Красивый город своими руками: опыт краудфандинга в Кирове
Есть те, кто пока не знает, что такое «краудфандинг», и какое он имеет отношение к каждому из нас. Но судя по тысячам страничек yasobe.ru, многие из вас уже вовсю используют краудфандинг в обычной жизни: собирают деньги в интернете и делают на эти деньги вдохновляющие дела.
Кировчанин Игорь Багин и его единомышленники из движения «Красивый Киров» с помощью yasobe.ru привлекают средства и людей к преображению города. Мы расспросили его об особенностях «гражданского» краудфандинга: как заручиться поддержкой горожан, попасть в местные СМИ, получить согласие властей и поддерживать городские объекты в порядке. Оказалось, это гораздо проще, чем можно представить.
— Сейчас идёт сбор на обустройство набережной Грина — это твой первый опыт краудфандинга в интернете?
Мы уже провели несколько успешных кампаний, по результатам которых высадили яблоневую аллею в парке Дворца пионеров и привели в порядок старое футбольное поле. Движению «Красивый Киров» около полутора лет: началось всё с моего увлечения урбанистикой и знакомством с неравнодушными к этой теме людьми. Совершенно случайно мы узнали о проекте «Красивый Петербург» и решили, что нам тоже такой нужен.
— А почему именно скамейки на набережной, откуда берутся идеи? Ведь наверняка в городе есть более насущные проблемы?
Во-первых, в Кирове просто мало скамеек. Их нет там, где они пригодились бы. А во-вторых, нет особенных мест притяжения жителей. Набережная Грина — очень красивое место и сюда хочется приходить. Но внизу у реки просто-напросто негде присесть: отдохнуть, почитать книгу, полюбоваться природой. Поэтому мы решили построить здесь скамейки.
— И для этого, конечно же, нужны деньги. Вы сразу решили объявить сбор в интернете? Или были другие варианты?
Мы присматривались к краудфандингу уже давно: до набережной мы собирали на саженцы яблонь, потом на обустройство футбольного поля — всё это через страничку для сбора денег. Это удобно — без лишних заморочек, красиво, выводить просто. Да и денег требовалось не очень много, поэтому собирались они быстро. Думали и про специальные платформы, типа Planeta.ru, но поскольку с Яндекс.Деньгами всё сработало — продолжаем пока здесь.
— А как кировчане узнавали о проекте? Люди сами откликнулись на вашу идею, или вы делали что-то специальное для привлечения внимания?
В основном, с аудиторией мы взаимодействовали через соцсети — распространяли ссылку на страничку сбора денег. Репосты, ретвиты делали своё дело, и постепенно люди стали подтягиваться. Поначалу многие не верили в осуществимость этого проекта. Поэтому план был такой: мы собираем часть денег и начинаем строить. Те, кто поначалу не доверял, видят, что всё реально, не обман, и тоже помогают.
Неожиданно на помощь пришли СМИ — в отсутствие информационных поводов летом, либо из-за реальной заинтересованности, вышло несколько репортажей по местному ТВ про нашу инициативу, и мы уже стали постоянными гостями на радио! Это все сыграло свою роль — жители начали присылать деньги и помогать строительству.
— Звучит так, будто проект сам себя продаёт — обычно в краудфандинге всё немного иначе, и PR едва ли не самая сложная часть работы. Неужели всё правда так легко сложилось само собой?
Правда. Но, хотя дело для города полезное, могло быть лучше. Важно всегда увеличивать охват. Здесь могут помочь специальные знания в рекламе и продвижении, если они у вас есть —, а если нет, то лучше их получить. Нужны публикации, нужна узнаваемость. Я уверен, что большая часть жителей Кирова до сих пор ничего не подозревает о нашем движении.
— На набережную «скидываются» только горожане или вам удалось привлечь внимание организаций?
Да, бизнес-структуры тоже помогали нам деньгами. Например, сеть кофеен Coffee like — они узнали о нас из социальных сетей и написали нам сами с идеей дневную выручку сети передать на проект, и вдобавок поставить копилку у себя в кофейнях. Мы с радостью согласились. Второй крупный спонсор — хоккейный клуб «Вятка» — директор клуба тоже написал нам сам, после ретвита губернатора Никиты Белых о начале сбора средств. После репортажей по телевидению мы обзванивали некоторые пилорамы с просьбой о помощи — материалов пока не получили, но заручились интересом и договорились о сотрудничестве на будущее. А вчера позвонили из «Газпрома» — тоже обещали помочь.
— В случае с городскими проектами человеку без опыта, наверное, непонятно, как всё это правильно реализовать. Вот захотела я построить во дворе у себя зону отдыха. Деньги собрала. Что дальше? Нужно подписи собирать, заявления писать? Чьи «угу» должны быть получены?
Необходимо обязательно получить разрешение. Если это объект во дворе дома, то обсудите с собственниками дома, соберите подписи — и за дело! Если объект вне двора, как у нас, то необходимо согласовать свои действия с администрацией города. Наш проект обсуждался на комиссии по городскому хозяйству и единогласно был поддержан.
Соглашение лучше составить в письменном виде с обязательным пунктом — после запуска передать на баланс городу, чтобы они обслуживали его. Можно с условием, что первое время вы сами будете заниматься уборкой мусора на прилегающей территории.
— Ты себя можешь назвать опытным краудфандером — уже столько успешных кейсов! Какие советы можешь дать тем, кто тоже решит собрать деньги на доброе дело?
Я давно уже заметил то, что с помощью краудфандинга удается собрать сотни и даже миллионы рублей на проекты различной полезности. Поэтому у краудфандинга огромный потенциал в том числе и в нашем провинциальном городе. Тем, кто вдохновится нашим примером, советую для начала найти единомышленников, с которыми не страшно будет браться за дело. Именно с этого все и началось у нас в Кирове.
Полный текст статьи читайте на Яндекс