Монофонический усилитель Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono: еще больше «теплого лампового звука»
Сравнительно недавно мы опубликовали обзор интегрального усилителя Fezz Audio Mira Ceti 300b на снискавших культовый статус лампах 300В, разработанных американской компанией Western Electric в далеком 1938 году. Подробнее и про лампы, и про особенности усилителя можно прочитать по ссылке выше — не будем повторяться. Однотактные модели на триодах прямого накала — это своеобразная «ламповая классика», обладающая целым рядом ласкающих слух любителей качественного звука особенностей. Вот только мощность у них далеко не самая высокая, что иногда может накладывать неприятные ограничения. Ну и, как говорится, запас карман не тянет — получить немного больше заветных ватт всегда приятно.
Видимо, примерно так рассуждали инженеры Fezz Audio, решившие «разделить» интегральный Mira Ceti 300b на два моноблока, получивших то же название, но с приставкой «mono power amplifier». Вернее, конечно, не просто разделить, а сделать на его основе полновесные устройства: в каждом из моноблоков трудятся в поте лица сразу два комплекта ламп: уже упомянутые выше выходные 300B и отвечающие за их «раскачку» 6SN7.
Естественно, на месте остались тороидальные трансформаторы — одна из главных «фишек» приборов Fezz Audio. Что неудивительно, учитывая историю бренда, о которой мы подробно поговорили во введении к обзору усилителя Silver Luna Prestige. В общем, больше мощности, больше «ламповости» — всё как мы любим. Сегодня соберем сетап из двух моноблоков с участием предусилителя тех же Fezz Audio и по уже давно сложившейся традиции послушаем его с двумя хорошо знакомыми нам и очень разными по звучанию комплектами акустики Martin Logan.
Технические характеристики
Название модели | Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power Amplifier |
---|---|
Тип устройства | вакуумный ламповый усилитель мощности |
Схемотехника | параллельная одноконтурная схема (Класс A) |
Выходная мощность | 15 Вт |
Диапазон воспроизводимых частот | 20 Гц — 65 кГц |
Поддерживаемый импеданс АС | 4 Ω / 8 Ω |
Входы | 1×RCA |
КНИ | <0,1% |
Потребляемая мощность | 115 Вт |
Масса | 13 кг |
Габариты | 340×360×215 мм |
Стоимость на момент тестирования | 260 тысяч рублей |
Комплектация
Комплект поставки у Fezz Audio Mira Ceti 300b mono power amplifier помимо самого устройства включает ряд комплектующих и аксессуаров, которые пригодятся в ходе подготовки усилителя к работе и его эксплуатации:
- Лампы 300b (Electro Harmonix) — 2 шт.
- Лампы 6sn7 (Electro Harmonix) — 2 шт.
- Кабель питания
- Руководство пользователя
- Тканевые перчатки для установки ламп
- Защитная клетка для ламп
Дизайн
Как и свой интегральный собрат, моноусилитель поставляется в четырех цветовых вариациях: bleach (белая), big calm (бордовая), black ice (черная), burning red (красная). Мы вновь остановились на элегантном черном варианте, способном органично вписаться практически в любой интерьер. Внешне герой сегодняшнего обзора мало отличается от Fezz Audio Mira Ceti 300b — разве что ручек громкости и выбора активного входа на передней панели по понятным причинам нет.
Оформление в духе ретрофутуризма, эффектные крупные лампы, отражающиеся в полированных металлических поверхностях кожухов трансформаторов — выглядит усилитель хоть и немного специфично, но очень здорово. Корпус вновь металлический и основательный, масса внушительная — 13 кг.
Первыми, конечно, притягивают взгляд лампы 300b, которые помимо своей основной функции играют роль чуть ли не ключевого декоративного элемента устройства.
Ламп, как уже упоминалось выше, две пары: 300b работают в связке с 6sn7. Традиционно используются лампы бренда Electro Harmonix, которые производятся на заводе New Sensor, созданном на базе предприятия «Рефлектор» в Саратове.
При желании лампы можно закрыть идущим в комплекте защитным кожухом. Выглядит усилитель с ним не так интересно, как без него. Но зато за безопасность ламп можно беспокоиться меньше — иногда это важно.
На дне усилителя размещены конусовидные ножки, обеспечивающие хорошую устойчивость и защиту от нежелательных вибраций. По центру передней панели размещен металлический шильдик, на который фрезеровкой нанесен логотип производителя.
В правом нижнем углу панели нанесено полное название — Mira Ceti 300b mono power amplifier. Логотип на шильдике эффектно подсвечивается при включении устройства.
Конструкция
Перед тем, как заглянуть внутрь корпуса усилителя, еще раз посмотрим на маркировку ламп, о которых мы уже говорили чуть выше.
Ну, а теперь снимаем верхнюю крышку и смотрим, что же там внутри. На всякий случай напомним, что изображения увеличиваются — можно кликнуть по ним и рассмотреть все интересующие детали.
В «полевых условиях» студии нам не удалось снять кожухи с трансформаторов — закреплены они отлично, да еще и имеют общие крепежи с другими компонентами. Некоторое время назад мы запрашивали у производителя изображения используемых трансформаторов, можно взглянуть на них в соответствующем обзоре, внешние различия здесь минимальны.
Подбор компонентов предсказуемо ничем не отличается от того, что мы видели у «интегрального собрата». Конденсаторы — немецкой Electronic Parts and Components…
…и японской Nichicon. Ну и, конечно, полипропиленовые польского производителя Miflex. Собираются усилители Fezz Audio вручную, качество пайки… спорное, скажем так. Выглядит не очень аккуратно, но на эксплуатационные свойства никак не влияет. Да и вряд ли рядовой пользователь будет заглядывать внутрь усилителя, а с экстерьером у него всё замечательно.
Подключение и эксплуатация
Из соображений безопасности транспортировки лампы поставляются отдельно от усилителя. Для начала нужно будет установить их на свои места. Заниматься этим стоит в тканевых перчатках, которые идут в комплекте — это позволит не оставлять следов от прикосновений на стеклянных поверхностях, которые позже заметно нагреются. Разъемы для ламп устроены таким образом, что установить их неправильно не получится — важно лишь никуда не торопиться и не прилагать лишних усилий.
Далее подключаем кабель питания в разъем на правой стороне задней панели, рядом с которым расположена клавиша включения — ею мы щелкнем в последний момент. Под акустику предусмотрено три коннектора: по одному общему, плюс два других — для колонок с импедансом 4 или 8 Ом. Для шестиомных, согласно инструкции, надо использовать вторые. Ну и вход от источника у нас в данном случае один — RCA.
Звучание
Усилители Fezz Audio мы уже традиционно тестируем сразу с двумя хорошо знакомыми нам комплектами акустики Martin Logan: один с «классическими» динамиками, а второй — с электростатическими излучателями. В качестве предусилителя для пары Mira Ceti 300B Mono Power был задействован Fezz Audio Sagita. В итоге наш сетап выглядел следующим образом:
- Mira Ceti 300B Mono Power (пара)
- Акустическая система Martin Logan ElectroMotion ESL 9
- Акустическая система Martin Logan Motion 60 XTi
- Сетевой проигрыватель Aurender A15
- Предусилитель Fezz Audio Sagita
Впечатления от тестирования базового «интегральника» Mira Ceti 300B еще свежи в памяти, потому сложно было удержаться от сравнений, пусть и не «лоб в лоб». Создалось впечатление, что за счет роста мощности и включения в систему предусилителя Fezz Audio Sagita с очень невысоким уровнем искажений звучание стало более динамичным и детальным, но при этом сохранило ту самую ламповую окраску, о природе которой мы говорили в одном из прошлых обзоров. В итоге нашему сетапу удалось «усидеть на двух стульях»: и с детализацией все замечательно, и «теплый ламповый» присутствует в полном объеме.
Как и всегда, перед началом рассказа о прослушивании отметим два важных момента. Во-первых, используемая акустика вносит несоизмеримо больший вклад в звучание системы, чем усилитель — об этом никогда не стоит не забывать. Во-вторых, прослушивание всегда производится в специально подготовленном для этого помещении — не том, где проводится фотосессия. По устоявшейся традиции, мы будем брать каждый прослушанный трек, после чего отдельно описывать наши впечатления от него при работе тестируемого усилителя с разными колонками.
Jamiroquai — Virtual Insanity (Remastered). Начать мы решили c хорошо знакомого трека, который недавно получил новый мастеринг. Легендарному альбому Travelling Without Moving в этом году исполнилось 25 лет, в честь чего были выпущены двойной винил и ремастер в цифровом виде.
Electromotion ESL 9: И вот как-то с первых нот стало понятно, что ремастеринг в кои-то веки действительно сделал трек интереснее: позиционирование инструментов стало более внятным, выровнялся тональный баланс… Хотя все это, конечно, дело вкуса. Что умеют данные колонки, так это снабжать слушателя крайне объемным басом, оставляя при этом читаемым вокал.
Правда, в данном случае это прозвучало чуть неорганично — бас в треке и так выведен вперед, потому дополнительный акцент на нем немного мешает воспринимать партии аккомпанирующих инструментов и оркестровку на фоне, а там много интересного. Но при этом они есть, на них можно сосредоточиться и услышать все нюансы. Отличная все же акустика, хоть и с характером. Вот только специфичная окраска, на которую явно способен наш сетап, в данном случае ушла куда-то на второй план.
Motion 60 XTi: Тоже весьма басовитые колонки, но не зря когда-то мы назвали их «покладистыми» — да, низких частот предостаточно, но они не привлекают к себе лишнего внимания, освобождая место для середины. Конечно, она не обладает такой детальностью, как у «электростатов», но в целом звучание получается более целостным, а потому и на специфичную ламповую окраску удается обратить больше внимания. Это звук для тех, кому важнее общее восприятие трека, а не погружение в микронюансы.
Michael Brecker — Nothing Personal Live in Fabrik (Hamburg, 1987). Давняя живая запись с отличным звуком. Майкл Брекер — потрясающий тенор-саксофонист, лауреат 15 премий Grammy и просто один из ярчайших представителей современного джаза играет в широко известном в узких кругах гамбургском клубе Fabrik.
Electromotion ESL 9: Вот такие записи отлично звучат именно в сочетании ламповых усилителей и электростатической акустики. Бас четкий и хлесткий, контрабас оказывается ровно на своем месте. При этом отлично слышно, насколько технично и с какой потрясающей атакой играет Майкл Брекер. Благодаря специфике нашего сетапа все это прозвучало еще интереснее.
Motion 60 XTi: С одной стороны — не хватает проработанной середины, чтобы насладиться пассажами Брекера. С другой — именно атмосфера клуба воспринимается более полно, звучание получается насыщенным и объемным. Трек вновь воспринимается более целостно, хоть оценить игру солирующего инструмента и удается чуть хуже. Тут уж что кому важнее, но если мы говорим о «теплом ламповом» — наверное, все же стоит больше ориентироваться на общее впечатление, а не на возможность так называемого «аналитического прослушивания».
Teylor Swift ft. Lana Del Ray — Snow On The Beach. Свежий и весьма спорный альбом Тейлор продюсировал Джек Antonoff, который ранее сделал с ней очень удачный Lover. Активно сотрудничает он и с Ланой Дель Рей, так что появление на пластинке совместного трека вполне логично. Текст песни, конечно, чуть резковат — Тейлор на альбоме вообще затрагивает не самые простые темы, да и говорит на них, не особо беспокоясь за выбор благопристойных формулировок.
Electromotion ESL 9: Женский вокал на электростатах — это отдельная история, так хорошо он не звучит ни на какой другой акустике. Подчеркнутая басовая линия сделала подачу трека более жесткой, но при этом голоса отлично звучат на фоне плотного низкочастотного диапазона и не теряются в миксе за счет отличной детализации. На транзисторном усилителе все это могло бы прозвучать резковато, а вот ламповый делает подачу чуть более мягкой и приятной.
Motion 60 XTi: Мягкий и совсем чуть-чуть гулковатый бас, очень ровная и приятная середина — все как-то очень на своих местах и «в кассу». Дело вкуса, конечно, но нам подача именно для данного трека показалась чуть ли не идеальной. Вот даже и добавить особенно нечего.
Red Hot Chili Peppers — Black Summer. Еще одна новинка — трек с выпущенного недавно альбома Unlimited Love. Очень мягкое и лиричное вступление, хорошее развитие с интересными соло в середине — прекрасная композиция для тестирования акустики.
Electromotion ESL 9: Предсказуемо отлично прозвучал вокал во вступлении, иногда чуть излишне «аналитичная» подача электростатических излучателей смягчилась за счет работы с ламповыми усилителями — получилось отлично.
Motion 60 XTi: Неожиданно чуть «вылезли вперед» высокие, принеся с собой немного раздражающее звучание хай-хэтов, но это все мелочи. Гитарное соло при этом прозвучало максимально ярко и отчетливо, не выпадая при этом из общего микса.
Blink-182 — Edging. Недавно Blink-182 воссоединились «золотым» составом — вокалист и гитарист Том ДеЛонг снова в строю. Обещают новый альбом, а пока выпустили сингл Edging — этакую исповедь стареющего калифорнийского панка.
Electromotion ESL 9: Говорят, что лампа и электростаты — это про джаз, блюз, да классику. А вот и нет, наш сетап отлично выдал нам панк-рока — с нужной атакой, хоть и не совсем привычной для такой музыки подачей. Чуть подчеркнутый бас добавил объема, вокал вновь порадовал детализацией.
Motion 60 XTi: Но всё же большие трехполосники сделали всё куда более впечатляющим: стало понятно, что у сетапа есть свой характер, который стоит оценить. Сочетание «ламповости», слегка форсированного низкочастотного диапазона и умения Motion 60 XTi воспроизводить сравнительно «ровную» середину неожиданно ярко раскрылось не где-нибудь в камерном джазе, а в довольно-таки агрессивно звучащем панк-роке.
Queen — Face It Alone. Приятная неожиданность прошедшей осени — новая песня Queen. Вот прямо с вокалом Фредди Меркури — все как положено. По легенде, композиция была записана в 1988 году для альбома The Miracle, но в него не вошла. Ну и отправилась на полку, где и была благополучно забыта. А теперь вот про нее вспомнили, довели до ума, сделали мастеринг и представили публике.
Electromotion ESL 9: Ламповый усилитель, электростаты, невероятный вокал Фредди Меркури — ну что может пойти не так? Очень здорово, масса удовольствия.
Motion 60 XTi: Вокал чуть «провалился», что в целом сделало звучание более целостным, но вот на электростатах от него просто мурашки бежали, тут такого не было. Иногда немного «торчащий» вокал и акценты на инструментальных соло делают восприятие даже более полным, чем ровная и мягкая подача. И вот тут у нас как раз именно такой случай.
Cristobal Pesce — Escape From Reality. Ну и куда же мы без электронной музыки. На этот раз было решено послушать трек от молодого, но очень интересного продюсера, радующего умением как-то удивительно органично сочетать techno и psytrance в своих сетах.
Electromotion ESL 9: Жесткий бьющий в грудь бас и идеально читаемые партии синтезаторов, все же прослушивание всяческих танцевальных треков на электростатах — это отдельное удовольствие. Вряд ли за всем этим можно разглядеть специфичное звучание ламповых усилителей, хотя отрицать их воздействие тоже не стоит. Во всяком случае, созданный двумя моноблоками запас мощности позволил нам легко и непринужденно поиграть с громкостью…
Motion 60 XTi: Просто стена из звука — прозвучало все гораздо более танцевально и целостно, несмотря на чуть более сдержанный НЧ-регистр.
Japan Czech Inspiration. Pilsen Philharmonic Orchestra. Akira Ifukube — Japanese Suita. Bon-Odori. Акира Ифукубе — один из апологетов японской симфонической школы и автор множества интереснейших произведений, базирующихся на национальных музыкальных традициях. При этом более всего известен по музыке к фильму «Годзилла».
Electromotion ESL 9: Очень хорошее погружение в звучание филармонического оркестра за счет высокой детальности и отличного позиционирования — в этом электростаты всегда были хороши. Пусть немного не хватает объема, зато чувствуется каждая нота. И особенно хорошо все это звучит на ламповых сетапах за счет обилия тех самых приятных уху искажений, природу которых мы уже обсуждали.
Motion 60 XTi: И снова атмосфера VS детализация — тут уж кому что важнее. Динамические излучатели создали более объемное звучание, дающее ощущение присутствия в концертном зале. Но все же большие оркестры требуют хорошей проработки деталей, тут электростатические излучатели справляются получше.
Ummet Ozcan — Xanadu. Потрясающая смесь этнических мотивов, горлового пения и EDM — звучит очень оригинально и зажигательно.
Electromotion ESL 9: Несмотря на кажущуюся простоту, трек очень многослойный: где-то за вокалом может угадываться партия струнных смычковых, на фоне при этом звучать какие-нибудь эмбиентные звуки… И все это легко читается с Electromotion ESL 9.
Motion 60 XTi: Но иногда не хочется копаться во внутренностях трека, хочется просто максимально «вкусной» и впечатляющей подачи — это нам обеспечили Motion 60 XTi и ненавязчивая, но все же ощутимая окраска от Fezz Audio Mira Ceti 300b.
Bjork — Atopos (Fossora). Ну и напоследок мы оставили самый оригинальный по звучанию и наполнению трек с относительно нового альбома Бьорк.
Electromotion ESL 9: Тот случай, когда на трек удалось посмотреть совсем с другой стороны. В первый раз мы услышали на «хирургически точной» мониторной акустике, сейчас — на ламповом сетапе. Оба раза получили массу удовольствия, но от разного. Эффектнее в плане эмоционального воздействия, конечно же, оказался наш сетап из «электростатов» и ламповых усилителей. И вот тут способность электростатических излучателей давать максимум детализации оказалась максимально востребованной — в треке очень много интереснейших нюансов. Сама Бьорк так описывает новый релиз: «Биологическое техно. Это пацифистский, идеалистический альбом с флейтами, синтезаторами и птицами».
Motion 60 XTi: Но все же перехода на «классическую» акустику мы в этот раз ждали с нетерпением. И совершенно не зря — это было захватывающе. Вот именно захватывающе — иначе не скажешь. Хочется просто закрыть глаза и погрузиться в трек полностью — без всякого желания копаться в деталях. И вот тут вновь ощущается именно специфика ламповых усилителей, делающих звук более приятным и интересным.
В общем, при всей нашей трепетной и нежной любви к электростатам с их невероятной детализацией придется признать: наша пара из Mira Ceti 300B Mono Power лучше «сыгралась» с динамической акустикой в лице Motion 60 XTi. Все же Electromotion ESL 9 чуть более интересны для так называемого «аналитического прослушивания», хотя как раз именно ламповые усилители немного скрашивают эту особенность. Тем не менее, от ламповых сетапов мы больше ждем эффектного звучания и характерной окраски, которые получили именно с Motion 60 XTi. Но это ни в коем случае не делает одну акустику лучше, а другую — хуже. У всех у нас разные уши, разные вкусы и привязанности, разные способы воспринимать музыку и получать от нее удовольствие. Так что совет тут как всегда один: слушать самостоятельно и выбирать то, что придется по душе.
Итоги
Хорошие компоненты, несколько спорный монтаж, интересный дизайн и хороший звук — Fezz Audio в своем репертуаре. Что же касается Fezz Audio Mira Ceti 300b Mono Power Amplifier, то это весьма интересное устройство для тех, кто планирует создать «ультимативный ламповый сетап». Мощности, «ламовости» и солидности внешнего вида стойки с оборудованием они обеспечат в достатке, ну, а что касается всего остального — тут уж дело за акустикой.
Полный текст статьи читайте на iXBT