Объектив Canon RF 24-105mm F4L IS USM: штатный зум для беззеркалок Canon
Дата анонса | сентябрь 2018 г. |
---|---|
Тип объектива | стандартный зум |
Информация на сайте производителя | canon.ru |
Стоимость в официальном магазине | 87 тысяч рублей |
Canon RF 24–105mm F4L IS USM стал первым объективом для байонета RF и, соответственно, первым для беззеркальных камер Canon серии R. На первый взгляд, это выглядит весьма логичным решением: объектив достаточно универсален и способен по своим фокусным расстояниям отработать во многих жанрах, от пейзажа до портрета. Комбинация характеристик объектива проверена временем на байонете EF и полюбилась не одному поколению фотолюбителей, такой объектив стал основным для многих фотографов. Посмотрим на новую версию для беззеркалок и попробуем оценить ее рыночные перспективы.
Технические характеристики
Модель | Canon RF 24–105mm F4L IS USM |
---|---|
Байонет | Canon RF |
Угол поля зрения: по горизонтали по вертикали по диагонали |
74° — 19°20′ 53° — 13° 84° — 23°20′ |
Конструкция объектива | 18 элементов в 14 группах |
Число лепестков диафрагмы | 9 |
Минимальная диафрагма | F22 |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,45 м |
Максимальное увеличение | 0,24× |
Информация о расстоянии | предоставляется |
Привод автофокусировки | ультразвуковой (Nano USM) |
Стабилизатор изображения | 5 ступеней |
Водо-/пыленепроницаемый корпус | да |
Диаметр фильтра | ∅77 мм |
Максимальные диаметр и длина | ∅83,5×107,3 мм |
Вес | 700 г |
Конструкция, дизайн, управление
На фоне других объективов для серии R рассматриваемое нами «стекло» радует своими размерами. Объективу удалось даже сбросить «лишний вес» и обзавестись более скромными размерами по сравнению с «линзой» для байонета EF, несмотря на сохранение стабилизатора и даже увеличившееся число элементов в оптической схеме.
Объектив сохранил ширину и диаметр передней линзы в 77 мм, что позволит использовать одни из наиболее распространенных фильтров. Материал корпуса — пластик, на ощупь приятный и надежный, но кажущийся марким. | |
На объективе три кольца управления: механическое кольцо зумирования, обладающее плавным ходом, электронное кольцо фокусировки и программируемое кольцо управления, которым пользователь может менять один из параметров на выбор — например, ISO, диафрагму, выдержку, экспокоррекцию. Программируемое кольцо имеет ход со щелчками, помогающими отсчитывать трети ступеней. | |
При изменении фокусного расстояния объектив значительно увеличивается в размерах, но не люфтит. Передняя линза при этом не вращается. | |
Имеется блокировка объектива в транспортном положении трансфокатора. | |
Кроме стандартного рычажка системы фокусировки есть не менее привычный переключатель стабилизатора. | |
Разъем металлический, асимметричный, что вызывает некоторые сложности со слепым надеванием задней крышки объектива. | |
Будучи надетым на Canon EOS R, объектив смотрится достаточно компактным и гармонирует с тушкой. | |
Canon RF 24–105mm F4L IS USM вместе с Canon EOS R, вид сбоку |
Лабораторный тест
Пришло время отправить Canon RF 24–105mm F4L IS USM в лабораторию для выставления оценок за оптические характеристики и работу стабилизатора.
24 мм
Рассматриваемый зум на широком угле демонстрирует близкие друг к другу показатели разрешения на открытой диафрагме на уровне около 0,8 л/п, что совсем неплохо. По мере закрытия диафрагмы центр кадра заметно прогрессирует, а край кадра начинает от него отставать.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
---|---|---|---|
центр кадра | край кадра | центр кадра | край кадра |
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/10 — f/13 — f/16 |
Изучая тестовые снимки на предмет хроматических аберраций, можно отметить отсутствие пар традиционных зеленых и пурпурных каемок по краям кадра, но в то же время присутствует синяя кайма вокруг контрастных элементов. Что характерно, присутствует она на любых диафрагмах.
70 мм
На 70 мм значения разрешения оказались немного скромнее. Край кадра от максимально открытой диафрагмы до f/8 находится на отметке 0,72 л/п, а лучший показатель для центра не превышает 0,83 л/п
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
---|---|---|---|
центр кадра | край кадра | центр кадра | край кадра |
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/10 — f/13 — f/16 |
Зато хроматические аберрации стали гораздо менее выраженными.
105 мм
На длинном конце складывается интересная картина. Край кадра на открытой диафрагме демонстрирует наиболее скромные показатели, опустившись ниже отметки в 0,7 л/п. Зато центр изображения показывает себя очень достойно, имея неплохие цифры на открытой диафрагме и достигая максимальных для этого объектива значений резкости в диапазоне f/8—f/13.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
---|---|---|---|
центр кадра | край кадра | центр кадра | край кадра |
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/10 — f/13 — f/16 |
Края кадра имеют слабовыраженные хроматические аберрации.
В то время как производитель заявляет об эффективности стабилизатора на уровне 5 ступеней, методика iXBT (подробно описана в этой статье) может подтвердить лишь около 4 ступеней эффективности, что, с одной стороны, ощутимо расходится с официальными данными, а с другой — является хорошим результатом.
Итоги лабораторных испытаний
В целом Canon RF 24–105mm F4L IS USM показал себя добротным надежным штатным объективом с достойными показателями для зума кратности больше 4×. Но все же с точки зрения оптических характеристик объектив не стал шагом вперед по сравнению с версией для зеркальных камер. Уже знакомый нам Canon EF 24–105mm f/4L IS II USM демонстрирует все же чуть более высокое качество изображения практически во всем диапазоне фокусных расстояний и диафрагм, за исключением разве что 105 мм на максимальной диафрагме. Также нам не удалось подтвердить заявленный производителем прирост эффективности работы стабилизатора в одну ступень.
Практическая съемка
Реальность часто оказывается куда более непредсказуемой, чем стены лаборатории, в которой невозможно провести всестороннее исследование техники. Отправимся «в поля».
Резкость и виньетирование, 24 мм
Выбрав для широкого угла сцену с небом, на диафрагме f/4 мы можем наблюдать отчетливое виньетирование, сходящее на нет к f/8. Если говорить о детализации, то самая открытая диафрагма немного мягче по сравнению даже с f/5,6 в центре кадра, но при этом резкость достаточная. Края выглядят еще «мягче», проявляются хроматические искажения. В целом изображение не претерпевает значительных изменений при диафрагмировании, и все значения относительного отверстия можно считать рабочими.
Резкость и виньетирование, 70 мм
В середине диапазона фокусных расстояний (точнее, на отметке в 70 мм) наблюдения оставляют очень приятное впечатление. Все поле кадра достаточно резкое при всех размерах диафрагмы. Колебания очень малы и малозаметны, с практической точки зрения ими можно пренебречь, к ухудшению или улучшению видимости деталей они не приводят.
Резкость и виньетирование, 105 мм
На узком угле Canon RF 24–105mm F4L IS USM не подвел, все наблюдения укладываются в лабораторный график. Хорошая резкость по центру во всем диапазоне диафрагм, край немного мягкий на открытой диафрагме.
Дисторсия
Canon RF 24–105mm F4L IS USM показывает «бочку» на 24 мм, которая сменяется «подушкой» уже к 50 мм. Искажения видны даже при беглом взгляде на изображение. На наше счастье встроенные профили эти недостатки полностью нивелируют, также их можно убрать в редакторе.
Размытие
О существенном размытии дальнего плана мы можем говорить, пожалуй, только сочетая максимальное фокусное расстояние с самой открытой диафрагмой. Размытие крайне мягкое, без ярко выраженных очертаний размываемых объектов.
Контровой свет
Canon RF 24–105mm F4L IS USM хорошо держит контровой свет, не допуская падения контрастности и не показывая нам множество бликов. Формируемая закрывающимися лепестками диафрагмы звездочка не слишком сформирована, лучи средней отчетливости.
Стабилизатор, 24 мм
К важным характеристикам данного универсального зума стоит отнести наличие стабилизатора. Проверим его в деле.
На широком угле стабилизатор нам может потребоваться, например, при вечерней пейзажной или городской фотографии, чтобы избежать повышения ISO или для достижения большей глубины резкости. Руководствуясь известным правилом по расчету выдержки, при эффективности стабилизатора в 5 ступеней мы могли бы снимать при выдержке в секунду, что малореально, так как движения рук в течение столь длительного времени настолько хаотичны и значительны, что не поддаются компенсации. При тестировании данного стабилизатора на 24 мм я пришел к показателю в 3 ступени как к значению, на которое можно рассчитывать на практике, что соответствует выдержке в треть секунды.
Стабилизатор, 105 мм
На длинном конце стабилизатор в первую очередь удобен тем, что нет необходимости укорачивать выдержку при увеличении фокусного расстояния — это актуально, опять же, в условиях нехватки освещения. И вот на 105 мм эффективность стабилизирующих систем приятно удивила. Удалось с первой же попытки получить 6 резких кадров подряд, удлиняя каждый раз выдержку на ступень. Другими словами, в полевом тесте эффективность достигла 6 ступеней, а четкие кадры возможны и на половине секунде экспозиции!
Выводы
Любимый не одним поколением фотографов штатный зум успешно мигрировал на новый байонет, не растеряв своих свойств. К главным плюсам Canon RF 24–105mm F4L IS USM можно отнести расширенный диапазон фокусных расстояний, позволяющий снимать как портреты, так и пейзажи при сохранении высоких оптических характеристик. Отдельно хочется отметить малый вес и размер объектива, что делает его идеальным кандидатом на роль единственного и повседневного зума в сумке. Не самую высокую светосилу частично компенсирует отличный стабилизатор. На мой взгляд, недостатков как таковых у Canon RF 24–105mm F4L IS USM нет, если принимать во внимание его рыночную нишу.
Галерея
Посмотрите общую галерею фотографий. Вы можете нажать на любой понравившийся вам снимок, а потом листать фотографии стрелками.
Полный текст статьи читайте на iXBT