Коммерческий текст: 6 критериев качества

Студентка программы по копирайтингу Юлия Берсуцкая написала для блога «Нетологии» колонку, в которой рассказала о критериях качества коммерческого текста.

Компания, в которой я работаю, с выпуском нового продукта решила развивать розничное направление. Потребовались тексты для сайта, постов в соцсетях, рассылок, рекламных материалов. Но что отличает качественные тексты и почему их интересно читать, было не совсем понятно.

С этим вопросом я пришла на программу обучения «Нетологии» «Копирайтинг: пишем профессионально» (руководитель — Сергей Король). В результате получила ответ, которым хочу поделиться.

1. Цель — помочь читателю

Качественный текст помогает решить конкретную проблему читателя, а не навязывает оценки или мнения. Суть вопроса излагается объективно, числа и факты помогают понять, насколько полезно предложение. Текст не делает выводов за читателя.

«Отличный выбор», «вы сэкономите», «это выгодно», «совсем недорого» — бесполезные слова. Лучше так не писать. Только читатель может знать, что для него недорого и выгодно, сэкономит ли он.

2. Текст не стремится продать любой ценой

Оптимальный тон общения — спокойный и уважительный. Без заискивания, без «впаривания» читателю сообщают о характеристиках продукта, в том числе кому и в каких случаях предложение не подойдет.


SEO-агентство рассказывает о своих услугах. Этот блок о том, когда SEO не нужно

Не создается искусственный дефицит типа «осталось ограниченное количество товара», «только сегодня». Нет бесцеремонного давления на болевые точки из серии «купите, иначе обанкротитесь, а потом умрете с горя».

3. Текст написан с точки зрения читателя, находится «в мире читателя»

Нужно не просто описывать товар или услугу, а то, какую проблему читатель может решить благодаря им, что в его мире может измениться к лучшему. Количественные показатели нужно соотносить с понятными читателю вещами.

Конечно, для этого автор должен знать аудиторию, к которой обращается и понимать ее потребности, ее «боль». Важно не придумывать, а выяснить ответы на эти вопросы.


Лучше писать чуть проще уровня предполагаемого читателя: для летчиков писать, как для авиалюбителей, для бухгалтеров — как для студентов экономического факультета.

Снимок экрана 2016-07-24 в 14.29.37.png
«Тиньков-журнал» понятным языком рассказывает, как получить наследство

4. Информация представлена удобно

«Копирайтер — не творец, а уборщица», — убежден Сергей Король. Такой «прибранный» текст легко читать, копирайтер как будто ведет читателя за ручку от простого к сложному.

Чтобы облегчить восприятие, используются верстка, заголовки, иллюстрации, изменения шрифта.

Снимок экрана 2016-07-24 в 14.23.26.png
Автор предугадывает вопросы читателя и отвечает на них. Иллюстрация делает разъяснения предельно понятными

5. Текста — необходимый минимум

Текст не нужен, если суть можно выразить другими способами. Иллюстрация, фотография, видео часто дают представление о предмете быстрее и легче, чем описание.

Снимок экрана 2016-07-24 в 13.56.18.png
Фотография лучше текста представляет новинки декора

В тексте должно быть только то, что нельзя передать лучше по-другому.

6. В тексте нет неуместных шуток, мемов, анекдотов

Если можно обойтись без юмора — обходимся смело. Развлекать читателя можно, но только если уверены, что шутки уместны и их правильно поймут.

Подумала, что разными словами эти критерии говорят об одном: от знакомства с текстом читатель должен выиграть.


Выводы

1. Цель качественного текста — принести пользу читателю. Не навязывайте оценки. В тексте давайте числа и факты, на основании которых читатель самостоятельно сделает выводы.

2. Используйте спокойный и уважительный тон. Давление и манипуляции -зло.

3. Пишите, поставив себя на место читателя, как бы находясь в его мире. Создавайте текст, только когда точно понимаете для кого, о чем, с какой целью будете писать.

4. Структурируйте информацию, задавайте заголовки, добавляйте иллюстрации и инфографики. Это улучшит восприятие.

5. Если фото или видео лучше доносят суть, используйте их.

6. Шутите, только если уверены в чувстве юмора своем и читателя.

7. Каким бы сильным ни был текст, его всегда можно усилить.

Полный текст статьи читайте на Нетология