уже на максимальном раскрытии, позволяет с успехом снимать при F2,8 и не диафрагмировать объектив дополнительно, получая тем самым выигрыш в светосиле. Рисунок бокэ приятный, и само размытие, в целом, оказывается уместным.

Второй сюжет мы снимали короткими сериями и использовали непрерывную (следящую) автофокусировку по лицу девушки справа.

F2,8; 1/200 c; ISO 100 F2,8; 1/160 c; ISO 100
F2,8; 1/160 c; ISO 100 F2,8; 1/200 c; ISO 100

Как видим, в этом режиме наш подопечный тоже остается на высоте и обеспечивает неплохую резкость на максимальном раскрытии.

Третья серия снималась с однократной фокусировкой в автоматическом режиме.

F3; 1/125 c; ISO 280 F3; 1/125 c; ISO 280
F3,2; 1/125 c; ISO 500 F2,8; 1/125 c; ISO 900

В этой серии зоны резкости очень малы — от нескольких миллиметров (верхние фото) до нескольких сантиметров (нижние фото), поэтому, как сказано выше, размытие здесь приобретает особый смысл. Как видим, Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED неплохо справляется и с такой работой.

Эти и другие снимки можно посмотреть в галерее, где они собраны без подписей и комментариев. Данные Exif доступны при загрузке изображений.

Галерея

Итог

Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED — высококачественный телеобъектив, предназначенный для макросъемки и отлично исполняющий свои обязанности в этом качестве. Он отличается хорошей резкостью уже при максимальном раскрытии. Благодаря хорошей цветопередаче и воспроизведению всего богатства полутонов этот оптический инструмент дает возможность получать фотографии, которые будут радовать глаз не только автора, но и придирчивых экспертов. Наличие встроенной оптической стабилизации, обеспечивающей выигрыш до 4 ступеней экспозиции, а также создаваемая объективом приятная структура размытия зон нерезкости побуждают использовать его не только для макросъемки, но и в портретной работе, а также для репортажа.

Мы рекомендуем Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED как инструмент выбора не только при макросъемке, но и для съемки других жанров, в которых требуется светосильный телеобъектив со стабилизацией.

Авторский альбом Михаила Рыбакова со снимками, сделанными при помощи Nikon AF-S Nikkor 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED, можно полистать здесь: ixbt.photo/? id=album:61176.

Купить или посмотреть актуальную цену объектива можно в фирменном магазине Nikon.

Благодарим компанию Nikon за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеры

Полный текст статьи читайте на iXBT