Бирюльки №598. В Facebook поломали приложения на iOS
Привет.
С безмерным уважением отношусь к вещам, которые продуманы и это видно в каждой мелочи. В поселке отключили свет, и это стало знаком, что нужно заняться домашними делами, например, повесить на балконе навесные горшки. Открывая упаковку с горшком и собирая все элементы конструкции, удивлялся как в первый раз, тут продумана каждая мелочь, каждый винтик, все на своих местах. И это объясняет, почему выбираю такие горшки, несмотря на их немного заоблачную стоимость (тут система автополива, что для меня важно). Когда каждая мелочь продумана, на своем месте, то доверие к продукту автоматически увеличивается. Кажется, что все просто и банально, но добиться такой кажущейся простоты в этом мире могут единицы. Пока собирал горшки, параллельно телефон зачитывал новости, что удобно. Одним из ключевых событий того дня стали сбои в работе приложений на iOS, с этой темы мы и начнем. Поехали!
Содержание
- Как в Facebook поломали приложения на iOS во всем мире
- В Samsung откажутся от датчика отпечатков пальцев во всех моделях. И еще от зарядки!
- Nvidia обогнала Intel по капитализации — аванс от инвесторов на будущее
- В полку Canon пополнение — беззеркальные камеры R5 и R6
- Защита винодельни от подделок, еще один вариант
- Бенчмарк как доказательство крутости смартфона
- Почему Nokia проиграла гонку в 5G — ошибочные решения
Как в Facebook поломали приложения на iOS во всем мире
Началось все буднично, пятница как пятница, но потом все пошло не так, словно 2020-ый решил до конца бороться за звание года, приблизившего апокалипсис для отдельно взятой планеты. В районе обеда на iPhone прекратили работать десятки приложений, волна отключений прокатилась по всему миру. Выглядела ситуация преглупейшим образом: вы нажимаете иконку приложения, а вместо этого вам демонстрируют прекрасную комбинацию из трех пальцев. Пятница начиналась весело для многих людей, они не понимали, что случилось. Но прочувствовали на себе, насколько наша жизнь зависит от телефона и его возможностей.
Василий сел в машину, привычно поставил iPhone в держатель, запустил навигатор от «Яндекса», чтобы проложить маршрут. Ничего не случилось, так как приложение отказалось открываться. Что-то на экране мигнуло, и на этом все. Повторные попытки запустить навигатор не привели ни к чему. Сломалось! Выкрутился Василий простецки, запустил аналогичное заморское приложение, оно заработало.
У Елены никогда не хватает времени, на себя, детей, работу — московский ритм жизни предполагает, что нужно все делать на бегу. Повторный заказ в «Озоне» в эту пятницу не случился, так как приложение на iPhone устало работать и решило отдохнуть, так, во всяком случае, ей показалось. Так как Лена большой молодец, она смогла вспомнить свой пароль и справилась с заказом через веб-страницу сервиса.
А вот тезка Лены, Елена Константиновна, очень испугалась, у нее перестал работать Viber. Сообщения не отправлялись и не приходили, сын по телефону посоветовал перезагрузить iPhone и iPad, что также не помогло. Несколько часов без связи и на нервах, что наконец доломала эту технику, вроде даже и не трогала, а она зависла и больше не работает.
Эти люди выдуманы, но такие маленькие истории происходили не только в России, а по всему миру, так как сломались практически все приложения на iOS, где использовался код от Facebook. Казалось бы, какое отношение Facebook может иметь к «Авто.ру», агентству недвижимости ЦИАН, картам от «Яндекса» или тому же Spotify, а уж тем более к банковским приложениям, у многих не работали и они. Ответ заключается в том, что самая большая социальная сеть в мире постоянно следит за своими пользователями, собирает о них данные и дальше продает, напрямую или косвенно. Человек и его цифровые отпечатки превратились в ходовой товар. Это важно для любой компании, которая хочет провести успешную рекламную кампанию, тонко настроить свои цели, выбрать ту аудиторию, что потенциально может купить ее продукт. Поэтому тот же «Яндекс» размещает в своих продуктах программный код от Facebook, это не потакание иностранной социальной сети, а встраивание в рекламную модель, которая сложилась в мире. Интересно, что помимо кода от Facebook, в продуктах «Яндекса» можно найти аналогичные модули со всего мира, данных много не бывает.
Сколько данных собирает Facebook? Максимум того, что позволяют платформы, как Android, так и iOS. То, что сбой произошел на iOS и он не первый (в мае была аналогичная ситуация, но она решилась быстрее), это скорее случайность, тот же Android от этого почти никак не застрахован. На своих смартфонах я всегда стараюсь ограничить в правах приложение Facebook, так как иначе вы потеряете 10–15% от времени работы, этот софт ест энергию как ненормальный. Причина? Ему нужно следить за каждым вашим действием, а потом продавать эти данные, чтобы вам показывали рекламу, и необязательно в сервисах Facebook, это происходит на других сайтах, в контексте, практически везде. Поэтому для приложения Facebook у меня отключены почти все разрешения и возможности, не балую разработчиков сверх необходимого.
История с поломанными приложениями часто описывается в лоб, мол, сломался только тот софт, где была установлена авторизация через Facebook и пользователи использовали этот вход. Это не совсем так, сломались и другие приложения, вопрос в использованных компонентах кода от этой социальной сети. Подробнее можно почитать вселенский плач Ярославны вот тут, разработчики в восторге от случившегося.
На волне давления на Facebook со стороны рекламодателей, отказа в размещении материалов из-за недостаточных усилий со стороны социальной сети по борьбе с ненавистью (!!!) этот сбой выглядит как еще один удар. Неожиданный. Но не думаю, что это способно свалить Facebook, так как принципиальность выступающих всегда с легкостью обменивается на дополнительные скидки на рекламу и гарантии продаж, что заставляет забыть о предыдущих идеологических разногласиях. Это старинная калифорнийская забава — выбить скидки от Facebook, используя недочеты в работе компании, — в прошлом сезоне всех волновали персональные данные людей, что утекали на сторону, сейчас это вопрос ненависти одних к другим. Не хочется быть циничным, но, увы, так устроен мир.
Мне нравится, что сам сбой привлек внимание людей к проблеме, кто-то услышит, из-за чего она случилась, и задумается о хрупкости сегодняшних технологий. Сбой в коде стороннего поставщика способен вырубить десятки приложений по всему миру! Только вдумайтесь в это. Иногда кажется, что мы не видим массовых сбоев только по какой-то счастливой случайности. Винить за этот сбой iOS точно нельзя, эта беда не на их стороне. И очень надеюсь, что таких историй станет меньше.
В аспекте России этот сбой также ставит нешуточный вопрос о законе по предустановке российских приложений на разные устройства, от смартфонов до умных телевизоров. В ФАС протолкнули этот не лучший закон в том числе из-за ограничений в конкуренции со стороны владельцев платформ. Но звучали и слова про безопасность нашего софта, российского, исконного и не испорченного западным кодом. И тут случилось неудобное, оказалось, что тот же «Яндекс» ставит чужой код, с помощью которого можно выключить его приложения. Вольно или невольно. Неудобность тут вот в чем, теперь же придется в технический регламент вносить пункты о том, что никаких вставок из такого кода в приложения, что идут в предустановку, вносить нельзя. А это минус данные, на которых тот же «Яндекс» зарабатывает деньги. И как будет разворачиваться борьба пчел против меда, непонятно.
В Samsung откажутся от датчика отпечатков пальцев во всех моделях. И еще от зарядки!
В мире есть несколько вещей, которые не могут не радовать, одна из них — это то, как работают стереотипы восприятия. Но вначале новость, что потрясет мир. «Мы убьём сканеры отпечатков пальцев, поскольку они устарели», — заявил один из сотрудников Samsung, имя и должность которого не называются. Агентство «Одна Бабка Сказала» (ОБС) мое любимое, оно ежедневно создает миллионы новостей в разных областях, но проверки реальностью они не выдерживают. Утверждение об отказе Samsung от датчика отпечатков родом из 2017 года, когда такой слух со ссылкой на сотрудников компании попытались раскачать в сети. Вот одна из таких публикаций на русском языке.
В 2020 году любой владелец смартфона от Samsung знает, что датчик отпечатка никуда не исчез. В 2017 году такие слухи были обусловлены стереотипом, что Samsung копирует у Apple все, что делает компания. Отказались от датчика отпечатка? Значит, и Samsung должна отказаться от него. Но вот видите, не случилось, не произошло такого отказа. А знаете, отчего? Ответ банален — это конкурентное преимущество, когда вы предлагаете пользователю альтернативу и он может выбрать, как ему удобно разблокировать смартфон. Только сегодня в некоторых устройствах Samsung мы видим отказ от датчика отпечатка, и то он продиктован исключительно соображениями экономии, это бюджетные модели.
Нынешние слухи утверждают, что в Samsung ведут переговоры с поставщиками зарядных устройств для того, чтобы вовсе отказаться от них в комплекте. История появилась на волне того, что в Apple, по сведениям одного из аналитиков, собираются сделать именно это. Про причины, по которым в Apple хотят и, скорее всего, откажутся от зарядок в комплекте со смартфонами, написано в отдельном материале. Если коротко, то такое решение принесет Apple порядка миллиарда долларов прибыли только в первый год. Но оттолкнет заметное число людей от компании, так как восприниматься такое решение будет плохо, это жадность, которая до добра не доводит.
В новостях об этом событии мне встречалось упоминание о том, что отказ от зарядки — это попытка сохранить цены на прежнем уровне, так как 5G-чипсеты так дороги, что это приводит к росту стоимости смартфонов. Несколько изданий, просивших прокомментировать ситуацию, зачитывали этот момент, он нашел благодарную аудиторию, так как на первый взгляд все объясняет. На самом деле, нет.
Стоимость зарядного устройства в комплекте со смартфоном составляет не более 5 долларов. Для себестоимости флагмана это от силы один процент, для дотошных читателей скажу так — 1.84% в случае базовой версии флагмана. Ничто по любым меркам, и никакого выигрыша отказ от зарядки не несет. Стоимость 5G-чипсета зависит от его уровня, но в 2020 году мы видим выход моделей в среднем ценовом сегменте, их много, и они разнообразны, в следующем году стоимость 5G-смартфонов уменьшится еще больше. Повторяется ровно та же история, что была для 3G и 4G, новые чипсеты последовательно идут сверху вниз в аспекте стоимости. В 5G нет никаких отличий, все ровно то же самое. Но почему-то это глупое объяснение всплыло только сейчас, и то первоначально его придумали для оправдания решения Apple об отказе от зарядок. Я до сих пор надеюсь, что это только дикий слух, хотя его источник заслуживает доверия. Надеюсь, что в Apple переиграют свое решение, так как производство еще не запущено и время для этого есть. Решение во всех смыслах плохое для компании.
Вернемся к Samsung и попробуем представить, в каком случае оправдан отказ от зарядного устройства в комплекте. В модельном ряду Samsung есть четкое деление того, какие технологии получают устройства в определенных ценовых сегментах. Например, это можно рассмотреть по радиочасти — до 20 000 рублей это базовый вариант по частотам, от 20 до 40 тысяч рублей — расширенный, и после 40 тысяч рублей — максимальный. Деление условно, в пограничных по стоимости моделях могут быть и тот и другой варианты радиочасти. Тем не менее, ровно такой же подход для любой модели, это набор минимальных характеристик. То есть за такую-то стоимость модель должна обладать такими-то характеристиками.
Зарядные устройства, что идут в комплекте со смартфонами Samsung, имеют несколько типов — старые 5В/2A, быстрая зарядка на 15 Вт (базовый вариант для большинства моделей), быстрая зарядка на 25 Вт (большинство флагманов идет с ней), отдельная зарядка на 45 Вт (не идет в комплекте нигде, по большому счету, не нужна, нишевый аксессуар).
Начиная с середины 2020 года почти все новые модели выходят с поддержкой технологии USB Power Delivery 3.0, что, в теории, позволяет использовать одно и то же зарядное устройство с разными смартфонами. И большой разницы вы не увидите. Пазл сложился, и, значит, Samsung может отказаться от зарядок? Не совсем так. На рынке Android-смартфонов конкуренция агрессивна, и отказ от зарядки в комплекте сподвигнет Huawei, Xiaomi делать упор на то, что они не только не отказываются, но позволяют покупателю экономить, не нужно ничего докупать отдельно. Это значит подставить собственные продажи под удар, создать для себя негативную ситуацию. И в Samsung на это точно не пойдут, либо в компании неожиданно и резко поглупели (от датчика отпечатка, что дороже, не отказались, а от зарядки откажутся!). Рассматриваю такой сценарий как очень маловероятный.
Но может ли Samsung в каких-то моделях отказаться от зарядного устройства в комплекте? Такое может произойти для базовых моделей, что предназначены для развивающихся рынков, это будет попытка снизить стоимость устройства. Ни про какие 5G-модели тут речи не идет, это базовые смартфоны стоимостью до 10 000 рублей или даже того меньше. В смартфоне, который стоит недорого, себестоимость зарядки в цене почти никак не меняется, она получается довольно дорогой (1.5 доллара от 50 долларов цены — это никак не 2.5 доллара от 400 долларов себестоимости). И подобные эксперименты время от времени случаются. Но говорить о тотальном, массовом отказе от зарядных устройств как минимум преждевременно, этот момент еще не настал.
Логика развития рынка такова, что все производители хотят постепенно переходить на беспроводную зарядку, отказаться от разъема для зарядного устройства. Но для этого должно случиться несколько моментов, в частности, такие зарядки должны стать быстрее и не перегреваться, как это происходит сегодня в жаркую погоду. Тот же отказ Apple от зарядного устройства в комплекте, возможно, продиктован тем, что компания впервые выпустит фирменную беспроводную зарядку и попытается сказать, что у вас есть альтернатива — пользоваться проводом или заряжать смартфон без проводов. Инновация так себе, но это явно преподнесут как прорыв, впрочем, ничего нового в этом нет.
Думаю, что хоронить зарядные устройства в комплекте для Android-смартфонов несколько преждевременно. Но повторюсь, если в Apple решатся отказаться от зарядок в комплекте, они подставят себя под удар со стороны как Samsung, так и всех других компаний.
Nvidia обогнала Intel по капитализации — аванс от инвесторов на будущее
Впервые в истории акции Nvidia выросли настолько, что капитализация компании составила 248 млрд долларов, что на 2 млрд превысило таковую для Intel. Интересно то, что рост Nvidia начался всего четыре года назад, одновременно с развитием облаков и тем, что компания сделала ставку на новые ниши — автопилоты в машинах, облачные вычисления. Агрессивное развитие дало совсем другую оценку компании, это ощущение, что Nvidia знает что делает, и определенная усталость от Intel, которая молодец в текущих продажах, но испытывает давление со всех сторон. Простым языком — инвесторы, которых сложно назвать Эйнштейнами нашего времени, поверили в то, что Nvidia имеет больше шансов в будущем, чем Intel. И это переломный момент во всех смыслах.
Американский фондовый рынок в 2020 году — это большой мыльный пузырь, этакое казино, в котором отрицают здравый смысл и данные о реальном рынке. В Америке на конец июня более 30 млн безработных, продажи и прибыли компаний падают, но кого это волнует? Фондовый рынок показывает уверенный, рекордный рост. Негативные новости игнорируются, а любой мало-мальски заметный позитив раздувается до события вселенского масштаба. И в этом смысле Nvidia попали в волну, за этот год акции выросли на 68%, для сравнения, Intel за этот же отрезок времени потеряла около 3%. По оценке Refinitiv, в этом году Nvidia продаст товаров на 14.6 млрд долларов, а вот Intel — на 73.8 млрд долларов. Сравнимы ли компании в этом аспекте? Однозначно нет, они играют в разных лигах. Но ожидания от Nvidia совсем другие, рынком движут сегодня именно они. Реальность не волнует почти никого, кажется, что деньги потеряли всякую стоимость, так как их вкладывают в любой мало-мальски привлекательный актив, а их не так много. Растет весь рынок, растет как на дрожжах.
У меня нет сомнений, что Nvidia большие молодцы и правильно развиваются. Но текущий рост акций — это аванс на будущее, более того, он не обеспечен финансовыми результатами, это последствие ситуации на фондовом рынке. Однозначно можно утверждать, что PR от Intel проиграл вчистую таковому от Nvidia, и это то, что в этой истории важно. Сталкиваясь с разными компаниями в силу своей работы, могу сказать, что видимость Intel угасала постепенно, в компании эффективно обрезали общение с рынком и вот доигрались. Никто от Intel ничего не ждет, а то хорошее, что есть внутри компании, просто остается неизвестным широкой публике. И, как следствие, никто не готов инвестировать в Intel так же, как когда-то.
Со стороны часто недооцениваются настроения внутри компаний, то, как обычные сотрудники реагируют на такие события. Это чем-то сродни спортивному матчу, когда люди, которых нельзя заподозрить в эмоциональности, вдруг начинают реагировать остро — наши победили. Проигравшая сторона находится в грустном настроении, мораль падает, руки опускаются. Поэтому PR так важен, это ключевой момент в том, как воспринимаются корпорации. И то, что в Intel об этом позабыли, грустно. Не на том экономили. С другой стороны, целый ряд корпораций той волны ведут себя примерно так же. И получают примерно такой же результат.
В полку Canon пополнение — беззеркальные камеры R5 и R6
В Canon долгое время обещали анонсы новых беззеркальных камер — R5 и R6, пока наконец не показали их во всех деталях. Флагманской камерой становится R5, это первая в мире полнокадровая беззеркальная камера с поддержкой внутренней видеозаписи RAW в разрешении 8K со скоростью до 29,97 кадра в секунду. Упор сделан на видео, что хорошо показывает эволюцию фотокамер и то, в каком направлении пытаются мигрировать производители, видео стало ключевой характеристикой для любой современной камеры.
Мне интереснее камера R6, младшая модель не умеет записывать 8К, только 4К, но скорее интересны тут фотовозможности. А они крайне любопытны, процессор DIGIC X от флагманской камеры EOS-1D X Mark III, возможность 10-битных HDR снимков, что отлично соотносятся с современными смартфонами и телевизорами, раскрываются на них в полной мере. В целом, камеры прокачали до необходимого уровня удобства, тут тебе и встроенный Wi-Fi, и возможность сразу заливать снимки на FTP, и удаленное управление с компьютера. Все звучит очень вкусно и интересно.
Нагружать вас техническими деталями не вижу никакого смысла, попросил в Canon камеру R6, так как рассматриваю ее как вариант для замены своей зеркалки. Первые впечатления от камер в сети (смотрите DPreview) позитивны, стеклышки к ним интересны. Цена R5 достаточно высока, это 3 899 долларов за тушку (выходит в конце июля). Младшая R6 выйдет только в конце августа, тушка будет стоить 2 499 долларов. Российские цены пока неизвестны, но они будут привычно выше. Камеры явно не для всех, но R6 имеет все шансы стать популярной у любителей и профессионалов, интересная машинка во всех смыслах. Если кто-то к ней присматривается, то поделитесь своими соображениями — с чего переходите, почему присматриваетесь к ней, это будет полезно для всех, чтобы устаканить и свои мысли.
Защита винодельни от подделок, еще один вариант
Впервые обратил внимание, что одна из любимых испанских виноделен стала защищать свои вина от подделки. На горлышке бутылки появился QR-код, который можно считать камерой, и тут же открывается страница, на которой описано, что за вино перед вами.
А вот так выглядит сам QR-код, когда вы его отрываете, то он расслаивается. Вскрыть бутылку без того, чтобы оторвать код, невозможно.
Подделки вина широко распространены, особенно это касается популярных виноделен, и вот способ борьбы с этим явлением. На мой взгляд, в Pingus нашли хорошее решение, что исключит большинство подделок из оборота. Более того, существующие системы в продвинутых винодельнях уже позволяют проследить путь каждой бутылки, что в недалеком будущем даст нам паспорт вина — вы сможете просмотреть, когда и как его изготовили, как и кому отгрузили. Для коллекционных вин это большая история, так как впервые возникает возможность отслеживать судьбу конкретной бутылки. И это все благодаря цифровизации производства, никаких дедовских способов тут просто нет. Несколько российских виноделен уже рассматривают возможность создания подобных систем, останавливает пока отсутствие четкого понимания, как это будет восприниматься потребителем. Как по мне, так это хорошая задумка, которая все чаще будет внедряться в те или иные продукты. А если еще в приложении или где-то сделать возможность посмотреть на то, как этот продукт поэтапно создавался, где хранился, то вовлеченность покупателя будет максимальной. Мне такой подход и прозрачность истории нравятся, это создает доверие к производителю. И это совсем не лишнее, не надуманное в определенных товарных категориях.
Бенчмарк как доказательство крутости смартфона
Большинство виртуальных попугаев, что можно замерить на смартфоне, нужны примерно так же, как прошлогодний снег. Они не дают представления о том, что может или чего не может устройство (что смартфон, набирающий 300 тысяч в Antutu, умеет такого, чего не умеет смартфон с 200 тысячами?). Каждый раз попытки выяснить, зачем пользователи тщательно замеряют эти виртуальные цифры и начинают мериться пузомеркой, оборачиваются пространными объяснениями. Да и мы грешны, так как в обзорах потакаем и размещаем результаты замеров того же Antutu. Но какое-то время назад родилась идея посмотреть, кто любит делать замеры производительности на своих смартфонах, так как на Android у нас есть возможность взглянуть на установки приложений, их количество, а дальше уже дело техники — соотнести это с продажами, долями рынка для конкретных производителей. Работа получилась небезынтересной, но в полном объеме поделиться ей не смогу, так как вряд ли компания, что оплатила исследование, будет от этого в восторге. Но подсветить некоторые моменты могу, тем более что получил на это разрешение.
Первым открытием стало то, что бенчмарки можно найти практически для любой модели на рынке, исключений нет. Вопрос только в количестве установок, тут тоже все более-менее логично. В России на первом месте идет Huawei/Honor, потом Samsung, затем Xiaomi. Доли компаний в штучном выражении примерно так и распределены, поэтому удивления это не вызывает, обычный срез рынка, что плюс-минус показывает распределение долей. Но начинаешь всматриваться в цифры и подмечаешь первую странность, на флагманах от Samsung число установок бенчмарков (это несколько типичных приложений, одно из них Antutu, учитывается хотя бы одно приложение из списка) очень невелико, ощущение такое, что измерение виртуальных попугаев их покупателей не волнует совсем. На 10 000 таких смартфонов всего 4 установки! Смотрим на Huawei/Honor, тут ситуация кардинально меняется — 37 установок пузомерок. Другое дело, что в абсолютных числах получается не так уж много, доля флагманов от этих компаний низка, это небольшая фракция от рынка.
В бюджетных смартфонах ценой до 10 000 рублей картина для всех производителей очень сходна, но больше всего бенчмарки ставят покупатели C-брендов, тут зависимость прямая, чем менее известный бренд, тем чаще его «проверяют» виртуальными попугаями. Китайские смартфоны проверяют очень часто. Но знаете, в каком ценовом сегменте покупатели просто обожают измерять производительность своих устройств? Это диапазон от 15 до 30 тысяч рублей, тут максимальное число установок. А если посмотреть числа по производителям, то лидером окажется Xiaomi, максимальное разнообразие бенчмарков и ощущение, что для покупателей этой марки вместе с коробкой выдают инструкцию, как замерять производительность ежедневно и зачем это нужно делать. К слову сказать, буду рад, если кто-то объяснит, в чем практический смысл этого подхода. Зачем периодически запускать бенчмарк, что он должен показать и как использовать эти данные в реальной жизни? В твиттере мне рассказали, что пользователи Xiaomi просто выжимают из своих смартфонов максимум возможного. Все равно не понимаю, как. От каждого запуска бенчмарка телефон начинает собой гордиться и у него появляются дополнительные ядра в процессоре? Вырастают крылья? Зачем это нужно?
Какие-то глубокомысленные выводы делать из этих данных нет никакого смысла. Для нас они носят совершенно прикладной характер, нужно было найти людей, что любят бенчмарки, и выделить их среди всех производителей смартфонов. Что и было проделано, а описанные выше примеры — это отвал породы в поисках нужной информации. Так что делюсь, может быть, вам как-то это пригодится, к тому же это просто любопытно.
Почему Nokia проиграла гонку в 5G — ошибочные решения
В WSJ появилась статья о том, как Nokia проиграла гонку Huawei и Ericsson в инфраструктурных решениях для 5G. Материал можно трактовать различно, например, как один из камушков в адрес Nokia и подготовку к поглощению компании со стороны Америки. Но изложенные факты соотносятся с реальностью, так все и происходило.
Когда большие телекоммуникационные компании только начинали гонку в области 5G, не было четкого понимания, какие именно решения станут стандартом. В каждом поколении систем связи это является стандартной проблемой, никто не знает, что выстрелит, какие частоты станут доминирующими. Как следствие, нужно быстро перестраивать оборудование, запускать новые линии. Со стороны операторов заказы идут один за другим, а требования к качеству оборудования накладываются на желание получить его по минимальной стоимости.
При производстве оборудования у вас есть множество вариантов, например, в индустрии принято использовать SoC, то есть микросхемы, что создаются под конкретные технические параметры системы. Их невозможно изменить после производства, и если вам нужны другие частоты, то вам придется создавать новые SoC. Но это доминирующие решения в индустрии, так как они обеспечивают возможность быстрого проектирования, запуска в серию, достаточно дешевы, а также эффективны по потреблению энергии.
В Nokia в последние годы занимались чем угодно, кроме бизнеса. Мечтатели внутри компании оптимизировали состав инженеров, сокращали штат компании, чтобы быть максимально эффективными, началось это еще во времена смерти Nokia Mobile и продолжалось ровно так же. Испытанием для инфраструктурного направления стал запуск 5G, это длительные контракты, что подписываются на многие годы. В Nokia сделали ставку на микросхемы FPGA, их отличие от SoC в том, что их можно перепрограммировать в любой момент, они намного сложнее, чем SoC. Основным поставщиком таких микросхем стала Intel, никаких альтернатив в Nokia не выбирали. В компании кичились сложностью собственного решения, говорили о том, что никто не может создать аналогичных решений. Но ответить на вопрос, зачем нужны такие решения, если они заметно дороже конкурентов, а также потребляют в разы больше энергии, они не могли. Это было решение ради решения, которое позволяло тешить эго топ-менеджмента, говорить, что инженеры компании создают решения, не имеющие аналогов. И это была правда, так как аналогов не было, точнее, они не были востребованы рынком.
Потеря рынка 5G для Nokia уже очевидна, хотя компания удерживает значительную долю, несмотря на свои проблемы. Первое место занимает Huawei с долей по итогам 2019 года в 28.3%, третье место — Ericsson, 13.9%. Обе компании наращивают свои доли рынка, а вот Nokia потеряла 0.7% рынка с 2018 года, доля в 2019 году составила 16.2% (данные Dell«Oro Group). И это на растущем рынке, где два других игрока сегодня агрессивно растут.
Крупнейшие операторы мира считают, что Nokia производит плохое оборудование для 5G, новые контракты компания получает с большим трудом. Но самое главное, что промахи в планировании осознали еще пару лет назад, начали нанимать большее число инженеров, пытаться перейти на SoC. То есть порядка 4–5 лет в Nokia тратили время и ресурсы на заведомо тупиковый путь, чтобы потом попытаться наверстать упущенное. Это достаточно типично для Nokia сегодняшнего дня. Собственно, это и стало причиной смены топ-менеджмента компании, это попытка наверстать упущенное. Но что хорошо в инфраструктурном бизнесе, так это длительность контрактов, которые заключаются на сроки в 3–5 лет, и тут можно говорить, что Nokia уже проиграла, доля продолжит сокращаться. Других вариантов для Nokia уже нет. Это история про мечтания топ-менеджеров, которые чаще любят выступать на конференциях и рассказывать про инженерный гений, чем общаются с партнерами и слышат то, что те говорят. Результат вполне закономерный, как мне это видится.
P.S. Лето несется на всех парах, уже прошла половина этой чудесной поры. Надеюсь, что у вас все проходит по возможности хорошо, настроение не подводит, а события вокруг не навевают тоски. Год сложный и интересный, вокруг целые страны сходят с ума, но уверен, что мы все это переживем и станем чуточку мудрее, очень хочется в это верить. Удачной вам недели!
Проглотил в выходные небольшую книгу «Теория дрона», читал запоем. Не буду писать рецензию, но скорее сделаю отдельный материал, в котором затрону вопросы этики убийства, войны и использования дронов. Очень надеюсь, что смогу втиснуть этот материал в свой график на эту неделю, ищите его в анонсах. И еще раз удачи!
К содержанию >>>
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review