Мультикоптеры: что нужно знать, чтобы купить дрон (или вовремя отказаться от покупки)

Законы рынка требуют, чтобы покупатель не знал и даже не догадывался о существовании вопросов и препятствий, которые появятся при эксплуатации того или иного гаджета. А они обязательно возникнут, но, к сожалению, только после приобретения товара. В результате хозяин обзаводится еще одним ненужным гаджетом вроде того велотренажера, который занимает угол комнаты и используется для развешивания носков. В этой статье мы расскажем о важных вещах, о которых многие напрасно не задумываются при покупке самого первого своего дрона. Но сначала немного теории.

Какие бывают дроны

Количество моторов

Мультикоптеры условно разделяются на несколько категорий, причем по разным признакам. Например, их можно классифицировать по количеству пропеллеров (двигателей). Такие аппараты носят разные названия, начало которых — числительное из греческого языка: три-, квадро-, гекса- и октокоптеры имеют три, четыре, шесть и восемь лопастей соответственно. Наверное, существуют аппараты и с еще большим количеством лопастей, но в «живой природе» такие если и встречаются, то крайне редко.

Трикоптер, квадрокоптер, гексакоптер, октокоптер

От количества моторов обычно зависят все прочие характеристики, каждая из которых может быть самостоятельным классификатором: масса, размеры (диаметр выброса лучей), грузоподъемность, скорость — все эти показатели растут вместе с количеством моторов. Как правило. Но есть и исключения. Например, некоторые «комнатные», почти безопасные мини-устройства, умещающиеся на ладони или чуть крупнее, также оснащены четырьмя пропеллерами (а бывают и шестилопастные мелкодроны!). Кстати, многие из них даже оснащены микрокамерами — этакая селфи-палка-леталка.

Но это не более чем игрушка, которую не жаль подарить мальчишке детсадовского возраста. Причем вовсе не обязательно ожидать мгновенной поломки подаренного дрона вследствие аварии (которая непременно случится при первой же попытке взлететь), потому что среди недорогих дронов можно отыскать сверхлегкие защищенные модели, не боящиеся падений, ударов, а иногда и воды. Например, недорогой экстрим-коптер JJRC H31 можно даже окунуть в воду, это никак не помешает его дальнейшей работоспособности.

Вторая крайность — шести- и восьмилопастные аппараты, которые относятся к профессиональному сегменту беспилотников, поскольку позволяют поднимать серьезный груз. И это уже совсем не игрушка. Эксплуатация таких аппаратов сопряжена с большими расходами и риском: в рюкзак или сумку их не положишь, а значит, стои́т вопрос транспортировки до полетной зоны и обратно. Солидная стоимость этих устройств требует не менее высокого мастерства управления. Такие дроны используются, как правило, для видео- и фотосъемки тяжелыми профессиональными камерами, не входящими в комплект устройства.

Так снимают кино

В их конструкции сложно и дорого буквально всё — от усиленной рамы до большого количества датчиков, иногда дублированных, показания которых анализируются мудреным программным обеспечением. Более того, чтобы приспособить к коптеру полноразмерную камеру, недостаточно примотать ее синей изолентой. Для крепления камер используются специальные многоосевые стабилизирующие подвесы, управление которыми —, а значит, и камерой — производится отдельно от радиоканала управления полетом. Наконец, для управления самой камерой — запись, зум, фокус и прочие настройки — также требуется отдельная полоса связи и обслуживающие ее элементы. Следовательно, нужен второй человек, который осуществляет съемку — оператор.

По этим причинам не хочется затрагивать аспекты, относящиеся к профессиональным мультикоптерам. Да, сегодня без них не обходится ни одна экстренная или ремонтная служба, ни одна телекомпания или агентство (про вооруженные силы многозначительно промолчим). Например, связистам и энергетикам гораздо проще и выгоднее осмотреть мультикоптером свои вышки и линии электропередачи, чем отправлять на травмоопасную работу дефицитных верхолазов. А телевизионщикам или киношникам для съемки красивостей теперь не требуется нанимать настоящий вертолет, час работы которого обходится в нечеловеческую сумму. Соответственно, у таких организаций нет проблем с регистрацией/разрешениями на полеты дронов. А раз нет проблем — то и не любитель.

Таким образом, выбор дрона для любительского применения имеет смысл ограничить самой распространенной ветвью — квадрокоптером средних размеров и массы. Не зря именно такие устройства составляют подавляющее большинство беспилотных летательных аппаратов, предлагаемых сегодня на рынке.

Квадрокоптер Xiaomi Mi Drone 4K в полете

Такая популярность объясняется четырехлучевой конструкцией, которая оказалась оптимальной по цене и сложности изготовления. Она позволяет переносить небольшие грузы (в большинстве случаев — мини-камеру), обеспечивая при этом неплохую динамику подъема и перемещения. С длительностью пребывания в воздухе у них всё тоже обстоит неплохо: некоторые модели могут летать до получаса без подзарядки или замены аккумулятора. Но конечно же, их функциональность, а значит, и возможности коптера, сильно зависит от цены. Которая может отличаться на порядки.

Тип моторов

Кстати, имеет смысл обратить внимание на тип двигателей, которые приводят в движение лопасти коптера. Существует два вида электромоторов: коллекторные и бесколлекторные. Вкратце их отличия сводятся к следующему:

  • коллекторные двигатели недороги, но у них невысокая мощность из-за трения щеток с коллектором
  • бесколлекторные моторы дороже, но выдают высокую мощность, а износ минимален ввиду отсутствия соприкасающихся частей, если не считать подшипник вала ротора

Как узнать тип моторов у понравившегося дрона? Очень просто: изучить характеристики. Хоть бесколлекторные двигатели и дороже коллекторных, все же иногда они встречаются даже в недорогих моделях дронов. Яркий тому пример — модель MJX Bugs 3 с уместной ценой. Помимо бесколлекторных моторов, дрон этот выгодно отличается неплохим временем полета и наличием крепления для экшн-камеры GoPro, которая у кого-то давно пылится в шкафу.

Впрочем, камера — это тема совершенно отдельная, наиважнейшая, которой мы посвятим обособленную главу.

Программное обеспечение

Теперь коснемся такого важного аспекта, как программное обеспечение. Очевидный факт: чем дороже аппарат, тем продуманнее и функциональнее его софт. Речь не о ПО, составляющем мозг коптера, в которое лезть запрещено. Имеется в виду пользовательское приложение или несколько приложений под разные платформы, с помощью которых осуществляется настройка, управление, просмотр видеотрансляции, задается целеуказание и происходит иное «общение» с коптером. Рассмотрим такое ПО на примере приложения, которым комплектуется квадрокоптер Xiaomi Mi Drone 4K. Популярность этого аппарата объясняется его невысокой стоимостью и наличием продвинутых характеристик: долгое время полета, программируемые режимы и высококачественная камера с разрешением 4K.

Это, конечно, не идеал функциональности, однако можно не сомневаться: даже такой скромный набор возможностей используется большинством пилотов разве что наполовину.

К примеру, оператор может дать коптеру несколько разных команд: автоматический взлет и приземление, полет по заданному маршруту, полет к объекту на карте, облет объекта по кругу, отлет от объекта с уходом вверх и т. д.

Минус этих функций заключается в том, что все эти команды можно дать лишь во время работы двигателей, то есть когда дрон уже находится в воздухе на автопилоте в режиме зависания. Но беда в том, что запас аккумулятора во время полета тает буквально на глазах. И тыкаться в дисплей смартфона, пытаясь выставить нужные точки по белой карте имени Google, просто нет времени — на счету каждая секунда.

Следующие функции должны присутствовать в приложении для каждого серьезного коптера: настройки камеры (экспозиция, разрешение при съемке и т. д.), отображение карты с указанием местонахождения.

Настройки экспозиции Местоположение на карте

В хорошем приложении обязательно имеются и другие функции, так называемые «офлайновые», которые могут быть востребованы не в полете, а позже. Это просмотр и «расшаривание» записанных фото- и видеоматериалов, просмотр статистики по полетам. Есть даже возможность просмотра подробнейших логов, которые ведутся при каждом взлете и автоматически сохраняются, как это делается «черными ящиками» самолетов и вертолетов.

Статистика налета Список логов Просмотр лога полета

Убедиться в наличии подобных функций можно, не только изучив руководство пользователя, но и почитав тематические форумы. Последние содержат в сотни раз больше полезной информации, чем скупые и лаконичные официальные источники.

Прочие трудности, секреты и загвоздки будут раскрыты лишь со временем. Например, такие, как проблема аккумуляторов. Любому владельцу коптера крайне желательно всегда иметь запасную батарею, хотя бы одну. Этим не только увеличивается время загородных полетушек, но и экономится ресурс батарей. Например, за год эксплуатации дрона с одной батареей (около 60 км налета) ее общая емкость упала как минимум на треть, теперь ни о каких 27 паспортных минутах нет и речи — время полета снизилось до 15 минут. Но фирменное приложение эту «мелочь», к сожалению, не показывает.

Камера

— Хочу квадрокоптер.
— С какой целью интересуетесь?

[Правильный ответ:] — Чтобы взглянуть с высоты.

Это единственный аргумент, которым можно оправдать траты, запланированные на приобретение неигрушечного дрона. Если хочется »просто полетать», то выгоднее купить летайку-неломайку за тысячу рублей либо вообще запустить гелиевый шарик или китайский фонарик и наблюдать за его улетом.

Однако просто посмотреть с высоты — это полдела. Качество видеотрансляции, идущей с камеры дрона, обычно невысокое. Важно записать увиденное, чтобы впоследствии поделиться им с другими или использовать в каких-то проектах. А для этого требуется очень хорошая камера. Ее «хорошесть» зависит от нескольких составляющих: конструкции, используемой оптики и разрешения (разрешающей способности). Начнем с конструкции камер, ведь от нее целиком зависят такие характеристики съемки, как стабилизация и возможность направлять камеру на нужные объекты.

Форм-фактор: на что влияет подвес

Итак, все камеры, которые могут работать с коптерами разных конструкций, делятся на три типа:

  • встроенные в корпус дрона (дешевый вариант)
  • комплектные внешние камеры на подвесе (оптимальный вариант)
  • сторонние камеры на внешнем подвесе (дорого, профессионально, не рассматриваем)

Первый вариант — это, чаще всего, вмонтированная в корпус (или жестко прикрепленная к корпусу) дрона камера, не имеющая никаких подвижных частей. Дешевое решение, которое имеет серьезные минусы.

Дело в том, что корпус камеры здесь — это сам коптер, а для смены направления «взгляда» камеры требуется поворот или наклон всего дрона, что не очень-то удобно. К тому же, некоторые ракурсы становятся и вовсе недоступными — например, направить камеру вниз не представляется возможным. Более того, эти дешевые варианты жесткого размещения камеры не предполагают наличия стабилизатора, кроме электронного (программного). Что приводит не только к тряске и болтанке в кадре, но и к появлению роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). Представить описанные недостатки поможет следующий ролик, снятый экшн-камерой, жестко прикрепленной к корпусу квадрокоптера (имеющиеся в кадре опора и луч дрона доказывают, что камера прикреплена именно к коптеру).

Да, такое видео не зальешь на видеосток для продажи — не примут. Но совсем иначе выглядит съемка, сделанная камерами второго типа, которые закреплены на подвесе.

Их конструкция может быть разной, опишем самую типичную: такие подвесы имеют резиновые мягкие демпферы, препятствующие передаче мелкой вибрации от корпуса дрона к корпусу камеры, а также точнейшие сервоприводы, автоматически выравнивающие горизонт, смягчающие резкие повороты дрона и дающие камере свободу вращения и наклона.

Иногда эти внешние камеры производитель защищает прозрачным колпаком-фонарем. Похожий имеется в комплекте DJI Mavic Pro Platinum. Это разумное решение, гарантированно защищающее камеру и ее нежный подвес от любых внешних воздействий при транспортировке.

В менее дорогих моделях такая защита тоже существует, но ее приходится покупать отдельно. Разумеется, летать и снимать с колпаком не надо — любое загрязнение поверхности фонаря непременно скажется на качестве изображения.

Результат съемки внешней камерой на амортизирующем подвесе выглядит совсем не похоже на съемку камерой, вмонтированной в корпус коптера.

А благодаря сервоприводам подвеса объектив камеры во время полета можно наклонить вниз от горизонтали на любой угол, вплоть до 90 градусов.

Часть круговой панорамы — центральный, завершающий фотоснимок

Свобода наклона дает возможность создавать уникальные фотопанорамы. Это довольно популярная тема, такой материал не просто интересен, но и применим на практике. Например, в строительстве, планировке или для контроля целостности владений и угодий.

Еще одну немаловажную роль играет используемая в камерах оптика. Нет, речь не о светосиле — ну какая светосила может быть при микроскопическом диаметре входного зрачка? Речь идет исключительно о наличии либо отсутствии оптических искажений.

Оптика: широкоугольность бывает разной

Для съемки больших площадей и общих планов всегда используется широкоугольная оптика, именно такими оптическими системами оснащены все экшн-камеры. Камеры коптеров, как правило, тоже дают широкоугольную картинку. Однако широкоугольность эта у разных производителей может быть реализована по-разному. Лишь дорогие объективы позволяют избежать эффекта (точнее, дефекта), который называется FishEye (рыбий глаз), когда картинка оказывается словно натянутой на сферу.

«Березка белоствольная склонилась у пруда», или Работа широкоугольной оптики

В кино такой брак увидишь лишь в том случае, если он допущен намеренно, по юмористической задумке режиссера/оператора.

Злой сержант в сверхширокоугольном объективе

Но мы-то люди серьезные, а съемка с коптера — дело нешуточное. Поэтому перед покупкой обязательно следует отыскать в YouTube несколько примеров необработанной съемки, произведенной конкретным дроном, и убедиться в отсутствии оптических искажений, бьющих в глаза.

Разрешение (и чем оно отличается от разрешающей способности)

Третий фактор — разрешение съемки и детализация (она же разрешающая способность). Разрешение и разрешающая способность — это два разных понятия, которые слабо связаны между собой. Если разрешение указывает только на размер кадра в пикселях, то разрешающая способность отражает степень детализации картинки, четкость (не путать с резкостью!). Вполне может случиться так, что недорогая камера, снимающая в 4K, дает детализацию вдвое меньше, чем более серьезный аппарат, снимающий с точно таким же размером кадра 4K.

1100 ТВ-линий против 1700 ТВ-линий при одинаковом размере кадра

Эти кадры сняты двумя разными экшн-камерами, которые имеют почти одинаковую конструкцию и дают одинаковый размер кадра 4K (3840×2160). Несмотря на эту одинаковость, можно видеть разительные отличия в их разрешающей способности. Которые, в свою очередь, отражаются на степени детализации в съемке.

Сложность определения разрешающей способности камеры дрона перед его покупкой заключается в том, что никакой производитель никогда и ни за что не выложит эти сведения в открытый доступ. Он ограничивается всего лишь указанием размера кадра. Но мы-то уже знаем, насколько разным может быть качество при одном и том же размере. Как быть?

Да никак. Самостоятельно определить разрешающую способность несложно, но для этого как минимум потребуется сама камера. Остается лишь изучать тематические форумы, а также пытаться определить детализацию «на глаз» при просмотре YouTube-роликов, снятых камерой конкретного коптера. Делать это нужно, конечно, включив максимальное разрешение при воспроизведении.

Выбор разрешения в плеере YouTube

Хорошим — и даже очень хорошим — уровнем детализации можно считать разрешающую способность от 1700 ТВ-линий и выше для кадра с размерами 3840×2160 (4K). Такую разрешающую способность дает, к примеру, камера квадрокоптера Xiaomi Mi Drone 4K (мы делали подробный ее обзор).

1700 ТВ-линий, Xiaomi Mi Drone 4K

Почему мы так заострились на детализации и на размере кадра? А вот почему:

Откуда они берут такие цены?

Этот скриншот с одного видеостока говорит о том, что 4K-версия одного короткого ролика стоит более чем вдвое дороже Full HD-версии того же видео (этот пример не должен служить руководством к действию — на стоках вы вряд ли что-то продадите, тем более за такие деньжищи; мы лишь показали разницу в цене, а значит, разницу в востребованности 4K-материала). Таким образом, тенденция очевидна: теперь уже нет смысла ограничиваться камерой Full HD, лучше доплатить и получить 4K-камеру с запасом на несколько лет. Ну, а 4K и высокая детализация — это как фонарь и батарейка: друг без друга они не могут.

Прочие особенности и отличия камер дронов уже не столь существенны и для эксплуатации не критичны. Относятся они к программному обеспечению камер, которое управляет параметрами съемки: настройки экспозиции, баланса белого и другие. В подавляющем большинстве случаев пользователю хватит умений автоматики камеры, поскольку за последние годы она сильно поумнела.

Соотношение цены и функциональности

Для того чтобы непосвященный читатель, которому адресована статья, имел представление о том, как тесно способности коптера связаны с его ценой, приведем небольшую табличку, где присутствуют характеристики четырех летательных аппаратов разной стоимости и разных «весовых категорий». Не станем привлекать в сравнение такие квадрокоптеры, как, например, DJI Inspire 2 Cinema Premium стоимостью в два миллиона рублей. Ограничимся суммой в 100 тысяч в качестве верхней ценовой планки.

  Hubsan X4 Desire FPV H502S Walkera AiBao Xiaomi Mi Drone 4К DJI Mavic Pro
Цена
Размеры, масса 165×165×60 мм, 145 г 230×230×151 мм, 570 г 310×380×53 мм, 1390 г складная конструкция, 83×83×198 мм, 743 г
Время полета 12 мин. 18 мин. 27 мин. 27 мин.
Тип управления, дальность радио 200 м, пульт д/у в комплекте радио 1500 м, пульт д/у в комплекте радио 2000 м, пульт д/у в комплекте Wi-Fi 80 м, радио 4000 м, пульт д/у в комплекте
Датчики GPS, датчик высоты, магнитометр GPS, Глонасс, датчик высоты, магнитометр GPS, Глонасс, акселерометр, магнитометр, ультразвуковой датчик GPS, Глонасс, акселерометр, датчик высоты, магнитометр, ультразвуковой датчик, оптический датчик
Тип камеры встроена в корпус встроена в корпус внешняя, трехосевой гироподвес внешняя, трехосевой гироподвес
Разрешение видео 720p 2160p 2160p 2160p
Трансляция видеопотока да да да да

Какие основные различия можно отметить в этой табличке, какие параметры изменяются вместе с ростом цены? Первое — время полета. Чем дороже коптер, тем более емким аккумулятором он обладает. Однако существует некий предел — те самые пресловутые полчаса, — что вызвано естественными технологическими ограничениями (для подъема большой массы требуется больший запас энергии, что ведет к увеличению массы, цикл повторяется). Также вместе с ценой увеличивается количество датчиков, которыми обвешан коптер. Если в недорогих моделях присутствует лишь геопозиционирование, компас и высотомер, то старшие модели могут похвастаться наличием акселерометра и оптико-ультразвуковых датчиков, помогающих удерживать неподвижность и избежать незапланированной «встречи» с препятствием.

Еще один существенный фактор — расстояние, на котором возможно прямое управление коптером. Оно достигает 200 метров в «игрушечных» моделях и нескольких километров в дорогих устройствах — причем с возможностью просмотра прямой видеотрансляции, идущей с камеры дрона. Кстати, даже такое расстояние некоторые самоделкины умудряются кратно увеличить за счет установки радиоотражателей и усилителей собственной конструкции.

О чем не расскажет продавец коптеров

Летать можно не везде

Зарегулировано сейчас всё: от перепланировки садового участка и получения водительских прав до торговли отдельными видами товаров и уровня шума в вашей квартире. Владельцы дронов (их закон именует БПЛА или БЛА — беспилотные летательные аппараты) тоже не остались без внимания: их права и обязанности давно узаконены.

Шустрее всех оказались власти некоторых субъектов, попросту запретившие любые полеты любых конструкций (например, согласно приказу Минтранса РФ от 2016 года, территория внутри МКАД является запретной для полетов). Это очень разумно, поскольку в этой зоне концентрация людей, производств и засекреченных объектов фантастически, несоизмеримо высока. Но площадь столицы — это всего лишь 1/7000-я часть огромной страны. Ну, а что же там, за МКАДом? Кроме жизни?

На конец 2018 года в России так и не утвержден порядок регистрации и учета БПЛА. Да, разумеется, беглый запрос в поисковой системе выведет на целый ворох документов, касающихся регистрации и разрешений на полеты. Даже с названиями структур, которые якобы обязаны вести учет. Любая юридическая фирма предоставляет такой список. Но если жестко и бездумно следовать сырым и несогласованным нормам, то запущенного на пустыре воздушного змея вполне можно счесть несанкционированным полетом летательного аппарата, а родителям сопливого пилота будет грозить солидный штраф.

Временным спасением из тупика оказывается гражданская сознательность и ответственность. Управляя потенциально опасным средством (а тяжелый коптер — это довольно грозное оружие против человека, автомобиля и любого летательного аппарата), грамотный пилот использует его с умом, так, чтобы не нанести никому вреда и не нарушить явные запреты. А запретных зон, где полеты нежелательны, более чем предостаточно. Навскидку: это мосты, путепроводы, тоннели, федеральные трассы, аэродромы с прилегающей территорией, государственные учреждения, приграничные зоны, военные объекты, объекты энергетики, нефтегазовые производства. Что же остается?

Обеспечить безопасность окружающих (а также свою и коптера) можно только тщательным планированием сценария полета и съемки. Например, следует воспользоваться картографическими сервисами. Отыскав на карте потенциально интересное место (в данном случае это хитро-извилистая речушка), нужно убедиться в наличии подъездных путей к нему, а также в отсутствии жилья хотя бы на километр вокруг. Осталось поставить метку и далее полагаться на включенный навигатор.

План операции

Лишь в таких условиях вы гарантированно никому не помешаете и сохраните оборудование в целости. А полученные кадры вполне могут украсить видовой фильм.

Тут если кого и потревожишь, то разве что какого-нибудь дятла. Имеется в виду птица.

Но это крайности. Все-таки граждане, проживающие в так называемой «глуши», к полетам БПЛА относятся или благосклонно, или с живым интересом. Но чем кучнее вокруг, тем выше вероятность столкнуться с активистом, растрачивающим свою жизненную энергию на благое, как ему кажется, дело. Что же касается представителей органов по охране правопорядка, то они разумные люди и не станут беспричинно преследовать граждан, действия которых не несут угрозы безопасности общества.

Кроме того, некоторые дроны просто откажутся взлетать, если находятся в месте, где полеты запрещены.

Мы еще вернемся к правовым вопросам использования мультикоптеров, но основная диспозиция остается неизменной: перед полетом нужно включать не только дрон, но и голову. В таком случае не придется иметь дел с остальными двумя частями нормы права — с гипотезой и санкцией.

Лучше купить сразу два коптера

Именно два. Второй коптер пригодится на замену или запчасти. Поскольку первый купленный дрон если и не будет разбит в хлам немедленно, то при повторном взлете так или иначе пострадает. Через аварии и падения проходит большинство начинающих пилотов. Автор тоже не исключение: на счету две сбитых девятиэтажки, несколько раненых деревьев и кустов, а также один нокаутированный диван, которому знатно досталось от бешеной лопасти (вот не надо даже и пытаться взлетать в небольших помещениях!).

Оставлено для истории, в назидание

Это неудивительно: хиленький с виду коптер на поверку оказался чрезвычайно мощным, шустрым и оттого непредсказуемым. Шутка ли, каждый мотор дрона потребляет энергии не меньше, чем лампа накаливания. В результате первых же боевых вылетов дрон получил следующие ранения: гнутая рама, отломанная стойка, оторванная камера, порванный шлейф передачи данных.

Ну и конечно — лопасти, лопасти, лопасти… Заменять их нужно не только после каждой мелкой аварии, но и по мере износа. Справедливости ради отметим: упомянутые аварии произошли в течение первых нескольких недель активного знакомства с летающим аппаратом, после чего у пилота наконец-то появились нужные аккуратность и выдержка.

Хорошо, что в серьезных коптерах буквально все компоненты модульной конструкции легко заменяются, хоть и стоят они ощутимо дорого. Отсюда вывод: при выборе аппарата будет полезно проверить наличие в интернет-магазине запасных частей к конкретной модели через вот такой поисковый запрос:

Поиск запчастей, ключевое слово — «parts»

Учиться летать нужно на земле

Главные враги начинающего пилота — самоуверенность, вызванная кажущейся простотой управления (а чего тут следить — дрон сам себя стабилизирует!),, и отсутствие элементарных знаний, навыков и моторики. Нет, все-таки не зря настоящих пилотов долгое время обучают предмету, перед тем как доверить настоящий аппарат. А один из главных инструментов в обучении — тренажер, на котором не грохнешься.

Инженер и пилот Франц Дрекслер

Как это ни удивительно, для обучения управлению мультикоптером тоже существуют тренажеры. Конечно, программные. Например, LiftOff. Этот игровой симулятор вполне способен научить будущего пилота не только основным приемам управления, но и уверенно отличать тангаж от крена, а поворот от рыскания. Единственный недостаток программы — отсутствие русификации. Впрочем, в таком редком и специфичном программном обеспечении вряд ли можно ожидать локализации на все распространенные языки.

Но даже после курса молодого бойца и получения некоторой практики не стоит лихачить, выделывая пируэты. Дрон не может затормозить мгновенно, не может быстро снизиться, он не увернется от рассерженной вороны. Да, электроника — штука умная, особенно в дорогих моделях коптеров. Но человека она все равно не заменит. В полете нужно помнить перефраз известной поговорки: тише летаешь — целее будешь. К тому же, часть внимания пилота коптера во время работы уделяется камере, управлению ее наклоном, записью или фотографированием. А увлекшись, например, настройкой баланса белого, легко не заметить сбоя GPS-системы, который время от времени может произойти. В результате дрон цепляет лопастью ветку дерева, внезапно оказавшегося рядом, ну, а дальше — результат предсказуем.

Понадобится взлетно-посадочная площадка

Еще один важный момент: ВПП. Взлетно-посадочная площадка крайне необходима. Во-первых, осуществлять взлет и посадку требуется с ровной поверхности. И крайне желательно — с горизонтальной, иначе самопроверка систем дрона может нарушиться. Во-вторых, дороги и тем более тропинки обильно покрыты пылью, а в ней можно отыскать все элементы таблицы Менделеева. Особенно опасны металлические фракции, частички ржавчины. Лопасти, вращаясь, буквально засасывают воздух в моторы. При этом частички пыли, попадая в подшипники, ускоряют их износ. Наконец, в-третьих: контрастно раскрашенная площадка может играть роль якоря, за который дрон будет «цепляться» своим оптическим датчиком (если такой датчик имеется), что в итоге поспособствует ровному зависанию на месте без мотыляний в стороны и обеспечит успешную посадку.

Нам, конечно, доводилось взлетать, например, с коротко постриженного газона, однако бывало так, что камера не могла инициализироваться во время включения дрона, поскольку жесткие травинки, касаясь корпуса камеры, мешали работе чувствительных приводов ее гироскопического подвеса. Электроника дрона разумно полагала, что камера чем-то зажата и не может двигаться в соответствии с заложенной программой. В результате приходилось отыскивать площадку без таких помех, после чего перезапускать процесс включения с самопроверкой и поиском спутников, а это дело не секундное, может занять минуту-две.

Предлагаемые в магазинах взлетные площадки обычно представляют собой складные матерчатые конструкции, но они не подходят для неровных поверхностей. Автором был найден оптимальный, кажется, вариант: кусок гладкой стеновой сэндвич-панели сантиметровой толщины. Такую площадку можно уложить на утоптанной траве или снегу, она достаточно жесткая, не боится сырости и морозов, почти ничего не весит и без труда помещается в багажнике автомобиля. Правда, иногда в кадр попадает. Это потому что белая, а раскрасить все никак руки не дойдут. Впрочем, на дворе уже зима, а значит — в самый раз.

Ясная погода тоже может быть нелетной

Вопрос эксплуатации при неблагоприятных погодных условиях — еще одна довольно спорная дилемма. Летать не рекомендуется даже при высокой влажности или при сильном ветре, особенно с порывами. Для дронов разных конструкций существует свой предел, в среднем критической скоростью ветра считается 12 м/с (но это справедливо только для самоуправляемых коптеров, оснащенных системой автовыравнивания со всеми положенными датчиками). Вопрос же полетов в дождь на обычном незащищенном коптере вообще не обсуждается, это табу.

Что касается зимнего периода, то здесь все сложнее и противоречивей. Например, если осторожные пользователи будут жестко следовать диапазону рабочих температур, указанному в руководстве, то они рискуют не общаться с дроном по 6 месяцев в году, с осени до лета. На самом же деле морозы, в отличие от жары, вовсе не опасны для электроники. Основную угрозу несет не мороз, а конденсат, возникающий с переходом от низких температур к высоким. Либо снег: мелкие снежинки, проникнув внутрь какого-либо агрегата (в моторы, например), могут превратиться в капли воды.

Для безопасного полета в зимних условиях достаточно как можно дольше держать коптер — особенно его аккумулятор — в сухости и тепле (дома, в кабине автомобиля, за пазухой), не давая охладиться до экстремально низких температур. Автор, случалось, осуществлял полеты и при 20-градусных морозах. Но делал это на свой страх и риск, летая аккуратно, без резких движений, поскольку некоторые элементы пластиковой конструкции становятся хрупкими, а также изменяют свой объем и размеры из-за неминуемого охлаждения, что в теории может повлечь за собой механические неполадки. К тому же некоторые датчики, коих по телу коптера раскидано более чем, могут повести себя непредсказуемо, если вдруг заледенеют (это, к сожалению, происходит иногда и с настоящими самолетами).

Важный фактор, мешающий полноценному использованию дронов в зимних условиях: при температурах ниже нуля возможно замерзание мягких резиновых демпферов подвески камеры.

Эти амортизаторы на морозе твердеют и уже не могут эффективно гасить мелкую вибрацию от работающих моторов, которая начинает передаваться на корпус камеры. Это приводит к появлению в съемке заметной дрожи. Такую высокочастотную тряску, напоминающую тремор руки фотографа, может победить разве что оптическая система стабилизации, но оптических стабилизаторов в микрокамерах не встречается — это удел полноразмерных камкордеров. Ну и, возможно, некоторых дорогих смартфонов.

И кстати, переохлаждения аккумулятора во время полета дрона при низких температурах бояться

Полный текст статьи читайте на iXBT