Лучшее шоу года - Конгресс США против Apple, Facebook, Google и Amazon
Привет.
Жизнь — лучший сценарист, а сюжеты, которые проносятся перед нашими глазами, замысловаты, наполнены интригой и непредсказуемы по своим последствиям. Уверен, что многие из вас смотрели сериал «Миллиарды», где преисполняешься сочувствием то к одному герою, то к другому, пока не понимаешь, что это клубок змей и каждый в нем большой молодец. Эго, помноженное на власть и деньги, превращает героев в карикатурных персонажей, но работа режиссера выше всяческих похвал. Даже в пятом сезоне накал страстей не утихает, а сюжет держит в напряжении, хотя это уже привычное ожидание финтов, обманных маневров и уловок. Небольшие психологические этюды сериал не портят и мастерски вписаны в канву. Кто ваш герой? Чак или Акс? Быть может, это Вэнди Роудс?
А теперь на минутку представьте, что президент США решил поставить собственное шоу и кто-то в Белом доме набросал черновой сценарий. Предпосылки истории очень просты. Крупнейшие американские компании, руководители коих недовольны политикой президента, должны поплатиться за это. Кто-то из них открыто поддерживал демократов, кто-то критиковал «гениальные» идеи высшего должностного лица. Президент посредством Twitter обрушивал на них все возможные проклятия, но его магия не была действенной, и поэтому было необходимо открыть шкафы этих компаний и перетрясти в них все скелеты. Общеизвестно, что большие деньги всегда соседствуют со спрятанными в шкафу дурными историями, и если достать их на свет, хорошенько отряхнуть от пыли, представить народу Америки, получится отличная предвыборная история.
Преступление будет найдено, наказание определено. Но верховный главнокомандующий не может кидаться в бой самостоятельно, для этого нужен Конгресс, точнее, антимонопольный подкомитет юридического комитета. Сценарий определен, фигуры расставлены на доске, и делу дан зеленый свет.
Летом 2019 года выбраны четыре жертвы: Apple (Тим Кук вхож к Дональду Трампу, но тот мирится с ним, дружбой там не пахнет, сотрудники Apple явно поддерживали Клинтон на выборах), Facebook (Цукерберг постоянно огрызается публично на президента и его инициативы, считает его неумелым управленцем), Amazon (Безос просто самый богатый человек планеты, как бизнесмен он удачливее Трампа), Google (также поддерживали демократов и продолжали это делать до недавнего времени явно и цинично, по мнению их оппонентов). Уверен, что многие зададутся вопросом, а где же в списке такой монополист, как Microsoft, почему гнев президента США миновал эту компанию. Ответ тут самоочевиден, в Microsoft быстро поняли правила игры и взяли под козырек, когда Трамп занял кресло в Белом доме. Формально весь крупный бизнес в Америке вне политики, на деле каждый поддерживает того или иного кандидата либо партию. Огромные корпорации занимают безопасную позицию, дают деньги и тем и другим, а потом просто поддерживают победителя. Проблема Apple, Facebook и Google в том, что они поставили не на ту лошадь, а когда проиграли, то стали понемногу вставлять палки в колеса, не признали собственные ошибки.
Мне кажется, что, взойдя на вершину политического Олимпа, Дональд Трамп мог рассчитывать хотя бы на признание своей победы в тяжелой борьбе. Для того, чтобы дать возможность принести присягу вассала, он даже собрал в Белом доме лидеров американской индустрии, это одна из первых официальных встреч. В декабре 2016 года в Белый дом прибыли Тим Кук от Apple, Питер Тиль (PayPal, активно поддерживал Трампа во время предвыборной кампании), Шерил Сэндберг (операционный директор Facebook, что также было ошибкой для Марка Цукерберга, не почтил собственным присутствием высокое собрание), Ларри Пейдж, Сергей Брин и Эрик Шмидт от Google (на тот момент уже Alphabet, но оцените величину и значение этих людей), Джефф Безос от Amazon. Чтобы не перечислять всех, скажу что там еще были первые лица Intel, Oracle, Microsoft, Cisco, Tesla, Uber. Формально Дональд Трамп обещал помочь ребятам, он дословно сказал: «Я здесь для того, чтобы помочь вам, ребята, достичь успеха в ваших делах».
Источник: Evan Vucci/AP
Труднее всего было на встрече Тиму Куку, его усадили по левую руку от президента, сразу за Питером Тилем. Не очень далеко, но и так, чтобы дать понять, что он тут не самая главная звезда. У Тима в течение всей встречи было такое выражение лица, словно он очутился в клетке с тигром и старается быть предельно осторожным, так как любое движение может вызвать атаку. Кому-то нравится сравнение с комнатой, в которой сидит не привязанный буйно помешанный (но мы-то знаем, что так думают только демократы!).
Победа Трампа на выборах для сотрудников Apple стала откровенной катастрофой, настроения внутри компании были таковы, что в ноябре 2016 года Тим Кук написал примиряющее письмо. Это была не поддержка нового президента, а попытка успокоить сотрудников компании и указать, что им нужно идти вперед несмотря ни на что. Внутри корпоративной культуры Apple агрессия против Трампа объясняется легко — в предвыборной полемике он неоднократно клял иммигрантов, поддерживал традиционные ценности и нелицеприятно отзывался об однополых отношениях (благодаря Тиму Куку в Apple разнообразие взглядов максимально среди всех компаний, то, что называется на кондовом корпоративном языке diversity). Трамп для людей вне традиционных ориентиров отношений между мужчиной и женщиной — это как красная тряпка для быка, реакция моментальная, и назвать ее спокойной невозможно.
Приведу одно личное наблюдение. В Нью-Йорке проходил какой-то митинг на Таймс-сквер, мне, как всегда, было интересно, вклинился и стал спрашивать, о чем тут сыр-бор. Выяснилось, что ЛГБТ-сообщество протестует против того, что трансгендерам могут запретить службу в американской армии. Это был июль 2017 года. Разные люди стояли в загоне с плакатиками, вокруг было много съемочных групп. Мне предложили плакатик, но я вежливо отказался и стал выбираться наружу. На выходе меня поймала местная съемочная группа и в американской агрессивной, точнее, напористой манере стала спрашивать, что я думаю про Трампа и его инициативы. Судя по тому, как морщилась девочка, говоря про инициативы президента, и как выплевывала фамилию Трампа, отношение к нему у нее было, мягко говоря, не очень хорошим. Разговор у нас получился забавный, в чем-то Трампа я поддержал, за что-то покритиковал и все это делал со своей колокольни. И только в конце у меня спросили, где я живу, а мой ответ поставил крест на моем интервью: «А, так вы русский, тогда понятно, почему вы так его поддерживаете!». Испарилась съемочная группа в секунды. Прокручивая в тот день сказанное новостной группе, я понимал, что там не было однозначной поддержки Трампа, хватало критики. Но даже спокойный взгляд на его действия не воспринимался, Трампа в Нью-Йорке что тогда, что сейчас можно было только ненавидеть. И соревноваться в этом искусстве и в том, насколько ты его ненавидишь и обвиняешь во всех смертных грехах. Собачка отметила дверь? Проклятый Трамп сделал все, чтобы это случилось. Газеты намокли под дождем? Будь проклят президент, что создал для этого все условия. В такие моменты невольно всплывает в памяти Данила Багров и то, как он встретил таксиста в Америке, похожего на такого же шефа в России.
Ненависть рождает только ответную ненависть. И можно ходить на тренинги личностного роста, считать, что, имея на счету миллиарды долларов, ты чего-то достиг, но злить человека, который может доставить тебе нешуточные неприятности, точно не самая здравая стратегия. Многие лидеры IT-рынка этого не осознали и заигрались. Например, в Facebook попали под перекрестный огонь и поплатились за этим уже многим. Цукерберг не нашел возможности поддержать Трампа, он играл за демократов. Но в проигрыше нужно было кого-то обвинить, и козлом отпущения стал Марк, а также орда русских хакеров, что вмешалась в американские выборы. Следов хакеров найти так и не удалось, но в американской политике это уже случившийся факт, неоспоримое событие. И это ставит легитимность Трампа под вопрос, что вызывает у него острую реакцию и обвинения в адрес крупнейших медиа, которые играли и продолжают играть против него. Цукерберга назначили виноватым свои, а переметнуться к Трампу он не захотел или не смог, поэтому Марк стал мальчиком для битья, и ему это амплуа определенно удается. Постоянные выступления перед Конгрессом, оправдания за то, что Facebook делала, и за то, чего она не могла сделать даже теоретически. Каждое выступление заслуживает отдельного внимания, ответы таковы, что просто закачаешься. Прилетает Facebook со всех сторон.
Прочувствовали накал страстей, что бурлят в Америке и затрагивают лидеров индустрии? А теперь давайте вернемся к промежуточной точке, к 29 июля 2020 года, когда состоялось итоговое слушание антимонопольного дела против четырех лидеров мирового IT-бизнеса.
Товарищеский суд — самый справедливый в мире! Как допрашивали Apple и других
Пандемия и взлет числа заболевших в США привели к тому, что показания перед Конгрессом лидеры Apple, Facebook, Amazon и Google давали по видеосвязи. Конгрессмены сидели в большом зале (уж извините, но и женщин-конгрессменов буду называть менами, для русского уха так привычнее), а провинившиеся руководители были выведены на большой экран. Что-то это очень сильно напомнило, и от такой ассоциации избавиться было крайне сложно, уж больно прилипчивая.
Не уверен, что руководители компаний были в восторге от того, что рядом с их именами было написано Cisco Webex, реклама для видеосвязи от Cisco получилась знатная. Понятно, что это та связь, которая установлена в Конгрессе, но эта «мелочь» очень хорошо показывает, кто в доме хозяин и диктует правила игры.
Вначале поделюсь своими впечатлениями от каждого из отвечающих на вопросы, это мое личное мнение, что сформировалось после пяти часов слушаний, чтения заявлений от лица компаний, ответов на вопросы. Мой безусловный любимчик — это Джефф Безос, он отвечал с достоинством, подбирал слова и был достаточно убедителен. Явно, что все это ему было неприятно, но он не шел на конфликт, не обострял ситуацию и искал нейтральные ответы.
Очень достойно выглядел Тим Кук: взвешенные ответы, он не пытался навязать свою точку зрения, не лез в драку, но старался снять вопросы, что возникали к Apple. Учитывая, что сама политика компании такова, что конкуренты просто уничтожаются на старте своего существования, по существу ему отвечать было сложно. Но сама манера, то, как он держался, вызывает уважение.
Сундар Пичаи из Google был явно не в своей тарелке, пару раз казалось, что он должен расплакаться и закричать: «Я простой индийский парень, зачем вы меня пугаете такими страшными вопросами и обвиняете во всех смертных грехах?». Руки постоянно сжаты в замок, иногда он их расцеплял и тут же судорожно сплетал обратно. Ему было тяжело, да и понятно, что сам формат не предполагал особого диалога, но об этом чуть позднее.
Цукерберг уже привык выходить к доске и доказывать, что он не верблюд. Зажатый, понимающий, к чему все это идет. Из плюсов то, что ему поставили монитор перед глазами, и когда он зачитывал свое обращение, взгляд был направлен более-менее вперед, что хорошо. На каждого из руководителей в этот момент работала небольшая армия юристов, которые выдавали подсказки в реальном времени, мы их не видели, но тот же Цукерберг выхватывал их с монитора, который стоял перед ним.
Марк уже понимает, что он будет самой пострадавшей стороной, и после слушаний он публично критиковал Трампа, действия относительно пандемии, то есть в очередной раз занял активную позицию против. Деться ему некуда, так как Facebook угрожает разделение компании, от нее могут оторвать Instagram, а также WhatsApp, сделать их полностью независимыми. И этот сценарий выглядит как никогда реальным, отсюда такая острая реакция Цукерберга на происходящее.
Почти в течение года антимонопольный подкомитет собирал информацию о практиках рассматриваемых компаний, в том числе запрашивал электронную почту и рабочие чаты. Ничего экстраординарного они не нарыли, так как все озвучиваемые претензии нам известны и обсуждаются в публичном поле не первый год. Просто впервые эти скелеты достали из шкафов на таком уровне и предложили сделать компаниям за это ата-та.
Для вашего понимания нужно сказать, что совершенно неважно, что говорилось на публичных слушаниях, все уже предопределено, и это был просто акт в истории наказания. Жертвам нужно дать возможность что-то сказать, попытаться оправдаться, при определенных условиях они могут дать еще информацию на себя. Одним словом, большой роли слушания не играли, это один из шагов перед грандиозным финалом.
Но важно схематически обозначить два направления вопросов и того, как все было организовано. Конгрессменам давали пять минут на то, чтобы они задавали вопросы (ответы входили в это же время). Развернуться в таких узких рамках практически невозможно — лишь обозначить свою позицию. Также многие вопросы были связаны с конкретными делами, ответы на это у опрашиваемых зачастую отсутствовали, что логично и легко объяснимо — корпорации слишком огромны, чтобы знать все, что в них происходит.
Но условно слушания можно разделить на два направления — реальные вопросы по бизнесу компаний, а также политическая повестка. И того и другого было поровну.
Конгрессмен Бак (Buck) с легкостью мог бы участвовать в любом съезде Коммунистической партии СССР, настолько он идентичен партийным деятелям той эпохи. Он обвинял Google в том, что они поддерживают врагов Америки (кто у нас враг? сегодня это Китай!), в частности, помогают им в том, чтобы те разрабатывали новые вооружения! Сундар Пичаи после этого был готов провалиться под землю, но отвечал, что это не так. Но самое забавное было в том, что помощник мистера Бака демонстрировал плакат с фотографией с дрона, где уйгуров увозят в неизвестном направлении.
Первоначально плакат не помещался в кадр, поэтому помощник шажками выбирал правильный ракурс и наконец попал в него. Знаете, что меня поразило в этой истории? Как-то ждал, что выйдет кто-нибудь с пробиркой и белым порошком (тьфу ты, с маленьким процессором) и заявит, что внутри этого процессора сидят китайские чипы-шпионы. Но не случилось.
Другой политический момент, который позабавил. В Google результаты поиска по Демократической партии якобы всегда впереди, а вот сторонники Трампа страдают. Конгрессмен из партии Трампа также заявил, что в GMail письма для избирательной кампании теперь автоматически отправляются в спам, хотя в предыдущие девять лет этого не было никогда. Это манипуляция, в которой он и его соратники хотят разобраться.
Важно понимать, что весь список претензий не играет никакой роли, это публичное озвучивание тезисов, которые затем будут использоваться в повседневной риторике политиков. Но были и некоторые интересные моменты, что показались мне любопытными.
Например, оказывается, в Facebook ежегодно появляется 6.5 млрд фальшивых аккаунтов, это то число, которое видит социальная сеть и закрывает их. Представили масштаб? Цукерберг сказал, что после вмешательства в выборы (!!!) компания наняла 30 тысяч человек, которые модерируют контент. Около 84% сообщений, запрещенных правилами сети, блокируются еще до того, как их кто-то увидит. Но вряд ли столь внушительная статистика спасет компанию.
Основной вектор атаки на Facebook был построен вокруг нечестной конкуренции и покупки Instagram. В прошлом Цукерберг утверждал, что покупка Instagram необходима, так как он может бросить вызов Facebook и конкурента нужно убрать с дороги. Эти слова ему предъявили, и отрицать он их не мог. Готов спорить, что именно это и станет ключевой претензией к компании.
Другим моментом становится слежка Facebook за своими пользователями, сбор всей возможной информации. Как-то забылось, что когда-то компания обещала не следить за своими пользователями, это было частью стратегии. Все изменилось. Цукербергу показали его письмо, в котором он де-факто одобряет слежку. Крыть это ему было нечем.
В адрес Apple звучали разные претензии, но основная линия атаки была на магазин приложений. Почему в Apple ставят комиссию в 30 или 15% для приложения или сервиса в магазине? Ведь компания может решить брать и 50%, она сама регулирует, как много она хочет забрать. Но самое главное, что Apple закрывает доступ к магазину приложений тем, кто может составить им конкуренцию. Либо берет чужие наработки и превращает их в часть iOS, а конкурентов просто удаляет из магазина, их бизнес на этом заканчивается.
Возникло стойкое ощущение, что Apple заставят изменить правила App Store, более того, возможно, дать другим компаниям создавать свои магазины приложений для iOS (вот это было бы смешно). Но этот вектор атаки понятен, также как линия защиты от Тима Кука — подавляющее большинство приложений бесплатны, и поэтому не играет роли, сколько и как мы зарабатываем на других. Лукавство, которое не позволит в конечном итоге отбиться.
Интересно, что предъявили Google, оставлю второстепенные вопросы, а остановлюсь только на онлайн-рекламе.
На рисунке видно, что Google фактически выступает покупателем рекламы, ее продавцом и сама устанавливает цены. Закупает по бросовым ценам, а продает дорого. В Google создали идеальный рынок, на котором они доминируют, и это неверно со всех точек зрения. А еще показали, как менялась выручка в инвентаре (рост собственных ресурсов, отказ от сторонних).
Осталось сказать пару слов про Amazon. Этим ребятам предъявили претензию, что они занимают доминирующее положение на рынке онлайн-продаж и при этом активно подсматривают за данными продаж независимых продавцов в своей системе и тут же создают аналогичные продукты, что убивает продажи первых. То есть фактически используют свое доминирующее положение. Все вопросы к Amazon крутились вокруг этого, но они были не слишком острыми, ощущение, что компания тут для массовки и пострадает меньше остальных.
Материалы расследования будут опубликованы в ближайшее время, нам они принесут много интересной информации, и думаю, что мы к ним вернемся. Но одно могу сказать — шоу было поставлено с размахом, а время выбрано как нельзя более правильно. Это шоу перед выборами, наказание тех, кто плохо себя вел, и предостережение. Этакая дубина, которой бьют компании, и публичная порка уже очевидна для Facebook (Цукерберг в это явно верит, равно как и инвесторы, акции компании за последний год заметно просели).
Председатель комиссии зачитал в конце пламенную речь о неправомочных практиках, необходимости разделить компании, чтобы вернуть на рынок возможности для всех, и так далее. Это были бессмысленные, но очень сильные слова, которые важны как демонстрация направления развития всей этой ситуации.
Жизнь интереснее любого сериала, и эти слушания это доказали. Они очень интересны в том, что показали направление атаки Трампа на крупнейшие американские корпорации. И формально месть Трампа решает множество задач в его избирательной кампании, вносит сумятицу в ряды IT-корпораций, предостерегает их от опрометчивых шагов. Как ни странно, это все политика, а не борьба с неправильными бизнес-практиками. Не будь в Америке выборов, и мы бы не увидели такого яркого шоу.
P.S. Если знаете английский, не поленитесь посмотреть запись этого шоу, 5 часов с небольшим пролетят незаметно. Это великолепно! И такое случается крайне редко, последнее аналогичное событие — это слушания против Microsoft и выступление Билла Гейтса в Конгрессе в 1989 году.
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review