Крипто-гейминг: самая практичная статья

Этот материал — перевод статьи от автора под ником Arad. Оригинал на английском можно прочитать по ссылке.

Подавляющее большинство размышлений о крипто-гейминге либо представляют собой высокие абстракции, либо состоят из предположений.

«Вам нужен крипто-гейминг. Вы ДУМАЕТЕ, что не нужен, но он вам нужен», так выглядит распространенная позиция инвесторов.

К сожалению, криптовалютные аборигены, кажется, всегда теряются в догадках. Они верят в тренд, но с трудом могут объяснить, что именно он предлагает.

Пришло время изучить саму крипто-реальность, а не абстрактные идеи, лежащие в ее основе. Спасибо Ларсу из Naavik, который вдохновил меня на эту работу (без своего ведома). Сам он неоднократно говорил, что «крипта» не добавляет ничего принципиального нового в игры — что все, что можно сделать с криптовалютой, легко выполнимо и без нее.

Так что же на самом деле предлагает криптовалюта студиям и игрокам? Я задался целью написать «научную» работу и ответить на этот вопрос. Надеюсь, к концу статьи вы будете чувствовать то же, что и я: гейминг неизбежно перейдет в криптовалюту. Осталось понять, почему это произойдет.

В этой статье мы не будем уходить в историю монетизации игр или обсуждать, почему открытая, прозрачная бухгалтерская книга является именно тем явлением, которого человечеству не хватало для создания самодостаточных систем финансов, искусства и игр. Нет, мы сразу перейдем к практическим вопросам.

И что может быть лучше, чем список?! В конце концов:

«Списки это худшая форма письма, не считая всех остальных», говорил Уинстон Черчилль

Вот список того, что мы будем обсуждать:

  • Нейтральная инфраструктура.
  • Velocity, Not Extraction.*
  • Сила.
  • Квази-равноправие.
  • Совместимость.
  • Расходы игроков.
  • Финансирование и согласованность.
  • Универсальный вход.
  • Универсальная идентификация.
  • Крипто-нативные игры.

Однако прежде, чем мы начнем, у меня есть еще два замечания:

  • Я предполагаю, что криптовалюта может позволить существование квази-акций, а с недавних пор, что полностью он-чейн игры действительно достаточно новы, чтобы оправдать «крипту». Я, конечно, коснусь обоих этих моментов.
  • Если вам интересно, почему я использую термин «крипто-гейминг», вот краткая информация.

Теперь давайте возьмемся за руку и отправимся в большое путешествие.

1. Нейтральная инфраструктура

Студия-разработчик может использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом для внутриигровых покупок, торговых площадок, регистрации прав собственности.

А это означает:

  • Отказ от корпоративных сервисов, которые могут брать от 2 до 30%.
  • Участие анонимных разработчиков. Под псевдонимами создается отличный контент — это распространяется и на создание игр. Использование блокчейна в качестве финансовой инфраструктуры означает, что получение юридического лица для монетизации своего творчества теперь является опцией, а не обязательным условием.
  • Повышение безопасности. Активы находятся не в закрытых частных базах данных, а в прозрачной «цепочке», за которой легко следить.

2. Velocity, Not Extraction

Заголовок этого подпункта мы специально оставили без перевода, потому что на русском нет аналога, который был бы способен полностью передать весь его смысл. Velocity — показатель объема работы, которую способна выполнить команда за определенный промежуток времени или конкретную стоимость. Условная мера способности превратить бэклог продукта в работоспособный функционал. «Not Extraction» можно перевести как «не добыча».

Студии освобождаются от оков необходимости выпускать бесконечные товары для магазинов или покупаемые DLC. Теперь у них есть альтернатива включать роялти от перепродажи в игровые активы и создавать внутреннюю активную экономику. Это фундаментальный сдвиг: от оптимизации методов извлечения прибыли к экономике, основанной на игроках.

Arad / 2022

Экономика может вращаться вокруг модов сообщества, или активов, созданных пользователями, или обмена ресурсами. Такой большой сдвиг, как правило, открывает новые и ранее невообразимые модели, поэтому мой краткий список, вероятно, лишь поверхностно отражает тренды следующего десятилетия.

Здесь важно отметить, что технически, да, это возможно создать без какой-либо криптоинтеграции. Ebay или Steam можно убедить добавить авторские отчисления, или студии могут (попытаться) создать свои собственные торговые площадки с поддержкой комиссий на обычных финансовых рельсах (удачи им в этом). Однако это гораздо проще сделать с помощью криптовалют. Поэтому роялти уже повсеместно присутствуют в NFT (даже несмотря на то, что они не вполне осуществимы), но почти не встречаются в традиционном искусстве или играх.

3. Сила

Благодаря чувству сопричастности геймеры чаще становятся энтузиастами, управляющими игрой. Наличие равноценной с основателями финансовой доли делает игроков еще более заинтересованными. Конечно, владение NFT — это не то же самое, что владение акциями, но психологический эффект очень похож. Чувство обладания объединяет сообщества, даже если собственность только косвенно связана с реальным акционерным капиталом. Это и есть Сила.

Arad / 2022

Сила — коллективный дух сотрудничества, который позволяет с энтузиазмом управлять чем-то своим в надежде получить признание группы и финансовую выгоду. Это именно то, что двигало Bitcoin, Ethereum, все NFT и движения в прошлом.

«Ведь мой союзник — Сила, и это могущественный союзник.

Но берегитесь: Гнев, Страх, Агрессия — это Темная сторона», — Йода.

Откровенно говоря, в мотивационной связи между геймерами и игрой нет ничего нового: успех World of Warcraft определенно связан с пользователями, которые годами оплачивали подписку и проводили сотни часов в рейдах, чтобы заработать себе репутацию.

Смерть многопользовательского мира аналогична смерти любого движения или сообщества. Все интеллектуальное и материальное продвижение внутри группы становится бессмысленным. Игрокам есть что терять, поэтому они хотят, чтобы их игра жила и преуспевала.

Сила — мощь сообщества. Это огромная энергия группы людей, объединившихся под одним знаменем и ради одной цели. Ее вездесущность в играх была неоспорима на протяжении десятилетий, но особенно она проявилась с появлением таких социальных платформ, как Reddit. И все же новая криптопарадигма позволяет ей расти еще больше, усиливаться.

«Я и сам когда-то задавался этим вопросом. Думал, что это куча всякой ерунды. Сумасшедшая вещь… Это правда. Сила, джедаи. Все это. Все это правда», — Хан Соло.

Хан, конечно, сначала не хотел верить в Силу. Однако перед лицом реальности у него не было другого выбора, кроме как признать ее существование и могущество.

3.5. Квази-равноправие

В качестве бонуса хочу отметить, что с помощью криптовалют становится возможным передачу квази-доли в руки пользователей. Честно говоря, трудно сказать, захотят ли разработчики игр делить доходы со своей базой игроков. Однако учитывая, что сейчас так много внимания уделяется важности диалога с игроками, может ли эта практика превратится в тенденцию?

Преимущество такой модели заключается в том, что она позволяет высвободить Силу более простым, традиционным способом. И без каких-либо изменений в самом дизайне игры (например, не требует включения свободной торговли игровыми активами или зарабатываемых жетонов).

Концепция разделения доходов не является абсолютно беспрецедентной: Dota 2 уже почти десять лет распределяет процент от своих поступлений в призовые фонды чемпионатов, делая их абсурдно большими. Это служит фантастической маркетинговой стратегией и способствует более теплым отношениям между студией и сообществом игроков.

Однако я хочу рассмотреть возможность прямого разделения доходов. Думаю, этого еще не произошло по двум основным причинам:

  • Юридические вопросы.
  • Платежные ограничения.

Рассмотрим два этих барьера подробнее.

Криптовалюта не решает проблему соответствия законодательству. Но может. Например, если процент от генерируемого игрой дохода будет автоматически отправляться в отдельную копилку под управлением держателей токенов. Подобное казначейство будет иметь неустановленную цель, и на практике может использоваться как форма распределения, которая не контролируется напрямую разработчиками игры.

Разумеется, все это — серая юридическая зона и всего лишь домыслы. Однако криптовалюта, по крайней мере, открывает ранее недоступную возможность для «анонимов» монетизировать свои творения.

Что криптовалюта решает точно, так это проблему платежных ограничений. Для организации переводов без блокчейна надо собрать идентификационные данные огромного количества игроков, надежно защитить их, заплатить раздражающе высокие комиссионные, а затем, как вишенка на торте, сделать это в глобальном масштабе, в разных юрисдикциях и банковских системах. Это адский кошмар.

Другое дело, распространение монет среди множества игроков. Здесь нечего добавить — просто посмотрите на сотни проектов, которые уже сделали это — будь то их собственный токен или доход, деноминированный в ETH. Это было бы практически невозможно без криптовалюты.

4. Совместимость

Общая открытая бухгалтерская книга для отслеживания прав собственности — мощный инструмент. Цифровые активы становятся более похожими на предметы в физическом мире: их можно заложить, одолжить, использовать в качестве залога, обменять, хранить дома или в банке, у каждого из них есть история и четкий владелец. Виртуальные игровые объекты практически не обладают ни одним из этих свойств. Я хотел бы сказать «NFT решают эту проблему», но думаю, что в настоящее время почти никто не рассматривает это как острый вопрос.

Если ненадолго отвлечься от абстракции, то физические объекты являются родными для физического мира — то есть никак не ограничены в своем взаимодействии с ним. И, наоборот, в настоящее время цифровые объекты существуют почти полностью в рамках закрытых баз данных —и совсем не принадлежат широкому киберпространству.

Таков наш статус-кво. Вам может показаться, что здесь нет никакой реальной проблемы, которую нужно решать. И все же я осмелюсь сказать:

«NFT решают эту проблему», — Арад

Предлагает даже больше, чем просто решение — наша жизнь все больше переходит в цифровой мир.

5. Расходы игроков

В крипто-парадигме игры с гораздо большей вероятностью будут содержать предметы в виде NFT, и, следовательно, торговаться на вторичных рынках. Если на минуту оставить в стороне фундаментальную дискуссию, это существенно влияет на расходы геймеров — они начинают тратить гораздо больше. По двум причинам.

Во-первых, инвестиции в игру больше не являются невозвратными ресурсами. Время, деньги; все это имеет потенциал быть частично или полностью возвращенным в будущем.

Во-вторых, открывается рынок ультра-премиум предметов. Представьте себе игрока LoL, который играет за Гарена. У него есть все скины персонажа, доступные в магазине — он купил все 12 из них за 5–20 баксов каждый. Геймер хорошо зарабатывает и много играет в «Лигу», так что ему легко потратить 150 долларов в игре. Однако все это уже есть у других игроков — так отличиться не получится.

А теперь представьте, что все скины — NFT. Внезапно перед геймером открываются варианты, которые раньше были недоступны: он может купить редкий скин, которого больше нет в магазине, или найти скин-токен с уникальным происхождением. Например, тот, который был отчеканен в самые первые недели истории игры, или тот, который использовался победителем чемпионата мира в финале. Все эти варианты возможны только в новой парадигме.

Вот как игровая экономика, основанная на NFT, делает нынешнюю игровую экономику похожей на ларек с лимонадом в ретроспективе.

6. Финансирование и согласованность

Амбициозные игры, как известно, сложно создавать. Для этого требуется много лет и много миллионов. В настоящее время у студий есть четыре способа добраться до финиша:

  • Получение венчурных инвестиций.
  • Продажа предзаказов и раннего доступа.
  • Получение контракта разработчика от крупного издателя.
  • Краудфандинг.

Зачастую все эти варианты смешиваются. Но это всегда борьба.

Благодаря возможностям «крипты» у игровых студий появляется большой набор инструментов для сбора средств: продажа NFT, пропуск в бой, земля (хотя мне есть что сказать по этому поводу), концепт-арт или что-то еще, что они считают подходящим.

Это одна из форм краудфандинга, но с одним существенным отличием от Kickstarter (который еще и берет 8% комиссионных) — спонсоры получают возможность участвовать в повышении стоимости. Они принимают на себя риск в бизнес-проекте на ранней стадии.

Это не слишком отличается от того, как если бы меценат открыл неизвестного художника и пронес его к славе через годы, став коллекционером-энтузиастом. Вы могли бы хвастаться своей прозорливостью и владеть его ценными работами по смехотворной цене (конечно, в начале это было очень рискованно).

На самом деле NFT — это то же самое, только неизвестные художники обычно получают своих «энтузиастов-покровителей» через социальные сети. Как и в традиционных художественных кругах, эти ранние коллекционеры могут гордиться, хвастаться и получать свою долю прибыли, если художник достигает славы.

У кого больше шансов стать известным?

1) Художник, размещающий свои работы в Твиттере и выполняющий заказы на фрилансе.

2) Художник, который публикует свои работы в Твиттере и чеканит их как NFT?

Я бы утверждал, что у второго художника гораздо больше шансов обзавестись фан-базой коллекционеров, которые поддерживают его работы — он открывает им дверь для участия в его путешествии и тем самым прокладывает путь для себя.

Угадайте, что. Играм тоже придется пройти этот путь. Это неизбежно — людям очень нравится рассуждать об успехе игр, они любят формировать вокруг этих игр сообщества и даже ссорится из-за них. Теперь добавьте к этому деньги, и вы получите взрывную смесь увлекательных спекуляций в сочетании со страстными фанатами. Это будет мощная Сила. Новая тактика роста, если хотите.

7. Универсальный вход

Пользователи ненавидят жонглировать учетными записями в разных сервисах. Однако реализовать возможность входа с универсальными данными безумно сложно — требуется сверхширокое распространение единого метода аутентификации. Только мегакорпорациям, в основном Facebook и Google, удалось приблизиться к этому.

Настоящим прорывом должен стать универсальный вход в систему с использованием криптографии с открытым ключом — такой стандарт аутентификации, если он будет принят, будет чрезвычайно нейтральным, открытым, простым и не будет зависеть от централизованных реестров или API, предоставляемых одной корпорацией. В целом, это идеальный стандарт для всего интернета.

Но, увы, жизнь сурова; ни один стандарт аутентификации с открытым ключом никогда не достигал нужного уровня эффективности. Даже близко. Так было… пока не появились Ethereum и dApps. Внезапно возник набор веб-приложений, которые все использовали один и тот же стандарт. Они позволяли пользователям подписывать и отправлять транзакции, кошельки придерживались схемы подписи с открытым ключом, определенной Ethereum.

Поэтому сегодня этот стандартизированный метод аутентификации встроен в каждый уважающий себя криптовалютный (осмелюсь сказать, web3) кошелек. Технология начинает набирать популярность. И привносит с собой другие преимущества, которые ранее были немыслимы — он интегрирован с целой сетью финансовой инфраструктуры! Позвольте порыву энтузиазма пронестись по вашей коже.

7.5. Универсальная идентификация

Универсальный вход в систему сопровождается универсальной идентификацией. Пользователи, заботящиеся о конфиденциальности, могут разделить свою активность по разным адресам. Однако если учесть, что большинство этого не сделает, перед разработчиками игр открываются весьма интересные и уникальные возможности:

  • Определить, в какие игры вы играли ранее, или какие протоколы вы использовали, и соответствующим образом адаптировать показываемое вам руководство по игре. Например, если вы имеете бриллиантовый рейтинг в «RTS-игре x» и начинаете играть в «RTS-игру y», вам определенно не нужен учебник, как новичку.
  • Как студия, вы можете сделать уникальные маркетинговые трюки, например, позволить игрокам другой игры получить подарок в соответствии с их рангом/предметом/достижениями в этой другой игре, когда они придут в вашу. Например, специализированный предмет в соответствии с чемпионом/классом/персонажем, за которого они выступали в другом приложении.

Все это использует преимущества постоянной идентичности и открытого характера цепочки, и поэтому является совершенно новым для криптоигр.

8. Крипто-нативные игры

Крипто-нативные игры используют основные принципы публичного блокчейна и создают что-то принципиально новое. Они представляют собой противоположность наклеиванию токенов на традиционную игровую модель.

Часто состояние и логика игры полностью содержатся на блокчейне, а большинство взаимодействий с ней осуществляется через транзакции. Игра — это протокол, а протокол — это игра. Геймеры могут взять интерфейс и основные правила протокола и взаимодействовать с ними бесконечным множеством различных способов.

Моя любимая аналогия — шахматы. Шахматы — это протокол или неизменный набор правил. Шахматисты используют этот набор правил для создания своих собственных интерфейсов и играют в игру: как угодно, когда угодно, с кем угодно, на протяжении тысяч лет.

При этом криптовалюту не следует рассматривать как «готовый пакет». Она может быть интегрирована модульным способом — не периферии пользовательского опыта или глубокого в конструкции механизма.

Что касается крипто-нативных игр, я считаю, мы идем в темный туннель — ограничения и пространство дизайна настолько фундаментально отличаются от всего остального, что мы понятия не имеем, что находится на другом его конце. Единственный способ узнать это — пройти расстояние.

Момент самоанализа

Конечно, не все игры захотят иметь торгуемый (не говоря уже о двух). На самом деле, некоторые даже отвергнут эту идею. А кто-то будет экспериментировать с криптовалютами во всех возможных вариантах.

Я не хочу создавать у вас иллюзию, что я знаю, что нужно и чего хотят игры. Я просто представляю то, что им предлагают.

Существует сильная аргументация против открытого приглашения в игры коммерции реальными деньгами, поскольку это нарушает погружение игрока — психологически вырывает его из забавы и воображения в нашу жалкую реальность. На это я бы ответил, что согласен и признаю эту озабоченность. Но есть два момента, о которых следует сказать.

Во-первых, обмен игровых предметов на ценности реального мира — совсем не новая концепция. Ей уже почти три десятилетия. Мой любимый пример — Ultima Online (выпущенная в 1997 году) не имела внутриигрового магазина с микротранзакциями, однако у нее был невероятно активный вторичный рынок золота, домов и предметов на Ebay. На нем торговали на миллионы долларов ежегодно, несмотря на риск быть обманутым. Все в UO знали, насколько американский доллар интегрирован во внутреннюю экономику, включая разработчиков. Это казалось естественным.

Во-вторых, нынешний урожай криптоигр, вероятно, делает все неправильно. Они награждают вас токенами за простую игру, и вы сразу же можете определить долларовую стоимость этих токенов, а значит, и вашего времени в игре. Вас с первого момента бросают в «финансовую яму» с демонстрацией вашего результата прямо в лицо.

Если взять тот же пример UO — новые игроки обычно не знали, что золото, которое они зарабатывают на 10 уровне, имеет реальную стоимость. Откровенно говоря, оно не имело той суммы, которую они зарабатывали. Не имели ценности и их предметы. Новые игроки получали возможность погрузиться в игру с абсолютно нулевым контекстом реальной финансовой ценности. В какой-то момент на максимальном уровне они могли обнаружить, что один из их редких предметов может действительно чего-то стоить, или что дом, который они хотят, выставлен на продажу на Ebay.

Сравните это со многими сегодняшними криптоиграми, которые часто награждают вас токенами (стоимость которых вы знаете) с самого первого дня. Такой подход работает для небольшой части игр, но я подозреваю, что для большинства он не подходит.

Вместо этого я призываю разработчиков подумать, как лучше абстрагироваться или мягко скрыть финансовую составляющую от (особенно) новых игроков.

Приведу пример: одним из способов может быть непередаваемый токен, который зарабатывается в игре и используется для покупки внутриигровых предметов (некоторые из которых являются NFT), возможно, с другими требованиями, например, достижениями.
Это абстрагирует, делая мгновенные подсчеты «сколько я зарабатываю в час» не такими реалистичным.

Старые саги о войне

Если вы внимательно прислушаетесь, вы сможете услышать голоса действующих чиновников и бюрократических луддитов, визжащие на заднем плане. Настройте уши еще внимательнее, и вы сможете понять, что они говорят: «криптовалюта — это афера». Более изощренные повторяют те же самые аргументы, которые приводились в темах BitcoinTalk с объяснениями, почему интернет-монеты p2p не будут или не могут работать.

Но они работали, и более десяти лет спустя продолжают работать, медленно разрушая архаичные институты денег и торговли.

Тем не менее, кампания против криптовалют продолжается.

Сегодня появились NFT. Такие простые, элегантные и такие непонятные.

Казалось, ничто так не будоражит население, как NFT.

Пока…

Мы не разбудили сущность…

Детей интернета…

…геймеров.

Мы начинаем новую сагу о войне, на века.

Но мы не будем сражаться в этой войне. Как и на протяжении всей короткой истории криптовалют, нам остается только ждать, пока геймеры не начнут видеть все сами. А пока давайте, по крайней мере, держать голову высоко поднятой и стоять гордо.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра