Как заработать на цифровом стартапе: проектирование маркетплейса

Считается, что онлайн-маркетплейсы — одна из наиболее перспективных ecommerce-отраслей. Однако две третьих из них закрываются в первый год. Так себе статистика с учетом стоимости разработки и маркетинговых расходов на запуск проекта.

Маркетплейс — это бизнес-модель, которая предполагает создание площадки и развитие веб-сервиса в интернете, где встречаются продавец и покупатель. Сам веб-сервис становится местом проведения сделок, а владелец маркетплейса зарабатывает на проценте от этих сделок.

Известные примеры таких интернет-проектов — Авито, АлиЭкспресс, Booking, Ozon.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Привлекательность и риски бизнес-модели

Почему стоит смотреть в сторону маркетплейса

Привлекательность модели маркетплейсов в том, что большой выбор товаров или услуг от разных поставщиков привлекает больше клиентов, чем отдельные интернет-магазины.

А поставщикам удобнее предлагать товары и услуги в маркетплейсе, где уже есть спрос, чем создавать и продвигать свой сайт или интернет-магазин.

Еще один плюс: в классическом варианте маркетплейс снимает с владельца проблемы с доставкой, общением с покупателем, урегулированием проблем с заказами.

Ограничения бизнес-модели

Разработка и запуск маркетплейса требует значительной сумме инвестиций на старте.

Во-первых, разработка веб-сервиса обойдется не меньше, чем в 1 миллион рублей. Во-вторых, придется прилагать маркетинговые усилия сразу в двух направлениях: одновременно привлекать и удерживать как покупателей, так и поставщиков. То есть маркетинговый бюджет нужно закладывать двойной.

Нивелировать риски помогает тщательная аналитика на старте, быстрый запуск онлайн-сервиса, а также привлечение пользователей на ранних этапах.

Минимальная необходимая функциональность для старта

Быстро запуститься позволит разработка минимальной рабочей версии продукта (MVP), а потом развивать функциональность маркетплейса.

В среднем разработка MVP маркетплейса займет 3–4 месяца. Это время включает весь процесс от этапа аналитики и проектирования до дизайна и непосредственно разработки, если оперативно согласовывать каждый этап.

Каталог

Составляющие каталога:

  • карточки товаров или предложений;

  • категории и фильтры;

  • поиск по категориям, видам товаров, цене, поставщику.

Поэтому в карточках товаров необходимо дополнительно предусмотреть поля для информации о поставщиках: бренд или имя, контактные данные, условия доставки и возврата.

Личные кабинеты поставщика и покупателя

Их функциональность:

  • регистрация и авторизация;

  • управление личными данными;

  • размещение товаров в каталоге — для поставщиков;

  • корзина, история покупок, статусы заказа — для покупателей.

Платежный модуль для взаиморасчетов покупателей и поставщиков

Здесь же предусмотреть возможность безопасных покупок, а также защиту платежных данных.

Администрирование системы

В административной панели обязательные функции:

  • Статистика и аналитика по всем поставщикам и покупателям, а также по типам сделок.

  • Модерация объявлений пользователей.

  • Просмотр и модерация всех данных в системе для разрешения спорных ситуаций.

Ошибки при запуске маркетплейса

Сразу разрабатывать продукт целиком

В этой нише довольно сильная конкуренция. И прежде, чем реализовать такой продукт, нужно удостовериться, что идея свести потребителей и тех, кто продает товар или услугу, — действительно актуальна, причем для двух сторон: и для продавцов, и для покупателей.

Пример

Мы разрабатывали сервис для молодоженов и свадебных организаторов Karavai Party, мы построили работу по проекту так, что сначала реализовали публичную часть сайта и личный кабинет для организаторов.

Вторым шагом провели рекламную кампанию для привлечения на платформу исполнителей — ведущих, музыкантов, фотографов, оформителей и т.д. Этим мы проверили, насколько удобно и интересно исполнителям размещать информацию о своих услугах. После того, как эта гипотеза была проверена, приступили к разработке к проектированию личного кабинета для молодоженов и функциональность планировщика свадьбы.

Неверно выбрать технологии

Маркетплейс можно реализовать на готовых платформах, а можно выбрать индивидуальную разработку на фреймворке. Первый вариант актуален, если у вас очень небольшой бюджет для запуска или нужно быстро проверить гипотезу.

Ограничение такого выбора в возможности дальнейшего развития: у готовых решений меньше гибкость и кастомизировать их в дальнейшем окажется дороже и хлопотнее, чем разработать с нуля веб-сервис на фреймворке.

Пример

Например, мы разрабатывали сервис Buzz.im, платформу для покупки продажи рекламы в Telegram-каналах. Еще до обращения к нам они реализовали сервис на шаблонной платформе и проверили, есть ли спрос. После чего уже вложились в кастомизированную разработку.

С таким дизайном сервис был запущен для проверки спроса

«Для теста хотели обойтись минимальными вложениями, поэтому взяли простой темплейт с TemplateMonster. Когда идея была проверена, интерес к рекламе увеличивался, мы решили вложиться в разработку интерфейса».
Руководитель проекта Buzz.im

Так выглядит сервис сейчас

Придумывать новые фичи в процессе разработки

В процессе разработки вы можете увлечься и придумывать все новые и новые функции, которых не было в контурах проекта. Каждая из них будет казаться очень важной, чтобы обогнать конкурентов. Однако в этом случае есть шанс так и не запуститься. Или все деньги уйдут на разработку, а на привлечение пользователей денег уже не останется.

Рекомендуем на старте расставить приоритеты, сделать упор на создание и запуск MVP. А остальные фичи дорабатывать после запуска маркетплейса, когда уже появятся первые пользователи.

Пример

Разрабатывали сервис продажи деталей для автомобилей. В процессе один из руководителей постоянно «подсматривал» у конкурентов новые функции и способы реализации и просил их внедрить.

В итоге контуры проекта разрастались вместе со сроками. Разработка вместо нескольких месяцев заняла больше года. За это время появилось больше конкурентов, а прежние заняли существенную долю рынка.

Забить на дизайн

Успех маркетплейса напрямую зависит от того, насколько легко пользователю разместить или найти товар, добавить в корзину, связаться с поставщиком, оплатить. И все эти моменты решаются за счет проектирования и дизайна.

Ннеудобный интерфейс снижает конверсию в покупку, повышает процент незавершенных заказов, приводит к оттоку покупателей и поставщиков.

Подробно о роли интерфейса мы рассказывали в статье о редизайне сервиса Buzz.im — платформы, которая объединяет покупателей рекламы в Телеграм-каналах и владельцев этих каналов.

Взгляд на процесс покупки рекламы глазами пользователей позволил разработать максимально удобную витрину и личные кабинеты рекламодателя и владельца канала.

Личный кабинет покупателя рекламы

Личный кабинет владельца Телеграм-канала, который продает рекламные услуги

Вложить все в разработку, не подумав про маркетинг

К сожалению, 85% стартапов прекращают свою деятельность. Ведь мало сделать продукт, необходимо заранее спланировать и заложить бюджет на привлечение пользователей. А в случае маркетплейса — это как минимум два отдельных направления продвижения: для продавцов и для покупателей.

Так через год после запуска сервис для молодоженов Karavai Party ушел с рынка, т.к. владельцы не заложили достаточный бюджет для привлечения молодоженов и не создали спрос на площадке.

Главный компонент успеха маркетплейса

Запуск собственного маркетплейса имеет как плюсы в долгосрочной перспективе, так и риски при запуске.

Снизить риски на старте поможет три компонента:

  • протестировать спрос на простых инструментах с минимумом вложений;

  • привлечь опытную команду проектировщиков и разработчиков;

  • продумать маркетинговую стратегию, чтобы сначала привести достаточно поставщиков, а после привлечь покупателей.

Рекомендуем не экономить ни на одном из этих пунктов, ведь именно от них зависит, окупятся ли в итоге инвестиции в проект, или ваш маркеплейс пополнит статистику.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine