Клиенты о банках разных странах: Швейцария
Маркетолог Ольга Левина переехала в Женеву и рассказала нам, как работают местные банковские сервисы.
Историю общения со швейцарскими банками можно рассказывать как страшилку тем, кто привык заказывать карту в пару кликов, получать десятипроцентные кэшбэки и управлять деньгами с помощью идеальных (по крайней мере, в сравнении со Швейцарией) мобильных приложений. Всё описанное ниже основано на личном горьком опыте и заняло примерно два месяца. Главный герой со стороны Швейцарии — один из ведущих местных банков, UBS.
Открываем счёт
Для начала нужно подать заявку на открытие счёта*: лично в банке или через приложение UBSonline аccount opening. Приложение продвинутое: вы можете подтвердить свою личность в видеочате с сотрудником банком. Но подача заявки — это единственная функция приложения.
Дальше вам назначается время для личного визита в банк — через пару дней. Туда нужно прийти с документами, подтверждающими, что вы легально живёте и работает в Швейцарии. Кроме того, у вас должен быть местный адрес и телефон.
Кстати, иметь местный адрес для доставки — означает, что на почтовом ящике в доме есть табличка с вашим именем. То есть забирать почту по чужому адресу вы не сможете, её туда не доставят. Самостоятельно дописать своё имя на свой ящик тоже нельзя: чтобы табличка появилась, нужно обратиться в управляющую компанию.
В самом банке вы встречаетесь с финансовым советником, кем-то вроде персонального менеджера. Там нет клерков, которые сидят в разных окошках и работают с электронной очередью. Советник расспрашивает о вашей финансовой ситуации, какими банковскими услугами вы еще пользуетесь, и после этого презентует продукты банка.
*Если вы обладаете суммой от трёхсот тысяч франков, история будет немного другой, открыть счет можно будет без права на легальное проживание в Швейцарии. Но это не наш случай.
Выбираем карту
По умолчанию к счёту вам откроют дебетовую карточку, и многие здесь постоянно пользуются именно такой: Maestro от Mastercard или Vpay от Visa, с чипом и именем, но вместо номера карты на ней номер счёта. Vpay работает только в Европе.
Привычные нам Visa и MasterCard с номером, бесконтактной оплатой, статусом — это кредитки. В банке вам сразу предлагают взять обе. Диалог при этом примерно такой:
— А зачем обе?
— Ну, там где не принимают MasterCard, используйте Visa!
— Но их же везде принимают?
— Ну, у них ещё разные акции.
С бонусами по картам здесь не густо, предложений от банка мало, поэтому акции платежных систем становятся существенным подспорьем.
Обслуживание всех карт платное. Платиновая карта стоит 500 франков в год, золотая — около 250 франков (1 франк почти равен 1 доллару). Обслуживание дебетовой Maestro вместе со счётом обходится нам в 10 франков ежемесячно.
Кэшбэк по картам крохотный: 0.6% по золотой карте и 0.9% по платиновой. Начисляют его раз в квартал, и не реальными деньгами, а франками, которые можно потратить во внутреннем маркетплейсе. Ах да, и кэшбэк не работает по умолчанию — если спросите, предложат написать отдельное заявление.
Интернет-банк, мобильный банк и даже смс-уведомления нужно подключать с помощью заявления. Но они хотя бы бесплатные.
После всех заявлений отправляют домой: ждать почту с карточками и пин-кодам.
Ждём писем
Первой — через пару дней после визита в банк — нам пришла дебетовая карточка. Но ей ещё нельзя пользоваться: нужен пин-код. Через пару дней после карты мы получили извещение на конверт с пин-кодом — за ним нужно прийти в почтовое отделение. Если не забрать в течение 5 дней, пин-код уедет обратно. Отделение почты работает до 18:00, с 2,5-часовым перерывом на обед!
Чтобы войти в интернет-банк, вам понадобятся сама карта, пин-код и номер договора с банком. При первом входе надо привязать карточку к аккаунту в интернет-банке в специальном разделе. Но тут выясняется, что ещё нужен секретный код с отдельного шифровального устройства, похожего на калькулятор — так мы его и зовём. Калькулятор принесли отдельной посылкой, вместе с ещё одной карточкой, которая работает как ключ к калькулятору.
Потом в почтовый ящик упало новое извещение: на почту приехал пин-код к карточке-ключу. Без этого пин-кода карточка не будет работать, и калькулятор не будет создавать индивидуальные коды к интернет-банку — они нужны для каждой онлайн-операции. Собрав все части мозаики, вы наконец регистрируете первую карточку в интернет-банке.
Б — безопасность!
Если вы уже потираете руки и готовитесь заказать что-то в интернете — рано: надо ещё подключить 3-D Secure, по умолчанию его нет. Это ещё одна форма с номером договора, данными карты (хорошо хоть калькулятор не требуется!).
Как выглядит вход в интернет- или мобильный банк: вы вводите на сайте или в приложении восьмизначный номер договора, банк генерирует уникальный набор цифр, вы включаете калькулятор, вставляете в него карту-ключ, набираете на нём пин-код карты ключа, потом сгенерированный банком код — в ответ калькулятор выдает набор цифр и букв, которые вы вводите в поле интернет- или мобильного банка. Вот теперь вы вошли. Пин-коды, кстати, шестизначные.
Швейцарцам, наверное, тоже неудобно. По крайней мере, у банка есть мобильное приложение, которое частично заменяет калькулятор для платежей в мобильном. Поставьте специальную галочку в интернет-банке, чтобы разрешить авторизацию через приложение UBS Access.
С ним процедура входа в интернет-банк будет такой: вы вводите номер договора, банк спрашивает, как будем логиниться: через калькулятор или приложение, и если вы выбрали приложени — банк показывает на экране QR-код, вы (с помощью шестизначного пин-кода) открываете приложение UBS Access и считываете им QR-код на экране. После того, как приложение обменяется данными с серверами банка, банк пустит вас в интернет-банк. Есть одно но: при авторизации с помощью приложения в интернет-банке у вас будет доступ только к «безопасным» действиям: посмотреть баланс, историю и т.п. Хотите сделать перевод или добавить нового получателя? Пожалуйста, достаньте калькулятор.
Выписки по счёту доступны в отдельном мобильном приложении — UBS Safe. Чтобы зайти в него, конечно, нужен калькулятор. В приложении можно хранить документы, контракты и другую секретную информацию — что-то вроде цифровой банковской ячейки. Банк клянётся и божится, что всё хранится на серверах на территории Швейцарии. В приложении можно зайти и без калькулятора — через TouchID. Всё, что вы сможете увидеть при таком входе — названия папок.
Уведомления о списаниях с карты приходят на суммы от 40 франков. Вы можете скорректировать этот лимит в интернет-банке, но только в большую сторону.
Особенности местных покупок
Из интересного: в Швейцарии очень распространена практика, когда заказ в интернет-магазине вы оплачивает банковским переводом, а не через онлайн-эквайринг. В первом случае вам предложат 2%-ную скидку (комиссия за эквайринг), магазин сгенерирует банковскую платёжку и предложит прогуляться с ней в почтовое отделение. Когда ваш перевод дойдёт, магазин отправит товар.
Или (опция мелким шрифтом) можно отправить перевод в магазин через интернет-банк. Для этого нужно добавить в аккаунт «нового получателя». Делается это так: вы вбиваете имя получателя, адрес и IBAN, подтверждаете ввод кодом с калькулятора. Потом банк проверяет, что у вас правда есть данные получателя (?!): показывает картинку, в которой пять цифр номер IBAN рандомно замазаны — и вам надо вбить те, что скрыты, в калькулятор —, а ответный код из калькулятора ввести в интерфейс интернет банка. Теперь получатель добавлен, вы можете оплатить заказ в интернет-магазине. В интернет банке есть, конечно, какой-то список «популярных получателей» (интернет-провайдеры или мобильные операторы), но их немного.
Единственное, что в банке работает автоматически и без калькулятора — это списание ежемесячной платы за кредитки с дебетового счёта.
Полный текст статьи читайте на Яндекс