О креативности

uploadn68lc5i69f.jpg

Способы развития креативности в рамках профессиональных компетенций.

Ассоциация интерактивных агентств (АИА), некоммерческая организация, объединяющая ведущие российские компании, специализирующиеся в области интернет-разработок и маркетинговых коммуникаций в интернете, будет вести спец колонку на CMS Magazine. Цель проекта — консолидировать знания экспертов рынка на одной площадке.

Спектр деятельности членов АИА простирается от дизайна и производства сайтов, разработки мобильных приложений, до создания стратегий развития брендов в интерактивной среде. Учредителями АИА стали в 2009 году представители девяти крупнейших агентств России: Dr.Jung, Articul Media, ADV/web-engineering co, Deluxe Interactive, QSOFT, Promo Interactive, Red Keds.

Мы вступаем в неравный бой с роботами. Если вы работаете в диджитал-индустрии или другой отрасли, где активно автоматизируют процессы, то не можете не замечать, что людей все больше вытесняют автоматизированные системы (даже если у эскалатора до сих пор сидят бабушки). Система выгоднее со всех точек зрения: она дешевле, её поведение легче прогнозировать и ей может управлять один работник.

В январе 2016 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе его основатель профессор Клаус Шваб заявил, что человечество стоит на пороге четвёртой индустриальной революции, и уже в 2020 году наш образ жизни и стиль работы должен кардинально измениться. Благодаря роботам, автоматизированным системам, новым материалам и биотехнологиям исчезнут миллионы рабочих мест. Но какие специалисты в таком случае будет востребованы?

Компетенции будущего

Сравним списки компетенций, которыми должен обладать специалист образца 2020 года и 2015. Через пять лет первое место всё так же будет занимать способность к решению сложных задач (в докладе ВЭФ указывают, что 36% позиций во всех отраслях будут требовать этого умения). Ценность критического мышления тоже сложно переоценить с учётом обилия информации, которую мы получаем уже сегодня. А вот на третьем месте внезапно оказалась креативность, скакнув с десятого. Почему креативность вышла в топ приоритетных навыков? И что вообще означает этот термин в плане профессиональных компетенций?

Креативность — это способность генерировать идеи и реагировать на вызовы. Креативный человек отличается от не креативного тем, что придумывает чаще, быстрее и оригинальнее. А для того, чтобы объяснить сегодняшний прорыв креативности в топ профессиональных умений, хорошо бы вспомнить о том, какую роль играют идеи в истории человечества.

Творчество как создание нового, изобретательство, обусловило развитие человека как вида. Каждое новое изобретение формировало новое представление о жизни, новую парадигму мышления. Сначала мы придумывали то, что меняло бы представления о реальности, прорывное, крайне редко — раз в 1000 лет. Вот изобрели книгопечатание — понемногу освоили этот метод, перевели в новый формат манускрипты, затем стали издавать светские книги.

Затем придумывали всё чаще: создали паровоз, автомобиль, самолёт. Пределы возможностей человека с каждым новым изобретением сдвигались в сторону невозможного. Имея в распоряжении только конную тягу можно было лишь мечтать о доставке товаров через всю страну за сутки, но с развитием авиации границы возможностей расширились. Сейчас идеи и изобретения возникают одно за другим. Открываем Kickstarter и видим, что огромное количество из того, что можно придумать — уже придумано, а то и воплощено в работающем прототипе. Парадигмы сменяются стремительно. Для того, чтобы что-то производить в этой среде или реагировать на изменения, нужно осваивать новые подходы к мышлению. Ключом станет развитие креативности как компетенции. Такую креативность, которая стоит на службе бизнеса, мы называем прикладной.

Как развивать прикладную креативность

У себя в агентстве мы ежедневно ищем, находим и реализуем идеи кампаний и продуктов. В центре всех направлений нашего бизнеса лежат идеи.

Поэтому так или иначе мы испробовали самые разные методы придумывания и в итоге вывели собственную программу развития прикладной креативности. Её мы опробовали на себе и помогаем внедрять другим — школьникам, студентам, взрослым специалистам из различных отраслей.

Поделюсь некоторыми элементами, которые в нашем представлении важны для того, чтобы развивать прикладную креативность.

Но для начала задайте себе вопрос — так ли вам нужно творческое мышление? Если вполне можете обойтись привычными паттернами — дальше можете не читать. Если всё-таки вы хотите придумывать — не надейтесь, что чтение текстов о креативности, гениях или великих открытиях вам поможет. Развитие креативности — это прежде всего труд. Креативность, как спорт, требует дисциплины. Начинать нужно будет постепенно, как и в спортивном зале, с лёгких весов. Сначала будет ломать, вы захотите всё бросить, но затем смотреть на вещи по-новому станет проще и вы уже не захотите возвращаться к прежнему образу мыслей. И нет, наркотики и алкоголь вам не понадобятся.

Что вам поможет:


 

1Насмотренность

Насмотренность — топливо креативности. Насмотренность — это то, что вы смотрите, читаете, ощущаете, что делаете руками и ногами — все, что вы воспринимаете пятью чувствами и получаете путём коммуникации. Поэтому если вы живете по шаблону, родить что-то оригинальное вряд ли получится. Поэтому читайте больше книг (и делайте это правильно), знакомьтесь и следите за выдающимися людьми в интересной вам области знания, больше общайтесь с экспертами.

2Среда

Музыкант Олег Нестеров катается ночью по кольцевой ветке метро и сочиняет песни. Для меня такая среда — ночной троллейбус, где я могу написать лекцию, главу для книги или заметку. Кто-то бегает, кто-то в бассейне плавает. Каждый может найти среду, которая позволит что-то предсказуемо придумывать.

3Команда

Я пробовал придумывать разными способами, но лучшие решения появляются, когда есть разность мнений. Много людей не нужно, в идеале это должен быть один качественный собеседник. Подход работает на разных уровнях. Обратите внимание, что многие компании организованы двумя людьми — взять хотя бы Google, который создали Брин и Пейдж или Yandex, созданный Воложем и Сегаловичем.

Предположим, вы разобрались с источниками информации, у вас есть наметки по среде и человек, с которым можно обсудить идею. Почву удобрили, яблоню посадили, а как теперь превратить яблоки в кальвадос?

Пора применять методы придумывания.

Методы помогают избежать бессистемного перебора решений и сэкономить время. Выбор метода зависит от проблемы, которую нужно решить. В целом, техники можно поделить на два типа: методы проб и ошибок (перебора вариантов) и методы осознанного преодоления противоречий.

Мозговой штурм — это такой Филипп Киркоров среди методов проб и ошибок. Он раскручен и бесконечно популярен. Мозговой штурм был создан для того, чтобы мыслить шире, выходить за пределы рационального, но к настоящему времени, на мой взгляд, он уже почти исчерпал себя. Ключевой принцип метода — отсутствие критики идей — не соответствует тому времени, в котором мы живем. Сейчас делать выбор и принимать решения нужно очень быстро, а мозговой штурм не дает такой возможности.

Многие практикуют метод шести шляп Эдварда де Боно, он тоже относится к методам перебора вариантов. Техника заключается в том, что ты должен высказаться по теме из шести разных ролей поочередно: приводишь факты, критикуешь, находишь достоинства и перспективы, ищешь нестандартные ходы, эмоционально реагируешь и наблюдаешь за всеми ролями. Я «шесть» переделал в «семь», добавил ещё одну шляпу для троллинга, присущего русскому человеку: прежде чем перейти к осмыслению любой темы, ему обязательно надо ее охаять.

Методы осознанного преодоления противоречий экономят время и позволяют прийти к решению с минимальным количеством исходных вариантов, но работу по таким метод намного сложнее модерировать.

Пример — дизайн-мышление, которым давно уже пользуются далеко не только дизайнеры (http://www.ozon.ru/context/detail/id/26395433/). Разрабатывая продукт или услугу, вы идёте от потребностей пользователя и проходите несколько этапов: изучаете тему, формулируете проблему, вырабатываете стереотипы (например, портрет пользователя и его нужд) и генерите идеи, которые могут позволить решить проблему. Затем отбираете лучшую, создаете прототип из подручных средств и отправляетесь тестировать его и изучать реакцию пользователей.

Мне в последнее время нравится использовать метод аналогии или синектики (http://www.ozon.ru/context/detail/id/26395433/). Это усовершенствованный вариант мозгового штурма, который дает возможность формулировать на этапе придумывания максимально осознанные варианты.

Автор метода Уильям Гордон предлагает в процессе мозгового штурма искать решение задачи с помощью разного вида аналогий (еще их называют «операторами»):

1Прямая аналогия

Подразумевает поиск свободных ассоциаций во внешнем мире, например, среди животных или растений.

2Личная (эмпатия)

Работает, когда вы пробуете взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом. Система Станиславского в помощь.

3Символическая

Попытайтесь найти символическое описание вашей задачи или объекта, которое показывает его с неожиданной стороны: в виде словосочетания — оксюморона, метафоры, названия книги или фильма.

4Фантастическая

Изложите задачу в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд, пофантазируйте и сформулируйте художественный образ.

Наконец у меня есть идея. Что дальше?

Проверить, будет ли идея работать. Считаю, что проект нужно тестировать с минимальными вложениями — под которыми я подразумеваю ноль. У вас должна быть возможность проверять идеи с имеющимися ресурсами. Ресурсы — это знакомые, полезная информация, умение пользоваться сервисами, и их нужно все время накапливать, чтобы в момент, когда вам приходит идея, вы сразу понимали, какую ссылку набрать, кому позвонить, кому предложить идею и попросить ее поддержать.

Поделиться с правильными людьми. Задумка не должна оставаться на уровне владельца. Ваша идея — это ваш ребёнок, который должен по развитию обогнать своих родителей. Если идея остаётся с вами, она как ребенок, которого не отправляют ни в детский сад, ни в школу — не социализируется, не обтачивается.

Когда ты делишься идеей, она становится более осмысленной с точки зрения социума. Не обязательно рассказывать многим. Пусть это будут не 100, а два-три человека, но те, которые могут дать качественную обратную связь. Поэтому я:

  • рассказываю дизайнеру, притом такому, который мыслит масштабно, то есть не только эстетикой, но и бизнесом,

  • рассказываю человеку, у которого есть деньги и он может инвестировать в идею,

  • рассказываю продюсеру, который знает, какие ресурсы нужно подтянуть, чтобы реализовать проект.

В итоге мне дают достаточно обратной связи, чтобы я мог сформулировать бизнес-идею. Если её поддержали и обточили, я уже могу ей делиться. Могу сделать презентацию и ее разослать. Готовая идея — та, что осмыслена и сверстана в презентацию. Всё. Оформите её и предложите людям, которым она может быть интересна. Необязательно иметь штат сотрудников. Не нужно искать деньги для того, чтобы начать предлагать кому-то купить ваш продукт. Хорошая идея воодушевит настолько, что деньги придут от первого заказа.

Итак, для того, чтобы встретить «четвёртую индустриальную революцию» во всеоружии, нужно:

  1. Разобраться в том, какие факторы помогают сделать креативный процесс комфортным. Какой должна быть среда? Каковы ваши источники информации? Кто ваши партнёры?

  2. Развивать насмотренность, погружаться в сферу, в которой вы хотите развиваться, общаться и наблюдать за лучшими в этой области.

  3. Решать каждодневные задачи, используя техники творческого мышления. Пробовать усовершенствовать. Например, можно просто сесть поболтать с коллегами, используя один из методов. Как минимум — это будет тимбилдингом, как максимум — даст решение.

  4. Тестировать и реализовывать свои идеи.

Удачи!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine