Кто такой продакт-менеджер и как им стать
Согласно исследованиям, доля продакт-менеджеров в компаниях выросла за последний год на 8%. Востребованность продактов объясняется тем, что именно они знают, как создать продукт, который будут покупать, и тем самым принести бизнесу прибыль.
В статье рассказали о роли продакт-менеджера в команде, его обязанностях и навыках, которые требуются, чтобы их выполнять. Выяснили, сколько зарабатывают специалисты разных уровней и что сделать, чтобы начать карьеру в этой области.
Мария Малоухова
Автор-фрилансер
В материале
1. Кто такой продакт-менеджер
2. Чем занимается продакт-менеджер на каждом этапе работы над продуктом
3. Чем продукт отличается от проекта, а продакт-менеджер — от проджект-менеджера
4. Какие навыки нужны специалисту
5. Где работает и сколько зарабатывает продакт
6. Как стать продакт-менеджером
7. Что почитать и на что подписаться новичку
8. Резюмируем
Благодарим Леонида Бугаева, ментора быстрорастущих команд, трекера и преподавателя Нетологии, за помощь в подготовке материала.
Кто такой продакт-менеджер
Продакт-менеджер — должность в компании с продуктовой моделью бизнеса. Эта модель основана на понятии продукта как оптимального решения, которое закрывает потребности целевой аудитории. Продакт — тот человек, который отвечает за продукт в течение всего его жизненного цикла: до, во время и после запуска. Он работает на стыке бизнеса, технологий и пользовательского опыта (UX), связывая между собой заинтересованные в продукте стороны.
Продукт — это не конечные товар или услуга, а более широкое понятие ценности, которая за ними стоит. Это может быть мобильное приложение, жилой квартал за городом или студия танцев. В центре разработки продукта — пользователи, их проблемы и ожидания. Если со временем изменятся потребности покупателей — меняется и продукт.
Продакт-менеджер управляет одной или несколькими продуктовыми командами. Их состав может различаться в зависимости от особенности продукта и методологии его разработки. В команду цифрового продукта обычно входят frontend- и backend-разработчики, тестировщики, дизайнеры, аналитики, копирайтеры, маркетологи и другие специалисты, которые непосредственно разрабатывают, развивают продукт, его части и функции, а также его продвигают.
В классической структуре Scrum-команды есть ещё роль владельца продукта (product owner). Он ведёт бэклог, список задач по степени приоритетности, и тесно общается с разработчиками. Часто бывает так, что нет необходимости назначать на эту роль отдельного сотрудника, и её выполняет продакт-менеджер.
Обязанности продакта различаются в зависимости от величины компании, её специфики и структуры продуктовой команды. Но в любом случае продакт управляет работой над продуктом на всех этапах.
Чем занимается продакт-менеджер на каждом этапе работы над продуктом
Видение продукта
В компаниях с продуктовым подходом задачи на разработку продукта рождаются из бизнес-целей: увеличить количество услуг, повысить узнаваемость бренда и лояльность клиентов и так далее. С такими задачами к продакт-менеджеру приходит владелец компании, её топ-менеджер или руководитель одного из отделов. Задачи могут звучать более или менее определённо, но часто видения продукта у его заказчиков нет. И разработать его — задача продакта.
Видение продукта — это о том, как компания собирается сделать жизнь клиентов лучше. Оно определяет конечный продукт и указывает направление к достижению результата.
На этом этапе менеджер устанавливает цели и отвечает на следующие вопросы:
- Для кого этот продукт?
- Почему его нужно создать?
- Как измерить его успех?
В итоге продакт формулирует краткую версию видения — выразительный и ёмкий, не длиннее двух предложений, текст, который убедительно описывает ценность продукта.
Определяя видение, менеджер по продукту выступает для команды идеологом. Некоторые продукты разрабатываются годами — и всё это время видение вдохновляет команду.
В монопродуктовых компаниях видение продукта пересекается с видением и миссией компании. Когда продуктов несколько, масштаб видения компании становится шире, а видение каждого продукта должно ему соответствовать.
Например, глобальные цели Apple — создавать отличные продукты и менять мир к лучшему. А во время разработки iPhone, по словам Стива Джобса, одной из целей команды было «изобрести телефон заново».
На презентации первого iPhone Джобс представил его как революционный продукт, который буквально на пять лет опережает любой другой мобильный телефонМожно предположить, что видение iPhone было примерно таким: предложить прорывной пользовательский опыт, который на годы опередит конкурентов и изменит индустрию.
Исследование рынка, изучение аудитории
Задача продакта — выяснить, какой продукт будет соответствовать ожиданиям пользователей. Для этого специалист сравнивает аналогичные продукты, которые уже существуют, изучает конкурентов и более точно определяет целевую аудиторию. Вместе с маркетологом проводит исследования, чтобы получить глубокое представление о рынке и потенциальных потребителях.
Процесс включает:
- создание портретов пользователей (персонажей) — описание типов потребителей, которые могут заинтересоваться продуктом;
- выявление потребностей целевой аудитории — определение конкретных проблем и необходимости в конкретном продукте;
- изучение поведения клиентов — понимание психологии и мотивации покупателей, анализ того, как они рассуждают и выбирают между альтернативными продуктами, реагируют на рекламу и многое другое;
- качественное и количественное исследование рынка — проведение глубинных интервью, групповых опросов и создание фокус-групп, сбор данных и статистический анализ.
Информацию, полученную в результате исследований, затем используют, чтобы создать необходимые функции продукта и оптимизировать UX. Эти данные вместе с видением продукта ложатся в основу продуктовой стратегии.
Разработка стратегии продукта
Разработка продуктовой стратегии — одна из ключевых обязанностей продакт-менеджера. В стратегии он указывает способ достижения целей продукта и планирует основные этапы разработки.
Продакт делает выводы на основе исследований и описывает характеристики продукта, пользователей и их потребности, определяет ключевые показатели эффективности (KPI). При этом менеджер думает о решении бизнес-задач и принимает в расчёт юнит-экономику продукта — соотношение выручки от одного продукта (юнита) и расходов на его разработку и продвижение.
К стратегии прикладывается дорожная карта, roadmap, которая позволит команде следить за разработкой продукта на всех его этапах.
Дорожная карта или roadmap — инструмент, который визуализирует создание продукта для команды. Обычно в ней есть временная шкала и указаны конкретные действия. В зависимости от подхода к разработке и используемых инструментов дорожная карта может выглядеть по-разному, быть более или менее детальной.
Продакт-менеджер презентует стратегию и roadmap стейкхолдерам и команде.
Разработка продукта и тестирование
На этом этапе продуктовая команда работает над самим продуктом: создаёт новый или добавляет функции в существующий. Продакт-менеджер контролирует реализацию дорожной карты.
Обычно продукт создают итерациями и выпускают сначала MVP, минимально жизнеспособный продукт, чтобы при небольших затратах проверить, насколько продукт соответствует ожиданиям пользователей и удачна ли вообще идея его создания. Задача менеджера — определить, каким должен быть MVP.
Существуют методы оценки идей и гипотез ещё до выпуска MVP, один из них — Customer Development (CustDev). Это тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Проще говоря, общение с будущей или нынешней аудиторией и выявление её потребностей.
Когда MVP запущен, продакт-менеджер собирает отклики пользователей. В результате — меняет или корректирует требования к продукту.
Леонид Бугаев
Ментор быстрорастущих команд, трекер, практик нетворкинга и автор книг «Мобильный маркетинг» и «Мобильный нетворкинг»
Главная задача MVP может отличаться в зависимости от этапа, для которого он создаётся. Условно: 1) прототип, 2) MVP, 3) продукт.
На этапе убеждения ключевых партнёров достаточно прототипа. Это может быть интерактивный прототип мобильного приложения, собранный в Figma, или даже простые экраны презентации.
Следующий этап — MVP. На этом этапе продукт уже должен запускаться в самой простой версии — и удовлетворять первых клиентов. Как правило, он выглядит костляво, но выполняет свою главную функцию — например, «вызвать такси» в случае Yango или Gett. Задача продакта на этапе MVP — составить в том числе список features, которые не нужно делать прямо сейчас. Они будут дожидаться своего часа в очереди.
Здесь важно то, что пользователь может открыть продукт и пощупать его функции. Он может это сделать как на своем устройстве (открыть ссылку на тестовую сборку приложения или на прототип), так и на устройстве, которое ему дают в руки — чтобы посмотреть, как он взаимодействует с MVP-версией продукта. Иногда находятся экстремальные клиенты — те, кто использует продукт абсолютно не по назначению. Если (вдруг!) таких много — значит, есть шанс накопать новый сегмент пользователей Полный текст статьи читайте на Нетология