Копирайтинг-2021: всё о профессии
В массовом сознании копирайтинг — это профессия для студентов, школьников и мам в декрете. На самом же деле здесь есть пространство для карьерного роста, своя специфика и требования к исполнителям.
В статье расскажем, как стать копирайтером и сколько можно заработать на этой специальности.
Денис Бузак
Копирайтер-фрилансер
Кто такой копирайтер
Копирайтер — это человек, который создаёт авторские тексты. Чаще всего это коммерческие материалы, хотя вариантов много: это и рекламные статьи, и слоганы, и описания товаров и услуг для интернет-магазинов, и посты для социальных сетей, и статьи в блог, и многое другое.
Не путать с рерайтером: этот специалист переделывает чужие тексты так, чтобы уровень их уникальности для поисковых систем близился к 95–100%. Как правило, его услуги стоят меньше.
Хороший копирайтер способен повысить продажи, сформировать доверительные отношения с читателем и улучшить репутацию бренда. Плохой копирайтер просто пишет текст.
Стать копирайтером может любой человек, способный грамотно излагать свои мысли и учиться новому.
Навыки хорошего копирайтера
Когда люди думают, как стать копирайтером, им в голову приходят примерно такие мысли:
«В школе я писал неплохие сочинения и отлично знаю грамматику русского языка. Это поможет мне найти заказчиков и стать хорошим специалистом».
Увы, времена, когда это работало, давно прошли. В онлайн-бизнесе компании существуют в условиях жёсткой конкуренции — и просто грамотного текста недостаточно, чтобы продать их услуги.
Теперь профессия модернизировалась, и хорошему копирайтеру необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Вот несколько областей, в которых должен разбираться профессионал:
- SEO-оптимизация. Хотя бы на базовом уровне, который вполне можно освоить самостоятельно — подбор и распределение релевантных ключевых слов.
- Мультимедиа. Инфографика, изображения, таблицы — всё это упрощает восприятие текста и делает его более привлекательным.
- Анализ ЦА. Чтобы текст работал, автор должен ставить себя на место читателя и отвечать на вопросы, которые могут возникнуть у последнего, уметь искать проблемы и предлагать пути её решения.
- Основы психологии рекламы. Уже упомянутое умение поставить себя на место читателя плюс понимание того, какие методы воздействия работают, а какие лучше приберечь для другого случая.
Ценятся и дополнительные, смежные умения: например, навыки вёрстки или создания посадочных страниц. Они не обязательны, но могут повысить цены на ваши услуги.
Читать также
Что освоить в первую очередь, если вы решили стать копирайтером
Общение с заказчиком и командой
Коммуникативные навыки также играют не последнюю роль в работе копирайтера. Иногда заказчики сами не знают чего хотят, а порой формулируют техническое задание некорректно и требуют заведомо плохую работу.
Заказчика нельзя винить: специалист вы, не он. В ваших силах объяснить ему, почему и как сделать лучше. Разумеется, в формате рекомендации, а не нравоучения.
Управление командой — ценное умение и для копирайтеров, и для редакторов. Нужно:
- составить список задач;
- грамотно делегировать обязанности;
- доносить и обучать;
- при необходимости — исправлять ошибки.
Эффективность редакции, руководитель которой умеет поддерживать правильную коммуникацию с командой и заказчиками, возрастает в несколько раз. Берите это на заметку.
Портфолио копирайтера
С чего начать копирайтеру? С создания портфолио. Это подборка работ, которые зарекомендуют вас как талантливого специалиста, умеющего решать бизнес-задачи.
В идеале в портфолио помимо единичных текстов входят примеры целых проектов с метриками. Например, лендинг и показатели конверсии после его запуска или количество переходов по ссылке, «завёрнутой» в написанный вами текст.
Иногда для создания портфолио копирайтеры берутся за заказы бесплатно. Делать этого не стоит: потом вам будет сложнее устанавливать цены на свои услуги.
Лучше подыскать альтернативные варианты. Например, студенты курса Нетологии по коммерческому копирайтингу могут использовать в качестве портфолио свою дипломную работу. В неё входят:
- коммерческая статья;
- готовый к запуску лендинг;
- концепция контент-проекта.
В процессе обучения можно получить навыки, описанные выше, и отточить их на практике.
Конкуренция в копирайтинге и нехватка профессионалов
Мы знаем, что делает копирайтер и какими навыками желательно обладать. Но как выглядит конкуренция на этом рынке?
В обществе (и среди самих авторов) сформировался стереотип о том, что в копирайтинге просто сумасшедшая конкуренция. Специалистов много, работы тоже много, но на всех не хватает, потому заказчики вольны перебирать исполнителей и устанавливать низкие цены на услуги.
Отчасти это правда. На среднестатистической бирже фриланса сотни исполнителей, готовых написать текст про щебень за условные 100 рублей, и среди них конкуренция действительно велика.
Но хороших специалистов — единицы. Заказчикам, готовым заплатить, нужен автор, умеющий создавать эффективные продающие тексты.
На вес золота ценятся специалисты, которые умеют искать и находить достоверную информацию и экспертные материалы. Грамотности и уметь складывать слова в предложения уже давно недостаточно.
Если вы вложитесь в обучение и сможете уловить основные тренды, успех гарантирован. Такие авторы оказываются на голову выше многих коллег с биржи.
Читать также
5 навыков, которые нужно прокачать SEO-копирайтеру, чтобы зарабатывать больше
Сколько может зарабатывать копирайтер
Копирайтер — это специалист, чей заработок рассчитывается в зависимости от следующих факторов:
профессионализм, портфолио и дополнительные услуги;
площадка, на которой он работает.
А ещё на уровень дохода влияет смелость самого исполнителя. Есть неплохие копирайтеры, которые отталкиваются от средней цены по рынку и ставят низкие цены на свои услуги.
Копирайтер, который работает на бирже, может получать 20–30 тысяч рублей в месяц (иногда меньше). Известные и востребованные авторы могут брать столько же только за один заказ.
На hh.ru средняя зарплата копирайтера по Москве — 40–50 тысяч рублей. Есть вакансии с месячной зарплатой до 70–80 тысяч рублей в зависимости от должностных обязанностей и формы занятости.
Ниши для авторов
Авторы могут реализовать себя в разных нишах. Вот чем могут заниматься копирайтеры:
- работа в социальных сетях. Тесно связана с SMM-продвижением: специалист готовит контент-план, создаёт посты, подбирает к ним изображения и теги.
- блоги компаний. Статьи в блоги тоже пишут копирайтеры. Это не совсем коммерческие тексты, но от того, насколько хорошо они поданы, зависит имидж всего сайта.
- реклама. Организация рекламных кампаний — большая ниша. Это может быть подготовка текстов для объявлений, наполнение посадочных страниц, сценарии для рекламных роликов и т. д.
Есть специалисты, которые пишут обо всём, а есть те, кто специализируется на конкретной теме. Для последних преимуществом окажется специальное или высшее образование, потому что в специализированных вакансиях (например, для сайта, посвящённого медицине) это указывается как отдельное требование.
Читать также
UX-копирайтинг: как максимально эффективно работать с микротекстами
Трудоустройство копирайтеров
Копирайтер может работать как фрилансер, постоянно сотрудничая с разными заказчиками, а может устроиться в одну компанию. Оба варианта примерно равноценны как по оплате, так и по загруженности.
Новички часто ищут заказы на биржах, но там придётся столкнуться с низкими зарплатами, большой конкуренцией, а иногда и не вполне адекватными заказчиками. Больше возможностей в этом плане дают рекрутинговые платформы: hh.ru, FL.ru и подобные им. Там много хорошо оплачиваемых вакансий для копирайтеров, редакторов и контент-менеджеров.
Те, кто уже заработал себе имя и репутацию, пользуются сарафанным радио.
И, наконец, упорные специалисты сами предлагают свои услуги, например, в социальных сетях. Анализ контента потенциального заказчика, указание на возможные ошибки и помощь в поисках способов их решения помогли многим найти работу.
Читать также
Карьера копирайтера: кем можно стать и что для этого нужно
Копирайтинг — интересная и доходная профессия для тех, кто не жалеет сил и времени на обучение и приобретение новых навыков. Хорошие специалисты с лёгкостью выдерживают конкуренцию и могут рассчитывать на частые заказы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Денис Бузак
копирайтер-фрилансер
Полный текст статьи читайте на Нетология