Новые старшие: как живет новое поколение людей старшего возраста
Проектная лаборатория Young Old, которая занимается созданием сервисов для людей старшего возраста, весной 2020 года провела большое исследование, в фокусе которого — ценности, образ жизни и практика коммуникации людей старшего поколения, активно включенных в цифровую среду.
«Билайн» выступил партнером проекта, дополнив результаты качественного исследования лаборатории Young Old обезличенными данными «Билайн.Аналитика», которые демонстрируют, насколько активно старшие используют интернет и его возможности.
Удивительно, как часто «перекликаются» тематически сходные материалы. Уже писал об этом, но не перестаю удивляться феномену: стоит мне отдать готовый текст на верстку, как с высокой долей вероятности прилетает дополнительная или отдельная информация, которая прямо-таки просится дополнением к уже отправленному. Валентин у нас на верстке с этим моим феноменом хорошо знаком и наверняка мысленно уже не раз высказал всё, что думает по этому поводу. Причём это не обязательно актуальная для России тема, к примеру, сегодня речь идёт о дополняющих друг друга материалах из разных стран. Давайте почитаем данные от «Билайн.Аналитика», тема интересная, а циферки мы с вами любим.
«Основные выводы исследования:
- «Новые старшие» — это принципиально новое поколение, которое имеет четкие и понятные ценности.
- Вопреки стереотипам, они нацелены на развитие и самореализацию, остаются в центре современной культуры.
- «Новые старшие» нуждаются в продуманных сервисах и проектах, которые позволят им жить активной жизнью, находить новые смыслы в зрелом возрасте и полноценно использовать возможности передовых технологий».
Похвалили «новых старших», молодцы. Возразить нечего и незачем, но всё это риторика из арсенала утверждений капитана Очевидность. Чтобы читатели прониклись важностью и актуальностью исследования. Вы прониклись? Очень хорошо, переходим к конкретике.
«В ходе исследования выяснилось, что «новые старшие» очень активно пользуются интернетом и, более того, уровень их «диджитализации» устойчиво растёт. Данные Билайн.Аналитика наглядно иллюстрируют этот факт: по сравнению с предыдущим годом в 2020 году средний интернет-трафик на одного пользователя старше 60 лет увеличился на 102% (причём в период пандемии –апреле-мае текущего года по сравнению с январем-февралем — трафик вырос на 21%)».
Мы уже неоднократно разбирались в причинах быстрого роста потребления трафика. И растущая активность интернет-пользователей всех возрастных групп здесь в большой мере вынужденная, во многом спровоцированная действиями самих сотовых операторов. Вообще, статистика роста потребления трафика — опасная тема, и я бы не советовал операторам слишком в неё углубляться. А то люди начинают думать и задаваться вопросами вида «а и правда, почему?». Получается наглядная иллюстрация не столько роста уровня диджитализации людей старше 60, сколько постоянного роста объёмов скармливания людям рекламы. «Билайн» здесь прав в одном: пожилые люди хуже ориентируются в методах защиты от мутной рекламной волны, и, соответственно, эффектный рост интернет-активности пожилых как бы запрограммирован.
«Старшие активно используют для общения мессенджеры. В топ-3 самых популярных приложений для общения вошли WhatsApp, Viber и Skype. Средний объем интернет-трафика в мессенджерах по сравнению с 2019 годом увеличился на 129% среди пользователей старшего возраста, проживающих в российских городах-миллионниках. Опять же, пандемия стала очевидным стимулом к их освоению: за март-апрель использование мессенджеров выросло на 73% по сравнению с январем-февралем 2020 года. Особенно за это время вырос средний трафик «новых старших» в приложении для видеозвонков FaceTime — этот показатель по сравнению с периодом до карантина вырос почти в 3 раза».
Вот здесь всё очень правильно написано. Если для кого-то из обычных граждан пандемия и оказалась полезной, то это как раз для тех, кто поневоле начал активно осваивать технологии удалённого общения.
«Вопреки стереотипам, «новых старших» можно найти не только в «Одноклассниках»: многие используют разные социальные сети, снимают сторис для Instagram и ведут блоги на YouTube.
Самыми популярными приложениями по уровню потребляемого трафика у этой категории абонентов в период самоизоляции стали Facebook (+32%), «ВКонтакте» (+27%) и «Одноклассники» (+20%).
Любопытно, что старшие активно осваивают социальные сети как рабочий инструмент для своего профессионального развития: продвижения бизнеса, монетизация хобби, поиска занятий и курсов для саморазвития и обучения».
Ох уж мне эти многострадальные «Одноклассники», в каких только грехах их ни обвиняли! А вот Facebook в роли лидера роста потребления трафика у пожилых меня удивил. Мне кажется, что должна быть какая-то дополнительная весомая причина. Например, непропорционально быстрый по сравнению с другими соцсетями рост объёмов видеорекламы. Или существенное, выше среднего, «утяжеление» рекламы. Или другие причины. Хотелось бы услышать мнение пользователей Facebook, не отмечали ли вы необычных изменений в предлагаемом контенте?
«Более половины опрошенных отметили, что им сложнее с возрастом находить и друзей, и деловых партнеров, и единомышленников, ну, а поиск партнера или супруга — это настоящая «боль»: 81% респондентов подчеркнули, что после 60 лет испытывают проблемы с романтическими знакомствами.
Для решения этой проблемы старшие активно пользуются современными технологиями: за прошедший год использование сервисов знакомств среди этой аудитории выросло на 71% (в период самоизоляции опять всплеск — рост на 29%). Однако опыт использования сайтов знакомств и дейтинговых приложений у большинства из них негативный: они расцениваются старшими как небезопасные, с неадекватной выборкой кандидатов и не способствующие развитию общения и конструктивному диалогу».
Мдааа, у 81% опрошенных старше 60 лет проблемы с романтическими знакомствами, а сайты знакомств оказались с неадекватными кандидатами и вообще не способствуют конструктивному диалогу. Наверное, проблема «странных» ответов в том, что люди в таком возрасте вкладывают несколько иной смысл в само понятие «романтическое знакомство». А те инструменты для облегчения знакомств, которые им сейчас предлагает рынок, их не устраивают.
«Исходя из особенных требований к общению у «новых старших» команда YoungOld при поддержке Билайн объявляет о старте разработки платформенного решения Older для создания для знакомств и поиска единомышленников среди пользователей 60+ по всей России.
«Мы видим, что современные старшие абсолютно не похожи на стереотипные представления о «пенсионерах», и наше исследование полностью подтверждает эти наблюдения. Старшие хотят проводить вторую половину своей жизни осознанно, активно и содержательно, — говорят создатели Young Old Татьяна Дроздова и Екатерина Курашева. — Очевидно, что в этом им могут и должны помочь проекты и сервисы, которые придуманы с учетом реальных потребностей старших и основаны на актуальных технологических решениях, ведь диджитал стал привычной средой и для них. Платформа для общения старших Older — первый шаг в этом направлении».
Вот мы и добрались до сути, речь идёт о продвижении новой платформы Older, которую разрабатывали в качестве инструмента для общения старших. Собственно, почему бы и нет? Если интересно, то сходите на myolder.ru, там есть полная версия исследования.
Ну и в заключение цитата на тему того, чем занимается Young Old, ведь платформа для общения — только часть проекта:
«Young Old (young-old.ru) — это проектная лаборатория, которая создает сервисы и инструменты, помогающие людям старшего возраста жить более осознанной и счастливой жизнью. Команда Young Old занимается исследованиями проблем старшего возраста, разработкой программ для брендов, ориентированных на старших, создает собственные продукты, проводит разнообразные образовательные мероприятия. Главный проект команды — большой городской фестиваль образования, творчества, современного искусства и технологий «Young Old: новые старшие» для старших горожан и их близких, который проходит в Москве и других регионах России».
P.S.
Последний раз перечитал написанное, сверил картинки и полез в почту отправить. Да уж, «три раза ха!». Уже лежит свежий пресс-релиз Tele2 именно на эту тему. Хороший такой, с кучей интересных цифр и всякой аналитики. Работает, черт возьми, феномен взаимного притяжения разных материалов на одну тему. Нет, на этот раз не полезу всё переписывать, оставлю как есть. Почитаю ваши отзывы, авось выужу что-нибудь полезно-интересное для многих, потом спокойно займусь материалом Tele2. А то ведь так можно дойти до абсурда многократного дописывания-переписывания одного материала и превращения его в монстра, которого большинство и до середины не долистает. Так что до скорой встречи!
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review