Никита Шамрай, ПСБ: Технологический чекап помогает найти точки роста
В 2023 году импортозамещение стало одним из главных трендов российского финтеха. Как внешние факторы повлияли на процессы цифровизации отрасли, в интервью CNews рассказал Никита Шамрай, старший вице-президент, руководитель блока информационных технологий ПСБ.
«Импортозамещение — необходимый процесс для сохранения технологической устойчивости финансовых организаций»
CNews: Банки сегодня в авангарде развития ИТ-технологий, а российская финансовая сфера по уровню цифровизации до сих пор известна как одна из лучших. Какова ситуация сейчас? Вы думаете, мы сможем удержать лидерство? Что для этого нужно?
Никита Шамрай: Безусловно, с точки зрения цифровизации сферы банковских услуг наша страна является одним из глобальных лидеров. В 2020 году, согласно экспертным исследованиям финансового рынка, российские банки практически по всем параметрам опережали зарубежных коллег. И по технологиям открытия счетов, и по адаптации клиентов, и по проведению переводов, и по использованию банковских карт.
Несмотря на все изменения, которые произошли с тех пор, российские банки не останавливались в процессе цифровизации. Да, появились дополнительные факторы, которые необходимо учитывать — например, ускоренное импортозамещение, однако на клиентском сервисе это не сказалось. ПСБ продолжает «оцифровывать» свои операционные процессы и оказываемые клиентам услуги. Так, мы перешли на цифровое оформление военной ипотеки — продукт, высоко оцененный профессиональным сообществом. Запустили цифровую зарплатную карту «Мир» с полным функционалом пластиковой дебетовой карты. Первыми в России мы интегрировали нейросеть GPT в чат-бот для бизнеса. Теперь в мобильном, интернет-банке и мессенджерах бизнес-клиентам в пилотном режиме доступен сервис общения с нейросетью на темы, выходящие за рамки банковских услуг. Мы участвуем в инновациях, которые внедряет ЦБ РФ, в их числе — цифровой рубль, единая биометрическая система, СБП.
Для сохранения лидерства на мировом рынке российским кредитным организациям предстоит продолжать работать над цифровой трансформацией, следить и задавать технологические тренды, инвестировать в исследования и разработку, создавать собственные инновационные лаборатории.
CNews: Как санкционное давление и последовавшее за ним импортозамещение повлияли на процесс цифровой трансформации в российском банковском секторе?
Никита Шамрай: В текущих условиях импортозамещение — процесс, необходимый для сохранения технологической устойчивости финансовых организаций. И санкционное давление, конечно, заставляет двигаться быстрее, так как банки дорожат доверием клиентов, высоким уровнем кибербезопасности, а также являются участниками рынка, на которых распространяются нормы российского законодательства по защите персональных данных.
Для ПСБ технологический суверенитет всегда являлся одной из ключевых задач. И начался он в 2018 году с выбора прикладных систем. Мы правильно расставили приоритеты и выстроили систему работы в условиях импортозамещения: составили список систем, решений и сервисов, текущих запасов мощностей и ситуации на рынке. Затем в течение нескольких лет проходило тестирование операционных систем для серверов и рабочих мест, систем виртуализации, телефонии.
Сейчас находится в процессе более 40 новых проектов по импортозамещению, выбраны целевые решения в части инфраструктуры и оборудования, начато тиражирование в контуре банка. Например, мы перевели сервисы виртуализации ИТ-инфраструктуры, необходимые для работы банковских приложений, на импортонезависимую платформу zVirt и внедрили отечественную систему управления тестированием программного обеспечения Test IT. Новая система объединила в общий интерфейс возможности проведения ручного и автоматизированного тестирования, а также построение отчетности для аналитики планов и проектов.
В свою очередь, внедрение отечественных передовых технологий обеспечивает устойчивость бизнес-процессов и дальнейший рост цифровой эффективности. А благодаря бесшовному процессу миграции клиенты совершают все операции в привычном режиме, не замечая никаких изменений во внутренних системах банка.
CNews: Какие направления цифровой трансформации ПСБ считает приоритетными для себя? В чем видите главные точки приложения усилий, над какими направлениями собираетесь работать в первую очередь и почему?
Никита Шамрай: Омниканальность — один из ключевых трендов в банковской отрасли сегодня. Она обеспечивает единство информации о клиенте, учитывает его предпочтения и интересы без повторяющегося дублирования при переходе с канала на канал взаимодействия, упрощает получение недостающей информации. Кроме того, в фокусе нашего внимания находится совершенствование цифровых каналов, которые являются приоритетными и удобными для наших клиентов. Например, ПСБ первым в России встроил чат-бот для бизнеса в VK Мессенджер, что позволяет предпринимателям получать консультационные услуги по продуктам и услугам банка в одном удобном для них канале — отечественном мессенджере. Чат-бот доступен клиентам круглосуточно и может отвечать на вопросы об условиях по тарифам, кредитам и бизнес-картам, сообщать адрес ближайшего офиса или банкомата, давать пояснения о работе с мобильным и интернет-банком.
«Системная интеграция выполняется на живой инфраструктуре»
CNews: Летом ПСБ завершил интеграцию с ООО «ПСБ Донецк» и ООО «ПСБ Луганск», кредитных учреждений, принадлежавших Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР). С какими сложностями вы столкнулись во время интеграции?
Никита Шамрай: Задача была не из простых. С одной стороны, в начале интеграции банковская система новых субъектов находилась на ранней стадии развития. Например, оплата услуг осуществлялась в терминалах самообслуживания или почтовых отделениях. А с другой стороны, мы столкнулись с тем, что нормативная база и требования регуляторных органов ДНР и ЛНР отличались от норм законодательства РФ.
Наш банк самостоятельно занимается разработкой многих информационных платформ и сервисов. Собственные системы в этом случае обладают значительным преимуществом — легче внести изменения и доработки в них. При этом у нас эффективно выстроены процессы управления изменениями ИТ-ландшафта. Поэтому после принятия решения об интеграции, мы оперативно и качественно подготовили цифровую архитектуру на территории новых субъектов.
При объединении банков в ПСБ мигрировали договоры, счета, вклады клиентов — физических лиц. После завершения интеграции клиенты могли самостоятельно зарегистрироваться в системе дистанционного обслуживания (ДБО) на сайте ПСБ или в мобильном приложении банка. Единственным изменением для клиентов стала по сути смена банковских реквизитов. Клиенты-юридические лица так же бесшовно были переподключены к системе дистанционного банковского обслуживания ПСБ.
CNews: Как происходило масштабирование ИТ-инфраструктуры ПСБ в новых субъектах?
Никита Шамрай: Особенностью масштабирования ИТ-инфраструктуры, по сравнению с созданием информационного проекта с нуля, является то, что работа по системной интеграции выполняется на живой, работающей архитектуре, без вмешательства в процесс функционирования. В связи с этим в работе могут использоваться только апробированные технологические решения.
Поэтому сначала мы провели комплексную оценку эффективности использования ИТ-ресурсов кредитных организаций новых регионов. «Технический чекап» позволил нам получить важные сведения об инфраструктуре и архитектуре внутренних систем банков новых регионов, вопросах их эксплуатации, найти точки роста. Далее был создан проект интеграции, который описывал конкретную техническую имплементацию на основе портфеля решений и требований к безопасности. Реализация проекта потребовала создания транзитных складов для упрощения логистики и настройки оборудования, найма дополнительных сотрудников и формирования новых команд.
Проект по масштабированию нашей ИТ-инфраструктуры в новых регионах совпал с фазой активного импортозамещения по другим направлениям. Это позволило в кратчайшие сроки имплементировать отечественные платформы и решения в новых субъектах. За «ширмой» этого проекта, безусловно, стоит огромна проделанная работа всей ИТ-команды ПСБ — от сотрудников склада до наших разработчиков.
«Мы готовы делиться накопленным опытом с другими компаниями на рынке»
CNews: В 2021 году у ПСБ появилась дочерняя ИТ-компания «ПСБ Лаб». Какими проектами она будет заниматься? И как будет выстроено взаимодействие между ИТ-блоком банка и «ПСБ Лаб»?
Никита Шамрай: Основная деятельность «ПСБ Лаб» направлена на реализацию проектов банка в области импортозамещения и повышения операционной эффективности. Взаимодействие между банком и «ПСБ Лаб» построено на общепринятых для российского ИТ-рынка стандартах работы с вендорами по системе размещения заказов на выполнение работ. Вся разработка, модификация и адаптация систем, реализуемых в рамках приоритетных проектов по импортозамещению, осуществляется силами «ПСБ Лаб». В свою очередь, ИТ-подразделение банка принимает результаты со стороны ИТ-компании, а также проводит самостоятельную разработку и сопровождение внутренних систем, не участвующих в проектах по импортозамещению.
Кроме того, компания нацелена на разработку собственных программных решений с последующей продажей продуктов на российском рынке. ПСБ уже многие годы строит свои собственные информационные системы и последовательно инвестирует средства в их развитие, используя лучшие подходы и практики. Наши сотрудники имеют уникальную технологическую экспертизу в реализации ИТ-решений, в том числе благодаря участию банка в пилотных проектах общегосударственного уровня, таких как единая биометрическая система и цифровой рубль. И сейчас мы готовы делиться накопленным опытом с другими компаниями на рынке.
Анна Приклонская
Полный текст статьи читайте на CNews