Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении

Освоение новых знаний и тем более новой профессии часто могут сопровождаться сомнениями и переживаниями. Чтобы сохранить динамику обучения и мотивацию, студенту важно ощущать, что он находится в безопасном пространстве, где можно совершать ошибки. Без них обходится редко, но они необходимы для развития. Поэтому хорошо, когда рядом есть тот, кто подставит плечо и скажет, что и сам прошёл непростой путь, а теперь готов помочь.

Коллеги из EdMarket рассказали, какие виды партнёров по обучению существуют, какие функции они выполняют и как оценить качество их работы.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении

Редакция Медиа Нетологии

Бадди

Баддинг — понятие, известное в разных сферах. Но в последнее время о нём всё чаще говорят в дистанционном обучении. Слово образовано от английского buddy — друг, приятель. Бадди может стать сокурсник, а может друг или просто знакомый, у которого схожие задачи — пройти обучение и достичь результата. Обычно оплата баддинга не предусматривается.

Когда кто-то пишет «ищу бадди», скорее всего, он имеет в виду, что ищет человека:

  • с которым они будут регулярно созваниваться и обсуждать, чего каждый достиг в обучении — или на какой ступеньке застрял на этот раз;
  • с которым раз в неделю, или как договорятся, они будут обмениваться мини-отчётами о том, что успели сделать за неделю;
  • которому можно пожаловаться в духе «у меня ничего не получается, я устал», и получить в ответ поддержку. Или поддержать самому, если на этот раз сложности возникли у партнёра;
  • у которого можно попросить совет или разобрать с ним какой-то кейс.

В чём польза баддинга

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Поддержка и ощущение надёжного плеча рядом. Иногда нам важно понимать, что мы двигаемся не одни, что кто-то справляется с теми же ситуациями и задачами, иногда со стоном и скрежетом зубов, но ведь справляется же. Значит, и мы сумеем.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Общение на равных. Во время обучения можно подхватить вирус «все вокруг опытные и крутые, а я обычный». Но бадди — не наставник, не коуч. Он равный. И с ним можно не переживать о разном статусе.

Даже если партнёром по обучению стал опытный специалист, а студент только делает первые шаги в профессии, он всё равно сможет общаться на равных и вместе погружаться в задачи, а не становиться в позицию «ученик-учитель».

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Есть с кем обсудить обучение. Один из вариантов усвоения материала— пересказать кому-то, что узнал на занятиях. Между «я знаю материал» и «я понимаю его» большая разница. Студент может соглашаться с тезисами эксперта, поддерживать его точку зрения, но если получит уточняющий вопрос, может не суметь на него ответить. Такой разрыв происходит потому, что полученная информация не соединена с опытом и мыслями студента, а значит, он не может пользоваться ею.

Баддинг помогает избавиться от разрыва между знанием и пониманием, поскольку предполагает дополнительное общение и обсуждение за рамками обязательных занятий, но в комфортной среде, где можно ошибаться.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Можно узнать, как мыслит другой человек. На одну и ту же задачу могут быть разные точки зрения и пути решения. Так что если у бадди другой бэкграунд, есть возможность обменяться с ним опытом и получить новые идеи.

Какие сложности могут возникнуть при баддинге

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Демотивация вместо поддержки. Иногда партнёры по обучению бесконечно делятся друг с другом тревогами, буквально жалуются, из-за чего теряют мотивацию учиться дальше. Поэтому обеим сторонам необходимо внимательно следить за высказываниями. Ведь баддинг — общение, которое строится на инициативе двух людей.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Слишком критичная обратная связь. Все по-разному принимают критику. И даже если человек говорит, что совершенно спокойно к ней относится, лучше подстраховаться.

Хороший бадди знает разницу между честностью и «какой бред у тебя получился, тут же всё неправильно. Дай покажу, как надо».

Как лучше всего давать обратную связь:

1) сначала найти и зафиксировать плюсы в проекте, алгоритме, действиях;

2) потом аргументированно описать свои пожелания и точку зрения;

3) отказаться от резких замечаний. Лучше формулировать в духе «мне кажется, можно получить хороший результат, если попробовать вот что…».

Важно не перестараться: если пожеланий слишком много, лучше выгружать их постепенно. Определить несколько самых критичных и дать знать своему бадди, что есть ещё пара мыслей, которыми хочется поделиться.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Перекладывание ответственности. Чтобы этого избежать, нельзя применять принцип «найди вместо меня решение этой задачи». Лучше попросить бадди поработать вместе. И постараться, чтобы «вместе со мной» не переросло во что-то вроде «вместо меня».

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Бесконечные споры. У студента с бадди могут не совпадать точки зрения. Поэтому важно помнить: и учащийся, и его бадди могут не применять советы, которые дают друг другу. Это нормально.

Читать также

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Эффективная коммуникация в команде: как написать сообщение, чтобы его прочитали и поняли

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Как правильно давать неприятную обратную связь

Как найти бадди

Проще всего найти бадди среди сокурсников. Для этого нужно написать в учебный чат — или в личные сообщения, если уже понятно, кого конкретно хочется видеть в роли бадди. В запросе нужно указать:

  • краткую информацию о себе. Род занятий и почему захотелось найти бадди;
  • каким видится взаимодействие. Будут ли это, например, созвоны раз в неделю или обмен текстовыми сообщениями;
  • какой график встреч будет удобен;
  • какую помощь есть готовность предложить взамен.

В любом случае нужно помнить, что баддинг — дополнительная нагрузка, которая не входит в часы учебной программы. Но эффект от неё есть.

Тьютор

В отличие от бадди, тьютор непосредственно включён в процесс обучения студента — и часто это штатный сотрудник онлайн-школы. Тьютор проверяет домашние задания, даёт развёрнутую обратную связь и советы, что можно улучшить в работе. В целом он тоже поддерживает, помогает справиться с прокрастинацией и другими препятствиями на пути обучения, но ещё вникает в запрос студента и вместе с ним разбирает сложные места. Обычно оплата работы тьютора включена в стоимость онлайн-курса.

Не следует путать тьютора с куратором. Хотя бывают специалисты, совмещающие эти профессии, последний в большей степени ответственен за административные и организационные задачи. За сопровождение студентов тоже, но преимущественно в качестве мотиватора: мягко побуждает пройти весь путь и напоминает, что всё обязательно получится. То есть куратор чаще контролирует сам факт выполнения заданий, а не проверяет их.

Тьюторы же должны иметь основательные знания о предмете и плотно взаимодействовать с экспертом, чтобы разбираться в том, что проверяют. В идеале — знать педагогику и психологию, чтобы эффективнее работать со студентами. Особенно со взрослыми. Потому что зачастую им необходимо прикладывать больше усилий, чтобы освоить что-то новое, ведь у них есть ещё работа и семья. Из-за этого им бывает сложно сохранять фокус на поставленных образовательных целях, они легче теряют мотивацию, чаще нарушают дедлайны.

Какими навыками и качествами должен обладать тьютор:

  • знание основ возрастной педагогики и психологии;
  • тайм-менеджмент и развитые навыки планирования;
  • гибкость и дружелюбие — важно уметь находить индивидуальный подход к каждому студенту и сохранять хорошее расположение духа;
  • коммуникативные навыки и эмпатия — так же ценны для развития уверенности в студенте и установления доверительных отношений.

Как проявляет себя ответственный тьютор

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Хвалит студентов. Хвалить — очень важно и очень сложно, но не у всех развит этот навык. При этом важно, чтобы тьютор хвалил по делу, за конкретные достижения, за пусть небольшой, но значимый для студента шаг. Иногда даже попытку что-то сделать стоит заметить и порадоваться ей. И важна искренность похвалы, она очень легко считывается. Отзыв на студенческую работу лучше начинать именно с такой предметной похвалы, а уже потом отметить места, которые стоит доработать, или дать осторожные рекомендации по улучшению.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Старается делать текст отзыва более живым. Письменный отзыв всегда суше и может казаться жёстче, чем устное высказывание. Задача тьютора — сделать текст более живым, деликатным, чтобы человек, получивший его, ощутил заботу. Закончив отзыв, он старается посмотреть на него глазами студента. Не звучат ли слова слишком безапелляционно? Не встал ли тьютор на позицию строгого учителя, читающего нотации, что недопустимо в обучении взрослых? Чтобы передать настроение и эмоции, можно использовать эмоджи. Но с ними лучше не перебарщивать.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Делает отзыв полезным для студента. Отзыв даётся для того, чтобы слушатель онлайн-курса извлёк из него конкретную пользу. Сложнее всего давать обратную связь на идеальную домашнюю работу. Но даже имея дело с ней, тьютор может предложить дополнительные материалы, полезные студенту. Например, ссылки на литературу для глубокого изучения темы.

Ещё бывает полезно предложить студенту посмотреть на работу под другим углом: вот что можно было бы сделать по-другому, вот что изменилось бы, если убрать элемент. Кроме того, тьютору стоит перечислить стандартные проблемы, которые чаще всего возникают у других студентов и, конечно, не забыть похвалить за качественное выполнение задания.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Делится собственным опытом. Самые эффективные тьюторы — эксперты-практики. Такой специалист может поделиться релевантным опытом со студентами: кейсом или элегантным решением, которое сработало в аналогичной ситуации. Это добавляет отзывам ценности.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Реагирует быстро. Чем быстрее студент получает отзыв, тем больше у него возможностей доработать задание и сделать проект лучше, а значит, тем больше студент вовлечён в процесс. Поэтому быстрая скорость проверки — важный критерий работы тьютора. Правда, не всегда легко достижимый, если тьютор — практикующий специалист и серьёзно загружен чем-то помимо проверок заданий. Хороший тьютор стремится проверять задания в течение одного–трёх дней с момент сдачи.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении КАТАЛОГ КУРСОВ

Профессии в онлайн-образовании

Узнать больше

  • Получите необходимые знания и навыки для уверенного старта в онлайн-образовании
  • Упакуете свой опыт как конкурентное преимущество и сможете перейти на дистанционный формат работы
  • Разберётесь в процессах планирования и реализации образовательных проектов

Ментор

О менторе чаще всего говорят в контексте бизнес-развития. Однако такой специалист может быть полезен и в обучении. Суть менторинга состоит во взаимодействии более опытного специалиста с менее опытным. Ментораподключают тогда, когда у студента уже есть хотя бы базовое представление о том направлении деятельности, в котором он хочет развиваться.

В образовательном процессе ментор помогает студенту с мотивацией и формулированием запросов. В отличие от бадди, ментор не «друг по страданиям и достижениям», а опытный старший товарищ. В отличие от тьютора — не помогает разбирать домашние задания. В обязанности ментора не входит предоставление готовых решений, его задача — правильно формулировать вопросы и направлять студента на путь, где можно найти полезные материалы и информацию.

Также ментор помогает студенту:

  • сохранить мотивацию и развить личную ответственность. Ментор должен научить подопечного фокусироваться на прогрессе, время от времени возвращаться к поставленной в начале обучения цели;
  • обсудить трудности обучения, сформулировать конкретную проблему и варианты её решения;
  • конкретизировать запросы, структурировать направления развития и составить план;
  • выработать собственный подход к процессу обучения и профессионального роста;
  • определиться с карьерным треком — и понять, как в этом помогает онлайн-курс.

В зависимости от условий онлайн-школы и формата курса, работа ментора может быть включена в стоимость, либо оплачиваться дополнительно. Самостоятельная работа с ментором может быть бесплатной, если студенту удастся договориться с экспертом о взаимовыгодных условиях.

Читать также

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Как менторство помогает бизнесу и человеку

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Деньги, знания, самооценка: зачем IT-специалисту становиться ментором

Как могут проходить консультации ментора

В менторскую сессию могут укладываться вопросы студента за границами программы обучения, углубление в персональный проект слушателя, карьерная консультация с тщательным разбором резюме и профессионального трека развития.

Как проходит менторинг в EdMarket:

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Предварительно студент описывает проблему и вопросы, которые требуют обратной связи от эксперта. Даёт информацию о своём проекте. Заполняет форму для записи на консультацию.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Координатор онлайн-школы согласует возможность проведения консультации с ментором в удобные студенту сроки. Ставит в календарь ментору и студенту Zoom-встречу со ссылкой на комнату.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении Ментор и студент встречаются на консультации. Во время неё эксперт отвечает на заранее подготовленные студентом вопросы, а также на вопросы, возникающие прямо на встрече. Но не выполняет никаких задач вместо студента.

Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении После консультации координатор направляет студенту анкету обратной связи.

Как студенту сделать работу с ментором более эффективной:

  • научиться запрашивать помощь и перестать стесняться незнания. Наставник призван поддерживать менти, то есть подопечного, и должен стараться делать свою обратную связь полезной — делиться литературой и другими прикладными материалами;
  • смело рассчитывать на обратную связь. Её форму ментор и менти подбирают индивидуально и заранее. Кто-то легче воспримет устный отзыв, кто-то — письменный;
  • осознать, что менторинг — это прежде всего ответственность подопечного. Наставник не будет жёстко контролировать расписание встреч и выполнение условленных заданий;
  • фиксировать свои запросы и прогресс. Вести такой учёт необходимо, чтобы проще было оценить эффективность коммуникации и пройденного пути.

Какие сложности могут возникнуть при менторинге

На общий успех влияют два фактора: мотивация подопечного и его заинтересованность в собственном развитии; возникновение между ментором и менти устойчивых доверительных отношений.

Главная ошибка, которую может совершить ментор: гиперопека. Ментора подстерегает соблазн взять на себя ответственность за действия и решения подопечного, что приводит к отсутствию прозрачного учёта прогресса и обратной связи, развитию у менти прокрастинации — и может внушить студенту чувство собственной неполноценности.

Ментору необходимо помнить, что он не преподаватель и решать со студентом задания ему не нужно. Его позиция — экспертная, польза — в большом практическом опыте, связи с индустрией, полезных контактах и множестве дополнительных материалов. Наставник должен научить студента использовать новые знания, ставить вопросы и искать на них ответы без чужой помощи.

При идеальном раскладе студент обращается к ментору лишь когда самостоятельно испробовал все возможные варианты решения проблемы. Придя на помощь, ментору останется лишь подсказать дальнейшие шаги.

Как найти ментора

Если онлайн-школа предоставляет услугу менторства, то студент может выбрать конкретного специалиста из предложенного списка сам или попросить помощи у координатора, чтобы определиться с экспертом, опыт которого лучше всего подойдёт для работы с соответствующим запросом.

Если онлайн-школа не предоставляет такой возможности и студенту предстоит найти ментора самостоятельно, то можно воспользоваться специализированными платформами. Для IT-специалистов это может быть, например, mkdev.me — менторы платформы обучают подопечных по индивидуальному плану и множеству специализаций. Есть русскоязычная платформа emergentum.com по подбору менторов из разных сфер.

Также искать менторов можно следующим образом:

  • в профессиональных блогах и на сайтах, где обитают эксперты интересующей студента области;
  • в более неформальных коммьюнити — например, чатах, куда могут пригласить сокурсники и тьюторы;
  • в соцсетях — можно написать интересному эксперту в личные сообщения, чтобы уточнить, готов ли он поработать с менти;
  • среди экспертов индустрии, которые на слуху: публикуют статьи в профильных изданиях, выступают на конференциях, ведут свой блог.

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

The post Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология