Бирюльки №601. Почему eSIM в России больше, чем SIM-карта
Привет.
Наступила горячая пора, на этой неделе запуск новых смартфонов и аксессуаров от Samsung, так что уже вечером 5 августа станут известны цены и сроки, все остальное более-менее понятно. Первые взгляды и обзоры появятся достаточно оперативно, так что не пропустите.
Прошлая неделя тоже стала богатой на события, например, лучшим шоу десятилетия без всяких скидок стало антимонопольное слушание в Конгрессе США, ответчиками выступали Apple, Amazon, Facebook и Google. Так красиво руководителей компаний давненько публично не размазывали, кто-то держался хорошо, как Тим Кук, кто-то пытался не заплакать, как индийский паренек из Google. Очень рекомендую к прочтению материал об этих слушаниях, так как в формате «Бирюлек» он просто не поместился бы. Если смотрели «Миллиарды», то поверьте, что реальные слушания намного интереснее и важнее. По их итогам, видимо, Facebook разделят на мелкие части, чтобы неповадно было перечить президенту США.
Чем сложнее ситуация на рынке, тем больше вопросов для детального изучения. Ждал отчета от Apple, так как он являлся для компании ключевым. Вопрос стоял ребром: отчитаются честно и расскажут о своих проблемах или нарисуют цифры, чтобы пустить пыль в глаза. Случилось второе, и это очень плохо во всех аспектах, лавры Enron кому-то, видимо, не дают покоя. Об этом на неделе тщательно и детально поговорим в отдельной статье, тут также просто не хватит места.
В России тоже все бурлит, операторы затеяли небольшую революцию и без формального одобрения регулятора (запрета тоже не было) запустили eSIM. Думаю, что с этой темы и нужно начать наш выпуск, поехали!
Содержание
- eSIM в России больше, чем SIM-карта — про моду на технологии
- Продажи смартфонов во втором квартале 2020 года — версии исследовательских компаний
- Что грозит ARM при продаже — Softbank в поисках денег
- Как «Яндекс» навязывал приложение «Телемост» без спроса
- Флагман пылесосов Xiaomi — Dreame V11. Первый опыт
eSIM в России больше, чем SIM-карта — про моду на технологии
Какие-то вещи не устают поражать, например, тяга русского человека ко всему новому, этакое природное любопытство. Новизна в России является частью образа, причем образа социального. В какой-то степени это заявление о том, что вы достигли какого-то скрытого понимания вещей и поэтому выбрали вот ту штукенцию. А если штукенция оказывается полезной, то она начинает распространяться по стране, как степной пожар. Иногда новизна выглядит убого, вспомните хотя бы моду на компакт-диски на лобовом стекле, что препятствовали работе радаров ГАИ. Хорошо, что этот этап мании прошел довольно быстро и безболезненно.
Новизна важна не только в России, в мире тоже наблюдаются адепты новизны, но то ли их не так много, то ли по другим причинам они не так заметны. Когда в Apple запустили microSIM, а затем nanoSIM-карты, то это превратило рынок в подобие базара. Ножницы для обрезания SIM-карт, «дыроколы» для той же цели, но постепенно операторы стали делать универсальные карты под любой размер — три в одном. Так как SIM-карта вещь сугубо утилитарная, в повседневной жизни ничего дополнительного для своего пользователя и его телефона не дает, мне было удивительно наблюдать, как люди искренне считали, что чем меньше карта, тем лучше. Новизна, помноженная на привычку считать, что миниатюризация — это спутник прогресса. Ограничением для проявления тяги к новинкам становилось отсутствие во многих смартфонах соответствующего слота, то есть ту же nanoSIM-карту первоначально можно было ставить только в iPhone. Искренне сомневаюсь, что кто-то дошел в своей приязни к новизне до просветления такого уровня, что выбирал этот смартфон из-за другого размера SIM-карты, но уверен, что это был один из пунктов крутости -, а у меня, знаешь, SIM-карта вот такая маленькая.
Вам наверняка кажется, что так никто не мог думать, что это выдумки. Но давайте посмотрим на примере eSIM-карт, как люди бросились менять свои привычные SIM-карты ради «электронных». Хотя в аббревиатуре eSIM первая «e» — это вовсе не про электронику, это сокращение от слова «встроенный» (embedded). Для любителей размеров у меня припасена картинка, eSIM вовсе не лишена телесного воплощения, это микросхема, которая просто чуть меньше, чем даже nanoSIM-карта.
В автомобиле, телефоне или планшете, M2M-устройствах такая микросхема позволяет хранить несколько профилей SIM-карт, что загружаются по сети. Преимущество для производителя очевидно, вы можете продавать смартфон с предустановленными картами разных операторов, давать пользователю выбор, какую из них предпочесть в зависимости от тарифа или потребностей. Это первыми прочувствовали в Apple, так, в планшетах компании eSIM давали на выбор разных операторов, но на тот момент предложение не взлетело, сами операторы были против. Отдавать контроль над SIM-картами в пользу производителя железки никто из них не хотел как тогда, так и сегодня. В Apple потыкались с eSIM, но так и не смогли придумать, как заработать на операторах, те отказались платить за стандарт, являющийся общепринятым. Но в Apple последовательно добавляли eSIM в свои смартфоны начиная с iPhone X. Так как eSIM-карта пока соседствует с обычной, для большинства пользователей iPhone это стало реальной возможностью получить две SIM-карты в смартфоне, эта возможность для них долгие годы была недоступной. Ликованию не было пределов, но в отсутствие на российском рынке eSIM-карт от операторов сама опция стала не слишком важна. С другой стороны, в поездках это дало возможность загружать роуминговые карты и потом с легкостью от них избавляться, просто удалив профиль.
Большинство смартфонов, что поддерживают eSIM, это флагманы (самая доступная модель в текущей линейке 2020 года — это iPhone SE, другие смартфоны стоят больше 40 тысяч рублей). Поэтому говорить о массовом использовании eSIM не приходится, время этой технологии еще не наступило для широких масс. Но то, что это случится уже скоро, не вызывает никаких сомнений, постепенно eSIM начнет появляться в моделях среднего сегмента, а затем и в бюджетных аппаратах. Один из российских операторов даже планирует провести осенью тендер, чтобы создать самый доступный смартфон с eSIM, целевая стоимость — 15 тысяч рублей. Это старый трюк, когда операторы популяризовали те или иные технологии, выпускали под себя смартфоны с минимальной стоимостью и наличием NFC либо наличием 4G и так далее. То есть пытались внедрить технологию в массы, а заодно получить свою порцию хорошего PR.
На прошлой неделе «Билайн» и «МегаФон» начали выкатывать eSIM для своих абонентов, пока только в Москве и Санкт-Петербурге, но лиха беда начало. До этого вы могли получить eSIM-карту в «Тинькофф Мобайл», причем в чем-то они стали революционерами. Первоначально «тест» с такими картами запустили в «Теле2», но это был фальстарт, который обернулся руганью с регулятором.
Регулятор так и не определился, как работать с eSIM-картами, и вопрос остается политизированным, например, это останавливает МТС от внедрения таких карт для своих абонентов. Оператор остался в меньшинстве, поскольку после демарша как «Билайн», так и «МегаФона» сегодня фактически все операторы в России дают возможность получить eSIM-карты, пусть пока и не на всей территории страны. Но явно, что eSIM уже пришли надолго и дальше их число будет только увеличиваться.
В чем прелесть eSIM от наших операторов? Это ровно та же SIM-карта, что есть у вас в телефоне, но если вы владелец iPhone, то это самый простой способ добавить в аппарат второго оператора. Ура, появилась двухсимочность, и не нужно выискивать китайские аппараты, где присутствуют две SIM-карты. В том же Galaxy Fold поддержка только одной SIM-карты, поэтому eSIM позволяет использовать и вторую (у меня так стоят «МегаФон» и «Билайн», причем очень давно, и мне нравится этот вариант). В смартфонах, где комбинированный слот для SIM-карт и карты памяти, eSIM — это простейший способ добиться работы двух карт. То есть смысл в некоторых сценариях присутствует, и он хорош.
Есть еще одна штука, которая в отсутствие eSIM от наших операторов была не так актуальна. Вы можете загрузить до пяти профилей eSIM в ваш смартфон. И в меню их можно переключать в зависимости от своих потребностей, это очень удобный вариант. Из безусловных минусов текущей реализации отмечу то, что нельзя сохранить eSIM, нельзя перенести на другой смартфон. Меняете смартфон — будьте добры снова получить QR-код у вашего оператора.
Как выглядит раздача eSIM в Москве на примере «Билайн». Вы можете загрузить приложение «Мой Билайн» (не авторизуйтесь в нем!), а далее выбрать eSIM. Нужно сфотографировать паспорт, купить тариф (половину суммы при этом вам подарят на первый месяц), и все готово.
Тем, кто уже имеет SIM-карту «Билайн», придется отправиться в офис с паспортом, чтобы заменить свою физическую карту на виртуальную. Вам напечатают заявление о смене SIM-карты, а потом выдадут бумажку с инструкцией и QR-кодом.
Важно, чтобы у вас был Wi-Fi на смартфоне (но не мобильный интернет и другая SIM-карта), сканируете код, и тут же запускается ваша новая eSIM, никаких отличий нет, в меню она выглядит ровно так же.
Важно понимать, что теперь вы привязаны к вашему смартфону, вынуть SIM-карту, как раньше, и вставить в другое устройство не получится. В будущем все операторы планируют расширить возможности приложений, чтобы существующие абоненты могли загружать свои SIM-карты повторно, но это случится не раньше, чем в 2021 году, а конкретные сроки и вовсе скрыты в тумане. Сама технология во всем мире делает на операторском рынке первые шаги, и Россия тут идет в авангарде.
Стоит ли бросаться в операторский магазин, чтобы сменить SIM-карту на eSIM? Это зависит от вас, возможно, что вы хотите получить две SIM-карты в смартфоне, а никакого другого варианта у вас просто нет. Тогда это выход. Для всех остальных никакого смысла в этом нет, вы получите ровно те же возможности. Из плюсов технологии то, что eSIM не ломается, в отличие от обычной физической SIM-карты (наработка на отказ микросхемы на порядки выше), но и обычные SIM-карты приходят в негодность спустя 5–10 лет активного использования. С точки зрения безопасности также все хорошо, отличий в реализации нет.
Почему в начале я заговорил про моду на новые технологии в России? Ответ в том, что начиная с пятницы и без какой-либо рекламы в магазины операторов пошли те, кто хотел получить eSIM. Был в нескольких магазинах, и везде одна и та же картина, с утра приходили один-два человека, заменили свои SIM-карты, кто-то покупал eSIM. Операторы из-за регулятора не хотят раскрывать данные по подключениям eSIM, чтобы это все не вылезло боком. Но даже по самым скромным оценкам, за три дня это пара тысяч eSIM-карт, что были оформлены как новые, замен было несколько сотен. Это отличный показатель для новой технологии и отображение того, как люди любят новые игрушки, стремятся их заполучить. Хотя практического смысла тут как раз не очень много. И говорю об этом с уверенностью, так как из приватного разговора с одним из операторов вынес то, что подавляющее большинство eSIM-карт живет в аппаратах в одиночестве, то есть пользователи не ставят их ради того, чтобы получить две SIM-карты. Для них это своего рода мода, и только. Вот вы поддались этой моде? Будете при возможности менять SIM-карту на eSIM? Что вами движет, если вы будете это делать?
Продажи смартфонов во втором квартале 2020 года — версии исследовательских компаний
То, что второй квартал 2020 года будет крайне плохим для рынка смартфонов, не вызывало никаких сомнений. Закрытие стран на карантин, отсутствие розничных продаж и вялость операторов, задержка с выходом многих новинок — все это, помноженное на негативные ожидания потребителей, не вселяло никакой уверенности. Вопрос был только в том, насколько упадет рынок и каждый конкретный производитель. Для меня особый интерес представлял отчет Apple, так как позволить себе показать реальное падение продаж компания не могла, и финансисты корпорации не подвели, они нарисовали продажи на падающем рынке, причем такие, что даже дыхание замирает. Это настолько ключевой вопрос, что просто остановиться на нем в рамках «Бирюлек» невозможно, об этом нужно говорить отдельно и предметно. Просто задумайтесь — рост на 25% в штучном выражении в момент, когда практически все магазины Apple были закрыты, операторы отчитывались по всему миру о падении продаж оборудования, а онлайн занимал не более 20% от всех возможных продаж. Упали все без исключения, и только одна аномалия образовалась на рынке, это Apple.
Посмотрите на данные от IDC, они очень хорошо демонстрируют этот момент.
Но думаю, что важным моментом является доля Huawei, которая, несмотря на санкции, продолжила расти, пусть и не так быстро. Более того, впервые в истории Huawei лидирует в мировых поставках смартфонов. Причина этого в патриотизме китайцев и в том, что родной рынок стал для компании основным, на нем Huawei выедает продажи Oppo, Vivo и других брендов. Мы об этом с вами говорили еще в конце прошлого года, теперь это случилось. Придя в небольшие китайские города с фирменными магазинами Huawei, компания нарастила продажи и сделала это моментально. Посмотрите на долю рынка в Китае по мнению CounterPoint.
На фоне падения внешних рынков Китай остался одним из более-менее живых, и это сыграло на руку Huawei. Но повторить этот результат в будущем компания вряд ли сможет (в России Huawei/Honor также на первом месте в штучных продажах, третье место в деньгах).
Обратите внимание, что почти все компании плюс-минус сохранили свои доли рынка, исключение — это Huawei и Apple. Но если для Huawei у нас есть объяснение ситуации, то для Apple найти эти продажи крайне тяжело в реальном мире (на помощь прилетели инопланетяне, теперь я в этом уверен). Но к Apple, как и сказал, вернемся в отдельном материале, нарисованные результаты очень характерны для проблем компании.
Посмотрите на оценку рынка со стороны Canalys, цифры несколько отличаются, но канва ровно та же.
А вот оценка Counterpoint.
Год к году рынок смартфонов упал как минимум на 50 млн штук, что само по себе показательно. Это гигантское падение, которое будет ощущаться долгое время, и исправить ситуацию крайне сложно.
Что грозит ARM при продаже — Softbank в поисках денег
Один из слухов, что завораживают воображение открывающимися перспективами, это то, что Softbank ищет покупателя на холдинг ARM. Куплен он был в 2016 году за 32 млрд долларов, причем цена уже тогда не казалось высокой. Напомню, что именно ARM-архитектура используется повсеместно в процессорах для разных устройств, от часов до смартфонов. Кто-то использует ARM-ядра как есть, некоторые компании, как Apple, вносят в них изменения под себя, но внутри это все тот же ARM. В ближайший год на рынок впервые широко выйдут ноутбуки на ARM-процессорах, что также расширит область их применения. Одним словом, дела у ARM идут отлично, а вот Softbank в этот кризис потеряла миллиарды, и ей требуется восполнить дыры, а сделать это можно, продав значимые активы.
Слухи утверждают, что переговоры между Softbank и Nvidia имеют место, но до конкретной сделки они еще не добрались. Как обычно в таких случаях, нет никакой конкретики, что оставляет широкое поле для домыслов. Но даже потенциальная возможность для такого объединения ставит множество непростых вопросов. Положение Nvidia таково, что это самая значимая американская корпорация, создающая полупроводники, недавно они обогнали Intel по капитализации. В графических решениях у компании де-факто нет сильных и заметных конкурентов, а ставка на облака сыграла, и продажи в целом растут. Будущее Nvidia безоблачно, также как и у ARM, они верно разыграли свои карты. При этом компания пока не превратилась в огромного неповоротливого монстра, что также немаловажно.
На пути возможной сделки очевидным образом встает стоимость компании. Минимальная оценка в 40 млрд долларов, что вынудит Nvidia искать эти деньги. Вторая проблема решается намного хуже, это одобрение антимонопольных органов, тут могут быть проблемы. Сегодня Nvidia лицензирует ARM, является клиентом компании. Получив ARM в свое распоряжение, Nvidia сможет диктовать рынку направление развития. С другой стороны, мы впервые получим симбиоз между отличными процессорами и графикой, этакую синергию.
Мое мнение таково — лучше, чтобы ARM оставалась независимой от производителей, и в этом нет никаких трудностей, компания прекрасно себя чувствует, и в ближайшие годы ей ничто не грозит. Равноудаленность от всех производителей гарантирует отсутствие преференций, что хорошо для нас как для потребителей. С другой стороны, все чаще в технологии и бизнес вмешивается политика, и вот об этом стоит помнить.
В Китае у ARM есть компания ARM China (49% принадлежат ARM). Она была создана в 2018 году для того, чтобы продавать лицензии на ARM-архитектуру китайским разработчикам, помогать им в создании своих устройств. Это также было необходимо для того, чтобы собирать деньги с небольших и средних игроков, которые сосредоточены на локальном рынке. Генеральный директор ARM China Аллен Ву (Allen Wu) оказался парнем не промах, параллельно он участвовал в компании Alphatecture, что предлагала ровно тем же клиентам помощь в создании дизайна чипов. Есть стойкое ощущение, что за этим фондом стоит китайское правительство, которое поощряет локальные разработки. Тут можно говорить не просто про конфликт интересов, а про то, что имя ARM открывало двери для Alphatecture, а дальше можно было склонять партнеров к выбору своих решений (уверен, что это подавалось под соусом «так же, как в ARM, только дешевле»).
Скандал разразился после того, как в ARM обнаружили такое поведение своего генерального директора и предложили ему уйти. Увольнение не обошлось спокойно, так как Аллен просто отказался покидать пост генерального директора. А отсутствие контрольного пакета в совместном предприятии не позволяет ARM юридически решить этот вопрос. Возникла патовая ситуация, и сегодня ARM апеллирует к китайским властям, чтобы те помогли разрешить конфликт. В западной прессе часто сквозит мысль, что вопрос нужно ставить шире и это конфликт западных компаний и Китая. И если Китай не поможет ARM, то начнется исход западного бизнеса из страны. Размышления хороши в отрыве от суровой действительности, так как исход в никуда маловероятен. Сегодня нет другой страны как производственной базы, дающей такие цены и возможности. И поэтому ARM вряд ли станет прецедентом в политической борьбе. Но сама ситуация любопытна, она показывает, насколько быстро внутри Китая пытаются создавать свои решения, избавиться от необходимости базироваться на той же ARM. Это кажется фантастикой и чем-то невозможным, но только на первый взгляд, в будущем это станет реальностью, и в очень недалеком будущем. То, как по этому пути идет Huawei, крайне показательно.
Как «Яндекс» навязывал приложение «Телемост» без спроса
В эпоху большой нелюбви у каждого из нас есть любимчики и те, чье поведение вызывает отторжение на клеточном уровне. У «Яндекса» в офисе есть скрижали, на которых записано, как огрести полную панамку и сделать это с минимальными затратами усилий. Выросло новое поколение яндексоидов, которые никогда не знали, как «Яндекс» любил навязывать свои продукты пользователям и делал это без их спроса. Лучшие практики «Мейл.Ру» на службе правильной компании.
На неделе «Яндекс» радостно собирал комментарии людей, которые неожиданно обнаружили на своих смартфонах, компьютерах (Windows или Mac, неважно, вы все равны) новое приложение «Телемост». В «Яндексе» внимательно следят за взлетом Zoom и сделали свой мессенджер, но чтобы добиться максимального числа установок, поступили нехитро, установили «Телемост» по умолчанию всем пользователям «Яндекс.Диска».
Приложение запустили 15 июня, но, судя по всему, пользователи не горели желанием его устанавливать, и чтобы как-то исправить ситуацию, в «Яндексе» поступили просто — сделали это приложение частью «Яндекс.Диска». Почему видеозвонки добавили в мессенджер? Ответа на этот вопрос нет, видимо, это единственный продукт «Яндекса», в котором менеджеры согласились на этот эксперимент.
В лицензионном соглашении для приложений «Яндекса» есть незамысловатый пункт, что пользователь соглашается и дает разрешение на установку приложений без своего дополнительного согласия, в том числе приложений сторонних компаний. Это плохая практика, и раньше в «Яндексе» утверждали, что это происки юристов, просто так на всякий случай. И кивали с большим пониманием, что юристы это вот такие люди, а мы за вас горой и никогда так поступать с вами не будем.
Поддержка «Яндекса» разъяренным пользователям, которые не просили никакой «Телемост», сообщала радостно, что им стоит все-таки попробовать.
Юридически предъявить что-то «Яндексу» невозможно, компания может делать все что угодно, в том числе удалять ваши файлы. В 2013 году «Яндекс.Диск» удалял системную папку Windows, это происходило случайно. Думаю, что вопросов, почему это так, не должно возникать, равно как и почему «Яндекс.Диск» залезал туда (товарищ майор всегда был разборчив в том, что искать). Использую для работы «Яндекс.Диск», но никогда не ставлю его в виде приложения на компьютеры, только браузер и только на то время, когда загружаю файлы.
Владимир Русинов, руководитель «Яндекс.Диска», решил защитить свое детище и выступил в корпоративном блоге.
Объяснение смешное, хотели как лучше, получилось как всегда. Человек, отвечающий за продукт, утверждает, что удалить «Телемост» нельзя, а это как для MacOS, так и для Windows неправда, способ вынести папку приложения есть, и оно исчезает.
Но больше всего мне понравились финальные слова: По итогам этой истории мы ввели для себя правило: создавать ярлыки на рабочем столе только с согласия пользователя. Диск и Телемост продолжат развиваться своим чередом. В Диске будут появляться новые инструменты для совместной работы, а Телемост скоро обзавёдется отдельным клиентом. Пожалуйста, пишите мне обо всём, что вам нравится и не нравится в Телемосте, на v_rusinov@yandex-team.ru или в комментариях к этому посту.
Владимир в «Яндексе» один отвечает за «Диск»? Кроме него нет никаких других людей, которые потенциально бывали в Интернете и знают, как он работает, что раздражает пользователей и вызывает однозначную реакцию? В 2020 году в «Яндексе» в очередной раз обещают создавать ярлыки на рабочем столе только с согласия пользователя! Аплодирую. Предусмотрительно не дано обещание не ставить ненужный софт без согласия человека, так как «Яндекс» продолжит это делать.
Владимир вполне закономерно стал героем, и его панамка была быстро наполнена благодарными пользователями «Яндекс.Диска», читать комментарии одно удовольствие.
Что можно точно утверждать? Что в «Яндексе» плохо учатся на собственных ошибках, все это уже было неоднократно, и история имеет свойство повторяться. Так нельзя поступать с пользователями продуктов. Самая технологичная компания навязывает свои услуги, словно гопник в темной подворотне. Ну как так? С другой стороны, чему я удивляюсь, годы идут, а все остается по-прежнему.
Когда у меня спрашивают, почему мне не нравится «Яндекс» и их подходы в бизнесе, то я объясняю это вот на таких конкретных примерах. Эти «ошибки» давно системны и выглядят как подход, а извинения — почти всегда попытка переложить вину на погоду, пользователей, время года. Вы так не считаете?
Флагман пылесосов Xiaomi — Dreame V11. Первый опыт
У Xiaomi есть хорошая задумка, компания собирает продукты других производителей и продает их под своей маркой, обеспечивая им внимание публики. Вот вы бы скорее посмотрели на пылесос Xiaomi или Dreame? Уверен, что про вторую марку вы просто не слышали.
В ручных, беспроводных пылесосах именем нарицательным стала Dyson, они первыми смогли предложить пользователям удобную конструкцию, достаточную для более-менее серьезной уборки мощность. Флагманом линейки Dyson является модель V11.
Почему модель Dreame имеет номер V11, теперь ясно без дополнительных объяснений, не так ли? Да и если посмотреть на этот пылесос, то заимствование дизайна, набора щеток не выглядит удивительным.
А вот эта картинка из серии «Найди 10 отличий». На первой фотографии — набор поставки V11 от Dreame, на второй — от Dyson.
В чем прелесть пылесоса от Xiaomi? В стоимости! Он в два раза дешевле, чем тот же Dyson, в России его можно купить по цене от 20 до 25 тысяч рублей. И для многих это весомый аргумент. Пользователи Xiaomi готовы мириться с мелкими огрехами в пластике, тем, что подставка не очень красива и ее нужно прикручивать к стене. Все это искупает стоимость.
У меня дома живет пылесос от Samsung Jet Light. Это конкурент Dyson, они выступают в одном ценовом классе.
И сравнивал V11 именно с ним, собрал впечатления от нескольких человек. Первое и главное — Dreame полегче, но максимальная мощность не так хороша, как в Samsung. Играет ли это роль? Да для диванов, складок и тому подобного, для уборки пыли с пола нет никакой разницы, хватает средней мощности. Чуть меньшая мощность V11 оборачивается большим временем работы — 60, 30 и 10 минут соответственно. Минимальная мощность неинтересна, с толком убраться не получится. Время зарядки — около 4 часов, но аккумулятор встроен в ручку, сменить его можно, только выкрутив винты. То есть сменные батареи не предусмотрены, опять-таки, для большинства это не станет проблемой. Сам сценарий такого пылесоса предполагает, что он дополнительный, вы пользуетесь им время от времени. И это удобно, так как можно быстро убрать грязь, пыль, которую вы неожиданно обнаружили, и не держать в голове найденное до момента большой уборки и использования стандартного пылесоса.
Почти за полгода у меня такой пылесос в доме прижился, это классная история, которая помогает поддерживать чистоту. И тот же Dreame выглядит интересным предложением по соотношению цена/качество, тут нет никаких сомнений. Про долговечность судить не могу, возможно, у вас есть что-то от этой компании и вы расскажете в комментариях, как все обернулось на практике. Из подмеченных минусов, описанных в инструкции, — категорически нельзя пылесосить влажные поверхности, мыть колбу перед уборкой. С этим, пожалуй, легко смириться.
P.S. Неделя будет ударной — много новинок, первых взглядов и обзоров. Также как и разбор полетов по событиям уже произошедшим, в частности, продажам смартфонов во втором квартале.
Вам понравился формат разбора флагманских магазинов в рознице, первым стал флагман от МТС.
Посетил флагман от «Связного», который с большой помпой описали в «Ведомостях», причем явно сделали это заочно и не побывав в этом московском магазине. Там очень много забавного и смешного, хотя, конечно, лучше, чем тот же МТС. Да и денег он стоил заметно меньше, так что ждите материала, будет любопытно.
И стандартно хочу пожелать вам хорошей рабочей недели, чтобы у вас все складывалось удачно. Побольше солнца, улыбок вокруг, и главное, не болейте, следите за собой и близкими. Удачи!
К содержанию >>>
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review