О фаллометрии в веб-разработке
Проверка гипотезы: какие производственные показатели влияют на финансовое положение компании
Дата публикации: 03.10.2017
За 10 лет в университете я защитил диссертацию и стал старшим преподавателем (для тех кто не в теме — это очень скромный результат, многие быстрее становятся доцентами и дописывают докторскую).
Из академической среды помимо массы полезных навыков и житейских наблюдений вынес забавный термин — наукометрия.
Это явление, когда довольно сложный и порой субъективный, связанный с карьерами, политикой, отношениями людей научный процесс начинают мерить циферками и строить графики. Всякие там индексы цитируемости, Хирша, среднее число соавторов и формул на страницу тезисов.
Разумеется, университетский люд хором называет эту забаву фаллометрией, хотя активно участвует.
Показатели бывают вполне разумные, однако требующие вдумчивого толкования.
Вот в заказной веб-разработке и интернет-маркетинге тоже много чего можно мерить.
Помимо очевидных финансовых показателей (которые, впрочем, не все умеют анализировать) вроде структуры выручки, прибыльности, компонентов затрат, годового роста, дебиторки и тому подобного есть масса технических, производственных.
Гипотеза: чтобы изменить финансовые показатели, нужно менять производственные.
1
Полезная выработка в месяц
Полезная — то есть оплаченная клиентом (багфикс и тупняк не оплачивается) или совпадающая с оптимическим планом постановщика (если проект внутренний).
В среднем по разработчикам у нас 105 часов в месяц, считаем 100 нормой для «середняка».
Стажеры показывают 30–70, гуру обычно не менее 120.
А у вас?
2
Горизонт планирования
На сколько времени вперед вы знаете точно загрузку людей? Мне кажется, если это менее недели, у вас всегда ass on fire, если далеко за 2 месяца — вам нечего говорить новым клиентам и некуда ставить горячие задачи.
У нас около месяца обычно.
А у вас?
3
Доля «нахлебников»
То есть людей, чей труд прямо не оплачивается, не включается в сметы, является обслуживающим. Вечно холиварная тема «менеджмент включен или нет» — примерно про это.
У нас это около 30%. То есть разработчик тратит около трети времени на неоплачиваемую работу, и еще треть персонала не оплачивается клиентом совсем.
Я знаю компании где это 50 и 50, например.
Разумеется, этот показатель можно легко вытянуть в 0, снизив ставку часа и включив в смету всех до уборщиц. Поэтому справочно: цена часа 2000 рублей, штурмуем 2500.
А у вас?
4
Доля «лучших»
Сколько процентов разработчиков, проектировщиков, аналитиков имеют профессиональный уровень «лучшего из возможных-востребованных»?
У нас это чуть менее трети, 25–30%. чуть более 50% середняки, 20% стажеры на старте.
Структура этой пирамиды определяет кадровое будущее вашей команды — есть кому расти на следующий уровень или нет.
Я знаком с командами, где все «гуру» и нет «стажеров», мне это кажется тупиком — нет лифта, нет роста, есть опасность.
А у вас?
5
Время ввода свежепринятого человека в работу
Через какое время человек будет решать первую «боевую» задачу и когда перейдет из статуса «новенького на обучении» в «пока не профи, но годного» специалиста?
У нас это примерно 2 недели и примерно 3 месяца. Для разработчиков, маркетологов, проект-менеджеров примерно одинаково. Через 2 недели человек получит настоящую задачу и через три месяца обучение из его деятельности «почти» уйдет (часа 2 в неделю в среднем остается всегда).
Я знаю команды, которые вообще не учат, считая что должны нанимать боеспособных людей сразу, и знаю тех, кто «на учебке» держит несколько месяцев.
А у вас?
6
Среднее число людей в подчинении у руководителей
Все вроде как помнят про «круг в 7 человек», но практически я часто вижу что техдиректору или исполнительному подчиняется 20+.
У нас в отделах 9–20 человек, отделы разбиты на рабочие группы по 4 в среднем. Много раз мне приходилось видеть как любого, даже очень толкового и быстрого руководителя «душит» 10 активных подчиненных.
А у вас?
7
Средний размер точно оцененного блока работ
То, что делается «по водопаду». Мы пришли к пониманию что лучше всего держать эту величину в диапазоне до 150 часов. Если больше — растут потери, ошибки, риски срыва и неоплаты.
Предел в нашей практике — 500 часов «водопадом». То есть контракты более чем на 1 миллион рублей с конкретным ТЗ мы крайне не любим подписывать (есть неформальное правило: 1–2 таких на всю компанию одновременно).
Знаю команды, которые легко подписывают планы на год вперед и ценой во много миллионов рублей. Рассчитывают на свой талант и изворотливость, не иначе.
Мы не умеем, не хотим.
А у вас?
Вообще говоря хотелось бы еще обсудить такие интересные штуки как «время закрытия вакансии», «текучка кадров за год», «средний стаж в компании», «время на пресейл», но эти поля слишком узки.
Ссылка, просто ссылка.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine