Как правильно подготовиться к собеседованию в IT-компании
Юлия Спиридонова-Микеда — операционный директор «Нетологии-групп» написала подробный гайд о том кого ищут интернет-компании, как устроиться на работу своей мечты, составив правильное резюме, отправив сопроводительное письмо и пройдя собеседование.
Как любят повторять эйчары: «Поиск работы — тоже работа», причём проектного типа. И хоть рутинной её не назовёшь, она может потребовать от вас как спринтерских, так и стайерских навыков — смотря какой окажется дистанция. Зато «наниматель» здесь вы сами, и определять компанию и «корпоративную политику» — тоже вам.
В нашем гайде вы узнаете:
Кто нужен интернет-бизнесу?
Как нас выбирают работодатели?
Какими должны быть наши навыки?
Какими личностными характеристиками мы должны обладать?
Какой наш потенциал для роста?
Как подготовить резюме?
Как составить сопроводительное письмо?
Общие правила подготовки к собеседованию.
Наше первое собеседование.
Что предстоит пройти кандидату?
В «Нетологии-групп» мы не только устраиваем выпускников в интернет-компании, но и регулярно ищем себе сотрудников, с которыми могли бы вместе расти дальше. Часто мы видим, как кандидаты «заваливаются» на простых вещах, не бывают готовы к очевидным требованиям, не понимают, чего ждёт от них компания.
Эта статистика не значит, что «отсееные» кандидаты не те, кого мы хотели бы видеть своими сотрудниками: часто виной тому неверная самопрезентация и сбои в коммуникации.
А кто, собственно, нужен в интернет-бизнесе?
На середину 2016 года ИТ в отношении большинства линейных позиций — это рынок работодателя. Наниматели могут себе позволить такую роскошь, как выбор сотрудника, близкого к своему внутреннему эталону.
Ситуация, в которой почти на любую позицию готовы взять хоть кого, «лишь бы соображал и хотел учиться», вряд ли повторится: рынок взрослеет, усложняется, фрагментируется.
Темп развития индустрии находится на уровне бодрого техно, отсюда и базовые требования к общечеловеческим и когнитивным качествам сотрудников:
- Активные.
- С гибким умом и широким кругозором.
- Умеющие быстро выдавать результат.
- С потенциалом роста.
- Способные быстро обучаться и готовые в дальнейшем обучать других.
- С технической базой.
- Непобежденные оптимисты.
Обратите внимание на четвертый и пятый пункт. Готовность расти и обучать других по мере накопления опыта и профессионального «окрутевания» — одно из важнейших требований к потенциальному работнику.
ИТ-компании неизбежно растут и предпочитают брать руководителей изнутри, так что, пока вы обсуждаете с HR-менеджером ваши должностные обязанности, он уже прикидывает, способны ли вы стать тимлидом, сумеете ли года через полтора-два натаскивать джуниоров без понуканий со стороны начальства, останется ли от вас что-то в базе знаний организации после вашего ухода.
Чтобы удержать свои позиции и сохранить рост, работодатели ищут профессионалов, которые в состоянии с первых дней на новом посту давать бизнесу отдачу в измеримых показателях — в ИТ-компаниях обожают все считать.
Беседуя с вами, HR пытается понять, насколько полезны вы окажетесь компании с горизонтом трёх-пяти лет и насколько увеличится та добавленная стоимость, которую вы ей будете приносить, с течением времени.
Современная digital-среда — это быстрая проверка гипотез, освоение новых технологий и инструментов, не всегда предсказуемые карьерные виражи. Без аналитического мышления и умения действовать по ситуации и без проволочек в отрасли делать нечего.
Ваша задача — быть таким, а не казаться. Не втереться в доверие, а оказаться его достойным. Игру в притворяшки быстро раскусят, даже ухитрись вы без должных качеств и навыков устроиться в интернет-компанию своей мечты. Но так вы только испортите своё реноме.
Кроме этого, немаловажным является еще и способность показать ваши умения, заинтересовать собой, в начале — через сопроводительное письмо и резюме, а затем — в процессе цепочки интервью.
Мы выбираем, нас выбирают
Факторы, которые определяют конкурентную привлекательность соискателя в нашей отрасли, делятся на три категории, которые будут тестировать на всех этапах трудоустройства:
- навыки;
- личностные характеристики;
- потенциал для роста.
Каждая категория имеет равное значение и недостаточно высокие показатели в одной могут с лёгкостью перечеркнуть сколь угодно выдающиеся достижения в двух оставшихся.
Навыки
Как объяснить работодателю, какими навыками вы владеете, и подать их в выгодном свете, когда «нет времени объяснять»? Первичной оценке вашего резюме HR-менеджер уделяет считанные секунды, а оставшись доволен беглым взглядом на него, всё равно старается потратить на изучение информации о вас минимум времени. Поэтому в коммуникации с нанимателем держитесь трёх основных правил.
- Внятно и структурированно очерчивайте свой опыт в резюме.
- Рассказывайте о своей деятельности в режиме результата: чего и в какие сроки вы добились, какую пользу принесли предыдущим работодателям. Не «разрабатывал систему микроплатежей», а «спроектировал и внедрил систему микроплатежей, на которую через три квартала после запуска приходилось 18% оборота площадки и которой как минимум однократно воспользовались 35% её постоянных посетителей».
- Декларируя, доказывайте. Сделайте портфолио, если продукт позволяет это — для одних это отраслевой стандарт, для других — повод уточнить у предыдущего работодателя действительно ли вы делали то, что написали.
Личностные характеристики
В интернет-индустрии не принято стричь всех под одну гребёнку — консервативную ли у ИТ-интегратора, хипстерскую ли у модного стартапа в области sharing economy. Поэтому важны базовые психологические и поведенческие доминанты кандидата:
- «горящие глаза»;
- активность и драйв;
- уверенность;
- лидерские навыки;
- тягу к постоянному обучению;
- искреннюю заинтересованность в рынке и компании;
- «схожесть» вашего ДНК с ДНК компании.
Согласитесь, все требования логически объяснимы. «Горящие глаза», конечно, трюизм, но в отрасли не хотят видеть людей по принципу: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в таргетологи».
Чтобы узнать, кто вы и чего от вас ждать, наниматели изучают самые разные ваши стороны:
- Аналитический склад ума и техническая подготовка сегодня обязательны для всех занятых в интернет-бизнесе. Будьте готовы к задачам на основы логики и статистики. Именитый технический вуз будет однозначным плюсом.
- Выказывайте позитивный настрой и открытость. В противном случае, сколь бы весомы ни были ваши прежние достижения, HR-менеджер вполне может отклонить вашу кандидатуру из опасений, что вы не впишетесь в коллектив.
- Работодатель должен увидеть вашу приверженность к продуктам компании и желание работать именно в ней. Ненавязчиво покажите, что знаете историю организации и её бизнес.
- Грамотная устная и письменная речь, и хорошая дикция — не бонус, а необходимость. Непоследовательно и с ошибками излагающий свои мысли сотрудник тормозит работу своих коллег, а если коммуницирует с партнёрами компании, то портит её репутацию. HR-специалисты без колебаний отсеивают тех, кто с русским языком не на «ты», а на «э, слышь!».
- В некоторых компаниях кандидатам могут предложить пройти тестирование на определение психологического профиля. «Нетология-групп», например, использует методологии MBTI и Афанасьева, чтобы оценить, сумеет ли человек влиться в ту или иную команду, отдел, производственную цепочку. Советуем вам изучить азы нескольких наиболее распространённых классификаций, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Кто-то удивится, но в интернет-компаниях общая презентабельность и внешний вид потенциального сотрудника чаще всего не играют в его оценке существенной роли. Гораздо важнее то, насколько кандидат соответствует образу работника, сложившемуся в организации.
Потенциал для роста
Существует несколько маркеров, по которым работодатель определяет, насколько вы способны расти как специалист.
- История успеха и уровень амбиций: чего вы хотите, чего достигли и насколько быстро. Но несоответствие между декларируемым и фактами вызовут у HR-менеджера подозрения.
- История продвижения по службе в рамках одной компании: с какой скоростью вы поднимались по карьерной лестнице, каких результатов добивались на каждом этапе.
- Проявления лидерства, в том числе вне работы: в учёбе, в хобби, в волонтёрской деятельности.
Если вы мечтаете запустить свой проект, это не всегда минус для нанимателя. Хотя обычно компания надеется на игру вдолгую: три-пять лет или даже дольше, в зависимости от позиции.
В хорошо организованном интернет-бизнесе вы можете выбыть из игры по любому пункту требований, если вы им не соответствуете.
Попробуйте взглянуть на себя глазами работодателя.Насколько явно вы отвечаете требованиям и с первого ли общения с компанией показываете их?
Подготовка резюме
Успех резюме покоится на трёх китах: хорошей структуре, краткости (не более полутора страниц), правдивости.
Оптимальна, по нашему опыту, следующая структура резюме: 1. ФИО.
2. Контакты.
3. Желаемая должность.
4. Желаемая зарплата (опционально, см. дальше).
5. Тело резюме с изложением опыта работы.
6. Образование.
7. Дополнительное образование.
8. Навыки, хобби.
9. Рекомендации.
Первый и главный совет по составлению резюме — думать и смотреть как HR. Пишите и оформляйте резюме так, чтобы, потратив минимум времени, менеджер по кадрам захотел пригласить вас на первичное собеседование.
- Перечисляйте свои места работы в обратной хронологической последовательности: последнее — вверху. Учтите, что HR сперва сканирует взглядом ваши базовые навыки, потом последнее ваше место работы.
- Указывайте интервалы работы в компаниях, желательно с точностью до месяца. Если какую-то организацию вы покинули слишком быстро, вкратце поясните почему и будьте готовы к вопросам по этому поводу от HR.
- Описывайте результат, а не формальные обязанности — ёмко с поддающимися проверке фактами и цифрами, рассказывая, чего добились на той или иной позиции.
- Перечислите свои профессиональные навыки, а также:
— портфолио реализованных проектов с указанием вашей роли в них, обязанностей, результатов и со ссылкой на сайт проекта, если таковой существует;
— адреса ваших аккаунтов в социальных сетях (например, LinkedIn и Facebook). - Обозначьте, какими технологиями и программными продуктами владеете. Упоминания достойны те из них, что являются специфическими для профессии, в которой вы себя реализуете. Word, Excel — это общее, сказать, что вы умеете их использоваться, всё равно что похвастаться: «я умею читать по складам и знаю таблицу умножения».
- Никаких общих фраз про «стрессоустойчивость» и «повышенную обучаемость». Лучше кратко и человеческим языком расскажите про свои хобби (оптимально — с указанием объективно значимых достижений, например: «Увлекаюсь биатлоном, мастер спорта») и сильные стороны.
Антон Байцур, вице-президент по продукту Aviasales
Я очень внимательно читаю сопроводительные письма: резюме, как правило, стандартные. Присланное соискателями без сопроводительного письма изучаю чаще всего бегло — в большинстве случаев вполглаза смотрю у таких в резюме последнее место работы, общий стаж, главные навыки. Хотя отвечаем мы на все резюме — такое у нас правило.
Сразу отмечаю тех, кто пишет шаблонные фразы про «права категории Б», «высокую обучаемость», «ответственность», и предпочту поговорить с человеком, который таких лишних банальных формулировок избежал.
Кстати, я спокойно отношусь к тому, что мне высылают мне не резюме, а ссылку на профиль в LinkedIn. Но если у претендента там экстремально много «скиллов», указанных другими пользователями, а сам он кажется не слишком опытным, значит, его больше занимает не работа, а о то, что о нём думают, и я с ним общаться не буду.
Чуть настораживают меня люди, у которых главным стимулом устроиться в Aviasales является желание перебраться к нам на остров Пхукет, а не намерение собственно работать в Aviasales. Подобные кандидаты имеют все шансы попасть на интервью, но — скрывать не стану — «собеседую» их я с особым пристрастием.
- Желательно приводить рекомендации (references) от начальства — и не с одного места работы. Если у вас за плечами только одна компания, постарайтесь получить отзывы от ваших партнёров и контрагентов. Важно: предварительно договоритесь с вашим рекомендателем о том, что к нему могут обратиться с запросом касательно вас.
Устраиваясь на сколько-нибудь значимую в компании должность, будьте готовы и к тому, что HR обратится за информацией о вас и в те компании, контакты чьего руководства вы не дали в резюме. - Сообщайте правдивые данные о себе, не лукавьте. HR-специалисты и другие участники собеседования со стороны нанимателя обязательно выявят подтасовки в ходе беседы. И скорее рано, чем поздно.
- Вставьте в резюме свою фотографию. Соизмеряйте снимок с должностью, на которую претендуете: портрет в строгом костюме едва ли подойдёт, если вы шлёте его HR молодой компании с неформальной атмосферой. Там решат: «Душный тип». Фотографируйтесь на нейтральном фоне, без вычурных поз и других проявлений самолюбования.
- Если вы высылаете резюме по e-mail, приложите его к письму в виде PDF-файла. Не втискивайте его в тело письма. Формат Word тоже нежелателен.
Указывать ли желаемую зарплату, решать вам. Оба варианта допустимы. Но главное — не скрывать тот факт, что финансовая мотивация значима для вас. Но меркантильные соображения не должны лидировать среди прочих с большим отрывом.
Помимо несоблюдения вышеперечисленных условий, в резюме часто встречается ещё целый ворох ошибок:
- Отсутствие фокуса на конкретной вакансии. Вы и швец, и жнец, и на Forex игрец. Но HR важно понимать, что вы обладаете опытом, необходимым для работы в той должности, на которую претендуете. Одинаковое универсальное резюме — плохо: нельзя составить точное резюме и для верстальщика и для аккаунт-менеджера. Много непрофильной работы, не прокомментированное вами, с высокой степенью вероятности позволит HR от греха подальше отклонить вашу кандидатуру.
- Сплошной голый текст — это беда. Воспринимается он отвратительно. Непременно разбивайте резюме на смысловые блоки, используйте маркированные списки и подзаголовки, унифицируйте написания и обозначения. И ещё раз: проверьте свой опус на орфографические, синтаксические, стилистические ошибки.
- Занимались фрилансом — обрисуйте ваши обязанности, проекты, достижения. Всё как со штатной офисной работой.
- В портфолио не должно быть слишком много работ. Только те, которыми вы по-настоящему гордитесь. Во-первых, у HR-менеджера нет времени изучать все ваши творения, во-вторых, покажите, что способны мыслить системно и ранжировать свои достижения по значимости.
- Креатив за гранью разума. Нестандартное мышление — это здорово, но применительно к бизнесу — только когда оно не оторвано от реальности и адаптировано к социальному окружению и обстоятельствам. Всевозможная «дичь» способна позабавить, но редко подстёгивает вступить в контакт с тем, кто её породил.
- Использовать ли в саморепрезентации инфографику — вопрос спорный. Наше мнение, не претендующее на истину в последней инстанции: допустимо креативное изложение портфолио, особенно для представителей творческих профессий, но резюме стоит облечь в стандартную, понятную с первых секунд форму. Иначе вы рискуете «сломать мозг» HR-менеджеру.
А как быть если вы новичок или у вас нет опыта, которого требует работодатель?
- Докажите, что вам интересна сфера, в которой вы стремитесь профессионально реализоваться, и вы подходите по всем критериям, кроме опыта.
- Указывайте уровень своих знаний в новой для вас сфере. Лучше с конкретикой. Какие программы и технологии освоили в вузе, какие практические работы выполнили, например: «Создал базу данных для университетского сайта на MySQL».
- Если у вас была подработка или стажировка в ИТ, даже неофициальная, смело вносите информацию о ней в резюме.
- Перечислите пройденные вами профессиональные курсы, укажите, какие сертификаты получили. Здесь также упомяните, какие проекты делали в процессе обучения. Допустим: «Сверстал макет сайта мотоклуба с применением HTML5, CSS, JavaScript» и приведите ссылку. Проходили курсы «Нетологии» или другого места — упомяните про них.
- В разделе «Обо мне» приведите свои положительные качества, которые будут полезны в новой сфере деятельности. Подчеркните, в каких направлениях хотите развиваться.
- Можете предложить себя в качестве стажёра.
Сопроводительное письмо
1. Из сопроводительного письма должно быть понятно: почему вы нужны компании и почему нужны именно вы — какую added value (добавочную стоимость) вы ей дадите.
2. Чтобы зацепить нанимателя, годится богатый опыт в значимых для него сферах, идеи развития бизнеса, наличие полезных связей. Например, обращаясь в компанию — разработчик мобильных приложений с фокусом на продукты для банков и страховщиков, полезно упомянуть, что вы лично знаете большинство топ-менеджеров в сфере страхования. Ну, если вы действительно их знаете.
3. Сопроводительное письмо должно быть обоснованным, кратким — один, максимум два абзаца, и должно предварять резюме.
4. Не требуйте, не спрашивайте и не уточняйте в первом же сопроводительном письме — спросите, если только с вами захотят продолжить общение. Дополнительный груз вопросов и ответов лишь побуждает HR отказаться от коммуникации с вами.
5. Не пытаться перепрыгнуть через HR-департамент. Пишите именно туда. Но если вы лично знаете руководителя компании или конечного «заказчика» вакансии, то не возбраняется предупредить его о том, что вы отправили резюме по общедоступному каналу.
Подготовка к собеседованию
Представим, что вы прошли первичный ценз и HR-менеджер компании пригласил вас на интервью. В вечер перед собеседованием возьмите листок бумаги и сформулируйте свои соображения по следующим пунктам.
- Ваши главные достоинства, которые должны запомниться вашему собеседнику.
- В каких направлениях вы хотите развиваться стратегически и в каких чувствуете потребность себя «прокачивать». Чётко обозначив их, вы сумеете элегантно и с позитивным посылом ответить на традиционный, но каверзный вопрос «Ваши главные недостатки?».
- Ваши мысли на предмет того, как вы могли бы улучшить бизнес компании.
- Ваши ценности, мотивации, способы справляться с трудностями. Насколько ваши внутренние запросы, тактические и стратегические цели совпадают с политикой компании и её задачами, зачем вы нужны друг другу.
- Вопросы к нанимателю: про полномочия, перспективы развития в организации и т. д.
- Нетривиальные задачи, которые вы решали на протяжении своей карьеры.
Подготовка к первому собеседованию
Итак, вам назначены дата и время собеседования. Прежде чем отправиться на место встречи, выполните несколько нехитрых действий.
- Изучите сайт компании, её рассылки, профили в соцсетях, узнайте о её последних новостях и продуктах.
- Ещё раз внимательно проштудируйте описание вакансии.
- Почитайте отзывы сотрудников компании о работе.
- Заранее посмотрите схему проезда в офис.
- Если опаздываете, предупредите. Хотя лучше приехать на место минут за десять-пятнадцать до назначенного времени, но не раньше, попить кофе и осмотреться: как выглядят люди вокруг, чем занимаются, как общаются друг с другом, какой дух витает в офисе. Если собеседование будет проходить по Skype, заранее проверьте гарнитуру.
- Посмотрите фото сотрудников на сайте компании и постарайтесь одеться на встречу в том же стиле. Или спросите у HR-менеджера, существует ли в компании дресс-код.
Что предстоит пройти кандидату?
Сюрприз! Чаще всего вас ждёт не одно собеседование, а целая серия проверок и испытаний.
Обычная для ИТ-компаний цепочка такова: собеседование с HR на общую адекватность;
тестовое задание;
интервью с «заказчиком»;
собеседование на личностные навыки;
собеседование с топ-менеджером.
Возможно, встреч будет меньше. Возможно — больше. При устройстве на серьёзную позицию в Google число собеседований вполне может зашкалить за два десятка.
Элеонора Золошкова, HR-менеджер »1С-Битрикс»
На интервью или в письме-ответе соискателю мы всегда озвучиваем сроки и порядок рассмотрения резюме. Основное правило: на любое резюме должен быть фидбек.
Порядок интервью для каждой группы резюме свой. Собеседования разработчиков — эти вакансии всегда актуальны для нашей компании — проходят обычно в один этап, в интервью принимают участие сразу те, кто потом отвечает за окончательное решение: технический директор и / или ведущий разработчик (проверка навыков) плюс HR (оценка адекватности, мотивации, обучаемости).
Интервью может занимать до полутора часов. Часто решение принимается сразу или на следующий день. С другими вакансиями — менеджеры по работе с партнёрами, специалисты техподдержки, тестирования, делопроизводства и т. д. — дело обстоит несколько иначе.
Кандидатов очень много, поэтому собеседования могут проходить в два-три этапа и занимать до двух недель, по итогам два-три финалиста представляются ключевому лицу.
Итак:
- Будьте правдивы — не приукрашивайте.
- Подумайте, куда вы хотите пойти и надо ли оно вам.
- Смотрите и думайте о себе как HR.
- Не пишите длинные письма.
- Не надо слишком много креативить.
- Сначала думайте, потом делайте.
- Правильно оформляйте резюме.
- Готовьтесь к собеседованиям.
- Удачи!)
Полный текст статьи читайте на Нетология