«Кроме Tier»: какие еще бывают стандарты оценки дата-центров

«Кроме Tier»: какие еще бывают стандарты оценки дата-центровфото Michael Gray CC BY-SA

Как-то в нашем блоге мы рассказывали о классификации ЦОДов по Tier-системе от Uptime Institute. Этот комплексный подход оценивает надежность и доступность инфраструктуры. Он актуален до сих пор и остается одним из главных критериев при выборе дата-центра облачными и IaaS-провайдерами. В попытках побороть «монополию» Uptime Institute различные компании предлагают собственные стандарты для оценки дата-центров. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

Стандарт «ЦОДа будущего» от Open19

В мае 2017 года несколько технологических компаний — в том числе, Hewlett-Packard и LinkedIn — основали альянс для работы над проектом Open19. Основной задачей новой организации стала стандартизация подхода к закупке оборудования для дата-центров.

В Open19 задались целью установить стандарт форм-фактора для стоек и корзин с оборудованием, с помощью которых можно создавать решения для ЦОД любых размеров. Для этого компании представили новую спецификацию — Open19 Platform, рассчитанную на девятнадцатидюймовые серверные стойки.

В Open19 Foundation разработали первый архитектурный концепт серверного шкафа в двух исполнениях — 12U и 8U. По задумке участников, шкаф должен служить универсальной «блок-корзиной», которую можно заполнить необходимым оборудованием. Особенность концепта заключалась в архитектуре — она продумана с учетом оптимальной разводки кабелей между блоками.

Стандарт Open19 уже привлек внимание компаний, специализирующихся на периферийных дата-центрах. Среди них, например, стартапы Vapor IO и Packet, которые выстраивают инфраструктуру для облачных периферийных вычислений. Эти компании разворачивают серверы на вышках сотовой связи или рядом с ними. Спецификация Open19 Platform помогает компаниям комплектовать свои микро-ЦОДы, запускать и поддерживать их с минимальными затратами. Packet даже начал разработку серверов для периферийных вычислений, совместимых с архитектурой стоек Open19.

Хотя стандарт Open19 изначально задумывался как спецификация для сетевого оборудования, сейчас, по мнению экспертов, он становится самостоятельной классификацией для периферийных дата-центров.

Стандарт надежности от UL

Американская компания Underwriters Laboratories (UL) занимается сертификацией самых разных объектов и продуктов — как окон в зданиях, так и пластмасс. При этом UL специализируется на стандартах техники безопасности. В прошлом году организация разработала новый стандарт для оценки надежности инфраструктуры дата-центров — UL 3223.

Комиссия, которая прибывает на объект для проверки, обращает внимание на конструктивные особенности здания, организацию вентиляции и водоснабжения, а также системы противопожарной безопасности. Дополнительно проверятся документация о вводе в эксплуатацию оборудования дата-центра. При этом в оценке ЦОДа по UL 3223 участвует 10–12 человек. Каждый из них является «узким» специалистом в определённой области.

По результатам аудита ЦОДу не присваивается никаких промежуточных уровней — он либо получает сертификат, либо нет. Требования стандарта сравнимы с характеристиками дата-центра уровня Tier IV — например, все системы обеспечения должны быть продублированы, ремонт компонентов не должен вызывать простоев системы. При этом акцент сделан на физическую защиту ЦОДов и энергоэффективность.

«Кроме Tier»: какие еще бывают стандарты оценки дата-центровфото Tim Dorr CC BY-SA

По заверениям сертифицирующей организации, новый стандарт побудит операторов ЦОДов применять передовые технологии и оптимизировать инфраструктуру.

Нужны ли новые стандарты

У Uptime Institute в индустрии дата-центров имеются и другие конкуренты, например The Green Grid и Switch. У каждого из них есть свои клиенты. Но не все участники индустрии согласны, что в новых способах оценки есть смысл.

Так, Эдвард ван Леент (Edward van Leent), глава еще одной сертифицирующей компании — EPI, — после выхода UL 3223 отметил, что стандарт по сути не предлагает ничего нового. А идея с командой аудиторов, состоящей из десятка человек, и вовсе вызывает сомнения — оператору придется оплачивать всем участникам комиссии дорогу и проживание, если ЦОД находится в регионе, в котором нет филиала UL.

Некоторые эксперты разделяют мнение Эдварда и считают, что новые стандарты излишни. Часть из них полагает, что индустрии нужен только один, но всеобъемлющий стандарт, который сосредотачивается не на отдельных компонентах дата-центра, а на работе всей системы. Таким подходом руководствуется, например, консультационная компания TechXact. Несколько лет назад она основала организацию International Data Center Authority (IDCA) для разработки стандарта, который позволил бы компаниям проводить комплексную оценку ИТ-инфраструктуры — начиная от систем питания и охлаждения и заканчивая программным обеспечением.

Так или иначе, доминирующим стандартом в индустрии остается Tier-система. Дополнительные сертификаты решают локальные задач. Например, один из топ-менеджеров UL рассказал, что сертификация UL 3223 в теории способна помочь в снижении страховых взносов для операторов дата-центров. Наличие сертификата говорит о надежности ЦОДа, а значит риски для страховой компаний снижены, и она может предложить договор на выгодных условиях. Однако сейчас это только теория, поэтому пока наиболее популярным стандартом остается тот, что был предложен Uptime Institute.

Вот еще несколько статей из блога на тему инфраструктуры:

Полный текст статьи читайте на Компьютерра