Как проверить блогера на накрутку подписчиков и просмотров в Instagram

За рекламу у инстаблогера можно заплатить от 2 000 до 1 000 000 рублей (от микроинфлюенсера до миллионника). При этом можно потратить деньги впустую и сорвать реализацию бизнес-задач, если окажется, что аудитория блогера фейковая или нецелевая.

Рассказываем, как можно проверить блогеров в Instagram на накрутку подписчиков и просмотров — вручную и с помощью сервиса.

андрей калашник

CMO проекта trendHERO

Согласно исследованию российского рынка influencer-маркетинга, которое провёл сервис trendHERO, 39% инфлюенсеров из топ-100 получают свою аудиторию из giveaway-конкурсов.

Для бизнеса это означает, что бюджет рекламы будет раздут, а аудитория будет нецелевой.

Чтобы не попасть на пустую трату денег и времени, предлагаем посмотреть, за счёт чего ещё могут вводить в заблуждение рекламодателей инстаблогеры разного уровня и как это можно выявить.

Накрутка — получение ненастоящих лайков, комментариев и подписчиков

Накрутку можно сделать с помощью таких инструментов и методов, как:

 Боты — автоматически созданные аккаунты, которые автоматически лайкают, комментируют и подписываются.

 Лайктаймы — когда просят подписчиков пролайкать друг друга. Например, прокомментируй этот пост, лайкни его и ещё трёх комментаторов.

 Чаты активности — блогеры собираются в чат и просят лайкать друг друга.

 Покупка аккаунтов с подписчиками — приобретают аккаунт с реальными 10 000 подписчиками, удаляют все посты и начинают постить свои.

 Подписчики из других стран — набирают реальных подписчиков, например, из Индии, через биржи фрилансеров или просто фотками красивой попы.

 Giveaway — покупают спонсорство в конкурсах знаменитостей и получают их подписчиков.

Чем больше подписчиков, тем больше можно попросить за рекламу.

Помимо рекламы большинство нано- (1‒10 000 подписчиков) и микроинфлюенсеров (10‒100 000) работают и по бартеру.

Например, блогер с пятью друзьями накручивает по 10‒15 000 подписчиков и договаривается с рестораном о бесплатном ужине всей компанией в обмен на рекламные посты в Instagram.
5 блогеров * 15 000 = 75 000 подписчиков — звучит серьёзно.
А по факту у этой компании может быть всего 200‒300 активных подписчиков, да и то одни на всех.

Или кто-то собирает мемы в интернете и выкладывает их в свои паблики. С помощью вышеописанных методов накручивает 50‒100 000 подписчиков и начинает продавать рекламу. А позднее перегонять подписчиков в новые аккаунты — создаёт сеть аккаунтов и продаёт рекламу уже не в одном паблике, а в 5‒10.

Накрутка убивает рекламу у блогеров

Реклама не приносит ожидаемого результата

Это первоочередный и очевидный вред от накрутки. Крупный и средний бизнес работает с блогерами в первую очередь на репутацию и охват, при этом не забывая про экономику коллабораций.

Например, сервис доставки еды решил провести информационную кампанию, чтобы о нём узнало как можно больше людей. Одна из метрик для оценки охвата — CPM (стоимость тысячи показов). Заказывая рекламу у блогера, бизнес рассчитывает в том числе получить CPM ниже стоимости другого вида рекламы.

Если блогер накрутил подписчиков и лайки, то он показывает заказчику скриншот со сториз, которые набирают, например, по 100 000 показов. Бизнес понимает, что при стоимости трёх сториз 20 000 рублей CPM будет в районе 0,2‒0,3 рубля за тысячу показов. Но когда реальный охват не превышает 20 000 показов, то CPM драматически вырастает до 1 рубля за 1 000 показов. И если в других каналах CPM ниже, то в краткосрочной перспективе выгоднее было бы вложить эти деньги в них.

Малый бизнес и блогеры могут считать стоимость подписчика. Тут та же логика — рассчитываешь получить подписчика за 2 рубля, а получаешь за 10. А это уже невыгодно, если с таргета получается привлечь за 5 рублей.

Обман на рынке инфлюенсер-маркетинга играет против всех

Обманщик может дать цену меньше, чем другие блогеры. Некоторые блогеры, у которых 100 000 подписчиков, могут просить за 1 сториз 1 000 рублей, а другие — 5 000. Часть рекламодателей пойдёт к тому, чьи услуги обойдутся дешевле, разочаруется в этом типе рекламы и больше не будет пробовать.

А честный блогер получит меньше заказов или снизит цену и заработает за старания меньше.

Меньше стимул работать дальше → меньше честных блогеров → меньше выбор у бизнеса.

В конечном итоге бизнесу выгодно, чтобы на рынке было как можно больше блогеров с определённой аудиторией. Например, ресторану выгодно, чтобы было больше фуд-блогеров. Так, он может купить рекламу у 10 таких блогеров и оценить по промокоду, кто какую аудиторию привёл.

Если делать контент окажется невыгодно, на рынке просто не будет выбора. Это значит, что доступным будет только сотрудничество с лайфстайл-блогерами, что увеличит шанс не получить — продолжая тему — ни одного посетителя ресторана.

Ручной метод: на что обращать внимание для проверки блогера на накрутку

(на основе данных исследования trendHERO)

Engagement rate (соотношение количества лайков и комментариев к подписчикам)

Для наноблогеров нормальным ER считается 5‒10%, для миллионников — от 2 до 5%.

Разброс лайков и комментариев между постами

Оптимальный — 40‒100%. Посты должны отличаться по лайкам и комментариям, но не сильно.

❌ Подозрительно:

  • все посты набрали примерно равное количество лайков:
    1 001, 985, 1 029 — скорее всего, это накрутка;
  • некоторые посты собрали намного больше комментариев, чем обычно: 1 000, 800 ⟶ 9 565. Наверняка, это имеет отношение к конкурсу, а не к постоянной аудитории.

✅ Нормально:

  • сегодня 500 лайков, завтра 300, а послезавтра 1 000. 

Соотношение средних просмотров видео и лайков

Просмотров должно быть в 2‒5 раз больше, чем лайков.

Аватарки и никнеймы комментаторов

Подозрительно, если у подписчика нет аватарки или имя пользователя из серии ivan2354p.

Если это индийцы, то это легко можно определить по описаниям в профиле (имена, хинди или английский язык, фото аватарки, упоминание религии), например:

Однотипные комментарии без конкретики

«Какое красивое фото», «Спасибо за пост» и тому подобное.

Подписки лайкающих и комментирующих

В профиле аккаунтов реагирующих на посты подписчиков нужно посмотреть количество подписок (не подписчиков).

Если у большинства таких аккаунтов больше 2 000 подписок, скорее всего, это боты или массфолловеры.

Ответы блогера в комментариях

Нужно проверить, общается ли блогер с подписчиками и многим ли отвечает.

Чем больше аккаунт, тем меньше ответов автора должно быть.
Для миллионника 1% уже хорошо, а для наноинфлюенсеров нормальным показателем будет от 5 до 30%.

Сервисы проверки блогеров дают точные данные и экономят время

Некоторые популярные в странах СНГ сервисы для проверки блогеров — HypeAuditor, FakeLikeInfo, trendHERO.

В первую очередь, сервисы проверки на накрутку полезны тем, что экономят время.

Если вручную проверять инфлюенсера, то можно потратить от 30 минут на аккаунт.

Чтобы проверить вручную информацию, о которой рассказали выше, придётся приложить усилия и при этом получить меньше данных, чем может собрать сервис. Поэтому второе преимущество сервисов — точность.

Давайте посмотрим, какие данные можно получить из сервиса — на примере trendHERO — и что они будут означать для рекламодателей.

Пример №1. Показатели накрутки — доступность аудитории, расхождение по местоположению, полу и типу аудитории

Видим очень низкий процент вовлечения (0,6%), меньше 10% качественной аудитории (47 из 531 тысячи подписчиков), среднее количество лайков, комментариев и просмотров видео.

Качественная аудитория = реальные подписчики + коммерческие аккаунты (магазины и сервисы) + подписчики-инфлюенсеры.

Здесь видим, что у подавляющего большинства аудитории больше 1 500 подписок — это значит, что они могут не заметить пост от этого инфлюенсера в своей ленте, поэтому ставится под сомнение их доступность. Про подлинность аудитории поговорим дальше.

Данные местоположения аудитории показывают, что у блогера много подписчиков из Индии, при этом большинство лайкающих — из стран СНГ. Этих показателей достаточно для того, чтобы выявить накрутку. Но смотрим дальше.

Ощутимое расхождение по полу между всеми подписчиками и лайкающими тоже указывает на накрутку.

В данных по типу аудитории видим, что в подписчиках очень много массфолловеров (76,24% на скрине слева), а лайкают в основном реальные аккаунты (43,97% на скрине справа).

Массфолловеры — это те, кто подписывается на других для получения взаимных подписок. Проблема в том, что у массфолловеров столько подписчиков, что они почти не видят рекламных постов в ленте. То есть, если вы заказали рекламу у блогера, у которого много массфолловеров, то эти аккаунты не увидят рекламу, а рекламодатель фактически заплатит за ненастоящих подписчиков.

Много лайков от коммерческих аккаунтов (15,55% в нашем случае) может указывать на лайктаймы.

 курс

Influencer-маркетинг

Узнать больше

  • Научитесь правильно подбирать инфлюенсеров
  • Узнаете, как выстраивать взаимодействие,  подбирать подходящие форматы и механики работы с инфлюенсерами, придумывать креативы
  • Сможете разработать стратегию influencer-маркетинга и оценить результат

Пример №2. Распознаём giveaway по резким изменениям количества подписчиков

В сервисах легко увидеть участие в giveaway — конкурсы из серии «Подпишитесь на всех, на кого я подписан (а), и получите автомобиль».

Резкие скачки количества подписчиков с моментальными отписками явно указывают на giveaway.

На графике мы видим, что в декабре у блогера было 150 000 подписчиков. Затем она провела три конкурса — резкие скачки в январе, феврале и марте, после которых количество подписчиков возросло до 600 000.

Что происходило дальше:

Сразу после конкурса от блогера отписались около 30 000 человек — и продолжали уходить каждый день.

Это плохо для инфлюенсера — алгоритмическая лента Instagram видит, что от блогера отписываются, и реже показывает его посты подписчикам. Это плохо и для рекламодателя — аудитория розыгрышей не всегда платёжеспособна и не всегда доверяет блогеру.

Пример №3. Проверяем себя: честный или недобросовестный блогер

Предлагаем небольшой тест: попробуйте сами определить, занимается ли накруткой блогер на основании информации ниже. А потом обсудим 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология