Накамерная вспышка Canon Speedlite 470EX-AI с электроприводом головки и искусственным интеллектом: практическое применение

Получая на руки новую технику, я всегда первым делом знакомлюсь с ее возможностями, техническими характеристиками. Вспышкой Canon Speedlite 470EX-AI я был очень заинтригован. Электропривод и наличие искусственного интеллекта обещали интересный опыт использования данного прибора. До самого начала съемки я не понимал, чего ждать — борьбы с искусственным разумом или новой степени свободы для творчества во время съемки.

По сравнению с обычными вспышками Speedlite 470EX-AI действительно обзавелась новой интеллектуальной функцией. При использовании автоматического режима на вспышке она делает два предварительных импульса: первый в лоб для оценки расстояния до объекта, второй в потолок для оценки расстояния до потолка и эффективности отражения света. Дальше данные анализируются и строится модель пространства для определения оптимального угла наклона вспышки для освещения модели отраженным от потолка светом.

Вспышка при этом поворачивает голову самостоятельно, благодаря автоприводу. Скорость поворота воображение не поражает, но она точно не ниже скорости вдумчивого и аккуратного фотографа. Это одно из приятных преимуществ вспышки — помощь фотографу в определении оптимального угла наклона, что особенно ценно при недостатке опыта и непонимании основных принципов распространения света. Даже абсолютный новичок с этим прибором сможет добиться качественного светового рисунка на модели.

Вторая «фишка» этой модели — запоминание угла наклона вспышки. В автоматическом и полуавтоматическом режимах работы вспышка, благодаря гиродатчикам, оценивает изменение положения в пространстве и корректирует угол поворота и наклона вспышки для сохранения светового рисунка. Это очень ценно при переводе камеры из портретной ориентации в альбомную и наоборот. Для меня это оказалось самой приятной и удобной функцией. Выбрал в полувтоматическом режиме любой угол наклона и поворота —, а дальше вспышка сама его удерживает.

Но обо всем по порядку. Поняв, что при наличии потолка вспышка действует безупречно и «провести» ее у меня не получается, я решил выбрать для съемки сценарий посложнее. Я отправился снимать репортаж с игры в арчери-таг, а после сделал несколько постановочных портретов с использованием вспышки в накамерном положении. Арчери-таг — интересная активная игра, смесь страйкбола и стрельбы из лука. Наконечники стрел мягкие и достаточно большие, что делает попадания безболезненными, но ощутимыми, в отличие, к примеру, от лазер-тага. Это придает игре больший драйв и интерес. Ребята из Artagros предлагают много разных сценариев игры, но все они подразумевают множество перемещений игроков, а значит, требуют большого пространства. Игра проходила в одном из крытых футбольных манежей, так что света было не слишком много, а возможности для использования вспышки были сильно ограничены. До потолка было добрых 10–12 метров, от центра площадки до ближайших стен — примерно столько же.

В таких условиях автоматический режим вспышки быстро распознаёт всю тяжесть положения. После проверочного импульса в потолок вспышка возвращается в лобовое положение, чтобы обеспечить хотя бы плоский свет на объекте съемки. Хотя есть поклонники и такого варианта освещения, я к их числу точно не отношусь: так становится слишком сильно видна искусственная природа света, что в репортаже мне совсем не нравится и используется лишь в крайних случаях. Но здорово, что вспышка старается быть полезной и в этой ситуации, ведь начинающий фотограф по привычке может продолжать «стрелять» в потолок, надеясь на отражение света, которого уже не увидит.

Мне же пришлось действовать тоньше и с большей выдумкой. Часть снимков с самой игры я сделал, находясь вблизи от стен по периметру площадки, используя для этого полуавтоматический режим вспышки. Делается это следующим образом: руками выбирается угол наклона и поворота вспышки, а затем он фиксируется нажатием на боковую кнопку на самой голове вспышки. Немного осмелев, я стал забегать на саму игровую площадку, отражая свет от надувных препятствий, имевших белые плоскости. В таком варианте использования работа автоматики вспышки произвела спорное впечатление. Да, вспышка отлично отрабатывала поворот камеры в альбомный и портретный режим, однако полностью игнорировала поворот камеры в горизонтальной плоскости. Например, объект съемки движется, фотограф за ним следит, поворачивает камеру, а угол поворота головы вспышки остается неизменным. При отражении света от препятствий относительно небольшого размера все равно приходилось корректировать положение головы руками.

Из-за активного использования автоматики и при съемке вблизи максимальных значений мощности вспышки (из-за больших расстояний и серых стен) я готовился очень быстро сменить комплект аккумуляторов, однако заряда хватило на два часа использования и 350 кадров. Съемка закончилась раньше, чем израсходовался заряд. Конечно, в этом заслуга и аккумуляторов, однако мои опасения насчет излишней прожорливости этой вспышки оказались напрасными.

Ведущего числа 47 м оказалось достаточно, чтобы даже при использовании отраженного света значительно заглушить имеющийся на площадке свет и осветить только модель в постановочных кадрах. Жалко, что такая продвинутая вспышка оказалась немного урезана в функциях и может быть только ведомой: при наличии двух экземпляров мне не удалось создать более сложные схемы освещения. Несмотря на далеко не низкую стоимость Canon Speedlite 470EX-AI, для реализации подобных сценариев вам потребуется дополнительно другая вспышка Canon, которая может выступить в роли ведущей. Хотя по моему скромному мнению, именно вспышка с подобной автоматикой больше заслуживает того, чтобы оставаться на камере и помогать фотографу при съемке даже в схемах с несколькими источниками освещения.

Практический опыт использования вспышки с новаторскими функциями наводит на следующие мысли: технологию интеллектуального привода стоит признать состоявшейся, ее использование достаточно просто и удобно, не вызовет у новичка сложностей и обеспечит отличный результат в большом спектре распространенных условий. Однако пока возможности использования немного ограничены отсутствием отслеживания поворота камеры в горизонтальной плоскости, невозможностью использования вспышки в качестве ведущей и отсутствием беспроводной синхронизации.

Альбом фотографий, сделанных с применением Canon Speedlite 470EX-AI при игре в арчери-таг, можно посмотреть по ссылке.

Полный текст статьи читайте на iXBT