На локальных частных облаках можно экономить десятки миллионов рублей
Интеграция Инфраструктура
24.05.2021, Пн, 09:00, Мск
Технологии непрерывно развиваются, становятся все более гибкими и кастомизируемыми, отвечая требованиям быстро меняющейся бизнес-среды. Предприятия, которые осуществляют цифровую трансформацию и нуждаются в быстром и эффективном предоставлении сервисов клиентам или обработке больших массивов данных, все чаще обращаются к облачной модели. Пандемия COVID-19 еще больше подстегнула спрос на облака. Из-за карантина и удаленки, которые привели к росту нагрузок на ИТ-инфраструктуру, компаниям пришлось наращивать свои вычислительные мощности или мигрировать в облака.
Облака: плюсы и минусы
Рынок облачных сервисов в России стал расти взрывными темпами: за I полугодие 2020 г. спрос увеличился на 30% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. По мнению экспертов «ТМТ Консалтинг», эта тенденция сохранится еще в течение пяти лет. А по данным аналитиков IDC по итогам 2020 г. российский рынок облачных сервисов снова превысил отметку в $1 млрд.
Согласно прогнозам, рынок облаков в России продолжит расти примерно на 30–40% в год, при этом существенную долю потребителей облачных сервисов занимают быстрорастущие компании. В 2020 г. российский бизнес переосмыслил свое отношение к облачным технологиям. Крупные компании стали развивать облачные стратегии, воспринимая облака не только как инфраструктуру, но и как платформу с готовыми инструментами для трансформации бизнес-процессов. По мнению экспертов, заказчики стали лучше разбираться в особенностях и преимуществах облачного подхода, они расширяют использование облачных сервисов для решения самых разных задач.
Из-за карантина и удаленки компаниям пришлось наращивать свои вычислительные мощности или мигрировать в облака. Фото: ru.depositphotos.com
Считается, что облако экономит бюджет и помогает строить более динамичный бизнес. Потребление ресурсов становится гибким. Заказчики могут использовать их в том объеме и в то время, когда им это необходимо, без капитальных инвестиций в инфраструктуру. Причем делается это просто, буквально «в один клик». Ускоряется время вывода нового продукта или услуги на рынок. Быстрее воплощаются новые идеи и извлекается прибыль. Наконец, работая с облаком, заказчики получают плоды самых современных разработок. Однако переход от локальной инфраструктуры к полностью облачной для многих предприятий по тем или иным причинам неприемлем. Да и не всегда облако оказывается выгоднее классической, собственной ИТ-инфраструктуры из-за серьезных операционных расходов.
В ряде случаев оптимальным компромиссом становится гиперконвергентная инфраструктура, которая позволяет развернуть локальное частное облако со всеми преимуществами облачной модели. Такое решение подчас оказывается экономически более выгодным в части совокупной стоимости владения, чем публичное облако; оно обеспечивает более высокий уровень контроля, отличается хорошей масштабируемостью и может интегрироваться с публичными облаками.
Гиперконвергентная инфраструктура от Lenovo и VMware
Гиперконвергентная инфраструктура (HCI) — это единая интегрированная программно-определяемая система, объединяющая вычислительные ресурсы, ресурсы хранения данных, сеть и средства управления. HCI позволяет упростить среду ЦОД и улучшить его масштабируемость, а также снизить расходы на создание решения.
Гиперконвергентная платформа предполагает глубокую виртуализацию (подсистем хранения, вычислительных ресурсов и сети) и расширенные возможности управления, в том числе и средства автоматизации. Согласно политикам конфигурации, ресурсы динамически выделяются приложениям, которые работают на базе виртуальных машин или контейнеров, их можно добавлять по мере необходимости без прерывания процессов.
HCI дает возможность развертывать в локальной среде инфраструктуру, аналогичную облачной, снижая расходы и повышая контроль и защиту. HCI можно также использовать как сервис публичного облака, тем самым ускоряя развертывание и затрачивая меньше времени на управление инфраструктурой, либо выбрать модель гибридного облака.
Например, Lenovo предлагает ThinkAgile VX на базе VMware vSAN — готовое гиперконвергентное решение корпоративного уровня по привлекательной цене. Оно поддерживает vSphere Lifecycle Manager (vLCM) — систему унифицированного управления программным и микропрограммным обеспечением, которая позволяет контролировать жизненный цикл всей инфраструктуры (версию ПО, прошивку, драйверы) из единой панели, а также экономить на эксплуатационных расходах. Кроме того, администраторы получают возможность сократить объем повторяющихся задач, стандартизовать процессы и оптимизировать использование ресурсов.
Платформа HCI легко масштабируется добавлением модулей, быстро развертывается, поскольку уже настроена, сертифицирована и готова к запуску. Lenovo ThinkAgile VX на базе VMware vSAN подходит для задач тестирования и разработки, обеспечивает бесперебойную работу любых корпоративных приложений и баз данных, а благодаря программно-определяемым компонентам и автоматизации процессов систему можно кастомизировать — менять и настраивать под текущие запросы.
Производитель отмечает, что системы серии VX легко интегрируются в уже развернутую среду VMware. Можно также выбрать любой сервер Lenovo и дополнить его сертифицированными для VMware vSAN компонентами. Благодаря распределенности компонентов и функций у платформы Lenovo на базе VMware vSAN отсутствует единая точка отказа, что сводит к нулю риск потери всей инфраструктуры компании. Она обеспечивает высокую производительность и эффективность работы ИТ-сервисов, сокращая расходы на их обслуживание. Управление и мониторинг всех систем при помощи «единого окна» позволяет минимизировать ошибки, повышает эффективность взаимодействия с технической поддержкой. Но как насчет «экономики»?
Как развернуть платформу HCI: миграция по расчету
Перед компанией CSI (Crystal Service Integration), которая 26 лет создает решения для крупного сетевого ритейла, в 2021 г. встала задача обновления ИТ-инфраструктуры. Crystal Service Integration разрабатывает и внедряет программы для автоматизации розничной торговли, поставляет кассовое оборудование — собственное и от ведущих мировых производителей, а также предоставляет сервисную поддержку. Услугами CSI пользуются в более 300 торговых сетях, 13 тыс. магазинов по всей России и в странах ближнего зарубежья, и для обеспечения эффективной работы своих сотрудников компания уже долгое время использовала облачные сервисы.
Что дешевле?
«Долгое время наша компания придерживалась парадигмы, согласно которой все ресурсы должны быть в облаках, и развивалась в соответствии с этим подходом. Для новых проектов использовались различные облачные сервисы. Все это продолжалось до недавнего времени, когда мы просто подсчитали, во сколько нам обходятся облачные сервисы, — рассказывает Никита Вернигора, руководитель ИТ-отдела CSI. — Кроме этого, у нас был унаследованный блейд-сервер IBM BladeCenter H. Ему уже больше 8 лет, и работал он не очень надежно, что не лучшим образом сказывалось на развернутых на нем сервисах. Нужно было принимать решение, куда их переносить — в облака или на локальную инфраструктуру, то есть консолидироваться на своей платформе».
Для осуществления проекта был выбран системный интегратор Vkorpe, оказывающий полный спектр услуг: помимо самой поставки оборудования, специалисты компании осуществляют проектирование и внедрение решений, способствующих автоматизации бизнеса.
Для решения текущих задач и дальнейшего расширения инфраструктуры интегратором изначально была предложена система на основе традиционной архитектуры: несколько серверов и СХД, объединенных в кластер. Уже на данном этапе проекта стало понятно, что перенос облачных сервисов на физическое оборудование позволит компании существенно сократить затраты на ИТ.
Между тем, замена облаков на локальные серверы могла привести к серьезным проблемам при адаптации к новым реалиям. Классическая серверная архитектура имеет ряд потенциальных точек отказа, а заказчику хотелось избежать подобных рисков. Исходя из опыта сотрудников Vkorpe и планов дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры заказчика, в конфигурацию системы были внесены коренные изменения. В итоге ранее спроектированная система уступила место гиперконвергентному решению.
«Мы подсчитали совокупную стоимость владения гиперконвергентными системами, во сколько нам сейчас обходятся облака, сколько будут стоить облачные ресурсы с учетом будущих сервисов. Получилось, что владение собственным «железом» окупается за год с небольшим, — утверждает Никита Вернигора, добавляя, что одним из факторов выбора гиперконвергентной платформы стало удобство работы с нею. — Нам хотелось уйти от предыдущей классической серверной архитектуры, чтобы сократить количество потенциальных источников инцидентов, максимально упростить архитектуру. Еще один фактор — возможности масштабирования с ростом бизнеса, ведь масштабировать такую платформу намного проще».
Гибридное будущее
В компании работает большое количество разработчиков ПО, и нередко возникает ситуация, требующая существенного увеличения объема ресурсов. «В этом случае гибридная среда дает преимущество, позволяя расширяться за счет публичного облака. Если новый проект приносит какие-то значимые плоды, то мы расширяемся, горизонтально масштабируемся на своей локальной площадке. Если нет, то мы просто сворачиваемся. Таковы наши среднесрочные планы, — рассказывает Никита Вернигора. — Пока же перед нами стоит вопрос адаптации к локальной платформе, которая отличается от облачной даже синтаксисом команд. Часть задач работает на платформе HCI, другие сервисы размещены непосредственно в облаке Amazon, их используют разработчики. Некоторые сервисы находятся в облаках Softline, Google и так далее. Мы пытаемся все это собрать в одном месте, на новой системе. Потом мы будем думать, куда развиваться дальше: в публичные облака или наращивать ресурсы горизонтально и создавать гибридное облако».
Консолидация сервисов
Гиперконвергентная платформа используется в компании для разного рода задач. Во-первых, это классическая разработка, сборка, тестирование. Во-вторых, на ней функционируют сервисы, которые компания продает своим клиентам, таким как торговая сеть «Лента» — например, личный кабинет ККТ. Есть также немало внутренних ИТ-сервисов, в числе которых корпоративная телефония,»1С», система Service Desk собственной разработки, «Битрикс» и так далее. В целом все это можно разделить на три крупных блока: внутренние сервисы, сервисы, которые в том или ином виде обслуживают клиентов, и сервисы разработки и тестирования.
«Сейчас в компании используются 4 сервера Lenovo. По мере потребности будут докупаться дополнительные узлы. Если появляется какой-то временный проект, его проще тестировать в облаке. Если все хорошо, то мы расширяемся, закупаем дополнительное оборудование, — приводит пример Никита Вернигора. — Если же это какой-то запланированный проект, и заранее известно, что он будет реализован в установленные сроки, то можно сразу развернуть его на локальной платформе».
Всего через 2 недели после начала развертывания платформы она была установлена в дата-центре и подключена к внешней инфраструктуре. После этого началась миграция сервисов со старых серверов и из облаков.
Все работы компания проводит самостоятельно, консультируясь со специалистами Vkorpe, Lenovo и VMware по вопросам правильной организации сетей и разделения потоков сетевого трафика в соответствии с лучшими отраслевыми практиками. Vkorpe имеет опыт комплексного подбора ИТ-решений для заказчика и реализации проектов «под ключ», может предоставить сопровождение и техническую поддержку.
Со временем все ключевые сервисы (продуктив) будут перенесены со старых серверов на новую платформу. Унаследованные серверы будут использоваться для разработки и тестирования, а также для сервисов, которые не требуют работы в режиме 24/7 и высокой отказоустойчивости. Миграцию основных сервисов планируется закончить уже в апреле 2021 г.
«В перспективе мы хотим стать для пользователей единым провайдером, предоставляющим им необходимые ресурсы; сделать так, чтобы они могли самостоятельно использовать выделенные ресурсы в рамках этого пула и выполнять операции, не затрагивая при этом другие подразделения. Но пока что этого функционала у нас нет», — заключает Никита Вернигора.
Почему Lenovo?
Компания Lenovo была не случайно выбрана в качестве вендора. По данным независимых аналитических агентств, ее серверы уже 7 лет остаются самыми надежными x86-системами. Lenovo также установила 196 мировых рекордов в различных тестах, что говорит о глубокой оптимизации оборудования под рабочие нагрузки и высокой производительности поставляемых систем.
При выборе решения рассматривались предложения ведущих вендоров (на уровне топ-5) решений HCI, проводился тендер. Предложение Lenovo оказалось наиболее привлекательным с точки зрения соотношения цены и качества. К тому же предыдущие локальные серверы в основном представляли собой платформы IBM (BladeCenter S и H).
Система Lenovo ThinkAgile VX 2U Certified Node
Системы Lenovo ThinkAgile VX 2U Certified Node — это сертифицированные для работы с VSAN и VMware узлы на базе серверов Lenovo SR650. На программном уровне эти серверы оптимизированы для работы с VMware VSphere. Приобретая их, заказчик может сам выбрать необходимую конфигурацию и дополнить ее нужными лицензиями на программное обеспечение.
Серверы в системе Lenovo VX играют роль вычислительных узлов и узлов хранения данных. При выходе из строя одного из узлов работоспособность системы сохраняется, не теряется эффективное пространство дисков. Нагрузка распределяется по 4 узлам, используется общая емкость хранения. Масштабируется такая система добавлением узлов, и делается это гораздо проще, чем добавление серверов в классической архитектуре. Для администрирования платформы используется ПО VMware vCenter.
Как ожидается, данное решение позволит компании в течение 5 лет сэкономить около ₽50 млн. В этой оценке учитывается стоимость аппаратного обеспечения, программных лицензий, размещения в дата-центре, зарплата сотрудников и аренда каналов связи. Срок его окупаемости составит 14 месяцев.
Полный текст статьи читайте на CNews