Ноутбуки и планшеты — итоги 2014 года
Любой ажиотаж рано или поздно подходит к концу: после того, как производить планшеты ринулись, казалось бы, все бренды электроники в мире, популярность этих устройств начала падать.
Начало 2014 года не предвещало никаких изменений в темпе продаж планшетных ПК. В декабре 2013 года производители продали на 50% больше планшетов, чем в, чем в 2012, но, с учётом того, что рынок уже насытился такими устройствами, аналитики планировали, что рост продаж в 2014 году составит 22%.
В первые четыре месяца 2014 года так оно и было. «Связной» сообщил, что продажи планшетов превысили прошлогодние показатели в 1,5 раза, а продажи ноутбуков и нетбуков упали на 36%. Но, пока в России планшеты расходились как горячие пирожки, глобальные тенденции уже не выглядели столь оптимистично — в конце апреля аналитики Digitimes Research отметили, что поставки планшетов упали на треть. А исследовательская группа IDC подсчитала, что мировые поставки планшетов выросли всего лишь на 3,9% за первый квартал. Такие цифры аналитики объясняли ростом популярности «плафонов», замедлившимся прогрессом в индустрии и отсутствием громких премьер среди брендов-лидеров.
Последний аргумент на тот момент выглядел наиболее правдоподобно — новые модели iPad и Google Nexus ожидались лишь осенью, да и Samsung в первой половине года проявляла себя не очень активно. Но в апреле дебютировали модели Galaxy Tab 4, а вслед за ними в середине лета подтянулись флагманские Galaxy Tab S. Розничные сети в России даже освободили витрины от ноутбуков, чтобы приготовиться к значительному росту продаж, но покупатели отреагировали совсем не так, как того ожидали продавцы и производители устройств.
Ни анонс Apple iPad Air 2, ни выход Google Nexus 9 не успел повлиять на итог продаж планшетов в России — они не просто не выросли, а упали на 1,4% за год. В денежном выражении это означает падение выручки производителей на 30%. На мировом рынке аналитики Gartner отметили, что срок жизни планшетов сегодня увеличился до 3 лет, а продажи за 2014 год выросли на 11%. Владельцы планшетов вместо обновления модели переходят на ноутбуки-трансформеры с сенсорным дисплеем — каждый четвертый проданный мобильный компьютер принадлежит к этому классу.
Покупатели в России пока не слишком падки на авангардные ноутбуки-трансформеры, но производителям первого эшелона от этого не легче — бренды с мировым именем стремительно теряют рыночную долю в России, а на первый план выходят производители бюджетных планшетов.
Ноутбуки-трансформеры теснят планшетные ПК на зарубежных рынках
Отчёт о продажах в России за четвертый квартал 2014 года удивит многих, но учёт предновогоднего покупательского ажиотажа будет произведён лишь в январе. На первом месте до сих пор находится Samsung, который за год потерял 5% рынка и теперь контролирует 16,9% рынка в России, на втором — Lenovo (15,5%), следом идёт Apple (9,1%) и Digma (6,8%). Оставшиеся 50% рынка практически безоговорочно захватили бюджетные бренды, среди которых в России доминируют Explay, Irbis, MegaFon, Oysters, Prestigio, Supra и teXet. Каждый третий планшет, проданный в России по итогам первых трёх кварталов, приходится на категорию «до 5 тысяч рублей».
Ноутбуки вновь становятся популярными В ситуации, когда интерес к планшетам начал снижаться, удачные обстоятельства сложились для производителей ноутбуков. Не секрет, что продажи компьютеров во всём мире снижаются уже несколько лет подряд, но ноутбуки впервые замедлили падение с 2012 года, а уже осенью показали рост в размере 10% в сравнении с прошлым годом, сообщает DisplaySearch. Свой вклад в такую ситуацию сделало и традиционное «перевооружение» школьников компьютерами к началу нового учебного года, но аналитики полагают, что успех лэптопов спровоцирован разочарованием покупателей в планшетах, а также развитием бюджетных моделей и хромбуков.
Лидером продаж второй год подряд остаётся Lenovo, чья доля на рынке составляет 18%. Следом идёт HP (17%), ASUS (11%), Dell (11% при чуть меньшем объёме выручки) и Acer (10%). При этом производство ноутбуков перестало быть «дотационной» отраслью для ведущих брендов — тот же ASUS получает более половины всей прибыли только от продаж лэптопов. Для сравнения: производство материнских плат для ПК приносит ASUS лишь 13% прибыли.
Lenovo укрепляет позиции на рынке ноутбуков и планшетных ПК
Понемногу выходят из тени и хромбуки — их продажи за год выросли на 67%, а треть рынка досталась Acer и популярному в Северной Америке Chromebook C720. Относить хромбуки к рынку ПК вскоре станет ещё сложнее: эксперты предсказывают выход целой когорты хромбуков под управлением ARM-чипов Mediatek и Rockchip и ценой на уровне $149 уже в следующем году. Будущее пограничных между нетбуками и планшетами устройств сегодня выглядит очень перспективно — Lenovo и ASUS уже заявили о разработке новых бюджетных моделей.
Лидер класса хромбуков в 2014 году — Acer Chromebook C720
Иначе обстоят дела у ноутбуков с сенсорными дисплеями — несмотря на требования Intel к производителям ультрабуков и настойчивому продвижению плиточного интерфейса в Microsoft Windows 8, спрос на модели с поддержкой сенсорного ввода оказался катастрофически мал. Аналитики DigiTimes предсказывают, что в 2015 году сенсорные дисплеи останутся лишь у гибридных моделей и подобных им «трансформеров», а из лэптопов с классическим форм-факторов исчезнут вовсе.
Ноутбуки с поддержкой сенсорного ввода теряют популярность
Игровые ноутбуки остаются обособленным, но стабильным классом лэптопов — рынок компьютерных игр растёт и, по словам аналитиков из DFC Intelligence, вплотную приблизился к консольному, а выход мобильных видеоускорителей NVIDIA »900-й» серии спровоцировал обновление игровых моделей ASUS ROG, MSI GS, GP и GT, Dell Alienware и GIGABYTE Aorus. Ввиду монопольного положения Intel и NVIDIA на рынке игровых моделей о взрывном прогрессе говорить не приходится, но экстремальные модели с разгоном CPU до 4,4 ГГц или механической клавиатурой вкупе с GTX 980M в SLI доказывают заботу производителей о геймерах.
Рынок ноутбуков и ультрабуков в России пока не отражает общемировых тенденций — по данным «М.Видео» продажи мобильных ПК в 2014 году продолжили падение и уже в первом полугодии просели на 19%. Ноутбуки-трансформеры россияне тоже не жалуют — на них приходится всего лишь 7,4% рынка. А 50% продаж ноутбуков, по словам ритейлера, разделили между собой Lenovo и ASUS.
Ознакомиться с лучшими ноутбуками года по версии редакции Ferra.ru вы можете в нашем итоговом обзоре.
Мимо, ранен, убит — оцениваем самочувствие производителей Затяжные ценовые войны в борьбе за покупателя не лучшим образом сказываются на финансовом состоянии ведущих брендов. За 2014 год такая конкуренция выбила из колеи несколько производителей, а нескольких других, впрочем, воскресила, но уже «под крылом» новых владельцев.
Непростые времена сегодня переживает Samsung, чья выручка по итогам 2014 года стала минимальной за последние несколько лет. Низкие продажи ноутбуков и хромбуков вынудили корейский бренд прекратить поставки компьютеров на европейский рынок, а доля планшетов и смартфонов компании падает под натиском китайских брендов.
Аналогичная картина наметилась и в Sony, которая имеет все шансы получить убытки в размере $2,15 млрд. за финансовый год из-за низких продаж смартфонов. Даже продажа компьютерного подразделения в начале года не помогла компании выйти в «плюс», а новые модели под самостоятельным брендом VAIO, похоже, ещё долгое время не покинут пределы японского рынка.
Ноутбуки Samsung и Sony стали жертвами кризиса ПК-индустрии
Сложности в продажах потребительской техники HP заставили руководство компании определить корпоративный сегмент компьютеров в отдельное юрлицо — таким образом, головная компания избежит трудностей, если «розничное» подразделение начнёт терпеть убытки.
А вот Acer, напротив, наконец-то вышел из убытков, которые сопровождали компанию прошедшие 3 года: продажи бюджетных планшетов, смартфонов и ноутбуков сделали своё дело, и компания зафиксировала прибыль в течение трёх кварталов подряд. Неплохо себя чувствует и ASUS, чья годовая выручка увеличилась на 2,7%, из которых на планшеты и смартфоны пришлось около 18% прибыли.
Серьёзные проблемы сопровождают мобильное подразделение GIGABYTE — выпуск ноутбуков стабильно приносит компании убытки, которые пока компенсируются успехами на рынке материнских плат и видеоускорителей.
Успешное ведение бизнеса в который раз демонстрирует Lenovo — добившись лидерства на российском и мировом рынке ноутбуков, бренд стремительно наращивает свою долю в сегменте планшетов и генерирует прибыль около $10 млрд. за квартал. Под руководством китайского бренда на российский рынок вот-вот вернётся дочерняя компания Motorola, а в дальнейшем американское подразделение планирует выпуск и новых моделей планшетов.
Motorola вновь начнёт делать планшеты и вернётся в Россию
Железо и софт — low-cost, «народные» восьмиядерники и решительный Intel Конкуренция производителей железа на рынке ноутбуков, мягко говоря, не впечатляет. AMD представила мобильные чипы Kaveri ещё летом, но так и не добилась их широкого распространения в новых лэптопах. Сейчас AMD занята борьбой с убыточностью подразделения по производству микропроцессоров. Intel представил архитектуру Core M, лишь в середине осени, а все интересные новинки на её базе придут в российскую розницу лишь в следующем году.
В сегменте мобильных чипов лидерство удерживает Qualcomm — аналитическая компания Jon Peddie Research провела исследование встроенной графики на мобильных устройствах, и доля калифорнийской компании составила 42%. Второе место занимает Mediatek с 23% рынка, а замыкают тройку чипы Apple с 13%.
Рынок графических ускорителей в смартфонах и планшетах
Одним из самых ярких событий уходящего года стало распространение восьмиядерных процессоров в планшетах. Это стало возможным после дебюта «народного» восьмиядерника Mediatek MT6592/8392 в конце 2013 года. Вычислительная мощность таких устройств не поразила воображение энтузиастов, но планшеты на базе Android стоимостью до $200 теперь оснащаются действительно эффективным процессором для повседневных задач.
Восьмиядерные чипы Mediatek сыграли важную роль в прогрессе планшетов
Но Intel пошёл ещё дальше и выпустил бюджетные модификации четырёхъядерного Atom Z3700, которые позволят производить новые модели планшетов стоимостью $99 уже в ближайшее время. Мы уже отмечали привлекательность чипов Intel в бюджетных планшетах, и, пускай многих энтузиастов забавляют отчаянные попытки процессорного гиганта закрепиться на территории ARM-чипов — жёсткая конкуренция производителей пойдёт покупателям лишь на пользу, особенно в сложившейся экономической ситуации.
Ситуация в стане операционных систем, в целом, выглядит положительно. Android установлен на 80% продаваемых мобильных устройств, значительно опережая iOS и какие-либо модификации Windows. Google в очередной раз столкнулся с ситуацией, когда троица устаревших ОС Jelly Bean (4.1, 4.2 и 4.3) закрепилась на каждом втором устройстве с очень туманными перспективами обновления. С другой стороны, доля Android 4.4 KitKat уже составляет 33%, а выход новых планшетов на базе Android 5 Lollipop способен подстегнуть рынок.
Jelly Bean — очередная «пожизненная» ОС на каждом втором устройстве под Android
А Microsoft не прекращает попытки пересадить «консерваторов» на новую версию ОС — уже 13 января 2015 года заканчивается основная фаза поддержки Windows 7. Система будет получать критические обновления безопасности, и больше не будет дорабатываться Microsoft для поддержки нового железа, оптимизации скорости работы и.т.д. Взамен редмондцы выпустили бюджетный вариант Windows 8.1. with Bing, который станет основой планшетов и компьютеров стоимостью до $250.
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru