Можно ли не платить в кафе, если карту не берут, а у вас нет наличных?

Что делать, если зашли в кафе, поели, достаёте карту, а официант: «Ой, у нас сегодня терминал не работает, только наличные». Многие из вас считают, что можно не платить вовсе, раз официант не предупредил заранее. Попросили наших юристов разобрать ситуацию.

Платить или не платить

Платить. Говоря юридическим языком, меню — это оферта кафе, то есть предложение заключить договор. Заказали еду по меню — заключили договор на оказание услуг. 

Часть 1 ст. 779 ГК РФ устанавливает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель (кафе) обязуется по заданию заказчика (вы) оказать услуги, а заказчик — их оплатить. Если услуга оказана полностью (вам принесли сделанный заказ и вы его съели), по закону нужно заплатить.

Как платить 

1. Наличные принимают всегда и везде.

2. Кафе не обязано принимать банковские карты международных платёжных систем (МПС), например, Visa или Mastercard. Но есть исключение: если вы видели на двери, на кассе или в меню значок платёжной системы «Здесь принимают карты» — кафе само предлагает заключить договор на условиях, в которые входит оплата картой, и обязано карту принять. 

3. Кафе обязано принимать к оплате карту «МИР», если его оборот за предыдущий год превысил 40 млн рублей (ст. 16.1. Закона о защите прав потребителей). Вряд ли вы об этом узнаете, если это кафе «У Натальи» в подвале вашего дома, а вот сеть ресторанов быстрого питания с мировым именем точно попадает под это требование.

4. Гарантировать оплату приложениями «что-то там PAY», умными часами, носками и глазами кафе тоже не обязано.

Итого: если нет наличных, уточните на входе — принимают ли карты. Это позволит вам не портить себе настроение после вкусного ужина.

Если в кафе есть значок платёжной системы, но карту не берут

Оно не выполняет условия, которые само же и предложило. Делает это умышленно: «Нет, только наличные. Да, наклейка висит, ну и что? Она от предыдущих хозяев осталась».  Из-за случайных обстоятельств: «Ой, а у нас терминал не заряжен, оказывается». И даже из-за обстоятельств непреодолимой силы: у вас на глазах шаровая молния влетела в окно и врезалась в терминал для приема карт.

Очевидно, что действовать нужно в зависимости от этих обстоятельств и набор аргументов и приемов выбирать, исходя из них. 

Вариант: защищаемся

Помните! Вас никто не может удерживать в кафе. Незаконное лишение свободы — это уголовное преступление (ст. 127 УК РФ). 

Если дело не двигается с места, вам мешают выйти из кафе (вы как раз собрались сходить к ближайшему банкомату), то блесните юридическими знаниями. 

Попросите письменный отказ принять карту и добавьте, что сфотографировали знак на входе, если карту не примут и не предложат устраивающий всех вариант, то вы:

— вызовете полицию и обвините сотрудников кафе в незаконном лишении вас свободы;

— пожалуетесь в Роспотребнадзор;

— обратитесь в суд с взысканием с кафе убытков и морального вреда, который был вам причинен данным инцидентом.

Вариант: договариваемся

  1. Спокойно скажите, что у вас нет наличных. И вы зашли сюда с картой не просто так, а потому что знак на двери явно свидетельствует о том, что карты принимают.
  2. Подтвердите, что вы не отказываетесь платить, но у вас только карта.
  3.  Предложите кафе озвучить варианты решения проблемы. 
  4. Предложите свой вариант:  
  •  Оставляете расписку с указанием даты, времени, ссылки на номер чека, ваших паспортных данных и адреса проживания и потом вернетесь и оплатите в срок, указанный в расписке.
  • Ищите ближайший банкомат. Комиссии не будет в любом из них, если у вас карта Яндекс.Денег с именем и идентифицированный кошелёк. Можно снимать без комиссии до 10 000 рублей в месяц. 
  • «Перекидываете» деньги удобным способом. Например, через Яндекс.Деньги можно перевести нужную сумму из кошелька, с Я.Карда или привязанной карты — в другой кошелёк или на карту. 

Очевидно, если обе стороны конфликта ведут себя адекватно, договариваться — самый разумный вариант.

Полный текст статьи читайте на Яндекс