Когда поликлиники станут «умными»

ИТ в госсекторе Конференции

18.03.2020, Ср, 10:36, Мск , Текст: Наталья Рудычева

Цифровизация здравоохранения — одна из самых актуальных задач. Пока государство пытается решить задачу построения e-Health в масштабах страны, на местах появляются решения, способные здесь и теперь повысить качество медицинской помощи. Опытом создания и внедрения таких решений поделились участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ в здравоохранении: цифровая медицина становится реальностью».

страницы:

1 |   2 |  следующая

Цифровые решения

Повышение качества, доступности и скорости оказания медицинских услуг — основная задача, которая стоит перед государством. И для того, чтобы ее решить, нужны современные технологии, начал свое выступление Михаил Морозов, менеджер по развитию бизнеса Brother. Он рассказал об оборудовании, которое предлагает медицинским учреждениям его компания. Оно адаптировано к специфике работы в сфере здравоохранения, в частности, его удобно обрабатывать специальными дезинфицирующими средствами. Кроме того, решение Secure Print+ обеспечивает безопасную печать конфиденциальных документов.

Ольга Степанова, менеджер по работе с коммерческими заказчиками Brother, рассказала о принтерах для печати наклеек и маркировки Brother P-Touch, которые сегодня широко используются в здравоохранении. Высокое качество печати обеспечивает безошибочную идентификацию, а термотрансферная лента не теряет своих свойств при температуре от -80С до +150С.

Михаил Морозов, менеджер по развитию бизнеса Brother: Решение Secure Print+ обеспечивает безопасную печать конфиденциальных документов

Как создать инфраструктуру, которая обеспечит гарантии доступности данных пациента в облаке? Ответу на этот вопрос было посвящено выступление Владимира Гречушкина, руководителя направления по работе со стратегическими заказчиками энергетического сектора и атомной отрасли подразделения Secure Power Schneider Electric. Если все данные находятся в облаке, это невозможно, говорит он. Неизбежно возникнут проблемы с автономностью, безопасностью, локализацией данных, нехваткой пропускной способности сети и задержками получения информации.

Причины недоступности медицинских сервисов

Источник: Schneider Electric, 2020

Выход один — часть данных должна размещаться на локальных ресурсах. При этом среднее время простоя крупных ЦОДов составляет около 30 мин в год, а периферийных узлов — 29 часов в год. «Необходимы компактные решения, не уступающие по качеству крупным ЦОДам», — говорит Владимир Гречушкин. Он рассказал о таком решении, предлагаемом Schneider Electric.

Продолжил тему построенияинфраструктуры медучреждений Максим Яндулов, менеджер по работе с партнерами Allied Telesis. Компания готова создать Wi-Fi-сеть, которая позволит работникам клиник, медцентров и больниц использовать переносные мобильные устройства и свободно передвигаться по зданию без потери соединения, а пациентам — иметь высокоскоростной доступ в интернет. Кроме того, наличие Wi-Fi в медучреждении дает возможность использовать специальные метки и контролировать, на каком этаже и в каком кабинете располагается дорогостоящее оборудование.

Гибридная конфигурация для точек с 3-мя радио

Источник: Allied Telesis, 2020

Оптимальным решением эксперт считает создание гибридного Wi-Fi. Single Channel используется для постоянной связи и контроля, а Multi Channel — для большей производительности. Такой сетью можно управлять из единого центра с помощью специального контроллера Vista Manager EX.

Образование врачей

Ольга Природова, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию РНИМУ им.Н.И. Пирогова, рассказала о том, как развивается процесс непрерывного образования медицинских специалистов. По заказу Минздрава России создан портал edu.rosminzdrav.ru, сейчас идет его наполнение необходимыми учебными материалами. Открытая часть портала представляет собой информационно-методический ресурс. Но основная информация находится в закрытой части.

Архитектура закрытой части модернизированного портала edu.rosminzdrav.ru

Источник: РНИМУ им.Н.И. Пирогова, 2020

На сегодняшний день к порталу подключены более 900 организаций — провайдеров обучения: все вузы и организации ДПО Минздрава, все НМИЦ, научные и медицинские организации, профессиональные сообщества. На нем содержится более 29 тыс. программ повышения квалификации, более 3200 интерактивных образовательных модулей, проведено более 24 тыс. образовательных мероприятий.

Государственные проекты

Московское здравоохранение — один из лидеров России по уровню развития цифровизации и использования современных технологий в медицине. Все городские объекты здравоохранения укомплектованы качественным современным оборудованием. Все городские поликлиники подключены к ЕМИАС, активно ведется подключение стационаров. Москва является полигоном для тестов в реальных условиях новых решений и технологий, рассказал Алексей Бахаев, начальник управления информатизации НИИОЗММ ДМЗ.

Однако городу еще предстоит огромная работа в части улучшения здравоохранения. В списке ближайших целей организация маршрутизации пациентов внутри медицинских организации, внедрение систем поддержки принятия врачебных решений и предиктивной аналитики, автоматизация и цифровизация существующих процессов.

К концу марта 2020 г. 30% медорганизаций (МО) получат возможность передавать данные в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в электронном виде, заверил участников конференции Олег Симаков, заместитель руководителя ФГБУ ФБ МСЭ. А к 2022 г. не менее 80% МО 85 субъектов Российской Федерации должны обеспечивать ведение юридически значимого электронного документооборота и не менее 90% –межведомственное электронное взаимодействие, в том числе с учреждениями МСЭ.

Сегодня почти все процессы в МСЭ автоматизированы. Единой системой медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ) пользуется около 12 млн получателей услуг и около 15 тыс. работников госучреждений. Внедрена аналитика, которая контролирует правильность экспертных заключений, особенно в области назначения средств реабилитации. «В социальной сфере очень важно использовать технологии для контроля качества предоставления социальных услуг», — говорит Олег Симаков.

Медицина как сервис

Илья Зырянов, директор по информационным системам и цифровой трансформации «Фармстандарт», уверен, что цифровизация медицины неизбежно приведет к развитию пациентоцентрической модели, когда медицинские организации будут ориентироваться на предоставление пациентам максимально удобных сервисов. Например, таких как «Госпиталь как сервис» — наблюдение за больными на дому, «Суперклиника» — возможность получать услуги лучших медучреждений с помощью телемедицины и т.д. Основой должно стать создание платформ, получение доступа к данным о пациенте, развитие мобильности и телемедицины. Это и есть настоящая цифровая медицина.

Сегодня фарминдустрия плотно работает с врачами, объясняя им, какие лекарства лучше использовать в том или ином случае. С внедрением маркировки появится возможность анализировать продажи фармпрепаратов и развивать на этой основе самые разнообразные сервисы. Этим и будет заниматься «Фармстандарт».

Илья Зырянов, директор по информационным системам и цифровой трансформации «Фармстандарт»: Цифровизация медицины неизбежно приведет к развитию пациентоцентрической модели, когда медицинские организации будут ориентироваться на предоставление пациентам максимально удобных сервисов

О модели «умной мини-поликлиники» рассказали Сергей Гнеушев, со-председатель консорциума «Сеть телемедицинских экспресс мини-поликлиник», и Алия Сененко, заведующая отделением научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ЦНИИОИЗ Минздрава России.

«Умная мини-поликлиника» — гибридный цифровой мини-формат первичной медпомощи, в состав которой входят врач-терапевт, две медсестры и необходимое оборудование, которое подключено к облачной платформе «ТелеМед». На платформу в режиме онлайн передаются результаты экспресс-диагностики, там же проводятся дистанционные консилиумы «врач-врач» и совместные приборные онлайн-обследования с удаленными специалистами, дистанционные консультации «лечащий врач-пациент». Для размещения мини-поликлиник требуется всего 100 кв.м., и они могут стать эффективным решением проблемы доступности первичной медицинской помощи.

«Я сам врач, и никогда не поверю врачу, который готов поставить диагноз и назначить лечение человеку или животному по СМС», — говорит Антон Владзимирский, заместитель директора по научной работе «НПКЦ диагностики и телемедицины». Сейчас много говорят о телемедицине, на это выделяются огромные деньги. Антон Владзимирский рассказал о результатах исследования, целью которого было оценить качество первичных телемедицинских консультаций, проводимых телемедицинскими сервисами. Для этого был разработан чек-лист и созданы два виртуальных пациента, которые обращались к популярным телемедицинским сервисам за консультацией.

Основной способ постановки диагноза в процессе телемедицинской консультации — опрос пациента. Исследование показало, что только в одном телемедицинском сервисе у пациента был собран максимум необходимой информации и более-менее корректно поставлен диагноз.

Выполненные компоненты расспроса пациента и полученные результаты

Источник: НПКЦ диагностики и телемедицины, 2020

По мнению Антона Владзимирского, основная проблема заключается в том, что врачей не научили работать в условиях телемедицины. Они привыкли не собирать анамнез в процессе разговора, а задавать пару вопросов и затем назначать анализы. «Мировой опыт говорит, что телемедицина работает только с простейшими жалобами, а статистики эффективности назначенного лечения вообще не существует», — отметил он.

От лечения к предотвращению болезни

«Настало время переходить к новому формату медицинского мониторинга и управления здоровьем пациентов», — уверена Ольга Храмова, генеральный директор клиники лечебной и реабилитационной помощи «ИНВИВОКлиник». Она рассказала о концепции 5P–медицины будущего, в состав которой входят понятия: превентивная, предупредительная, партисипативная, персонализированная, позитивная.

По словам Ивана Власова, технического директора клиники лечебной и реабилитационной помощи «ИНВИВОКлиник», этот процесс можно автоматизировать: создать опросник, который поможет выявить зоны риска, а затем исследовать их более подробно на генетическом уровне и использовать эту информацию для работы с пациентом не только в лечебном, но и в превентивном режиме.

Продолжил тему превентивной медицины Николай Анкудинов, руководитель акушерского дистанционного консультативного центра, заведующий приемным отделением Областного перинатального центра Екатеринбурга. Одна из важнейших проблем в области акушерства — предотвращение кровотечения у пациенток. Для этого необходимо оценить 30 параметров, а это далеко не быстро и не просто. Выход — создание системы поддержки принятия решений, которая должна быть доступна медучреждениям любого уровня, в том числе и фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП).

Такое решение разработано и внедрено в Екатеринбурге. В его основе стандартная карта ведения беременности, в которой фиксируются все действия врача. Так, за счет четкого следования протоколам, снижается вероятность с одной стороны, недополучения пациентом всей необходимой медицинской помощи, с другой — увеличения расходов клиники на необоснованные назначения.

страницы:

1 |   2 |  следующая


Полный текст статьи читайте на CNews