Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Привет.

После статьи про флагманский магазин МТС, в которой разобрали ошибки при его проектировании и дизайне, решил, что нужно сделать ревизию и других игроков. Да и сам формат материала, в котором разбираем устройство магазина, что в нем правильного и неверного, вам понравился.

Второй «жертвой» выбрал магазин «Связного», так как прочитал заметку в газете «Ведомости», в ней утверждалось, что розничная сеть придумала новый, гибкий формат распределения товаров по зонам. Заметку можно найти вот тут.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Некий неназванный представитель «Связного» продал газете «Ведомости» историю конца 2017 года, именно тогда создавался формат Flex (перевод тут, наверное, не нужен, так как первоначальная идея была заимствована у европейских операторов). К середине января 2019 года в сети «Связного» было более 200 магазинов в формате Flex, они достаточно большие и обладают площадью в 100 квадратных метров и больше. Можно прочитать заметку января 2019 года, в которой описываются успехи этих магазинов, Саша Перцева раскрыла количество точек и дала взгляд со стороны компании, найти текст можно здесь.

Но так даже любопытнее, ведь необязательно формат должен быть самым новым. Типичный розничный формат, что дорабатывали под реальные потребности продавцов и покупателей, выглядит даже интереснее. Магазинов в формате Flex несколько сотен, они заметно отличаются друг от друга по планировке, но это и заложено в их идею. Упомянутый в статье «Ведомостей» магазин находится у метро «Бауманская» в торговом центре «Елоховский пассаж». Видно витрину «Связного» издалека, так как она выходит на улицу и занимает левую сторону от входа.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Торговый центр небольшой, старого формата, поэтому внутри скученность магазинов и небольшие общие пространства. Еще не успев войти в магазин, вы увидите яркие лайтбоксы с рекламными предложениями, они повешены с задней стороны платежных терминалов.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Решение выигрышное по нескольким причинам, сами терминалы спрятаны в деревянные короба, проводов никаких не видно (только провод между терминалами, его почему-то не спрятали), но главное, что светящаяся реклама привлекает внимание. Слышал несколько раз аргумент, что люди не понимают, что в магазине можно оплатить услуги связи, и поэтому нельзя прятать терминалы. Но это что-то надуманное и выдуманное ради спора. Мне кажется, любой человек понимает, что в «Связном» можно заплатить за телефон. Да и сама услуга для розницы не очень интересна, приносит мизерные деньги.

Давайте посмотрим на пространство магазина изнутри, обратите внимание на планировку.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Стеллажи с основными товарами идут по стенам, они разделены на зоны, причем достаточно логично. Телефоны в одном месте, аксессуары в другом (это нелогично, но на самом деле, подобрав телефон, человека переводят в другое место, чтобы не создавать столпотворения у одной витрины).

Обратите внимание на фирменный стол от Apple с ковриком, что также является частью имиджа компании. В МТС этот коврик положили ровно на пути посетителей, чтобы об него вытирали ноги. В «Связном» кто-то включил голову и отошел от канонов брендбука Apple (стол должен размещаться ровно посередине коврика и никак иначе! Это всегда вызывало у меня искренний смех). Обратите внимание, что коврик сместили вправо на фотографии, то есть убрали с дороги. Вы входите в дверь, что смещена подальше от входа (осенью и зимой несколько лишних шагов означают меньшее количество грязи в магазине, и это очень важно), и дальше можете повернуть к терминалам оплаты или пойти к продавцам по прямой, их стол находится у дальней стены.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Розовая собака — это просто элемент интерьера, который призван его немного оживить. У меня нет ощущения, что это удалось сделать, но наверняка кому-то нравится. В центральной части магазина небольшие стойки, где располагаются аксессуары. В теории, в формате Flex здесь должны находиться промо-стойки разных производителей, то есть места продаются для маркетинга вендоров, как мы видели это с Apple. Сейчас «Связной» заполнил это место тумбами с аксессуарами, чтобы не возникало ощущения звенящей пустоты.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Идея магазина проста и понятна — разбить товары по направлениям и разместить их вдоль стен. Центральное место отводится промо-стойкам, их можно с легкостью убрать и разместить тут что угодно. В «Связном» формат Flex переняли со своими правками, европейские операторы размещают вместо тумбочек с товарами кресла, ставят инсталляции — одним словом, оживляют такое пространство, заигрывают с потенциальными покупателями. В мире сегодня мода на красоту, но добиться этой красоты хотят минимальными усилиями. В «Связном» от красоты отказались, посчитали это напрасной тратой бюджета и денег. Что логично, особенно если посмотреть на то, как устроены соседние магазины, каждый квадратный метр заполнен столами с продающимися продуктами. В России в целом есть дефицит желающих придумывать красоту в своих магазинах, даже такой должности нет — «главный по красоте». Впрочем, и дизайн всегда создается по некому остаточному принципу, лепят все вместе из материалов, которые нашлись в загашниках исполнителей. Многие салоны сотовой связи построены по принципу выставочного комплекса, а он, как вы знаете, временный. Надолго магазины практически никто не строит, считается, что это дорого. Хотя когда начинаешь считать, сколько прослужат конструкции «палочка-веревочка» из оргстекла и тому подобного против нормальной мебели для розницы, выигрыш не в пользу дешевых материалов.

Этаким самостоятельным украшением являются конверты с SIM-картами разных операторов, это арт-объект. Продажа SIM-карт происходит на стойке, и такая выкладка не нужна. Более того, логика посетителей всегда иная, они спрашивают консультанта о том, что есть в продаже и сколько это стоит. Рассматривать конверты без условий тарифов и других деталей вряд ли кто-то будет.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Зональность обозначена разными цветами витрин, это баннеры по верху шкафов. Недорогой способ, так как они подсвечены снизу, надписи можно менять хоть каждый день. Почему-то в «Связном» решили назвать категории товаров экосистемами, есть экосистема «Умный дом», «Путешествия», «Гейминг» и другие. Как по мне, так кто-то просто подхватил модное слово «экосистема», не до конца понимая его значение.

По магазину видно, что стояла задача сделать ярко, функционально и за минимальный бюджет, что можно только приветствовать. Продавцы сидят в крепости у кассы, в конце зала. Но в отличие от того же МТС, они моментально подходят и спрашивают, чем могут помочь. Отказываешься от помощи, и они тут же возвращаются в свою крепость. Во многих розничных магазинах это стало нормой, продавцы заседают за конторкой, так проще и понятнее. И это происходит не в маленьких магазинах, а в магазинах с достаточно большой площадью.

Вернемся к витринам. Например, можно посмотреть на экосистему «Умный дом», тут много колонок, и какие-то из них раскрыты, а какие-то выложены в коробках. Логику распределения не смог понять, аксессуары для умного дома, как правило, в коробках. Можно смешивать такой подход, но тогда открытые устройства — это то, что в фокусе магазина, и их не может быть много — одно-два устройства на полке. Это герои, что гарантированно привлекают внимание. Тут такой идеи нет, это просто хаотично расставленные товары.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

На промо-стойках Samsung стоят смартфоны, где на ценниках указано уж совсем несуразное. На одном смартфоне это DEMO, а соседний и вовсе отличился тем, что это Mock-Up, хотя аппарат прекрасно работает.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

В соседнем «Ноу-Хау» решили вопрос намного изящнее, там на ценниках написано «Демо-образец», и это верно.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Аккуратностью в магазине «Связного» даже не пахнет, но давайте посмотрим на конкретные моменты. На столе Apple несколько мятых ценников, что портит все впечатление, так быть не должно. И никаких оправданий этому быть не может.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

На полках есть телефоны с фирменными наклейками, какие-то, видимо, показывали покупателям. Наклейки мятые, выглядят непотребно, а некоторые телефоны просто заляпаны.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Это работа продавцов, чтобы так не случалось. Мятые наклейки нужно убирать в коробку, телефоны надраивать до блеска. Время и возможности для этого есть.

Осталось упомянуть, что в магазине есть пара сенсорных экранов, это доступ к интернет-витрине, можно заказать те товары, что отсутствуют в этой точке.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространстваНовый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Общее впечатление от магазина «Связного» в формате Flex (это не новые магазины, не новый формат!) простое, дешево и сердито. То есть пытались сделать нарядно, есть какие-то моменты, что сделаны правильно на уровне проектирования, задумки. Но есть и операционные недостатки, недоработки тех, кто работает на точке. Затраты на такой формат минимальны, а возможности переосмыслять пространство ничем не ограничены, тут нет никакого дорогого торгового оборудования.

В центре магазина есть принтер для печати пленок для разных смартфонов.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Это правильное расположение, так как работающий принтер виден со всех точек и способен заинтересовать других посетителей. Это как раз то, что продумано и сделано хорошо. На этом считаю, что описывать обычный магазин «Связного» с большой площадью нет смысла, вы явно были в таких. Постарался описать плюсы и минусы, надеюсь, что это получилось, равно как удалось и рассказать про сам формат.

Не удержался и заскочил в соседние магазины, чтобы посмотреть, как обстоят дела там. В МТС небольшого размера хорошее оформление, но самодеятельность и усталость от людей чувствуются, например, посмотрите на терминал оплаты.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Наклейки даны не просто так, а из-за того, что интерфейс самого терминала не продуман, люди теряются на базовых операциях. Теперь посмотрите на фотографию с планшетами и подумайте, что с ними не так.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Два планшета на полке повернуты лицевой частью, два — задником. Это явно было сделано без умысла, просто, выкладывая товар на полку, никто не подумал о единообразии.

Новый формат розничного магазина от «Связного» – Flex, или гибкие пространства

Пузыри на пленке после того, как ее повторно наклеили на экран, это бич любого магазина, не нужно клеить пленку. Нужно вытирать экран от отпечатков пальцев и аккуратно ставить товар на полку. Такая пленка в пузырях все равно ничего хорошего не принесет.

P.S. Расскажите в комментариях, какой магазин посетить следующим, флагман одного из операторов (МТС уже был!). Отмечайте, кого хотите увидеть в таком разборе полетов.

Ссылки по теме

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com

Полный текст статьи читайте на mobile-review