Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Наталья Гараханова, директор по маркетингу в digital-агентстве Black Engine и координатор курса «Создание продукта» в Нетологии, рассказала, что такое бизнес-модель Остервальдера и как правильно ее заполнять. Материал состоит из нескольких частей, содержание вы найдете ниже.
Бизнес-модель Остервальдера, или Business Model Canvas — это шаблон из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса.
Бизнес-модель Остервальдера.
Содержание цикла:
- Потребительские сегменты.
- Ценностные предложения и каналы сбыта.
- Взаимоотношения с клиентами и потоки поступления доходов.
- Ключевые ресурсы, виды деятельности и партнеры.
- Структура издержек.
Структура издержек
В этот блок мы вписываем все расходы, которые обеспечат нормальное функционирование бизнес-модели.
Семейство Фрей, несмотря на свою силу и богатство, всегда тратит свои ресурсы по-минимуму.
Рекомендую начать с самых основных расходов, а именно:
- расходы на создание, воплощение и тестирование ценностных предложений;
- поддержание взаимоотношений с клиентами;
- получение прибыли.
Если до этого все блоки заполнены грамотно, то посчитать издержки не сложно. Этот блок призван структурировать имеющуюся информацию и дать ясную финансовую картину бизнеса. Однако, некоторые компании используют структуру издержек как точку отсчёта.
Программа обучения: «Создание продукта: аналитика, разработка, продвижение»
В любой модели следует стремиться минимизировать издержки, но снижение издержек имеет разное значение. Если мы разделим все бизнес-модели на два типа, то будет наглядно видно, к какой больше тяготеет ваша компания. Большинство моделей же находятся посередине.
Лорд-командующий Мормонт умел обеспечивать полноценное выполнение всех задач Ночного Дозора, несмотря на скудность ресурсов.
Больше внимания к издержкам
В таких моделях стараются как можно больше минимизировать издержки: используют дешевые ценностные предложения, автоматизацию в обслуживании клиентов и привлечение сторонних ресурсов. Сюда можно отнести все компании недорогих авиаперевозок.
Лорд Фрей просчитывает трату каждого медяка.
Больше внимания к ценности
Если компания берет во внимание не расходы, а ценностные предложения, то, как правило, уровень услуг и обслуживание классом выше. Сюда можно отнести роскошные отели, где стараются угодить клиенту.
Станниса Баратеона не волнуют издержки, а важна лишь цель.
Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:
- Какие расходы в нашей компании самые важные?
- Какие из наших ключевых ресурсов наиболее дороги?
- Какие ключевые виды деятельности требуют больше затрат?
Рассмотрим бизнес-модель компании Apple iPod/iTunes.
iPod вышел на рынок в 2001 году. Устройство совместимо только с программой iTunes, которая позволяет переносить на плеер музыку и другие данные. iTunes также интегрирован с онлайн-магазином Apple Store, где пользователь может купить и скачать музыку и подкасты.
Именно эта совокупность трех аспектов: устройства, ПО и онлайн-магазина позволила Apple занять лидерские позиции на рынке, совершив переворот в индустрии. Хотя Apple — не первая компания, кто пришел на рынок с портативным плеером. Что помогло занять Apple лидерскую позицию? Использование лучшей бизнес-модели.
В одном ценностном предложении они объединили уникальное по дизайну устройство, многофункциональное программное обеспечение и доступный онлайн-магазин. Все вместе сделало поиск, прослушивание и покупку музыки быстрым и удобным. Чтобы сделать такое предложение, компания заключила договора со всеми компаниями звукозаписи и создала самую крупную в мире онлайн-библиотеку.
Теперь рассмотрим бизнес-модель на примере королевы Дейнерис Таргариен.
Теперь у вас есть все необходимые навыки, чтобы описать собственную бизнес-модель. Если не знаете с чего начать, советую три действенных лайфхака:
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте шаблон. Визуализация поможет сконцентрироваться;
- Распишите на листе все девять блоков, не раздумывая над каждым блоком больше трех минут. Отложите в укромное место;
- На следующий день проделайте тоже самое на новом листе. Сравните результаты.
Заполнение бизнес-модели лишь кажется непростым. Если вы хорошо знаете свой бизнес, вы легко расставите информацию по нужным блокам и получите наглядную картину. Удачи!
Содержание цикла.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Полный текст статьи читайте на Нетология