Как устроен аккаунтинг в разных digital-компаниях?

Содержание

  1. Кто в компаниях выполняет функции аккаунтинга?

  2. Какие функции входят в зону обязанностей аккаунт-менеджера?

  3. Как устроена организационная структура аккаунт-отделов?

  4. Как организовывается аккаунтинг в случае работы с субподрядчиками?

  5. Как оценивается уровень аккаунтинга со стороны субподрядчиков

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Вступление

Аккаунтинг — пожалуй, вторая по популярности (после продаж) функция, которая обросла недопониманиями, спорами и бурными обсуждениями. Кто-то считает, что аккаунт-менеджер — это герой, защищающий любые действия (или бездействия) продакшна, а кто-то — думает, что без него и вовсе можно обойтись, допуская самих исполнителей к общению с клиентом напрямую.

Многочисленные мнения и все их оттенки можно без исключения сопроводить следующим вердиктом:

Плохой аккаунтинг может испортить любой проект (пусть даже с самыми впечатляющими результатами).

Поэтому, учитывая всю важность данного вопроса, мы в «Manao» решили подготовить исследование аккаунтинга в digital. Не просто очередное описание какой-то частной истории или кейса, а полноценный разбор насущных проблем и их решений.

За основу статьи взяты ответы 99 респондентов, которым было задано 14 вопросов. Да, это не очень большие цифры, но тем не менее этого достаточно для отражения общей ситуации на рынке и проверки некоторых гипотез. И чтобы исследование не было простым перечислением чисел, мы снабдили его подробными комментариями, разобрав каждый вариант ответа и добавив частичку своих наблюдений.

Надеемся, что каждый, кто прочитает этот материал, сделает для себя выводы и внедрит что-то на практике. Возможно, руководители сервисных интернет-компаний посмотрят по-другому на методы увеличения клиентской лояльности. Аккаунт-менеджеры поймут, какие навыки наиболее востребованы, и начнут их активно развивать. А представители конечного бизнеса станут чуть ближе к digital-рынку, поняв хотя бы часть нашей внутренней кухни.

В чем особенности разных сторон аккаунтинга, почему некоторые из вариантов ответов набирают больше откликов, а другие — меньше, — узнаете ниже. Приятного чтения!

Кто в компаниях выполняет функции аккаунтинга?

Начать необходимо именно с этого вопроса, потому что роль человека, ответственного за аккаунтинг, решает многое. Одно дело — когда этим занимается специально выделенный сотрудник, а другое — когда руководитель компании, у которого в зоне ответственности много других задач, и он пытается «разорваться» на 10 частей или найти 25-й час в сутках.

На первый взгляд результаты кажутся неожиданными, но если подумать, то ведь все так и есть — думаю, многие знают подобные примеры из своего окружения для каждого из вариантов.

  • Аккаунт-менеджеры (58,1%) — здесь все максимально просто, понятно и правильно. Идем дальше.

  • Руководитель компании (14%) — почти каждый 7-й руководитель студии / агентства (предлагаем для упрощения использовать в дальнейшем последний термин) ведет проекты самостоятельно. Почему? Возможно, для того чтобы взять аккаунт-менеджера на фуллтайм, пока недостаточно проектов — его просто не смогут нагрузить работой на 100%. Либо собственник / управленец беспокоится за то, что аккаунт не справится со своими обязанностями, что повлечет за собой увеличение проблем и снижение лояльности клиентов.

  • Непосредственные исполнители (12,9%) — модель, в которой заказчик может без чьего-либо посредничества обратиться к исполнителю, также довольно популярна.

  • Руководитель отдела / группы (9,7%) — этот вариант можно было бы объединить с предыдущим, но лишь с одной оговоркой — в данном случае за коммуникации отвечает более старший специалист, у которого должны быть более развиты soft skills. Если расценивать его как некий промежуточный вариант, то он относительно неплох: таким образом не отвлекаются непосредственные исполнители, и притом у контактного лица есть понимание и особенностей услуги, и общие компетенции, связанные с бизнес-логикой / этикой.

  • Прочее (5,4%) — мы специально оставили возможность указания собственного уникального ответа, чтобы понять, какие еще возможны варианты. И вот что получилось:

    • «Руководитель + помощница». Тот самый случай, когда руководитель не хочет «выпускать» аккаунтинг из собственных рук, но в то же время старается делегировать низкоуровневые рутинные задачи наемному сотруднику, время которого стоит намного меньше.

    • «Проджект-менеджер + Аккаунт». Подключение проджекта — вполне логичная схема, так как по сути эти две единицы часто пересекаются в рамках проектных задач.

    • «Менеджер проекта». Более упрощенное видение данной позиции либо, наоборот, расширение должностных обязанностей (иногда сложно судить по уникальным ответам, что именно подразумевают респонденты — остается только предполагать).

    • Пара вариантов, в которых указывается, что ответ зависит от типа клиента и стадии работы с ним:

      • Ключевые — попадают в руки ведущих сотрудников и руководителей.

      • Новые — могут поступать сначала к маркетологу, а по прошествии времени, когда они переходят в статус «Текущие», — к руководителю проектов.

Почему мы в этом пункте рассматриваем всех участников процесса только в разрезе коммуникаций с клиентом, а, например, не с точки зрения постановки и контроля задач? Подробнее мы разберем функционал аккаунт-менеджера ниже. Сейчас главное понять — кто в компаниях берет на себя именно функцию взаимодействия с заказчиком (которая, как показало исследование, является основной).

Добавим от себя небольшое наблюдение:

Мы знаем много примеров небольших региональных команд, у которых аккаунт-менеджера нет ни по каким-то идеологическим соображениям руководителя, а просто из-за невозможности его найма. Компания долгое время понимает необходимость этого, мечтая о собственном аккаунт-менеджере, но либо никак не может решиться / найти ресурсы на этот шаг, либо банально не находит релевантного кандидата на рынке. Отсюда вывод: не у всех корректно настроены HR-процессы.

Какие функции входят в зону обязанностей аккаунт-менеджера?

На графике отражена частота включения той или иной функции в должностные обязанности аккаунт-менеджера (либо другого участника команды, несущего ответственность за аккаунтинг).

  • Коммуникации с клиентами — вариант № 1, за него проголосовали 96% респондентов. Это значит, что случаев, когда аккаунт был бы освобожден от общения с заказчиком, почти не встречается. Учитывая тот факт, что все остальные функции могут быть оспорены, мы можем заключить, что коммуникации с клиентом — это основная задача менеджера.

  • Консультирование — этот пункт мы специально сопроводили комментарием:»…по всем вопросам, связанным с услугами». Он набрал уже чуть менее — 81% голосов. Если заказчик спрашивает, когда будет готов ближайший отчет, то этот вопрос относится к обычной рутине. Аккаунт обязан на него ответить (пусть даже с паузой, если необходимо уточнить детали). А вот когда речь идет, скажем, о необходимости объяснить весь алгоритм реализации и особенностей работы какого-либо функционала сайта (о чем знают только исполнители), то это уже относится к зоне сугубо профессиональных знаний. Аккаунт-менеджер — это не верстальщик, не программист и даже не проджект-менеджер, его знания зачастую ограничены, и в разумных пределах это нормально. Только нет смысла спрашивать, где именно проходят эти границы, — у каждого свое видение норм и правил.

  • Разбор критический ситуаций — 76%. Когда клиент возмущен, например, срывом сроков, то вне зависимости от того, кто виноват, образуется микро-конфликт. И его кто-то должен разрешить. 24% респондентов считают, что в сложных ситуациях необходимо подключение более опытных коллег (в том числе самого руководителя).

  • Увеличение жизненного цикла. Или даже давайте назовем это так: «Построение долгосрочных отношений с заказчиком». Именно в такой формулировке мы предложили вариант ответа респондентам, из которых 75% отметили его галочкой. Важно понимать, что на то, как долго клиент будет лояльным по отношению к подрядчику, продолжая работать с ним, влияет ряд факторов:

    • Взаимопонимание с аккаунт-менеджером. Не забываем про то, что не все люди «подходят» друг другу.

    • Причины, связанные с бизнесом. Например, увеличение прочих затрат. Заказчик может быть всем доволен, но из-за отсутствия бюджета будет вынужден прекратить сотрудничество. Соответственно, «лояльность» не всегда равно «жизненный цикл».

    • Результат работы продакшна. И здесь мы еще раз подходим к выводу о том, что не всегда хороший аккаунт может спасти запущенную ситуацию. Когда в производстве аврал, и уже в который раз сдвигаются задачи по проекту, даже самый искусный «психолог» может быть не в состоянии успокоить разъяренного заказчика. И его (заказчика), согласитесь, можно понять.

  • Допродажи — 71%. Очень логично, что стимулятором расширения сотрудничества за счет увеличения объема работ или подключения новых опций должен быть аккаунт-менеджер, по совместительству являющийся и основным контактным лицом с самым высоким кредитом доверия. Хотя в то же время это не исключает возможности подключения других лиц — иногда допродажи совершают те же руководители отделов / компаний.

  • Описание и постановка задач набрала 66% голосов. Несмотря на относительно высокий процент, этот пункт остается одним из самых неоднозначных. Должен ли аккаунт-менеджер описывать все задачи низкоуровнево? Или это задача проджект-менеджера? А что делать, если последнего нет? И тут перед нами предстает картина, когда роли аккаунт-менеджера и проджекта сливаются. Либо еще более экзотическая ситуация: когда исполнители из продакшна ставят себе все задачи самостоятельно. Аккаунт лишь пишет в чате CRM либо передает голосовое сообщение через весь офис в стиле: «Василий, клиент попросил доработать форму обратной связи. Запланируй себе, пожалуйста!» Теперь вы понимаете, что у названия должности аккаунта не зря есть приставка «менеджер»?

  • Контроль выполнения задач — 63% респондентов считают, что аккаунт-менеджер обязан уметь и практиковать отслеживание хода работ с фиксацией дедлайнов и проверять все (в том числе промежуточные) результаты, определяя части проекта, которые необходимо отправлять на доработку. Учитывая, что не все поддается регламентации, иногда необходимо действовать по ситуации. А это уже напрямую относится к теме «критического мышления». Мы считаем, что аккаунт-менеджер обязательно должен сочетать в себе soft и hard skills (насколько это возможно).

  • Подготовка отчетности — 59%. Данный пункт зависит от того, насколько аккаунт-менеджер погружен в работу, есть ли у него доступ ко всем данным, и насколько он способен их правильно интерпретировать, расставляя приоритеты.

  • Выставление счетов + Работа с дебиторской задолженностью — 58%. Учитывая удобство современных онлайн-банков и бухгалтерских систем, выставление счетов нельзя назвать сложным — при наличии соответствующей инструкции с ним справится и ребенок. Поэтому более половины компаний отдают эту функцию аккаунт-менеджерам. Эта же цифра актуальна и для дебиторки, работа с которой иногда может быть на порядок сложнее. Как рядовому сотруднику, которому «с детства» прививаются принципы клиентоориентированности, «нажимать» на клиентов, испытывающих проблемы с оплатой либо просто осознанно избегающих исполнения своих обязанностей перед подрядчиками? Это сложно как минимум с точки зрения морали и психологии. Поэтому данный вариант уже далек от нашего ТОП«а популярных функций.

  • Планирование работ проектной команды, которое отдается на откуп аккаунт-менеджера в 57% компаний, можно было бы назвать аффилиатом пункта «Описание и постановка задач», но здесь есть существенно отличие. Работу с несколькими отдельными задачами нельзя приравнивать к построению графика целой группы специалистов. Тем более что не все проекты одного аккаунт-менеджера могут занимать полностью рабочее время исполнителей. Поэтому в данной вариации герой нашего с вами исследования по роли в команде приближается к «руководителю группы». И мы опять-таки знаем примеры, в которых единственный в компании аккаунт-менеджер играет чуть ли не ключевую роль.

  • Подготовка договоров. Вот мы и приблизились к «экватору», когда аудитория разделяется примерно поровну. 51% откликнувшихся снова отдает, казалось бы, эту простую (если она реализуется с помощью типовых шаблонов) функцию аккаунт-менеджеру. Вписать реквизиты клиента и добавить в приложение согласованный объем работ — проще простого. А если настроено формирование документа из данных в CRM, то и вовсе остается только отправить файл клиенту. А что делать в ситуациях, когда юрист со стороны заказчика просит внести правки — например, увеличить срок на подписание закрывающих актов? Аккаунт-менеджер с недоумением идет к руководителю, и в глазах у него все тот же вопрос. Соответственно, без должной регламентации многие не могут выстроить этот процесс и циклически повторять его без необходимости привлечения других участников проекта.

  • Подготовка КП / презентаций — 50%. Если перед аккаунт-менеджером стоит задача совершения допродажи, значит, ему необходимы для этого определенные инструменты / материалы. И КП / презентации в этом случае являются ими. Можно ли делегировать их подготовку продавцу? Теоретически — да. Но, как показывает практика, лучше всего получается продавать то, что ты сделал сам.

  • Подготовка рекомендаций по развитию проекта — также 50%. Половина лагеря считает, что аккаунт-менеджер должен периодически советовать клиенту и всем участникам процесса, каким образом можно улучшить ситуацию. Притом речь идет не просто об увеличении услуг с целью повышения прибыли агентства, но и о рекомендациях в любых разрезах, если они положительно повлияют на любой показатель успеха проекта.

  • Первичная документация — 45%. По своемы опыту из общения с разными компаниями мы знаем, что многие руководители поручают данную функцию другим сотрудникам — например, офис-менеджеру.

  • Командировки за пределы города для переговоров с заказчиками — 43% владельцев компаний считают, что если в этом есть необходимость, то аккаунт-менеджера можно смело снаряжать в бизнес-поездку для встречи с клиентом.

  • Функции продавца — то есть продажи новым клиентам — это уже слишком далеко от духа и ритма работы аккаунт-менеджера, поэтому их доверяют всего 39% откликнувшихся.

  • Расчет смет / медиапланов зачастую невозможно осуществить без подключения узких специалистов, поэтому почти ? (62%) респондентов не включают калькуляцию стоимости проектов в должностные обязанности аккаунт-менеджера.

  • Работа с партнерами — 33%. В последнее время на рынке партнерские отношения начали образовываться со скоростью света — всевозможные коллаборации, общие проекты, подключение коллег на пресейле и партнерские программы со стандартными условиями для обмена заявками для многих стали одними из важных каналов для развития продаж. Поэтому агентства стараются систематизированно вести работу в этом направлении, закрепляя ее за определенным сотрудником. Но если говорить об аккаунт-менеджерах, то процент, как видно из исследования, не очень высок.

  • Функции проджект-менеджера — подготовка ТЗ, разработка прототипов и прочее — 31%.

  • Бизнес-аналитика и веб-аналитика — 20% и 10% соответственно.

Подведем итог этого большого раздела. От чего зависит набор функций аккаунт-менеджера в компании:

  • Знания. Даже если инвестировать в образование сотрудника + стимулировать его заниматься получением новых знаний в нерабочее время, невозможно достигнуть уровня, который есть одновременно у 5–10 узких специалистов. Суммарно они всегда будут знать больше, чем 1 менеджер.

  • Высокая загруженность (в силу других обязанностей). Объем работы по действующим функциям может быть настолько высок, что менеджер просто не в состоянии взять на себя новые обязанности.

  • Банальное отсутствие функции. Необходимо правильно считывать результаты исследования: например, если пункт «Бизнес-аналитика» набрал всего 20%, это не означает, что оставшиеся 80% компаний отдают данную функцию другим специалистам. Возможно, у некоторых ее вообще не существует.

Желание нагрузить аккаунт-менеджера максимальным количеством разнообразных функций, как показывает практика многих агентств, может не привести к успеху. Расширение функционала человека после определенного этапа (что определяется индивидуально) может негативно влиять на качество результатов его работы.

И последнее: при оценке того или иного вопроса необходимо помнить, что есть разные стороны медали. Практически для каждого варианта можно найти как доказательства «за», так и «против».

Как устроена организационная структура аккаунт-отделов?

Говоря об орг. структуре, нужно сделать ремарку, что несмотря на разнообразие вариантов, в digital-компаниях распространены 2 подхода:

  1. С четким подразделением на отделы, основанным на функционале сотрудников.

  2. Без такового. Противники «отделов» считают, что любое разделение команды на департаменты не дает положительного эффекта. Чаще всего подобное явление наблюдается у небольших команд.

Выделение аккаунтинга в отдельную структуру может быть осложнено тем, что сотрудники, выполняющие данную функцию, тесно связаны со всеми другими единицами. В большей степени — с производством. В меньшей — с продавцами, административным персоналом и другими. Поэтому понятие «отдел аккаунтинга» встречается не очень часто.

Давайте посмотрим на ответы наших респондентов:

  • Аккаунт-отдел отсутствует — 32,7%. Это как раз то, о чем мы говорили выше.

  • 31,6% опрошенных компаний содержат в своем штате аккаунт-менеджеров без разделения на грейды. Здесь не исключены варианты, когда в офисе агентства присутствует всего 1 аккаунт, либо руководство приняло решение не разделять сотрудников по уровням. Также мы знаем о случаях, когда условия мотивации и должностные обязанности разрабатываются индивидуально для каждого участника команды. Важно — выбравшие данный и следующий варианты указали, что у них нет должности «аккаунт-директора». Соответственно, с большей долей вероятности все сотрудники подчиняются одному из топ-менеджеров.

  • Тот же самый вариант, только с практикой разделения на грейды, выбрали 9,2% опрошенных. В чем преимущества данной модели? Во-первых, это справедливое (при правильной организации аттестации) назначение условий труда. Во-вторых, при таком формате всегда есть возможность выделить опытных аккаунтов, которым можно доверить самые важные (а в каких-то случаях — и самые «сложные») проекты.

  • 25,5% компаний могут похвастаться наличием аккаунт-директора. И это хорошее решение с учетом тех факторов, что отвечать за улучшение сервиса, клиентоориентированности и, как следствие, повышения лояльности заказчиков должен отдельный человек, полностью погруженный в данные вопросы. Может ли сделать то же самое руководитель компании либо сам рядовой аккаунт-менеджер? В полной мере — нет. Потому что у руководителя достаточно прочих зон ответственности, а менеджеры с линейными функциями редко бывают заинтересованы в глобальном развитии аккаунтинга в компании, их основной фронт работы — это клиентские проекты.

В «Прочих» мы нашли интересный персональный ответ, где было указано, что аккаунт-отдел агентства состоит из:

  • Ассистентов.

  • Менеджеров по допродажам.

  • Руководителей групп.

  • Руководителя отдела.

  • И специалистов по отчетности.

Но это всего лишь единичный случай — многие не могут позволить себе такое разнообразие позиций в аккаунт-отделе.

Как организовывается аккаунтинг в случае работы с субподрядчиками?

Так как наша команда специализируется на аутсорсинге для агентств, мы не смогли обойти и этот вопрос. Тем более что по нему накоплены интересные наблюдения. Аккаунтинг в связке «клиент — агентство» и «клиент — агентство — субподрядчик» — это совершенно разные истории со своими аспектами.

  • Треть респондентов стараются вести аккаунтинг полностью у себя. Это очень логичный вариант, учитывая, что:

    • Конечный заказчик чаще всего не должен знать, что на проекте работают субподрядчики.

    • Многие процессы (в том числе бухгалтерия) ведется на стороне агентства, а пускать «чужого» менеджера в свою систему — не совсем правильное решение.

    • Субподрядчиков может быть несколько, а для клиента комфортнее всего работать с одним менеджером, дабы не было эффекта «раздвоения».

    Но есть и недостатки. В противном случае все голоса были бы отданы за этот вариант. Выслушаем и другую точку зрения.

  • Весь аккаунтинг ведется на стороне субподрядчиков — 2,1%. Пожалуй, это самый радикальный вариант, когда агентство отдает все аккаунт-функции субподрядчику. Так делает лишь небольшое число компаний, и можно догадаться, что функционал в этом случае довольно ограничен. Если в него входят все коммуникации, бухгалтерия и даже отчетность, то такой формат работы больше напоминает партнерскую передачу проекта на правах ген. подрядчика.

  • Делят аккаунтинг в разных пропорциях 9,3% опрошенных. Здесь нужно понимать, что менеджер на стороне подрядчика всегда априори в курсе происходящих в рамках проекта процессов. Даже если у него меньше опыта, он все равно имеет фору. Своя команда — это своя команда. Тем более некоторые проекты требуют того, чтобы контактное лицо со стороны заказчика имело возможность оперативно осведомляться о новостях и любом развитии событий. Когда число коммуникаций возрастает, включение в цепочку аккаунт-менеджера агентства, выполняющего функцию посредника или генерального подрядчика, может существенно увеличить временные издержки.

  • Добавим сюда 11,3% компаний, которые оставляют себе только коммуникации, а все остальные функции делегируют аккаунт-менеджеру субподрядчика.

Чтобы правильно трактовать результаты опроса по этому пункту, нужно понимать, что со стороны некоторых аутсорс-продакшнов аккаунт-менеджер просто-напросто отсутствует. Они всего лишь «сдают в аренду» своих разработчиков и дизайнеров, а агентство воспринимает это как временное расширение собственных производственных мощностей.

Как оценивается уровень аккаунтинга со стороны субподрядчиков?

Если не принимать во внимание небольшие показатели по крайним значениям, то «средние» варианты (от 4 до 7) в сумме набирают 77,3%. Это и есть усредненная оценка рынка по отношению к аккаунтингу аутсорс-продакшнов.

Не будем долго останавливаться на этом вопросе, проговорим только два момента:

  • 4,5% респондентов, оценивших аккаунтинг субподрядчиков на «Очень плохо». Помните тезис из предыдущего вопроса — не у всех команд есть аккаунт-менеджеры? Так вот, сюда же нужно добавить тот факт, что бизнес-модель аутсорс-продакшнов не предполагает высоких компетенций в сервисе и клиентоориентированности. Среди их основных ценностных дисциплин — сам продукт, технологии и, конечно же, люди. Подобные команды обязаны фокусироваться на внутренних процессах и сильных HR-механизмах, позволяющих привлекать лучших специалистов в своем регионе. Никто не может позволить себе «распыление» в вопросах выбора ключевых компетенций, так как они будут развиваться в разной мере. Одинаково может быть только у тех, у кого все в равной мере плохо.

  • Почему число удовлетворительных оценок ровно в 2 раза (42,4% против 21,2%) больше, чем неудовлетворительных? Перекос в положительную сторону можно объяснить тем, что некоторые истории сотрудничества агентств с субподрядчиками доходят до того уровня, когда дуэт двух digital-компаний можно смело называть «партнерством», в котором стороны не пытаются найти «муху в супе», а комплексно оценивают вклад друг друга, не обращая внимание на мелкие недостатки. Тем более что многие из них могут быть даже не «недостатками», а «особенностями».

Выводы

В качестве подведения итогов озвучим ключевые выводы:

  1. Функции, связанные с рабочим профилем аккаунт-менеджера, могут представлять собой микс из разных задач. Соответственно, это должен быть отдельный юнит, который берет на себя целую зону ответственности в компании.

  2. Всегда нужно стремиться к балансу. Перегруженность рабочего профиля менеджера — это последствие неправильных управленческих решений.

  3. Аккаунт-менеджеры — это уникальный тип сотрудников, которые могут находиться на не очень высокой позиции в вертикальной лестнице, но притом им подчиняются многие производственные исполнители. Отсюда возникает много вопросов относительно того, должен ли быть в компании аккаунт-отдел. В некоторых случаях представляется логичным внедрение аккаунт-менеджеров в отдел разработки либо маркетинга для более мобильных коммуникаций внутри команды.

  4. В случае обращения за услугами субподрядчиков агентства предпочитают оставлять большую часть аккаунтинга на своей стороне.

И добавим небольшой спойлер. Что вас ожидает во 2-й части исследования — разбор вопросов:

  1. Как оценивается уровень знаний услуг аккаунт-менеджеров?

  2. Каким образом совершаются допродажи?

  3. Что делается для повышения лояльности и удержания клиентов?

  4. Насколько подробно описывают задачи аккаунт-менеджеры?

  5. Как быстро аккаунт-менеджеры реагируют на запросы клиентов?

До встречи!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine