Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Спонсорский материал

Все привыкли, что большинство IT-решений приходят к нам с Запада, а у нас есть лишь несколько софтверных компаний. Да и те уже порой становятся зарубежными — как, например, перерегистрировавшаяся в Швейцарии «Лаборатория Касперского». Однако есть и в России компании, создающие современные технологии от А до Я. Причем не просто современные, а реально уникальные, не имеющие аналогов даже у мировых транснациональных корпораций. В смысле, это и железо, и софт, и готовый работающий сервис — и никакого импортозамещения! Знакомьтесь: «РусХОЛТС».

Офис компании и производство расположены в Санкт-Петербурге. «РусХОЛТС» основал бывший военный инженер-физик Александр Кузьмин. Когда-то он разрабатывал системы защиты кораблей и подлодок от обнаружения противником. А в девяностых, когда советские НИИ развалились, занялся бизнесом по поставкам сопутствующих товаров на АЗС. Это была американская автокосметика марки HOLTS, от нее в наследство досталось и название.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Александр Кузьмин — не только ведущий эксперт по НЕтопливному бизнесу АЗС в России. Но и настоящий евангелист инноваций и современного подхода к формированию НЕтопливного бизнеса АЗС. Но самое главное, Кузьмин в силу специфики его технологий — один из самых крутых в России специалистов по КОФЕ!
Александр — автор нескольких изобретений, а также сотен статей и комментариев в ведущих деловых и отраслевых СМИ вроде «КоммерсантЪ» или РБК. Самые свежие материалы доступны на личном сайте kuzminblog.ru, также в авторской колонке Forbes.

10 лет назад к автохимии и аксессуарам добавились поставки кофе и автоматических кофемашин для его приготовления. И это открыло поистине бездонные возможности для развития бизнеса не только в рамках работы с АЗС, но и на гораздо более широком рынке. А затем совершенно логично возникла потребность в системе двухстороннего удаленного мониторинга для кофемашин. И тут выяснилось, что таких решений вообще нет. Не только на российском рынке, но и в мировом масштабе. Нет их и у топовых мировых корпораций. И тут компания Александра Кузьмина сделала реально уникальное и неповторимое…

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Главная цель комплекса высоких технологий «РусХОЛТС» в конечном счете — довольный потребитель. Как это высчитать, выразить в цифрах, помимо дохода? Очень просто — восемь из десяти покупателей должны оценить кофе как «однозначно вкусный». И тогда кофейная часть бизнеса будет работать крайне успешно.

Вернее, есть еще «The Grid». Ее в свое время создал британец Скотт Мартин, развивавший собственную сеть вендинговых автоматов Costa Express, которую он в 2011 году продал Costa Coffee за 60 млн. фунтов стерлингов. А Costa Coffee, в свою очередь, продалась в 2019 году Coca-Cola за 5,1 млрд. долл. Сейчас эта система используется транснациональной корпорацией исключительно для собственных нужд.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Прямо в офисе «РусХОЛТС» на Московском шоссе, 19 (Санкт-Петербург) организован полноценный «симулятор магазина на АЗС». Так удобно и потенциальным заказчикам показывать в деле свою продукцию, и проводить тестирование собственных разработок.

А тогда не было вообще ничего, все приходилось делать с нуля. Сегодня производители автоматов, конечно, оснащают некоторые модели телеметрическими модулями. Но те, как правило, лишь собирают статистику да отправляют ее на удаленный облачный сервер. И это всё.

А рынок требовал большего. Гораздо большего! И тогда «РусХОЛТС» своими силами разработала систему управления кофейным бизнесом BMS Coffee Control. А британцы параллельно примерно в те же годы сделали The Grid. Вообще, тут самое главное — не столько написать софт и спроектировать железо, сколько правильно поставить техническое задание разработчикам. То есть понять задачи, которые должны решаться, и методы, которыми они будут решаться.

В этом смысле подходы Costa Express и «РусХОЛТС» схожи: и The Grid, и BMS были созданы в первую очередь для себя, исходя из потребностей своего же бизнеса, штатными программистами. Поэтому была возможность долго и тщательно отрабатывать гипотезы на практике и шлифовать всякие мелочи. Если бы решение создавалось сторонней софтверной компанией, этого достичь бы не удалось. Разница только в том, что The Grid как часть Costa Express был сразу ориентирован на продажу инвестору. А BMS от «РусХОЛТС» делали под собственные задачи и лишь потом поняли, что такое решение на самом деле нужно многим.

Сейчас актуальной является BMS версии 4.0. Что она умеет?

Во-первых, это управление не только кофемашиной, но и всей кофезоной в целом. Ведь та включает еще и холодильник с молоком, и внешние мониторы с постоянно транслируемым видеоконтентом, и диспенсер стаканчиков, и резервуар с чистой водой, и сливной бак для отходов. Если хотя бы что-то из этого не в порядке (нет молока, стаканов, воды или переполнен бак с отходами), то продажи кофе сразу останавливаются, а бизнес банально перестает приносить доход.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Пример уведомления BMS, которое приходит на смартфоны администратора и владельца-хозяина кофе-зоны в случае необходимости предпринять какие-либо действия. В данном случае следует оперативно заменить бутыль с водой.

А поскольку расположена кофе-зона обычно на объекте, где персонал имеет совершенно другую специализацию и в устройстве всей этой кофейной машинерии особенно ничего не понимает (АЗС, продовольственный магазин, автомойка или отделение банка), то никто на это даже не обратит внимания.

А BMS Coffee Control заблаговременно отправляет на смартфоны персонала и ответственных лиц (а также владельца-хозяина точки!) уведомления о том, что стаканчики-то нужно положить!

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

И если их после этого все равно не положили, то уже диспетчер из «центра управления полетами», куда стекаются в реальном времени данные из всех подключенных автоматических кофезон (Россия + 8 стран), позвонит на объект голосом и проконтролирует, что нужно сделать.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

В центре технической поддержки «РусХОЛТС» круглосуточно присутствуют два оператора. Каждое рабочее место оснащено парой мониторов, которые дополняют шесть 40-дюймовых общих экранов. При необходимости операторам помогает опытный механик, который отлично разбирается во всех поставляемых «РусХОЛТС» кофемашинах. Такой сотрудник обязательно присутствует на каждой смене.

Во-вторых, это глубокая интеграция в саму кофемашину — настолько глубокая, что «РусХОЛТС» стала единственной в мире компанией, получившей права на дистрибуцию сразу двух брендов кофейных суперавтоматов — WMF и Schaerer, принадлежащих единой промышленной группе SEB. Только потому, что BMS Coffee Control используется в машинах обеих марок и официально одобрена производителем.

В кофейных комплексах «РусХОЛТС» можно контролировать даже такую мелочь, как цвет подсветки кофе-зоны. И метод ее демонстрации — например, статичный или мерцающий.

Это позволяет не только собирать аналитику о работе машины, но и реализовать ряд дополнительных функций. Например, есть API «личный бариста в твоем смартфоне». И эта функция уже реализована в мобильном приложении «Газпромнефти» — клиент настраивает рецепт кофе прямо на смартфоне, затем, когда приезжает на заправку, сканирует QR-код на дисплее автомата. И пожалуйста: вам покрепче, вам побольше молока, а вам латте с удвоенной нежной молочной пенкой.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Чтобы еще лучше стимулировать продажи, в мобильном приложении для кофемашины можно внедрить опцию «Кофе от звезды». То есть пользователь будет выбирать из списка типа «Кофе от Шнурова», «Кофе от Киркорова» и так далее по рецепту, который одобрил лично Сергей Шнуров, Филипп Киркоров или даже В.В. Путин. Такая возможность заложена в программном обеспечении «РусХОЛТС» — было бы у клиента желание воплотить идею в жизнь.

Впрочем, большинство дополнительных функций ориентированы на владельцев бизнеса, поскольку решают специфические задачи, связанные с недобросовестностью персонала.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Так выглядит системное меню кофемашины с возможностью изменять рецептуру кофе.

Например, без BMS Coffee Control до 30% кофе на АЗС продавали «налево». А чтобы скрыть недостачу сырья в автоматах, находили в интернете мастер-пароли и перепрограммировали машины для того, чтобы лить побольше воды и сыпать поменьше зерен, поменьше молока да побольше пены и т.п. Жулику кажется, что, мол, какая разница, все равно горяченькое и сладенькое будет.

Но проблема в том, что сбитые настройки кофемашины сильно портят вкус кофе: важно выверенное сочетание пропорций, температуры и т.п., причем оптимизированное под конкретную смесь зерен конкретного поставщика. Если их поменять, то одна чашка невкусного кофе означает, что клиент раз и навсегда перестанет покупать его во всей сети АЗС, магазинов и т.п. Мало того, что он сам перестанет доверять бренду, так еще и друзей и знакомых отговорит напиток покупать. Сарафанное радио работает лучше всего, а бизнес тут как раз в том, чтобы вы покупали кофе снова и снова — при КАЖДОМ посещении точки! В конце концов, именно кофе остался последним легальным стимулятором мозга: его и за рулем пить можно, и Минздрав на пачке не предупреждает.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Чтобы гарантировать определенный вкус, «РусХОЛТС» не просто подбирает необходимые параметры для кофемашины, но и отвечает за «фундамент» — без посредников занимается поставками кофе из Бразилии. На каждой пачке размещен QR-код со ссылкой на страницу с подробнейшим «паспортом» данного сорта.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

По ссылке из QR-кода для знатоков даже приводится детальная диаграмма обжарки конкретной партии. Да-да, именно той, откуда и взят кофе в упаковке на фото выше.

BMS Coffee Control просто откатывает настройки на дефолтные при любой попытке изменения. То есть найти в интернете мастер-пароль для кофемашины (а они существуют в обязательном порядке, ведь жизненный цикл такой техники составляет от 10 лет, и за это время обычные уникальные пароли велик риск потерять) и изменить рецептуру теперь не получится. Сам факт изменения рецепта логируется, и с сервера тут же загружаются «правильные» настройки, что не позволяет совершать манипуляции для того, чтобы продавать кофе «налево».

Также в России среди персонала АЗС были широко распространены схемы обмана, при которых сотрудник вступал в сговор с сервисным инженером и вызывал его при отсутствии необходимости. Сервисный инженер не приезжал, но все бумаги оформлялись как для выезда. А в итоге стоимость вызова (от 4 000 р.) делилась между сообщниками. Теперь же диспетчер видит даже содержимое дисплея каждого кофе-автомата в режиме реального времени. И любую поломку контролирует дежурящий на каждой смене собственный сервисный инженер «РусХОЛТС». А потому ложных вызовов нет совсем, а 55% всех технических проблем решаются удаленно: достаточно позвонить «тете Маше» на месте и сказать: «У вас там трубка для подачи молока пережата, поправьте».

Но самое главное — все это объединено в полноценную ERP-систему. ERP (сокр. от Enterprise Resource Planning) означает «планирование ресурсов предприятия». Это программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, операции, отчетность и позволяет управлять ими.

Вот для наглядности сравнение штатной системы мониторинга от крупнейшего мирового производителя кофемашин WMF и российской системы BMS Coffee Control производства компании «РусХОЛТС»:

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Фактически новая версия WMF Coffee Connect 4.0 будет сокращенной версией BMS Coffee Control.

C аппаратной точки зрения BMS построена на модулях двухстороннего мониторинга и облачной онлайн-платформы с диспетчерским центром. Последнюю «РусХОЛТС» или сдает в аренду фактически по модели PaaS (Platform-as-a-Service), или развертывает на площадке клиента, выступая уже системным интегратором. Это, кстати, тоже интересный нюанс: многие заказчики предпочитают именно локальное развертывание у себя, поскольку их CIO, ответственные за внедрение новых IT-решений, боятся оказаться невостребованными. Но аргументируют свою позицию они, конечно, безопасностью: мол, вдруг наши данные окажутся у третьих лиц, а вдруг облако «упадет» и мы ничего не сможем сделать, кроме как ждать, — и так далее. «РусХОЛТС» поэтому идет навстречу пожеланиям и реализует как PaaS, так и локальное решение.

Управляющие модули построены на базе промышленных микроконтроллеров Atmel 328P. В зависимости от модели кофемашины в них загружается соответствующее ПО. Корпуса печатаются на 3D-принтере: штамповка в данном случае дороже, поскольку производство мелкосерийное. И конкретный вариант корпуса выпускается всего в нескольких сотнях экземпляров под конкретную реализацию: кофемашины у всех разные, а также в каждом проекте используется разный способ связи — где-то Wi-Fi-модуль, где-то 3G/GSM-модем, где-то просто Ethernet. Достаточно канала в 64 Кбит/сек, по которому поднимается защищенное VPN-соединение. При временном «падении» канала логи пишутся во внутреннюю память, после восстановления соединения они отправляются на сервер.

На фото — клиентский управляющий модуль с разъемами для подключения проводного интернета. А также USB-портом, куда можно установить 3G-модем, Wi-Fi-адаптер и прочее оборудование.

Датчики подключаются при помощи промышленных винтовых 5-контактных разъемов, а сама кофемашина — сервисным USB-кабелем, то есть ее аппаратная часть не модифицируется, речь идет о глубокой программной интеграции.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Тут небезынтересен вопрос гарантии: все же вмешательство в конструкцию есть. Поскольку «РусХОЛТС» является дистрибьютором машин, он и осуществляет все виды гарантии, располагая собственной сервисной службой, где уже сейчас работает более 100 сотрудников.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

«РусХОЛТС» самостоятельно разрабатывает и собирает на собственном мелкосерийном производстве модули удалённого управления кофемашинами.

Но это все технические детали. А бизнесу-то от этих всех инноваций что? А бизнесу решения от BMS Coffee Control дают возможность вложить порядка 600–700 тысяч рублей в готовую кофе-зону («РусХОЛТС» поставляет их под брендом Vortex Coffee). Такая полностью автоматизированная кофе-зона занимает всего два квадратных метра площади, требует только электрической розетки и в автоматическом режиме зарабатывает дополнительные деньги на людском трафике — будь то заправка, магазин, газетный киоск на вокзале или даже отделение банка. В последнем случае это скорее инструмент лояльности: в США некоторые банки уже внедряют такие решения, чтобы завлечь посетителей к себе, а пока довольный клиент пьет кофе, ему можно дополнительно продать какую-нибудь услугу.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Один из примеров стимулирования дополнительных продаж с помощью кофемашин «РусХОЛТС». При заказе кофе клиент получает ощутимую скидку-бонус на другой товар. Например, как на фото — возможность купить энергетик на 50% дешевле. Согласитесь, сложно отказаться от такого заманчивого предложения!

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Если комплекс с кофемашиной оснащен одним или двумя экранами, АЗС имеет возможность зарабатывать за счет продажи рекламы. А именно — проигрывания рекламных видеороликов. Заодно можно оповещать посетителей о собственных новинках, акциях и иной информации. Интерфейс управления функцией максимально простой и доступен в версии для смартфона.

Экономика автоматической кофе-зоны примерно такая: по статистике, в среднем кофе берет каждый десятый посетитель сервисной точки. Себестоимость порции кофе — 30 рублей (речь идет именно о качественном зерновом кофе, а не порошке из вендингового автомата). В розницу эта порция продается за 100 рублей (хотя на АЗС — по 150 и выше). При трафике 1 000 посетителей в день будет продано 100 стаканчиков кофе, 70 рублей прибыли с каждого — 100×30х70=210 тысяч рублей прибыли в месяц (до налогов). То есть вложения окупаются при таком трафике за несколько месяцев.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Также BMS Coffee Control стала основой для разработки аналогичных систем для других отраслей, которые получили название BMS Cloud. Ведь если есть готовый контроллер и ERP-система, то можно подцепить к нему другие датчики — и готов «интернет вещей» для практически любой другой сферы.

В частности, есть EasyWC — решение для контроля чистоты общественных туалетов. Датчики системы отслеживают наличие туалетной бумаги, мыла, салфеток и даже контролируют заполнение мусорного ведра!

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

В офисе «РусХОЛТС» есть демонстрационный зал со стендами различных разработок компании. Впрочем, нет ничего проще, чем увидеть работу EasyWC вживую. Система реализована во всех туалетах головного питерского офиса «РусХОЛТС».

Более того, реализована даже обратная связь от посетителей: достаточно отсканировать своим смартфоном QR-код на стене и можно сообщить руководству объекта о проблемах. Для большинства посетителей АЗС чистый туалет важнее хорошего магазина и кафе, но магазинами пытаются заниматься сотни компаний, а чистотой туалетов на заправках — только «РусХОЛТС».

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Или, например, система для контроля за гриль-духовками-турбопечами, в которых на объектах HoReCa готовят выпечку из замороженного сырья (вы же знали, что в 90% всех этих булочных все «только что выпеченное» на самом деле сделано на заводе?). Программы профессиональных духовок тоже рассчитаны на полуфабрикаты из конкретного вида муки и с определённым содержанием сахара. Иначе выпечка или не пропечётся, или подгорит. И здесь можно удаленно эти программы менять в зависимости от используемого сырья (сменился поставщик ватрушек — раз, программа номер 8 обновилась на всей сети, новые сосиски в тесте — хорошо, меняем программу 14, не надеясь, что это правильно сделают сотрудники на местах, от которых требуется открыть дверцу, положить заморозку, нажать кнопку для конкретного блюда, будь то пицца, курица или картошка фри).

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Турбо-печь MerryChef eikon e2s ценой € 7 000. Приготовление, к примеру, куриной грудки или сосисок занимает буквально 1–2 минуты. Никаких особых навыков и контроля со стороны персонала АЗС не требуется.

Кстати, о сосисках! Для них у «РусХОЛТС» тоже есть специальное решение Grill Tracker на базе машинного зрения.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Над роторным грилем, в котором обычно и готовят разномастные хот-доги, расположена камера, которая анализирует, какую сосиску как давно на гриль положили, насколько она уже готова и какие из лежащих сосисок нужно продать первыми — ведь слишком долго их держать нельзя, они пересушатся и будут невкусными.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Grill Tracker даже умеет определять, действительно ли перед ним выложены сосиски. Если на поверхность гриля упал нож или иной предмет, это не помешает корректной работе системы. «Наблюдатель» попросту проигнорирует незваного гостя.

Более того, компьютер даже помогает разложить сосиски КРАСИВО, что позволяет продавать их в большем количестве, так как они выглядят аппетитнее.

Дальше — больше. Создана целая ERP-система управления розничным магазином: начиная с выбора поставщиков и заканчивая контролем товарных остатков и мерчендайзингом. Cистема машинного зрения анализирует изображения, поступающие с точек продаж, на соответствие планограммам. Источников картинки может быть два: либо это съёмка на смартфон с предустановленным специальным приложением (ежедневно снимает или мерчендайзер, или сотрудник точки), либо изображение несколько раз в день снимается с камер наблюдения. Прямых аналогов этому решению в мире также нет, у российского «РусХОЛТС» же оно есть.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналоговКак в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Система «Автозаказ» анализирует продажи, оценивает остатки и ежедневно автоматически формирует заказ для АЗС. Управляющий получает уведомление о готовом списке, после чего подтверждает его или вносит изменения.

Да что там просто магазин — внедряются решения для целых гипермаркетов с учетом их специфики. В каждом «гипере» обычно есть еще и собственное производство кулинарии и полуфабрикатов. А на любом таком производстве есть жировые отходы, которые сливаются в канализацию. Так вот, их нельзя просто так бесконтрольно сливать: штраф за превышение концентрации жиров в сточных водах для организаций доходит до 700 тысяч рублей. Поэтому ставятся специальные датчики, и система заранее предупреждает о том, что ситуация может выйти из-под контроля. В гипермаркете «Лента», где реализовано это решение, к платформе подключены электросчетчики, датчики температуры и влаги.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Похожим образом система используется на продовольственных складах: датчики температуры и влажности контролируют соблюдение условий хранения продуктов. Если что-то идет не так, ответственному специалисту приходит уведомление или звонок от диспетчера. Также контролируются работа осветительных приборов, открытие–закрытие дверей, работа камер видеонаблюдения и прочего оборудования. Применение BMS на складе позволяет забыть про порчу продуктов из-за несоблюдения условий хранения, а также экономить электричество.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Огромный плюс «РусХОЛТС» — в том, что свои решения компания использует на практике в своем же собственном бизнесе поставок на АЗС НЕтопливных товаров. Поэтому «РусХОЛТС» не ждет обратной связи от клиентов, а самостоятельно в «боевых условиях» проверяет, дополняет и улучшает свои разработки. Так, система BMS применяется и на собственном огромном складе «РусХОЛТС» площадью около 13 000 кв.м.

Как в России сделали «интернет вещей», не имеющий мировых аналогов

Подробнее о решении BMS Coffee Control можно прочитать тут. Здесь — вся информация по готовым кофезонам Vortex Coffee. А владелец «РусХОЛТС» Александр Кузьмин, кстати, сам охотно переписывается со всеми по электронной почте AlexCoffee@rusholts.ru. Можно даже договориться об экскурсии в шоурум «РусХОЛТС» в Санкт-Петербурге, где представлены все разработки компании. Там можно будет выпить правильного качественного кофе, посмотреть-пощупать автономные кофезоны с удаленным управлением, приготовить через мобильное приложение кофейный напиток по собственному рецепту и познакомиться с роботом-баристой.

Опубликовано 13 июля 2020 г.

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Полный текст статьи читайте на mobile-review