Кого агентству брать в субподряд: Фриланс vs. Аутсорс-продакшн

Извечный вопрос: «Кто сильнее — слон или Моська?»

Тема сравнения фриланса и полноценных команд с офисами уже раскрыта довольно полно. По Интернету гуляют десятки (а может быть и сотни) подобных статей. Но все они написаны с точки зрения конечного бизнеса. Когда же речь идет о субподряде для агентства, то все мы понимаем, что это совсем другой мир, в котором действуют иные правила. Поэтому будет справедливо осветить данную тему и для этой схемы работы.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Когда агентство находится в поиска субподрядчика, то перед ним могут стоять следующие задачи:

  1. Закрыть пробелы в производстве / увеличить мощности без набора новых людей в штат.

  2. Оптимизировать себестоимость.

  3. Уйти от издержек в виде необходимости обучения и контроля исполнителей.

По 2-му и 3-му пунктам сразу нужно сделать оговорки:

Во-первых, рассчитывая стоимость человеко-часа (себестоимость) для реализации проекта штатными силами, необходимо помнить, что это не просто «оклад, деленный на 160 часов». У вас ведь еще есть налоги, отпуска, больничные, неоплачиваемое время, ресурсы руководителей / менеджеров, обучение и планерки в рабочее время. В итоге цифра, которая по началу казалась привлекательной по сравнению с рейтами внешних исполнителей, может вырасти в 2, а то и в 3–4 раза.

Во-вторых, неправильно будет рассматривать работу с субпродакшнами по принципу: «Вот ТЗ — берите и делайте». Да, ежеминутно стоять за спиной у разработчиков вам не нужно, но и полностью отойти от проекта, появившись только в день дедлайна, не получится. Все равно так или иначе будут уточнения, дополнительные вопросы для обсуждения с клиентом (а вы ведь выступаете гарантом между ним и субподрядчиками, правда?).

Вообще обобщать и равнять всех под одну гребенку — это не есть хорошо, но для понимания ключевых отличий приходится идти на этот шаг. Поэтому нужно относится ко всему нижеописанному с пониманием и помнить, что всегда бывают исключения.

Итог вступительной части этой статьи — не все так просто, как кажется с первого взгляда. Теперь обо всем по порядку: как, с кем и почему работать / не работать.

Фриланс

Время, когда без разбора критиковали весь фриланс, уже прошло. Поэтому давайте будем честны и поймем простую истину: в некоторых случаях фриланс имеет место быть. И притом довольно успешно для всех сторон проекта. Просто с удаленными частными специалистами нужно уметь работать. Уметь в каких-то вопросах развивать либо «нажимать» на них, а в каких-то — просто смириться и подстроиться под имеющуюся ситуацию.

Чем отличается данный тип подрядчиков от сформированных команд с офисным режимом работы:

  1. Фрилансер всегда более «уязвим» от обстоятельств, его работа редко бывает полностью систематизированной. Особенно сильно это заметно на графике: если исполнитель называет вам условные 20 дней, то в клиентской смете лучше указывать не менее 25. И даже не думайте поддаваться на всевозможные клятвы и заверения, что задача будет сдана в определенную дату.

  2. Многие фрилансеры нуждаются в моральной поддержке. Если с командой вы всегда можете вести коммуникации абсолютно на нейтральной волне, обсуждая только важные бизнес-вопросы, то с частным специалистом все обстоит иначе. Он почти всегда «одинок» с точки зрения профессионального окружения. Максимум — переписка в Skype с несколькими коллегами по цеху либо пятничные посиделки в баре. В обычные трудовые будни ему не хватает кого-то, кто вник бы в те самые «обстоятельства», спросил бы, как у него дела, поддержал бы в трудный момент. Серьезно, когда для вас «сгорание жесткого диска» или условная «болезнь кошки», ставшие уже мемами, кажутся смешной отмазкой, для фрилансера это может быть реальной проблемой (необязательно той, что он озвучивает, — есть проблемы посерьезнее, о которых человек просто стесняется сказать). И видимо так уж устроен мир, что у фрилансера эти проблемы возникают чаще, чем у других. Или нет, давайте так: они возникают у всех, но фрилансер отдает им больше предпочтения, нежели вашим задачам, и не умеет быстро адаптироваться, успевая сразу во всех направлениях жизни (вы ведь понимаете, что участники аутсорс-команды — точно такие же живые люди, и у них тоже случаются разные ЧП / коллапсы, просто вы о них никогда не узнаете — здесь работает другая бизнес-этика).

  3. У фрилансера сильнее выделяется «я» (назовем это «эго»). Он может согласиться на весь пул работ, но потом окажется, что какие-то моменты реализованы недостаточно качественно. Притом основная причина — это просто его нелюбовь к данному этапу работ либо нежелание его качественно прорабатывать в данный момент (отсутствие настроения). Можете не верить, но это действительно правда. Просто многие фрилансеры в этом не признаются — они отстаивают свою позицию, говоря, что «все ок, так и должно быть, что вы еще от меня хотите?».

  4. Фрилансер более «гибок» — со многими можно легко договориться на небольшой бонусный «допник», если оплачен приличный объем работ.

  5. У фрилансеров, как правило, хуже с расчетом сметы. Точнее так — у большинства из них для этого даже не существует шаблона / калькулятора. Расчет делается произвольно и с большой погрешностью. Притом погрешность может быть как в их пользу, так и в вашу. Если случилось последнее, то не стоит радоваться: даже если исполнитель не фиксирует свои фактические времязатраты, при большом отклонении от плана он все равно почувствует, что начинает перерабатывать сверх нормы. И тогда либо придется доплачивать, либо начнутся «бодания».

  6. Необходимость в большем контроле. Обещания отправить исходники, уточнить вопрос, прокомментировать часть работы и прочее — все это должно сопровождаться напоминанием в вашем календаре. По идее не в вашем, а в календаре исполнителя, но если вы не стали для него «другом» и «партнером», с которым накоплена огромная история взаимодействия, то вряд ли сможете заставить его соблюдать принципы и техники тайм-менеджмента.

  7. Ненормированный рабочий день. Не удивляйтесь, если будете получать сообщения от фрилансера после полуночи. Равно как и тому, что он недоступен с 9:00 до 18:00 посреди рабочей недели. Потому что днем многие работают на фулл-тайм, а по вечерам / ночам — подрабатывают на фрилансе. Конечно, вы можете попробовать предложить подписать SLA, в котором будут расписаны эти и подобные регламенты, но будет ли исполнитель их соблюдать — вопрос открытый. Поэтому думайте сами, решайте сами, кто под кого будет подстраиваться. Если вы зависите от очень «упертого» специалиста, то будьте готовы перестраивать собственный график и привычки.

Аутсорс-продакшн

Сама по себе бизнес-модель данного типа подрядчика знакома многим. Только не все понимают разницу между обычной «веб-студией», пытающейся периодически брать проекты на субподряд, и профессиональным аутсорс-продакшном, продукт и стандарты которого заточены именно под данную модель работы. Мы будем говорить именно о последнем.

  1. «Братья». Да, я бы назвал первый пункт именно так. Несмотря на разный подход к бизнесу, здесь агентство имеет дело практически с «родным братом». По большому счету — тот же digital, те же составляющие (бухгалтерия, HR и другие), та же «боль», те же бизнес-понятия. Поэтому вам всегда проще коммуницировать с ними, понимая друг друга с полуслова, не утруждая себя лишними описаниями и «переводом со «своего» языка». Это как будто ваш дополнительный офис, где трудится другая часть команды, куда можно позвонить с вопросом: «Привет, ребята. Ну как там дела, скоро выкатываем релиз?»

  2. «Подождите, вы за кем очередь занимали?». Нужно понимать, что если команда не подписывала соглашение, которое гласит, что она не имеет права работать на других заказчиков, то вы будете в очереди не одни. И загруженность субподрядчика не может быть всегда абсолютно равномерной. Нужно учитывать это и не обижаться, когда вам не обещают приоритетную реализацию нового проекта с горящими сроками. Здесь у всех равные права.

  3. Аутсорс-продакшн — это не совсем про «маркетинг». Например, если вы хотите изначально разработать сайт, который будет эффективен с точки зрения SEO, то нужно сразу раскладывать эту большую задачу на более мелкие. Базовая техническая оптимизация — без проблем. Сбор семантического ядра, написание статей и т. п. — извините, это вы не по адресу.

  4. «Высокая социальная ответственность». В digital есть игроки, у которых, скажем так, эта ответственность довольно «низкая». Они могут сегодня подписать NDA, а завтра — рассказать о вашем проекте в общем чате в Telegram. У аутсорс-продакшнов все по-другому: по большому счету весь их бизнес строится на соблюдении принципов конфиденциальности. По умолчанию подразумевается, что они должны «оставаться в тени», поэтому нарушение этого принципа невозможно — это будет для них равноценно самоубийству. А самоубийство бизнеса — это трагедия, после которой сложно восстановиться («отбеливание» истории, новое юр. лицо, офферы, контактные данные и т. п.). В то время как на фрилансе все намного проще: скопилось много негативных отзывов — заводи новый аккаунт и в путь.

  5. Более укомплектованная команда, приближающая заказ услуги к уровню «единого окна». Сколько технологий может быть у одного фрилансера? Основная — одна, плюс несколько дополнительных технических компетенций. Сколько функций он может закрыть? Одну. 2 и более — это псевдо-универсалы, которые не могут сосредоточиться на основном (отсюда — страдает все). Аутсорс-продакшн — далек от комплексности, если говорить в масштабах всего digital-маркетинга с его разнообразием инструментов. Но зато в разработке вы как минимум можете рассчитывать на дизайнера, верстальщика, программиста и проджекта, которые сидят в одном офисе и плывут в одном направлении, максимально избегая разночтений и «глухих телефонов».

  6. История. Если оцифровать этот показатель, учитывая годы работы и количество знаний / опыта / наработок, то команда всегда оставляет фрилансера далеко позади. Во-первых, потому что у них больше людей. Во-вторых, потому что это все-таки бизнес, у которого более четкое видение будущего, плюс у руководителей и ключевых участников за плечами может быть довольно серьезный бэкграунд, складывающийся в общую копилку команды.

  7. И последнее. Очень тонкий, но важный момент. Компании всегда живется сложнее с точки зрения лидогенерации. Серьезно: частному специалисту намного легче обеспечить себя работой. Все это выливается в то, что команда более трепетно относится к клиентам, проектам и вообще к своей репутации. Даже если у них все в порядке с нагрузкой, и финансовое состояние далеко от кассовых разрывов, аутсорс-продакшн никогда не будет относится к задаче халатно. Максимум — просто не возьмут ваш проект.

Сводим все «за» и «против»

В данном вопросе нет единого правильного решения. Просто у каждого варианта есть свои недостатки и преимущества, которые влияют на выбор — кому отдавать работу в отдельно взятой ситуации.

Фриланс

Аутсорс-продакшн

Соблюдение сроков

2

9

Гибкость

8

3

Стабильность

1

9

Коммуникации

3

10

Рейт

7

5

Соответствие договоренностям

2

10

Точность расчета сметы

3

9

Контроль

2

9

Удобство графика работы

1

10

Взаимопонимание

3

10

Маркетинг

1

2

Комплексность

0

5

Знания / Опыт

4

10

Итого:

2: 11

Раунд. Баттл завершен.

Итог — разгромная победа аутсорс-продакшна.

Почему так вышло — потому что несмотря на все свои преимущества недостатков у фриланса все-таки много. Хотя и он может похвастаться несколькими моментами. Выбор частного специалиста можно рассмотреть в ситуации, когда вам нужна самая низкая ставка по рынку, и вы готовы рискнуть прочими аспектами проекта. То есть типичная плачевная ситуация — бюджет непозволительно мал, что-то нужно сделать «бонусом» (потому что на это просто нет денег). И даже в этом случае мы советовали бы идти на фриланс только тогда, когда вы четко понимаете все сложности этого пути, либо нашли тот самый «бриллиант» — один из миллиона специалистов, который обходит своих конкурентов с низкими оценками. Хотя, если копнуть глубже, то проблема и ее решение здесь скорее всего лежат совсем в другой плоскости — у вас что-то не так с собственным маркетингом, либо вы беретесь не за те проекты.

Поздравляем команды с победой и желаем успехов в развитии всему нашему рынку с его игроками — digital-агентствам, веб-студиям, дизайн-бюро, аутсорс-продакшнам и даже фрилансу :)

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine