Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента

Сегодня в Нетологии несколько сотен курсов, над проектированием которых трудится большая команда специалистов. Одно из ключевых требований к образовательному контенту — высокий уровень качества. Стремление к этому продиктовано заботой о студентах, которые становятся всё взыскательнее и справедливо претендуют на то, чтобы обучение было не просто интересным, но приносило реальную пользу и помогало добиваться поставленных целей.

Руководительница направления продуктовых методологов Нетологии Инна Ониашвили рассказала, почему в компании возникла необходимость в специальной системе аудита образовательного контента, как её внедряли и какую пользу это принесло.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовых методологов в Нетологии

Почему мы решили разработать систему оценки качества образовательного контента

На сегодняшний день в Нетологии более 300 курсов, включая платные и бесплатные программы. Они распределяются между несколькими направлениями: «Дизайн и UX», «Программирование», «Аналитика и Data Science», «Бизнес и управление», «Интернет-маркетинг», «Высшее образование» и другими. Над продуктами трудится большая команда педагогических дизайнеров — более 50 специалистов.

Качество обучения у нас всегда стояло в приоритете. Но три года назад, когда количество курсов и педагогических дизайнеров начало расти, внутри команд стал назревать рассинхрон в ви́дении качественной программы.

Мы столкнулись с тем, что каждая команда разрабатывает программы и учебные материалы по-своему. Конечно, каждый специалист при создании курса обязательно руководствуется правилами проектирования образовательных программ, но несмотря на это, контент даже внутри одного направления мог получаться разным:

  • иногда отличалась структура программ и занятий;
  • не было единого подхода к выбору форматов обучения;
  • логика построения вебинаров и видеолекций могли отличаться;
  • презентации и визуальные материалы были собраны по-разному;
  • могли отличаться инструкции к домашним заданиям и тестам;
  • объём и продолжительность занятий сильно варьировались от курса к курсу.

У всех направлений своя специфика обучения и особенности целевой аудитории, которые нужно и важно учитывать. Однако мы поняли, что нам нужен общий фундамент, который объединял бы все курсы компании и задавал бы единую планку качества.

Обучение дизайну интерфейсов отличается от обучения Python-разработке, но общие принципы всё же есть: как мы формулируем образовательные результаты, как выбираем форматы, как выстраиваем структуру занятия, как создаём презентации и так далее.

Пока мы не зафиксировали и не согласовали со всеми единые правила работы, результат получался непредсказуемым, несмотря на экспертность каждого конкретного сотрудника.

Мы решили выстроить единую систему качества программ — в компании с большим объёмом курсов, с большой командой педдизайнеров, которые на тот момент работали в отдельных обособленных командах и мало взаимодействовали между собой. Отсюда начался долгий и сложный путь длиной в два с половиной года.

Каким был процесс до введения новой системы методического аудита

Педагогический дизайнер разрабатывал программы и материалы вместе с экспертом. Он опирался на принципы педагогического дизайна, на своё личное ви́дение и ви́дение эксперта, как должна выглядеть программа, занятия и практика к ним. Порой эксперт мог настоять на своей структуре занятия и своём формате презентации, которые могли выглядеть иначе, чем остальной материал в курсе.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента
Так алгоритм работы над курсом выглядел три года назад

В процессе создания материалов у педагогического дизайнера мог замылиться глаз — так бывает, и это естественно. Когда долго работаешь с материалом, со временем сложнее смотреть на курс глазами студента и видеть в нём слепые пятна. Порой из-за быстрой разработки, множества курсов или усталости невольно можно было что-то упустить или не заметить.

Унифицировать работу всей методической команды на тот момент было трудно. Регламентирующие качество методологи УМО и разрабатывающие программы педдизайнеры работали в разных отделах и не были структурно связаны между собой. Каждая команда жила в своём «методическом государстве» со своими правилами.

Кстати, в июле 2021 года в Нетологии появилась должность продуктового методолога, а спустя три месяца сформировался целый отдел таких специалистов. Благодаря им компании удалось по-новому взглянуть на взаимодействие сотрудников, повысить уровень образовательных программ и качественно улучшить опыт своих студентов.

Подробнее об этом опыте Инна Ониашвили рассказала в статье «Продуктовый методолог: зачем Нетология внедрила новую должность в процесс производства курсов и какие результаты это принесло».

Как внедрялась новая система методического аудита — хронология, успехи и трудности

2020 год — создали единый чеклист качества программы

Мы — методологи УМО — решили исправить проблему, собрав большой чеклист качества образовательной программы. Он содержал в себе все базовые критерии, касающиеся:

  • структуры программы, её связности и логичности;
  • качества проработки целей и образовательных результатов;
  • целесообразности выбора форматов теории и практики, разнообразия выбранных форматов;
  • равномерности учебной нагрузки;
  • качества материалов — видео, вебинаров, воркшопов, домашних заданий, тестов, дипломных проектов;
  • образовательной среды и мотивации.
Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента
Фрагмент чеклиста Нетологии для методического аудита

Что получилось: за несколько подходов УМО собрал большой чеклист аж на 90+ критериев. Многие коллеги откликнулись на чеклист позитивно, оценили его детализацию и масштаб, увидели в нём полезного помощника.

Трудности, с которыми столкнулись: собрать классный артефакт — это, конечно, здорово и тоже очень важно. Думаю, для работы в небольшой команде этого было бы достаточно. Но в нашем случае внедрить чеклист и сделать его рабочим инструментом было не так просто. Команды продолжали работать по-своему и расценивали чеклист как рекомендательный, а не обязательный документ.

2020 год — организовали аудит программ по единому чеклисту

Чтобы чеклист стал рабочим инструментом, мы решили провести аудит курсов Нетологии. Поставили перед собой цель проверить флагманские курсы и курсы, где были сильные колебания по образовательным метрикам. Мы хотели помочь командам улучшить продукты и постепенно привести их к единым стандартам.

Оценку по чеклисту проводили методологи УМО — сотрудники, которые не участвовали в создании курса и могли оценить его критически и со стороны.

Также мы продвигали чеклист как инструмент для самопроверки, который помогает педдизайнеру на старте создания или переработки своего курса.

Что получилось: за полгода проверили 30+ продуктов, внесли в курсы доработки.

Трудности, с которыми столкнулись: во время аудита поняли, что многих недочётов и ошибок можно было избежать ещё на этапе создания курса, и мы сейчас вкладываем ресурсы в доработку того, что стоило учесть на старте. Для самопроверки чеклист всё ещё использовался не системно.

2021 год — запустили единый производственный процесс, внедрили обязательный этап проверки качества

Мы решили проверять качество материалов ещё на старте разработки — то есть, проверять занятия ещё до того, как пройдёт съёмка урока и материал будет загружен в кабинет студента. Проверять задачи должны были методологи УМО и руководители методических команд.

Стало ясно, что вручную организовать такую тщательную проверку — нереально. Поэтому для управления задачами мы перевели весь производственный процесс в единый трекер в ПланФикс, куда нужно заводить каждое разрабатываемое занятие. ПланФикс напоминает Trello, состоит из канбан-доски и карточек. Каждая задача проходит через этапы «В работе», «Проверка УМО», «На доработке» и так далее.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента
Трекер производственного процесса аудита

После того как педдизайнер завершил разработку черновика, задача падает на проверку и только потом двигается дальше на редактуру, дизайн, съёмку и загрузку в кабинет студента.

Что получилось: мы объединились и сделали единый масштабный процесс разработки программ, благодаря которому можем управлять качеством ещё на старте создания курса. Получили массу дополнительных преимуществ — благодаря нововведениям мы теперь можем системно управлять объёмом и скоростью нашей работы.

Трудности, с которыми столкнулись:

  • Внедрение происходило очень долго — больше полугода ушло только на выстраивание системы и переход команд. Не обошлось без технических багов и головоломок.
  • Мы не очень убедительно объяснили коллегам новый процесс на ранних этапах. Этап проверки увеличивал разработку на несколько рабочих дней, из-за этого многие сотрудники сопротивлялись нововведениям. Были те, кто расценивал проверки как лишний надзор, а не поддержку. Приходилось много и долго работать над тем, чтобы донести ценность проверок качества.
  • Методологи и руководители не могли охватить весь объём задач на проверку, их количество от месяца к месяцу росло. Сотрудникам приходилось совмещать проверку с основными задачами. Это был, пожалуй, один из самых сложных этапов.

2022 год — создали команду по управлению качеством, внедрили план по сокращению процента доработок

Наш процесс окончательно сформировался и теперь выглядит так. Все этапы проходят в едином производственном трекере.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента
Так алгоритм работы над курсом выглядит теперь

Мы собрали отдельную команду ревьюеров — специалистов по оценке качества учебного контента. Каждый ревьюер прикреплён к своим направлениям и проверяет все занятия, которые разрабатываются в рамках каждого направления.

На руководителях педдизайнеров осталась проверка структуры программы — только после её утверждения педдизайнер отправляется разрабатывать материалы.

Ежеквартально мы ставим перед собой план сократить процент занятий, которые не проходят проверку качества.

Что получилось: нам удалось системно запустить работу нового отдела — и процесс проверки качества окончательно встал на рельсы. Команды увидели ценность и важность нового формата работы. Мы начали активно работать с результатами проверки качества и повышать процент задач, прошедших без доработок.

Трудности, с которыми столкнулись:

  • Объём работы. Перевод абсолютно всех курсов в единую систему — минимизирование курсов, проходящих мимо проверок.
  • Работа над гибкостью системы — нужно было найти баланс между едиными правилами и особенностями конкретного курса.
  • Выстраивание доверительных отношений между ревьюером и педдизайнером. Изначально педдизайнеры восприняли новую роль настороженно, и потребовалось время, чтобы между сотрудниками случился мэтч.

Весь путь в одной картинке

За три года от разработки чеклиста для методического аудита мы продвинулись к созданию целой команды специалистов, которые пристально следят за качеством образовательного контента Нетологии.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента

Как Нетология проводит проверку качества образовательного контента теперь

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента

Ольга Куратникова

руководитель группы по управлению качеством контента в Нетологии

В процессе проверок участвуют два сотрудника: педдизайнер, который отправляет своё занятие на проверку, и ревьюер, который это занятие проверяет. Весь процесс организован в нашем производственном трекере. Максимальный срок проверки — 5 рабочих дней, но обычно она проходит за 2–3 дня, иногда ещё быстрее.

Проверка занятия происходит на основании паспорта — сводного документа, содержащего в себе основную информацию по уроку. Проверяющие просматривают паспорт и черновой материал — это может быть презентация вебинара или видеозанятия, а может инструкция к домашнему заданию, тесту и тому подобное.

Основные задачи ревьюера:

  • проверка качества образовательного контента и формулирование обратной связи методистам;
  • отсмотр итогового контента на соответствие внесённым правкам и рекомендациям;
  • оптимизация стандартов качества образовательного контента;
  • анализ результатов проверок;
  • улучшение процессов проверок — обновление чеклистов, методических инструкций и так далее.

Качества и навыки, которые очень помогают ревьюеру в его работе — это умение взглянуть на материал свежим взглядом и глазами студента, отличное знание внутренних методических документов компании, насмотренность, внимательность к мелочам, терпение, способность погрузиться в контент занятия.

Все свои замечания и рекомендации ревьюер фиксирует в чеклисте проверки — ставит оценку по каждому пункту, соблюдаются эти критерии качества в занятии или нет. Какие-то замечания носят рекомендательный характер, и внесение исправлений в занятие остаётся на усмотрение педдизайнера. А если есть тот или иной объём критичных недочётов, задача отправляется на доработку. При этом в чеклисте ревьюер указывает конкретные замечания и причины, по которым возвращает материал педдизайнеру.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента
Фрагмент чеклиста методического аудита Нетологии с замечаниями ревьюера — что-то придётся доработать
Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента
Фрагмент чеклиста методического аудита Нетологии с замечанием ревьюера — всё отлично

По итогу каждого месяца ревьюеры собирают отчёт по проверяемому направлению, в котором анализируют:

  • общее количество задач;
  • количество задач, отправленных на доработку;
  • топ причин доработок — по всему направлению и по каждому сотруднику.

С результатами отчётов работает руководитель методической команды — продуктовый методолог. На основе этих данных он видит зоны для развития своих команд, продумывает способы сокращения процента доработок и организует внутреннее обучение по тем компетенциям, которые требуют развития у команды.

Педдизайнеры, задачи которых в течение трёх месяцев не отправлялись на доработку, освобождаются от проверок.

Взаимодействие ревьюера с педдизайнерами обычно строится на основе уважения, поддержки и помощи друг другу. Ревьюер выступает не контроллером, а скорее помощником, который сверяет контент занятий с критериями качества, принятыми в компании.

Для педдизайнеров-новичков ревьюер является отчасти наставником-бадди — он не просто выверяет контент, а вводит методиста в курс стандартов компании.

Какую пользу принесло введение новой системы аудита образовательного контента

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Выработали универсальные стандарты качества, которые используем в создании программы и занятий. Все курсы проверяются на соблюдение этих критериев. Однако критерии не высечены на камне — мы их регулярно корректируем и обновляем. Если в методологии компании появляются изменения, мы оперативно внедряем их в наши чеклисты.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Ввели план для всей методической команды — увеличить процент контента, который проходит проверку сразу и без последующих доработок. Сначала целились в 40%, сейчас — в 90%. Каждый квартал мы освобождаем от проверок тех педдизайнеров, которые 3 месяца проходят проверки без доработок.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента За 2022 год проверили и скорректировали около 2 000 единиц контента — вебинаров, видео, домашних заданий и так далее. При этом мы продолжаем исследовать материалы, потому что такой аудит — это базовый минимум методической гигиены, который необходимо соблюдать, чтобы наши студенты получали качественные материалы.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Повышаем уровень экспертности сотрудников. Благодаря тому, что начали проводить обучение по темам, которые вызывают сложности у педагогических дизайнеров и подсвечивают их зоны роста.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Каталог курсов

Профессии в онлайн-образовании

Узнать больше

  • Получите необходимые знания и навыки для уверенного старта в онлайн-образовании
  • Упакуете свой опыт как конкурентное преимущество и сможете перейти на дистанционный формат работы
  • Разберётесь в процессах планирования и реализации образовательных проектов

Резюмируем

Создание чеклиста критериев качества стало для нас отправной точкой. Этот этап формирования именно своего ви́дения качественного курса универсален для компаний и команд любого масштаба. Может казаться, что все и так всё понимают, но по опыту — сколько людей, столько и мнений, и представлений о качестве. Поэтому важно договориться о единых правилах всей командой.

Отдельный вопрос — как внедрить эти критерии в реальные продукты. В нашем случае — в большой компании с большой командой — потребовалось создать полноценный операционный процесс и собрать отдел, который будет заниматься проверками качества материалов. Думаю, в небольших командах вполне можно использовать чеклист для самопроверки или кросс-проверки между педдизайнерами.

Помимо того, что систему нужно внедрить, она требует постоянной и обязательной поддержки — как минимум, необходимо регулярно актуализировать критерии качества. В Нетологии мы ещё следим за динамикой проверок каждой команды и каждого педдизайнера и регулярно повышаем показатели.

Итого, в нашей системе для создания качественного контента требуется минимум четыре участника:

  • педагогический дизайнер — разрабатывает программу и контент;
  • эксперт — преподаватель, с которым педдизайнер работает над курсом;
  • руководитель методической команды — проверяет и утверждает структуру программы;
  • ревьюер — проверяет качество занятий.

На самом деле участников гораздо больше — мы затронули только этап разработки. Если смотреть шире, то ещё в этом процессе задействованы продюсер курса, исследователь компетенций на рынке, редакторы, дизайнеры, команда видеопродакшена, координатор курса.

Читать также

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Методист, методолог или педагогический дизайнер — кто разрабатывает онлайн-курс

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Методист онлайн-курсов: всё о профессии

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Методолог онлайн-курсов: всё о профессии

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента Как Нетология разрабатывает онлайн-курсы

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента

Инна Ониашвили

Руководительница направления продуктовых методологов в Нетологии

The post Методический аудит онлайн-курсов: как Нетология следит за качеством образовательного контента first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология