Как проверить блогера на накрутку подписчиков и просмотров в Instagram
За рекламу у инстаблогера можно заплатить от 2 000 до 1 000 000 рублей (от микроинфлюенсера до миллионника). При этом можно потратить деньги впустую и сорвать реализацию бизнес-задач, если окажется, что аудитория блогера фейковая или нецелевая.
Рассказываем, как можно проверить блогеров в Instagram на накрутку подписчиков и просмотров — вручную и с помощью сервиса.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg)
андрей калашник
CMO проекта trendHERO
Согласно исследованию российского рынка influencer-маркетинга, которое провёл сервис trendHERO, 39% инфлюенсеров из топ-100 получают свою аудиторию из giveaway-конкурсов.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8B.png)
Для бизнеса это означает, что бюджет рекламы будет раздут, а аудитория будет нецелевой.
Чтобы не попасть на пустую трату денег и времени, предлагаем посмотреть, за счёт чего ещё могут вводить в заблуждение рекламодателей инстаблогеры разного уровня и как это можно выявить.
Накрутка — получение ненастоящих лайков, комментариев и подписчиков
Накрутку можно сделать с помощью таких инструментов и методов, как:
Боты — автоматически созданные аккаунты, которые автоматически лайкают, комментируют и подписываются.
Лайктаймы — когда просят подписчиков пролайкать друг друга. Например, прокомментируй этот пост, лайкни его и ещё трёх комментаторов.
Чаты активности — блогеры собираются в чат и просят лайкать друг друга.
Покупка аккаунтов с подписчиками — приобретают аккаунт с реальными 10 000 подписчиками, удаляют все посты и начинают постить свои.
Подписчики из других стран — набирают реальных подписчиков, например, из Индии, через биржи фрилансеров или просто фотками красивой попы.
Giveaway — покупают спонсорство в конкурсах знаменитостей и получают их подписчиков.
Чем больше подписчиков, тем больше можно попросить за рекламу.
Помимо рекламы большинство нано- (1‒10 000 подписчиков) и микроинфлюенсеров (10‒100 000) работают и по бартеру.
Например, блогер с пятью друзьями накручивает по 10‒15 000 подписчиков и договаривается с рестораном о бесплатном ужине всей компанией в обмен на рекламные посты в Instagram.
5 блогеров * 15 000 = 75 000 подписчиков — звучит серьёзно.
А по факту у этой компании может быть всего 200‒300 активных подписчиков, да и то одни на всех.
Или кто-то собирает мемы в интернете и выкладывает их в свои паблики. С помощью вышеописанных методов накручивает 50‒100 000 подписчиков и начинает продавать рекламу. А позднее перегонять подписчиков в новые аккаунты — создаёт сеть аккаунтов и продаёт рекламу уже не в одном паблике, а в 5‒10.
Накрутка убивает рекламу у блогеров
Реклама не приносит ожидаемого результата
Это первоочередный и очевидный вред от накрутки. Крупный и средний бизнес работает с блогерами в первую очередь на репутацию и охват, при этом не забывая про экономику коллабораций.
Например, сервис доставки еды решил провести информационную кампанию, чтобы о нём узнало как можно больше людей. Одна из метрик для оценки охвата — CPM (стоимость тысячи показов). Заказывая рекламу у блогера, бизнес рассчитывает в том числе получить CPM ниже стоимости другого вида рекламы.
Если блогер накрутил подписчиков и лайки, то он показывает заказчику скриншот со сториз, которые набирают, например, по 100 000 показов. Бизнес понимает, что при стоимости трёх сториз 20 000 рублей CPM будет в районе 0,2‒0,3 рубля за тысячу показов. Но когда реальный охват не превышает 20 000 показов, то CPM драматически вырастает до 1 рубля за 1 000 показов. И если в других каналах CPM ниже, то в краткосрочной перспективе выгоднее было бы вложить эти деньги в них.
Малый бизнес и блогеры могут считать стоимость подписчика. Тут та же логика — рассчитываешь получить подписчика за 2 рубля, а получаешь за 10. А это уже невыгодно, если с таргета получается привлечь за 5 рублей.
Обман на рынке инфлюенсер-маркетинга играет против всех
Обманщик может дать цену меньше, чем другие блогеры. Некоторые блогеры, у которых 100 000 подписчиков, могут просить за 1 сториз 1 000 рублей, а другие — 5 000. Часть рекламодателей пойдёт к тому, чьи услуги обойдутся дешевле, разочаруется в этом типе рекламы и больше не будет пробовать.
А честный блогер получит меньше заказов или снизит цену и заработает за старания меньше.
Меньше стимул работать дальше → меньше честных блогеров → меньше выбор у бизнеса.
В конечном итоге бизнесу выгодно, чтобы на рынке было как можно больше блогеров с определённой аудиторией. Например, ресторану выгодно, чтобы было больше фуд-блогеров. Так, он может купить рекламу у 10 таких блогеров и оценить по промокоду, кто какую аудиторию привёл.
Если делать контент окажется невыгодно, на рынке просто не будет выбора. Это значит, что доступным будет только сотрудничество с лайфстайл-блогерами, что увеличит шанс не получить — продолжая тему — ни одного посетителя ресторана.
Ручной метод: на что обращать внимание для проверки блогера на накрутку
(на основе данных исследования trendHERO)
Engagement rate (соотношение количества лайков и комментариев к подписчикам)
Для наноблогеров нормальным ER считается 5‒10%, для миллионников — от 2 до 5%.
Разброс лайков и комментариев между постами
Оптимальный — 40‒100%. Посты должны отличаться по лайкам и комментариям, но не сильно.
Подозрительно:
- все посты набрали примерно равное количество лайков:
1 001, 985, 1 029 — скорее всего, это накрутка; - некоторые посты собрали намного больше комментариев, чем обычно: 1 000, 800 ⟶ 9 565. Наверняка, это имеет отношение к конкурсу, а не к постоянной аудитории.
Нормально:
- сегодня 500 лайков, завтра 300, а послезавтра 1 000.
Соотношение средних просмотров видео и лайков
Просмотров должно быть в 2‒5 раз больше, чем лайков.
Аватарки и никнеймы комментаторов
Подозрительно, если у подписчика нет аватарки или имя пользователя из серии ivan2354p.
Если это индийцы, то это легко можно определить по описаниям в профиле (имена, хинди или английский язык, фото аватарки, упоминание религии), например:
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image11.png)
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image10.png)
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image7.png)
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image1.png)
Однотипные комментарии без конкретики
«Какое красивое фото», «Спасибо за пост» и тому подобное.
Подписки лайкающих и комментирующих
В профиле аккаунтов реагирующих на посты подписчиков нужно посмотреть количество подписок (не подписчиков).
Если у большинства таких аккаунтов больше 2 000 подписок, скорее всего, это боты или массфолловеры.
Ответы блогера в комментариях
Нужно проверить, общается ли блогер с подписчиками и многим ли отвечает.
Чем больше аккаунт, тем меньше ответов автора должно быть.
Для миллионника 1% уже хорошо, а для наноинфлюенсеров нормальным показателем будет от 5 до 30%.
Сервисы проверки блогеров дают точные данные и экономят время
Некоторые популярные в странах СНГ сервисы для проверки блогеров — HypeAuditor, FakeLikeInfo, trendHERO.
В первую очередь, сервисы проверки на накрутку полезны тем, что экономят время.
Если вручную проверять инфлюенсера, то можно потратить от 30 минут на аккаунт.
Чтобы проверить вручную информацию, о которой рассказали выше, придётся приложить усилия и при этом получить меньше данных, чем может собрать сервис. Поэтому второе преимущество сервисов — точность.
Давайте посмотрим, какие данные можно получить из сервиса — на примере trendHERO — и что они будут означать для рекламодателей.
Пример №1. Показатели накрутки — доступность аудитории, расхождение по местоположению, полу и типу аудитории
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image15.png)
Видим очень низкий процент вовлечения (0,6%), меньше 10% качественной аудитории (47 из 531 тысячи подписчиков), среднее количество лайков, комментариев и просмотров видео.
Качественная аудитория = реальные подписчики + коммерческие аккаунты (магазины и сервисы) + подписчики-инфлюенсеры.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image5.png)
Здесь видим, что у подавляющего большинства аудитории больше 1 500 подписок — это значит, что они могут не заметить пост от этого инфлюенсера в своей ленте, поэтому ставится под сомнение их доступность. Про подлинность аудитории поговорим дальше.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image17.png)
Данные местоположения аудитории показывают, что у блогера много подписчиков из Индии, при этом большинство лайкающих — из стран СНГ. Этих показателей достаточно для того, чтобы выявить накрутку. Но смотрим дальше.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image18.png)
Ощутимое расхождение по полу между всеми подписчиками и лайкающими тоже указывает на накрутку.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image3.png)
В данных по типу аудитории видим, что в подписчиках очень много массфолловеров (76,24% на скрине слева), а лайкают в основном реальные аккаунты (43,97% на скрине справа).
Массфолловеры — это те, кто подписывается на других для получения взаимных подписок. Проблема в том, что у массфолловеров столько подписчиков, что они почти не видят рекламных постов в ленте. То есть, если вы заказали рекламу у блогера, у которого много массфолловеров, то эти аккаунты не увидят рекламу, а рекламодатель фактически заплатит за ненастоящих подписчиков.
Много лайков от коммерческих аккаунтов (15,55% в нашем случае) может указывать на лайктаймы.
курс
Influencer-маркетинг
Узнать больше
- Научитесь правильно подбирать инфлюенсеров
- Узнаете, как выстраивать взаимодействие, подбирать подходящие форматы и механики работы с инфлюенсерами, придумывать креативы
- Сможете разработать стратегию influencer-маркетинга и оценить результат
Пример №2. Распознаём giveaway по резким изменениям количества подписчиков
В сервисах легко увидеть участие в giveaway — конкурсы из серии «Подпишитесь на всех, на кого я подписан (а), и получите автомобиль».
Резкие скачки количества подписчиков с моментальными отписками явно указывают на giveaway.
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image14.png)
На графике мы видим, что в декабре у блогера было 150 000 подписчиков. Затем она провела три конкурса — резкие скачки в январе, феврале и марте, после которых количество подписчиков возросло до 600 000.
Что происходило дальше:
![](https://netology.ru/blog/wp-content/uploads/2020/11/image2.png)
Сразу после конкурса от блогера отписались около 30 000 человек — и продолжали уходить каждый день.
Это плохо для инфлюенсера — алгоритмическая лента Instagram видит, что от блогера отписываются, и реже показывает его посты подписчикам. Это плохо и для рекламодателя — аудитория розыгрышей не всегда платёжеспособна и не всегда доверяет блогеру.
Пример №3. Проверяем себя: честный или недобросовестный блогер
Предлагаем небольшой тест: попробуйте сами определить, занимается ли накруткой блогер на основании информации ниже. А потом обсудим Полный текст статьи читайте на Нетология