Лучшие технологические кейсы по разработке сайтов в июне по мнению Степана Овчинникова (ИНТЕРВОЛГА)
Эксперт о тройке лучших технологических кейсов июня.
Дата публикации: 20.07.2016
Разработчиков сайтов легко делить по критерию «профессия руководителя-основателя».
Кто-то «бывший программист», и пишет «про код». Какие крутые штуки замутили, сколько полей, связей, какой там lazy load и удаленная синхронизация по SOAP«у с OAuth. Упоение новой технологией вместо смысла.
Кто-то дизайнер в душе, и кейсы сводятся к набору жутко красивых скриншотов без руля и ветрил целей и результатов. При этом на вылизанных скриншотах есть орфографические ошибки и непонятные блоки.
Есть конечно и «люди от бизнеса», которые как та обезьяна в анекдоте «что ж мне, разорваться что ли». Они уверены, что опыт в другом бизнесе и упор на маркетинг — решают.
Мне кажется, что не решают.
Решает с одной стороны, глубокий профессиональный бэкграунд, а с другой, дозревание до бизнес-смыслов в своей работе.
Анатолий Денисов неспроста предложил мне заняться обзором технологических кейсов, я сам «программист в завязке» и порой лезу с советами к разработчикам. Впрочем, все реже.
Что для меня хороший технологический кейс?
Это три аспекта:
-
Должно быть ясно «зачем вы это делали?».
-
Должны быть собственно технологические детали, показывающие осмысленность и сложность решений;
-
Кейс должен быть прилично оформлен.
Главная цель любого кейса — продажа компетенции. Вы должны показать потенциальному клиенту или партнеру: мы понимаем цели, владеем инструментами, доводим до конца и умеем строить диалог.
Первичный отбор
Из 45 работ часть были совсем не про технологии. Часть были совершенно тривиальны, на уровне «среднего профессионального уровня».
Я провел грубое предварительное отсеивание по нескольким критериям.
0 баллов — «на отстань».
1 балл — что-то делали, но ниже среднего.
2 балла — «как надо», но без огня.
3 балла — выдающийся результат.
Итого = Интеграции + Хайлоад + Бекенд + Фронтенд + Оформление кейса.
На это ушло часа полтора, явно выделились потенциальные лидеры и аутсайдеры.
Раз уж у нас занудная статья с технологическим уклоном, обратите внимание на нормальное распределение кейсов по качеству: лучших мало, средненьких больше, нулевых большинство.
Так определились кандидаты в лидеры.
Потом я потратил на каждого претендента примерно минут по 40 и отобрал лучших. Лидер, кстати, сменился.
Итак, лучшие технологические кейсы месяца на мой взгляд:
1Сервис сбора и анализа объявлений о продаже б/у автомобилей
Есть много демотиваторов про #матан.
Вот они про заказчиков и авторов описанной работы. От кейса прямо пахнет хорошим высшим образованием, здоровым занудством и избытком фантазии.
Я думал, что видел все, пока не дочитал до заголовка «Лингвистический анализ. Применение алгоритма TF-IDF для оценки качества объявлений».
Вспоминается старая советская шутка, что работа в НИИ — это удовлетворение личного любопытства за государственный счет.
Разработчики молодцы, но мне реально захотелось посмотреть на Заказчика, который дал денег (явно немало) на применение в бизнесе всего описанного. Если каждая штука из кейса приносит коммерческую пользу — вдвойне круто.
|
Пройдемся по деталям:
-
Описан и документирован подробный бизнес-процесс, важное место в котором занимает сайт.
Надо думать не только о решении, но и об окружении: кто и как будет с этим работать.
Совсем круто было бы начать с аналитики и проектирования этого процесса, но это редко поручают разработчикам. -
Парсинг нескольких источников с контролем дублей — редкая и нетривиальная задача.
-
Интерфейс (личный кабинет) ввода данных для операторов даже технологически — непростая штука. С содержательной точки зрения все еще серьезнее: статусы, роли, потоки данных, виджеты.
Авторы проектировали и развивали этот интерфейс старательно и долго.
Под этой фразой из кейса хочется подписаться:Для нас очень важно сделать удобный интерфейс взаимодействия с системой, где каждый элемент был не только функционален, но и удобен, а его назначение легко определялось. В сервисах, ориентированных на результат нет место бездумным «украшательствам», а-ля «вот какие у нас дизайнеры», необходимо совместить функционал с приятным и понятным внешним видом.
Не обошлось без странностей: роль »1» и «sms» явно не к месту. Или я не в теме.
-
Триггерные sms-рассылки, автоматизация работы с авторами объявлений. Мало того, что все это продумано и сделано, оно еще и вынесено в настройки.
-
Собственная система статистики поверх парсера и личного кабинета оператора.
-
Автоматическая публикация вручную создаваемых объявлений на сайтах avito, drom, auto.ru
После всего описанного собственно сайт выглядит небольшой надстройкой над монструозной системой автоматизации процесса.
О недостатках
Технологическая оправданность: я не уверен что веб-сайт — лучшее место для подобной автоматизации всех процессов. Долго, дорого, проблемно.
Мы в таких ситуациях предлагаем разработать клиент-серверное десктопное ПО для «основного бизнес-процесса», для которого сайт будет фронт-системой.
Богу богово, кесарю кесарево. IMNSHO нерентабельно работать с большими данными и сложными алгоритмами на веб-сервере.
Также портят общее впечатление картинки, сжатые по вертикали (или страннейшие шрифты). Так много труда — и такая негламурная графика в подаче.
Закончу описание этого кейса цитатой из него же:
Мы создаем сервисы не только сбора и обработки данных, но и сервисы, позволяющие реализовывать разные действия, в зависимости от заданных условий и оценки результатов обработки. Сами по себе огромные выборки не несут полезных свойств, словно куча ненужной макулатуры. Наши разработки преследуют цель улучшения бизнес процессов, построения их корректных моделей, а также оптимизации. Подобный комплекс позволяет сократить издержки и увеличить прибыль наших дорогих клиентов.
Всем бы так.
2Создание интернет-магазина по продаже сантехники
Этот кейс далеко не такой яркий, как первый. Но тут сделано много и «как надо».
|
Во-первых, это классический развитый интернет-магазин «во всеми остановками»: публичка, интеграция с 1С, печать документов.
Во-вторых, есть функциональность «загрузки xl-прайсов поставщиков». Хотят это многие и часто, а работающая реализация — редкость.
Сам интерфейс прост и универсален, не стали мудрить. Там же формирование потребностей в товаре для поставщиков по заказам.
В-третьих, управление ставками в Яндекс.Маркете и возможность видеть цены конкурентов. Это тоже все хотят, но мало кто делает.
В-четвертых, личный кабинет водителя на доставке.
В-пятых, расчет зарплаты менеджеров и аналитика по заказам.
С одной стороны, ничего сверхъстественного, просто много старания и кода. А с другой — обратите внимание, почти все процессы клиента реализованы на сайте.
3Система регистрации защиты проектов для Schneider Electric
У кейса, занявшего третье место, тот же автор, что и у победителя.
Разработка автоматизирует внутренний процесс Заказчика — прием от внедренцев заявок на проекты и последующее управление этими заявками.
Автора выдает фирменный почерк: на старте бизнес-процесс, далее серые скриншоты, кропотливая работа с данными, те же шрифты.
|
В кейсе описан уже привычный после первого набор технологических штуковин:
-
Развитый личный кабинет партнера
-
Статусы, учет, фильтрация, роли
-
Уведомления, письма
-
Экспорты в Excel и PDF, архивация документов в ZIP
-
Самописная система отчетов
-
Логирование действий в системе
МОЛОДЦЫ.
Если провести спортивные аналогии, то первый и третий кейс похожи на «тройной тулуп прогнувшись» из фигурного катания, а второй — отличная общая физическая подготовка.
Не победители, но достойны упоминания
Перепахать трактором: «Битрикс24» для компании «Визарт Лаб»
Предмет кейса: довольно заметная переделка интерфейса задач Битрикс24. Мы хорошо знаем насколько это неудобная и дорогостоящая операция.
В кейсе реализованы особые статусы, и дополнительные поля, и привязка к видам работ, и даже собственные отчеты.
|
Работа большая, видно.
Хотелось бы понять: стоимость коробки + стоимость владения подобным решением оказались лучше других вариантов? Клиент доволен и результатом, и стоимостью?
Федеральный адаптив: Создание федерального сайта доставки сети ресторанов «Перчини»
Примечательно несколько вещей.
Во-первых, «дизайн сайта разрабатывается Заказчиком». Это в любом случае кусок ада, а если сайт еще и адаптивный — ребята молодцы, что смогли.
Результат пристойный.
Хотя:
-
другой домен и другая верстка — все же не адаптив. Это классическая «мобильная версия»
-
я случайно нашел баг: если с мобильного зайти на /catalog/pizza/, а не на главную страницу, редиректа на поддомен не происходит и приходится смотреть, как расползается верстка десктопного сайта на телефоне.
На скриншотах панели управления видно, что ее делали «программисты для программистов» и технологические навороты слегка помешали сделать это еще и красивым. Впрочем, это традиционная проблема.
|
Во-вторых, удивило что для федеральной сети, где сотни блюд, SKU и города, цены вводятся вручную.
Неужели у Заказчика нет системы учета, откуда эти данные стоило бы просто вытянуть?
Точка риска, точка потерь. Кроме того, если надо внезапно поменять ВСЕ цены, это упражнение на много часов. А в системе учета вполне могли бы быть автоматическая обработка и быстрый импорт.
Впрочем, одинокий «Новосибирск» в списке городов намекает, что сеть не очень федеральная.
В-третьих, судя по тому, что разработана SOAP-передача клиента, адреса, заказа во внешнюю учетную систему, она у Заказчика все же есть.
По процессу: странно что «интеграция с колл-центром и системой доставки» — последний этап разработки. Седые менеджеры проектов не врут, что с интеграции нужно начинать, иначе все придется переделывать или тратить ненужные усилия на приведение к единой структуре данных.
Ну и на десерт: победа над HotSpot-устройством и загрузка туда дизайна «в стиле сайта и мобильной версии» — нечасто встречающаяся, хотя правильная задача.
Кейс примечательный, хотя местами не совсем ясно почему делали именно так.
Десерт: Сайт для врача уролога андролога
Крупные и экспрессивно нарисованные мужские гениталии соседствуют с жутким числом ошибок — «укажите вашу болдь», «навыки не поддаются сомнению», «врач уролог андролог» без дефисов.
Контент тоже доставляет: пакет «Простатит» так и хочется приобрести, особенно при поминутной тарификации консультаций.
С технологической точки зрения примечателен личный кабинет с функцией «укажите область боли на манекене» и видеоконсультации.
|
Пробовать не стал, не буду врать.
Выводы и пожелания
В технологических кейсах важны не только технологии. Лично мне важно понимать цели (зачем?), экономику (окупается? клиент хочет продолжения?) и технологическую оправданность (почему делали именно так?).
Нужно не просто демонстрировать владение технологиями, но и привычку думать о благе клиента.
Думается, что умному клиенту важно то же самое.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine