Кризис 2020: текущее состояние, прогнозы и планы digital-агентств
В конце мая CMS Magazine провел повторный опрос руководителей агентств, целью которого было выявление тенденций на digital-рынке, связанных с экономическим кризисом. Отвечая на 45 вопросов анкеты, респонденты имели возможность оставить свои комментарии с оценкой происходящего и прогнозами на будущее. В этом материале мы сначала приведем наиболее интересные и показательные из них, а в конце по традиции поделимся выводами, к которым мы пришли изучая и статистику, и комментарии.
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →
Подытожим
По традиции поделимся выводами и наблюдениями, которые сделала наша редакция в процессе обработки статистики и изучения развернутых комментариев. Надеемся, они будут полезны при анализе результатов исследования и комментариев коллег:
-
в целом респонденты продемонстрировали позитивный настрой — это радует. Однако у нашей редакции есть сомнения в том, что у всех из них есть объективные поводы для оптимизма. Есть ощущение, что часть рынка недооценивает масштабы и продолжительность кризиса;
-
несмотря на то, что большинство опрошенных заявили, что их мартовские прогнозы на ближайшие два месяца сбылись почти полностью, очевидно, что практически все агентства сейчас не обладают всей необходимой для принятия взвешенных решений информацией. В целом респондентов можно поделить на две примерно равноценные категории: а) спринтеры (те, кто отталкивается от текущих реалий и строит планы максимум на 2–3 месяца вперед), и б) марафонщики (те, кто планирует на 1–2 года вперед и готовится к затяжному кризису). Спринтеров при этом существенно больше, чем марафонщиков;
-
закономерность: как правило, чем крупнее компания, и чем дольше она присутствует на рынке, тем негативнее ее прогнозы относительно сроков возвращения экономики в предыдущее состояние;
-
еще одна закономерность: наиболее уверенно себя чувствуют агентства, весомая часть клиентского портфеля которых состоит из крупных мировых брендов и государственных структур;
-
судя по всему, многие агентства не планируют возвращаться в офис в полном составе, так как уже адаптировались к удаленному формату работы и до сих пор находятся в режиме снижения расходов. Особенно это характерно для небольших агентств;
-
агентства, специализирующиеся на креативе и «фестивальных» работах, находятся в зоне риска, так как заказчики сейчас предпочитают концентрироваться не на эстетических составляющих, а на реально эффективных для продаж решениях;
-
некоторые респонденты отмечали обострение конкуренции в тендерной борьбе за заказчика. Очевидно, что это следствие снижения количества новых заказов, о котором заявило 76% опрошенных;
-
для компаний, испытывающих кадровый голод и имеющих потенциал для роста даже в кризис, похоже, настала золотая пора. На рынке увеличилось количество квалифицированных кадров с относительно невысокими зарплатными ожиданиями;
-
многие участники рынка согласны с тем, что выживания и развития придется менять специализацию, а также подход к реализации проектов. И это при том, что в апреле-мае 12% респондентов уже сменили специализацию по виду услуг, а еще 11% — относительно отраслей деятельности своих клиентов. Похоже, что уже через год digital-рынок может измениться сильнее, чем при всех предыдущих кризисах.
Количественные результаты опроса руководителей агентств.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine