Кросс-маркетинг: как сократить расходы на продвижение и увеличить аудиторию
Кросс-маркетинг — это универсальный и эффективный инструмент по продвижению бизнеса при помощи совместной кампании с партнёрами. Такое сотрудничество позволяет уменьшить рекламный бюджет, повысить лояльность клиентов, привлечь новую аудиторию и не только.
Рассказываем, что представляет собой кросс-маркетинг, какие у него есть виды, какие кросс-активности можно выбрать в зависимости от цели продвижения и где найти партнёров. А также показали неочевидные преимущества кросс-кампаний.
Илона Вершинина
Маркетолог платформы по кросс-маркетингу «ЗаКроссим»
Как работает кросс-маркетинг
Кросс-маркетинг, или перекрёстный маркетинг, или партнёрский маркетинг — это взаимное продвижение товаров и услуг неконкурирующих между собой компаний с похожей целевой аудиторией.
Две компании — или больше — договариваются сообща продвигать товары или услуги друг друга и используют для этого любые доступные каналы: корпоративный сайт, социальные сети, приложения, рассылки, печатную рекламу, билборды, прессу, ТВ, радио.
Для кампании каждый из партнёров предоставляет полезный продукт: тест-драйв продукта, подписка на определённый срок, специальный тариф, планшет или что-то другое.
Часто схожая целевая аудитория относится к одной нише:
- покупателям кормов для животных будут интересны игрушки или услуги для домашних питомцев;
- тех, кто нанимает няню для ребёнка, могут заинтересовать игрушки, развивающие центры для детей, детские кафе;
- покупателям телефонов нужны чехлы, защитные стёкла, пауэрбанки.
Посмотрим, как это выглядит на практике. Клиент А пришёл в магазин N купить обувь. На кассе ему вручили купон на подарок в ювелирном салоне Y, который находится в том же торговом центре. Это удобно, и довольный клиент идёт в салон и получает подарок. При этом консультант ненавязчиво предлагает приобрести браслет по приятной цене. Позже в этом ювелирном салоне другой клиент покупает украшение и получает купон на скидку в нашем обувном магазине N. В итоге партнёры N и Y обменялись аудиториями — с выгодой для всех участников.
Объединение усилий с партнёрами становится особенно выгодным —, а для кого-то жизненно необходимым — в кризисные времена, когда требуется уменьшить любые расходы, но при этом не прекращать продвижение бизнеса.
Почему российским компаниям стоит внимательнее присмотреться к кросс-маркетингу в текущих условиях:
- Многие привычные площадки продвижения стали недоступны для россиян.
- Стоимость контекстной рекламы значительно выросла. Например, по данным Профиланс Групп, до 24 февраля 2022 года средняя стоимость лида из контекста колебалась в районе 100‒150 рублей. Сейчас стоимость не опускается ниже 350 и в основном держится на уровне 500‒600 рублей. А ведь для некоторых ниш контекст обеспечивает основной трафик.
- 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону об интернет-рекламе. Теперь любой рекламный креатив необходимо маркировать и регистрировать в Роскомнадзоре. Многие опасаются, что новые правила повлекут за собой большое количество отчётов и штрафов. За отсутствие маркировки на интернет-рекламе физические лица будут штрафовать на сумму от 2 000 до 2 500 рублей, должностные лица — от 4 000 до 20 000, юридические — от 100 000 до 500 000 рублей.
Основные виды кросс-маркетинговых активностей
Кросс-акции
Распространённый и не сложный в реализации инструмент совместного продвижения. Любая рекламная акция — это привлечение клиентов при помощи дополнительной выгоды, например, скидки или подарка.
От обычной кросс-акция отличается тем, что компании дарят выгоду не своей аудитории, а клиентам партнёра.
Интернет-магазин одежды и обуви предлагает клиентам за накопленные баллы получить продукцию партнёров со скидкой или воспользоваться разными услугами в течение определённого времени
Сэмплинг
Это бесплатное распространение образцов товара вместе с товарами других производителей. Активно этот инструмент используют в парфюмерно-косметической индустрии, сфере питания и в целом в FMCG-секторе. Отдельно стоит сказать о сэмплинге услуг, которое активно используется, например, в онлайн-образовании — в виде бесплатного урока, консультации карьерного специалиста.
Сэмплинг работает как в офлайн-, так и в онлайн-бизнесе, когда при заказе в интернет-магазине добавляют пробники других товаров. И если образец пришёлся по душе, клиент приобретает эту продукцию и тем самым расширяет аудиторию бренда.
При этом не стоит думать, что только крупные компании могут позволить себе раздавать товар в качестве подарков.