Как различить дизайн-систему, атомарный дизайн, гайдлайн и UI-kit

Невозможно перестараться, оптимизируя работу над дизайном. Можно подойти к вопросу глобально и воспользоваться методологией атомарного дизайна, а можно ограничиться UI-kit.

Разбираемся, какие инструменты для чего используются, как их не перепутать и получить именно то, что нужно для вашего проекта.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Дизайн-система

Дизайн-система — это набор правил создания интерфейсов и дизайна продукта. Она объединяет стили, компоненты, паттерны поведения и формирует визуальный язык бренда. Систему применяют, когда кроме сайта у бренда есть еще приложение, личный кабинет, интернет-магазин и над ними работают разные команды. Компоненты системы могут отличаться в зависимости от кейса, но чаще всего это гайдлайны, UI-kit, паттерны, документация для фронтенд-разработчиков, и даже выделенная команда дизайнеров.

Дизайн-система создается после окончания работы над проектом и дает основу для создания новых страниц сайта. Это поможет на следующем этапе работы фронтенд-разработчикам, дизайнерам при разработке визуализации нового продукта и сократит время тестирования. Создание дизайн-системы потребует усилий и времени, но в дальнейшем с ее помощью можно будет создавать новые страницы сайта в едином виде гораздо быстрее, чем если пользоваться только UI-kit.

Атомарный дизайн

Главное свойство атомарного дизайна в том, что это не технология, а методология, на основе которой создаются продукты. С помощью атомарного дизайна можно создать полную дизайн-систему вне зависимости от программы, в которой вы привыкли работать. Это система содержит информацию о компонентах интерфейсов и дает возможность быстрее переходить от абстрактного уровня к конкретному.

В 2013 году эту методологию предложил Бред Фрост и описал ее в книге Atomic Design. Он провел аналогию между интерфейсами и химией: точно так же, как все вещества во Вселенной состоят из атомов, все интерфейсы состоят из компонентов. Эти элементы можно разложить на 5 уровней.

  1. Атомы — самые маленькие элементы: форма, поле ввода, а также более абстрактные элементы, такие как анимации. Атомы задают единый стиль интерфейса и становятся строительным материалом для страницы.

  2. Молекулы — комбинация атомов, которые становятся более полезными вместе, чем по отдельности. Например, комбинация заголовка, ссылки, изображения.

  3. Организмы — крупные части интерфейса: логотип, шапка со всеми кнопками, полем поиска, списком соцсетей.

  4. Шаблоны — элементы из нескольких организмов, каркас страницы, ее прототип.

  5. Страницы — это последняя стадия с актуальным контентом, на которой проверяется эффективность всей дизайн-системы.

После того, как атомы созданы, можно собирать из них новые страницы. Атомарный подход удобно применять на крупных и быстрорастущих проектах. Если небольшой сайт окажется востребован пользователями, то через месяц он обрастет новыми разделами, и нагрузка вырастет. Если у дизайнера есть готовая система, при создании новых страниц не возникнет вопросов о цветах или величине отступов.

UI-kit

UI-kit набор элементов интерфейса: навигации, кнопки, табы, вкладки, баннеры. Главное, что в UI-kit прописаны все стили, размеры, их поведение при взаимодействии и состояния.

Не нужно каждый раз начинать работу с нуля, если нужный элемент храниться в UI-kit.

Это важный инструмент для кастомизации дизайна с учетом аудитории, обновления дизайна, создания единого стиля нескольких продуктов. Без UI-kit при создании новых страниц удается сохранить цвета и шрифты, указанные в гайде, но при этом кнопки, поля могут отличаться по размеру.

Для максимальной скорости работы готовый UI-kit должен быть переведен в код, к которому сможет обращаться верстальщик.

Гайдлайн

В брендбуке компании собраны ценности, миссия бренда, его основные символы, аттрибуты. Гайдлайн — это аналог брендбука для цифровой среды, который фиксирует основные правила работы над проектом. Он состоит из инструкций и стандартов визуального языка — цветов, отступов, выбору логотипов, схем цветов и шрифтов. Дополнительно идут советы по стилю текста, и в отличие от UI-kit описывается расположение элементов по отношению друг к другу.

Чтобы создать гайдлайн, нужно продумать архитектуру контента, подход к изображениям и прототипам, которые лучше всего работают для вашей аудитории.

Гайдлайн можно разделить на базовые требования и дополнительные — специфические элементы определенного проекта и их поведение на разных устройствах.

Почему эти понятия путают

Дизайн-система, в том числе созданная по методологии атомарного дизайна — это комбинация правил создания продукта, а не просто библиотека компонентов. Она подразумевает более глобальный подход и осмысление элементов на другом уровне — от меньшего к большему.

Подробная дизайн-система объединяет и эту методологию, и UI-kit. Но методология, по которой будет проектироваться дизайн, выбирается перед началом работы. Затем создается дизайн из готовых атомов и моделей. А в конце UI-kit набирается готовыми элементами, чтобы использовать его для развития сайта и удобства верстки.

UI-kit не будет таким же полным, как система, построенная по методологии атомарного дизайна. И если руководствоваться только Ui-kit, на сайте может появиться шаблон, который немного будет отличаться, не впишется.

Если не разобраться до конца и перепутать понятия, вы рискуете получить только UI-kit — большой исходник с набором молекул, ожидая расширенную систему. Но что бы вы не выбрали в конце проекта, и UI-kit, и система атомарного дизайна, ускорят дальнейшую работу над дизайном.

Мы создаем UI-kit в конце работы над дизайном, когда сайт начинает содержать больше определенного числа уникальных шаблонов, например, Поговорим от Сбербанка, Pony Express. На проекте Альфа-Тревел мы воспользовались готовой дизайн-системой Альфа-Банка, поэтому сайт нового продукта получился полностью в стиле бренда, а главное — с привычной для пользователей механикой действия.

Чтобы ввести нового дизайнера в проект, лучше иметь не только UI-kit, но и гайдлайн, тогда результат его работы получится предсказуемым. Это сэкономит время и расходы на создание стандартных страниц, что удобно и агентству, и клиенту.

Атомарный дизайн подразумевает более глобальный подход и осмысление элементов на другом уровне — от меньшего к большему. Начните работу с атомов и закончите страницей с собранным контентом. Если результат получился негармоничным — начните заново с атомарного уровня.

Какой бы методологией или инструментом вы ни пользовались, необходимо поддерживать их актуальность.

Ключевые отличия дизайн-системы, атомарного дизайна и UI-kit

  • UI-kit и гайдлайн — это продукты, а дизайн-система и атомарный дизайн — методологии;

  • UI-kit собирается после завершения дизайна проекта;

  • В атомарном дизайне существует страница как высший уровень конкретики, в UI-kit никогда не бывает такого уровня;

  • Атомарный дизайн принимают как методологию с самого начала работы над дизайном;

  • Дизайн-система создается, когда завершен хотя бы один проект, и есть данные для анализа;

  • Атомарный дизайн — это расширенная дизайна-система, а UI-kit — ее часть;

  • В UI-kit есть только стиль и состояние элементов, а в гайдлайне описывается еще и взаимодействие элементов, базовые принципы компоновки, требования к контенту;

  • Гайдлайн создается после того, как часть работы по проекту уже сделана, базовые страницы разработаны. Там прописывается все решения для адаптации фирменного стиля к вебу;

  • Если у вас мало страниц и контента, можно ограничиться UI-kit, а в остальных случаях стоит прописать поведение элементов и правила проекта в гайдлайне;

  • При работе с несколькими проектами под одним брендом, для унификации и упрощения работы в будущем, понадобится своя дизайн-система. Подумайте о расширенной, атомарной версии.

  • Пользуясь этими данными, вы сможете определиться, каким образом развивать ваш проект, сделать дизайн гармоничным, а интерфейс удобным для пользователя. Какую бы методологию или технологию вы не выбрали для своего проекта, комплексный подход к дизайну оптимизирует работу и усилит восприятие бренда.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine