На подготовке кадров для цифровой экономики сэкономили более 100 млрд руб.

Цифровизация

19 Ноября 2024 11:3419 Ноя 2024 11:34 |
Поделиться

Расходы федпроекта «Кадры для цифровой экономики», по сравнению с первоначально планировавшимися, сократились на 117 млрд руб. — до 21,18 млрд руб. При этом в 2024 г. финансирование по этому федпроекту по линии Минцифры вообще не производилось. В Минцифры это пояснили постепенным завершением программы и финансированием по линии Минобрнауки, а также заверили, что поддержка проектов по подготовке кадров продолжится в рамках нового национального проекта «Экономика данных». 

Сокращение расходов на подготовку кадров для цифровой экономики

CNews ознакомился с обновленной редакций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Она свидетельствует о значительном сокращении расходов по данному направлению, особенно в последние два года. В Минцифры это пояснили постепенным завершением программы и финансированием по линии Минобрнауки.

Базовая версия федпроекта «Кадры для цифровой экономики» была утверждена в 2019 г. Она предполагала расходы за период с 2019 по 2024 г. в размере 139 млрд руб., практически все они должны были быть осуществлены федеральным бюджетом.

В 2021 г. у федпроекта сменился куратор: вместо Минэкономразвития им стало Минцифры. Сам документ был радикально переработан, в него было добавлено шесть новых мероприятий, а от финансирования старых мероприятий было решено отказаться. При этом общий объем финансирования сократился почти в два раза — до 76,07 млрд руб.

В нынешней редакции документа предполагается новое сокращение затрат — до 21,18 млрд руб., то есть в 3,5 раза (и в 6,5 раз по сравнению с редакцией от 2019 г.). В абсолютных выражениях объем сокращения составил 54,89 млрд руб. (по сравнению с редакцией от 2021 г.) и 117,82 млрд руб. (по сравнению с редакцией от 2019 г.)

Более того, в текущей редакции федпроекта на 2024 г. не предусмотрено финансирование ни по одному из мероприятий. В 2023 г. было профинансировано только одно мероприятие — проведение обучения по дополнительным профессиональным программам с использованием мер господдержки для получения новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечение достижения отдельных результатов федпроекта «Кадры для цифровой экономики» на базе АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035».

На это мероприятие в 2023 г. было выделено 3,69 млрд руб., а общие затраты на него в 2021–23 гг. составили 6,23 млрд руб. Это почти в 2,5 раза меньше, чем планировалось ранее — 14,8 млрд руб.

В 2021–22 гг. также финансировались еще три мероприятия. 3,1 млрд руб. было выделено образовательным организациям, реализующим программы начального образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образование, а также на предоставление онлайн-доступа к цифровым образовательным ресурсам и сервисам на базе АНО ВО «Университет Иннополис». Это почти в четыре раза меньше, чем планировалось ранее — 11,975 млрд руб.

2,71 млрд руб. было выделено на проведение повышения квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования по новым программам для ИТ-специальностей и различных предметных отраслей и на обеспечение достижения отдельных результатов федпроекта «Кадры для цифровой экономики» (мероприятие также реализовывалось на базе АНО ВО «Университет Иннополис)». Это почти в 2,5 раза меньше, чем планировалось ранее — 6,37 млрд руб.

2,63 млрд руб. было выделено на проведение обучения государственных (муниципальных) служащих и работников учреждений компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Это в 1,5 раза меньше, чем планировалось ранее — 4,18 млрд руб.

Также 3,7 млрд руб. в 2021 г. было выделено образовательным организациям высшего образования, получающим государственную поддержку по программе стратегического академического лидерства, на реализацию (в рамках своих программ развития) мероприятий по обеспечению условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов ИТ-специальностей. Это в четыре раза меньше, чем планировалось ранее — 14,67 млрд руб.

В редакции федпроекта «Кадры для цифровой экономики» от 2021 г. финансирование всех пяти упомянутых мероприятий планировалось на весь период 2021–24 гг. В этой редакции документа также значилось еще одно мероприятие — внедрение образовательными организациями, реализующими программы высшего образования, типовых сервисов организации учебного процесса и онлайн-обучения, созданных на базе цифровых платформ. На реализацию этого мероприятия планировалось выделить 6,95 млрд руб., но из текущей редакции федпроекта оно полностью исключено.

Позиция Минцифры

В пресс-службе Минцифры сообщили CNews, что подготовка ИТ-кадров является одним из важнейших приоритетов ведомства. Совместными усилиями с Минобрнауки в рамках федпроекта «Кадры для цифровой экономики» Минцифры удалось увеличить количество бюджетных мест на ИТ-специальностях в 2,5 раза с 2019 года. Контрольные цифры приема, в том числе на ИТ-направления, формируются и финансируются из средств Минобрнауки России.

В 2024 г. продолжалось финансирование другого федпроекта нацпрограммы «Цифровая экономика» — «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Он был утвержден в 2021 г. и на период с 2021 по 2024 г. предполагал финансирование в размере 27,94 млрд руб. Благодаря нему были запущены такие образовательные проекты, как «Код будущее» для школьников старших классов и студентов колледжей, «Цифровые кафедры» в вузах и др. В Минцифры обещают продолжить финансировать эти мероприятия в дальнейшем.

Все это сказалось на состоянии кадровой базы ИТ-отрасли: с 2019 по 2023 г. она увеличилась в 1,5 раза, сейчас в России в сфере ИТ задействовано более 900 тыс. специалистов. Также ИТ-отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики, ее экономические показатели демонстрируют двузначные темпы роста, а вклад ИТ-отрасли в ВВП (внутренний валовой продукт) с 2019 по 2023 г. вырос в 1,5 раза и составил почти 2%.

В Миницфре заверили, что подготовка ИТ-кадров будет продолжена в рамках работы по новой нацпрограмме «Экономика данных». «Большой федеральный проект в ней будет посвящен развитию кадрового потенциала, отдельное внимание будет уделено повышению качества ИТ-обучения в вузах», — добавили в ведомстве.

Мероприятия, которые финансировались под эгидой Минэкономразвития

За период, когда куратором федпроекта «Кадры для цифровой экономики» было Минэкономразвития (2019–20 гг.), был профинансирован еще ряд мероприятий. 2,7 млрд руб. было выделено на обеспечение экспертно-аналитического и организационно-методического сопровождения реализации этого федпроекта.

Евгений Липкин, «Остек-СМТ»: Нужно наращивать не только объемы, но и эффективность производства радиоэлектронной аппаратуры

Импортонезависимость

1,16 млрд руб. было выделено на формирование, на базе организаций высшего образования, сети из центров цифровой трансформации университетов «Цифровой университет» и спутников таких центров. Также сеть должна была быть создана из международных научно-методических центров в области информатики, математики и технологий и спутников таких центров, а также из центров ускоренной подготовки специалистов в области информационных технологий. Кроме того, в рамках этого мероприятия была запланирована реализация в системе высшего образования персональных траекторий развития обучающихся.

1,03 млрд руб. было выделено на обеспечение реализации АНО ВО «Университет Иннополис» мероприятий, направленных на развитие образовательных и научно-методических практик подготовки специалистов в сфере информационных и «сквозных» технологий, а также на развитие международного сотрудничества, интеграции российской образовательной системы и лучших мировых практик и на создание на базе указанной организации опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики.

965 млн руб. было выделено на предоставление грантов в форме субсидий на проведение математических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики и цифровых технологий. 655 млн руб. было потрачено на развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеющим лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология».

499 млн руб. было потрачено на поддержание научно-технических проектов физических лиц в области цифровой грамотности. 308 млн руб. — на обучение учеников и работников русских школ за рубежом по программам тиражирования лучших практик по развитию цифровой грамотности. Еще 219 млн руб. было выделено на повышение квалификации педагогов русских школ за рубежом по приоритетным для цифровой экономики компетенциям.

Всепроникающая безопасность: какие облачные ИБ-решения будут больше всего востребованы и почему

Облачные тренды

194 млн руб. было потрачено на организацию и проведение в зарубежных странах мероприятий просветительского и мотивационного характера по привлечению талантливых граждан, проживающих за рубежом, на работу в России. 189 млн руб. было выделено на предоставление грантов в форме субсидий на создание и поддержку функционирования организаций дополнительного образования детей и детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики.

114 млн руб. было потрачено на предоставление грантов обучающимся общеобразовательных организаций, проявившим особые способности и высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий. 113 млн руб. выделено на разработку образовательных программ (модулей) высшего образования в интересах цифровой экономики.

97 млн руб. было потрачено на актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части требований к формированию компетенций цифровой экономики и разработку рекомендаций по актуализации примерных основных образовательных программ. 89 млн руб. было потрачено на разработку модели независимой оценки компетенций цифровой экономики и самооценки гражданами ключевых компетенций цифровой экономики.

Полный текст статьи читайте на CNews