Какие ассоциации вызывает нажатие кнопки: комфорт или страх перед автоматизацией?
Кнопки мгновенно включают свет и предотвращают падение в темноте. Они предупреждают о чрезвычайных ситуациях и помогают позвать помощь. Они вызывают лифты по первому требованию, заводят машины и делают фото. Нажать кнопку означает комфорт, удобство и контроль. Вот они — пьянящие ценности индустриализации. Но в то же время это могло символизировать лень, безделье или отчуждение. И это противостояние имеет долгую историю, о которой мы расскажем в статье.
Кнопка как символ упрощения
В 1903 году французский аристократ маркиз де Кастеллан в газетной передовице сетовал: «Больше не нужно говорить, чтобы вас обслужили. Вы входите в отель, нажимаете кнопку, и перед вашим восхищенным взором внезапно появляется сочный обед. Десять секунд спустя вам становится холодно; вы нажимаете еще одну кнопку, и — престо! ваш камин зажигается как по волшебству. Электрические кнопки стали хозяевами мира, преодолевая расстояния, избавляя от необходимости думать и, если уж на то пошло, вообще думать. Не кажется ли вам, что это невероятное распространение механизмов сделает мир ужасно однообразным и привередливым? Мы больше не будем иметь дело с людьми, а будем зависеть от вещей! Нажимать на кнопки стало слишком просто, слишком упрощенно или слишком заученно».
На рубеже XX века люди оказались между оптимизмом и паникой по поводу индустриализации. Де Кастеллан с тревогой предсказывал, что «результатом чрезмерного упрощения будет полное подавление радостей жизни».
Кнопка как символ бюрократии
В рассказе Фрэнка Дорранса Хопли «Человек с кнопкой» (1924) главный герой Кери начинает с того, что ему нравится перспектива сидеть за столом и целый день нажимать на кнопки, приказывая другим выполнять его работу. Но, в конце концов, ему приходится исключить кнопки из своей жизни, чтобы вернуть ее себе, совершив драматический акт саботажа.
Рассказ Хопли звучал как предостережение против менеджеров, нажимающих на кнопки, и бюрократии с иерархией в целом. Кнопки символизировали право на существование и лень, а нажатие кнопок означало иерархический и неравноправный стиль управления. Как и де Кастеллан до него, Хопли считал, что единственный выход для его главного героя (и для общества в целом) — возвращение в мир, лишенный кнопок.
Кнопка и страх перед инновациями
Хотя новые технологии конца XIX — начала XX веков были направлены на массовое повышение эффективности за счет автоматизации ранее трудоемких процессов, все это вызывало критику у людей, особенно на фоне социальных и исторических обстоятельств того времени.
Инженеры хвастались тем, что заменили сложные механизмы с ручным управлением простыми в использовании электрическими машинами: краны и подъемники заменили конвейеры и желоба, а кнопки — различные рычаги.
Многие люди критиковали такое быстрое внедрение инноваций в их жизнь и работу. Для них все делать вручную означало не только приложение больших усилий, но и участие в фундаментально человеческой деятельности.
Человек как придаток к машине
Джо Митчелл Чаппл в 1908 году высказывал мнение, что использование машин для замены ручного труда, ремесла и общения угрожало дестабилизировать укоренившиеся ассоциации между руками и человечностью.
Об этом писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем «Коммунистическом манифесте» (1888): «Вследствие широкого использования машин и разделения труда работа пролетариев потеряла всякий индивидуальный характер, а следовательно, и всякое очарование для рабочего. Он становится придатком машины, и от него требуется только самая простая, самая монотонная и легко приобретаемая сноровка».
Маркс и Энгельс порицали фабричные технологии за это и предположили, что машины способствуют отчуждению человека от производства и от продуктов его труда. Кнопки представляли собой квинтэссенцию триумфа машинного труда над человеческим.
Кнопка и холодная война
Французский социолог и философ Жан Бодрийяр в 1968 году сетовал на то, что кнопки, рычаги и тому подобное «почти превратили [людей] в действующих лиц глобального процесса, в котором человек лишь является зрителем». Эта роль зрителя предполагала человеческое бессилие: он только мог смотреть на то, как машины выполняют предполагаемые реальные действия.
Неслучайно во времена холодной войны страхи были сосредоточены вокруг одного нажатия на кнопку, которое могло запустить ядерную бомбу. Хотя именно человек нажимал на кнопку, но реальная сила заключалась в самой бомбе. И человечество бы только беспомощно наблюдало за ней.
Кнопки как символ дистанцирования от жизни
Хотя время сейчас другое и почти все технологии люди принимают с радостью и ажиотажем, все же чувствуется некоторый негатив. Например, критика такими словами как «кнопочник», «кнопкодав». Или возьмем образ человека, который бездумно коротает вечер за пультом от телевизора. В каждом из этих случаев действия человека, нажимающего на кнопку, воспринимаются как отстраненные и неумелые.
Но несмотря на это, кнопки по-прежнему присутствуют повсеместно. Графические пользовательские интерфейсы на веб-страницах и в приложениях оснащены всевозможными кнопками. Кнопки занимают видное место в социальных сетях для выражения эмоций: «нравится», «не нравится», «вау», «грустно». Физические кнопки всегда будут на лифтах, кофеварках, пультах дистанционного управления и руле.
Следующий этап эволюции — жизнь без кнопок
Как на счет мира без кнопок? Некоторые последние технологические разработки отказались от них в пользу управления с помощью жестов (например, Microsoft Kinect или Nintendo Wii) или голосовой активации (в случае с Алисой от Яндекса, Siri от Apple или Alexa от Amazon).
Польский дизайнер интерфейсов Войцех Добри утверждает, что настало «время думать без кнопок»: люди могут просто хлопать, использовать свой голос для выполнения команды или перетаскивать предметы пальцами по гладкому стеклянному экрану. Добри полагает, что кнопки — пережиток XIX века — не должны остаться в XXI веке.
Другими словами, пора переходить к более естественному взаимодействию с технологиями в повседневной жизни. Ведь кнопки имеют определенные технические ограничения. Например, они могут ограничивать выбор пользователя такими бинарами, как «вкл/выкл», «да/нет» или «старт/стоп», вместо того чтобы поощрять выбор вариантов. В некоторых ситуациях голосовая команда действительно может работать лучше, чем кнопка. Вопросы удобства использования должны быть на первом месте в любом дизайне.
Так почему мы подсознательно не любим кнопки?
Производители и дизайнеры часто не признают, что жалобы на кнопки имеют отношение не столько к самим кнопкам, сколько к социальному и техническому контексту. Если проанализировать его, становится ясно, откуда идет подобный негатив. Тут может быть одна из трех причин:
- Опасения остаться без работы. Несмотря на выгоды, которые принесло делегирование ручного труда машинам, общество уже давно столкнулось с вопросом о том, не сделают ли они человеческий труд устаревшим. Энгельс и Маркс называли человека «придатком», а Бодрийяр — «зрителем». Другими словами, это тела, ставшие ненужными и существующие исключительно для того, чтобы поддерживать функции машины. Но на это стоит посмотреть иначе. На самом деле за последние 100 лет потребовалась огромная переквалификация, чтобы научить людей нажимать правильные кнопки в нужных контекстах. Достаточно взглянуть на сложный интерфейс кабины самолета, приборной панели автомобиля или диспетчерской производственного предприятия. В этих случаях нажатие кнопок требует глубокого знания и практики.
- Отсутствие контроля у пользователя. Люди испытывают разочарование от ощущения, что они не контролируют ситуацию: машина работает независимо от их нажатий. Некоторые кнопки при нажатии, кажется, вообще ничего не делают, оставляя пользователя в оцепенении и без средств защиты. Например, сколько раз вы нажимаете кнопку вызова лифта?
- Осуждение ситуации, когда людей подталкивают к действию. Если вернуться к рассказу Хопли о Кери, то становится очевидным, что автор боялся «кнопочного менеджера», потому что он представлял собой злоупотребление властью. Наблюдая за развитием научного менеджмента и бюрократической практики в офисах, Хопли обвинял кнопки в создании угнетающей дистанции между руководителями и сотрудниками низшего звена. Эти менеджеры могли спокойно сидеть за своими столами, отдавая приказы одним нажатием кнопки, в то время как те, кто находился ниже их, постоянно трудились.
Это сценарии имеют гораздо больше отношения к обществу, чем к самим кнопкам. Пора переосмыслить роль кнопки. Мир без кнопок не был бы утопическим противоядием от проблем, которые часто возникают при общении, работе и игре. Любой интерфейс требует от пользователя изучения и привыкания своего тела к набору жестов, которые на первый взгляд кажутся очень неестественными.
Интерфейсы с сенсорными экранами вызывают опасения по поводу безопасности, поскольку пользователи должны уделять внимание визуальному взаимодействию с экраном, а не нащупывать пальцами рельефную поверхность. Интерфейсы с распознаванием лиц несут в себе этические вопросы, и некоторые опасаются, что подобные инструменты означают еще один шаг к концу анонимности. Переход к новому формату интерфейса — это всегда головоломка и переговоры. Вместо того чтобы отказываться от кнопок в пользу следующего самого удобного и модного интерфейса, как будто это панацея, задача состоит в том, чтобы ставить в приоритет подлинное вовлечение пользователя, прозрачность и обратную связь.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
РОБОТЫ ЗАЙМУТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА: ОЖИДАНИЯ И СТРАХИ ЛЮДЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 100 ЛЕТ Читать
Полный текст статьи читайте на Компьютерра