Как технологии помогают выстроить процессы вокруг пациента, а не бумажек

10 Июля 2024 11:4910 Июл 2024 11:49 |
Поделиться

Пациентоцентричность в медицине — тренд современного здравоохранения. На конференции компании СП.АРМ, технологиям, решающим ключевые задачи пациентоцентричности посвятили отдельную секцию с экспертами медицинских организаций и ИТ-специалистами. Также в рамках qConference прошли круглый стол по ранней помощи и комплексной реабилитации, и мастер-класс для предметных администраторов. Почему сегодня вопросы пациентоцентричного подхода стоят в одном ряду с ИИ, автоматизацией и безопасностью данных? И насколько современные медицинские информационные системы отвечают тенденциям времени?

МИС: из настоящего в будущее

Задача медицинских информационных систем уже давно не только «оцифровка», а комплексная оптимизация всех бизнес-процессов в работе клиники. Сегодня, чтобы соответствовать такому запросу, информационная система медицинской организации не должна быть статична, она должна регулярно совершенствоваться и обновляться. МИС qMS именно так система, которая задает хороший эволюционный тон, это «живой» продукт, релизы которого выходят два раза в год. А кастомизация под индивидуальные задачи медучреждений проходит практически непрерывно.

«Мы создавали систему с возможностью кастомизации под конкретную клинику — это наша уникальная особенность. Архитектура системы построена так, что у нас есть центральная информативно-справочная база данных, информация, которая соответствует федеральному законодательству, при этом есть региональный уровень и уровень конкретной медицинской организации. И у каждого из них есть собственная нормативно-справочная база, которая позволяет настроить процессы и отразить особенности учета или лечебно-диагностического процесса внутри организации. То есть система позволяет, вводя новые «сущности», вводить и новый лечебно-диагностический процесс без программирования, — рассказывает Елена Донцова, руководитель методического отдела СП.АРМ, — Таким образом медицинская система qMS автоматизирует бизнес-процессы медорганизации. Мы идем не от медицинских документов, а исходим из логики лечебно-диагностического процесса. Вся медицинская информация в qMS «рождается» в процессе непосредственного оказания медицинской помощи. То есть это не «набивалка» с устойчивыми конструкциями внутри — это живой процесс. И каждый участник — от врача до специалиста клиники — имеет свой уровень доступа и набор инструментов для работы».

Архитектура системы qMS позволяет вести глубокую аналитику по всем аспектам деятельности медицинской организации и отслеживать «узкие» места.Поэтому МИС — это история и про «путь пациента» в динамике, и комплексный анализ работы клиники, всех бизнес-процессов медицинской организации. От исследований до формирования реестров, счетов, кассовых документов медицинской организации.

Примером того, как МИС qMS помогает медучреждениям реализовать пациентоцентричную модель, в рамках конференции поделился Максим Домашенко, главврач Центральной клинической медико-санитарной части города Магнитогорска, обслуживающей несколько тысяч пациентов градообразующего предприятия «Магнитогорский металлургический комбинат».

«Пять лет назад мы начали внедрять qMS, внутри которой сомкнули в единый контур все объекты: стационар, поликлинику, диагностическую службу, 39 здравпунктов и более 14 тысяч пациентов. Человекоцентричность — область развития в рамках парадигмы системы здравоохранения, но она невозможна без эволюционирования МИС. Это не только «язык» —, но и инструмент, с помощью которого врачи могут реализовывать все концепции пациенто- и человекоцентричности. Один из последних кейсов использования технологий для реализации пациентоцетричной и персонифицированной медицинской модели — это совместный со СП.АРМ проект-пилот по контролю артериальной гипертензии на здравпунктах ММК. Наша задача была выявить повышенное артериальное давление у сотрудника и если оно повторяется систематически, отправлять человека на подробную диагностику к врачу-терапевту. Путь был таким: автоматический аппарат предрейсового осмотра, интегрированный с МИС, при фиксации давления выше 140 на 90 мм ртутного столба отправляет сигнальную отметку в МИС на рабочем месте фельдшера здравпункта. После чего работнику приходила автоматическая рекомендация записаться на прием к врачу-терапевту поликлиники и пройти дообследование для назначения персонифицированной терапии. В конце мы выгружали аналитику. Благодаря этому пилоту нам не только удалось помочь нескольким сотням наших сотрудников отследить признаки артериальной гипертензии и вовремя назначить терапию, но и найти «узкое» место в бизнес-процессе. Это низкий процент пациентов, дошедших до терапевта».

МИС qMs для цифровых трансформаций

МИС qMs комплексно закрывает ключевые вопросы частных, государственных и корпоративных медучреждений, оптимизируя все процессы внутри них. Использование МИС qMs позволяет медучреждению фокусироваться на своей основной функции, больше времени и внимания уделять лечебно-диагностическому процессу, и, как следствие, оказывать персонифицированную, качественную медпомощь. Автоматизация процессов с помощью МИС является показателем цифровой зрелости МО и дает возможность пройти сертификацию HIMSS, подтверждающую уровень цифровизации клиники.

МИС qMS упрощает интеграцию с внешними, региональными и федеральными системами, что позволяет организовать систему менеджмента качества, нивелировать неточности в диагностике и лекарственной терапии, а также, унифицировать лечебно-диагностические процессы.

Ключевой принцип пациентоцентричной модели — вовлечение пациента в процесс оказания помощи. Красноярская клиническая больница, в которой все процессы строятся вокруг пациентов уже более 10 лет, выстроила в qMS свою систему оценки удовлетворенности пациентов. В системе фиксируются все инциденты и жалобы, что позволяет выявлять причины недовольства и делать процессы более безопасными и четкими.

При этом в МО уделяют большое внимание созданию комфортных условий и для сотрудников, которые непосредственно влияют на качество оказываемой медпомощи. Оценивать уровень удовлетворенности и лояльности персонала по различным шкалам и критериям также помогает МИС qMS.

«Мы использовали данные qMS для оценки системы удовлетворенности сотрудников. Для этого в 2021 году мы создали и внедрили на базе МИС сервисы геймификации, которые помогают проследить степень удовлетворенности в динамике. Этот индекс вырос год к году. Как, кстати, и индекс удовлетворенности клиентов. Считаем, что благодаря и этой работе в том числе мы вошли в рейтинг топ-200 работодателей России», — делится кейсом Олег Черкашин, начальник отдела АСУ КГБУЗ «Красноярская клиническая больница».

МИС qMS позволяет охватить полный цикл медпомощи, в том числе на ранних стадиях, что повышает уровень лояльности пациента к клинике. Система также предоставляет врачам инструменты поддержки принятия решений, определения рисков и тактики ведения пациентов. С ее помощью врач может структурировать медицинские данные, контролировать назначения, автоматизировать экспертизу качества по заранее заданным критериям. Также в qMS доступны различные базы знаний и клинических рекомендаций. Используя МИС qMS, клиники могут выстроить свою систему мониторинга и управления инцидентами, а также поддерживать удаленное взаимодействие с пациентами через встроенную систему телемедицины.

Свою систему управления инцидентами на базе МИС qMS внедрили и в «РКБ МЗ Республики Татарстан». «Сильные стороны qMS — это возможность построить свою цифровой систему качества, — рассказывает на примере реализации этой системы в своей больнице Станислав Мягков, директор РКБ. — «Внутри МИС qMS удобно пользоваться сигнальными отметками — мы ввели их в бизнес-процесс для того, чтобы привлечь внимание врача и не допустить возникновения нежелательного события. Также удобно пользоваться системой с целью профилактики выбора препаратов. Дашборды удобно использовать как инструмент управления и аналитики. Руководитель клиники может видеть все негативные тенденции в реальном времени и принять правильное решение, либо корректирующие действия. Схемы формализации нежелательных событий и корректирующих мероприятий мы также описали внутри МИС. Благодаря управлению инцидентами клиника добилась снижения количества жалоб пациентов».

Цифровая трансформация медицины невозможна без обеспечения безопасности.

«Наша деятельность зависит от информации, и вопросами ее безопасности нужно заниматься постоянно. От этого зависит не только эффективность нашей работы, но и качество медпомощи, безопасность пациентов, — делится Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России. — Нам с вами важно признать, что многие данные уже не на бумажке, а в цифре. И оба этих инструмента нужно использовать безопасно. Цифровая трансформация здравоохранения свершилась, но у любой монеты есть обратная сторона. У цифровизации — это утечка данных. И первый инцидент в области информационной безопасности уже произошел. В сентябре 2020 года — в результате атаки на сервера в госпитале в Дюссельдорфе пациентку не смогли принять, она умерла по дороге. Поэтому информационная безопасность так важна. Ее задача — предотвращение несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации, а также предотвращение утечки данных. Вместе с командой qMS мы работаем над тем, чтобы наша практика построения информационной безопасности совершенствовалась и обеспечивала конфиденциальность, целостность, доступность информации для тех, кому она может быть и должна быть доступна и недоступности для злоумышленников. Для этого мы в том числе разработали специальные документы по ИБ для сотрудников и врачей клиники».

На сегодня у СП.АРМ уже внушительный опыт внедрений qMS как в государственных, так и коммерческих клиниках России и Казахстана. Кроме того, компания — единственный сертифицированный консультант HIMSS Analytics в России.

Полный текст статьи читайте на CNews