Как оптимизировать ИТ-инфрасруктуру в новых условиях

Конференции

28 Марта 2023 15:2328 Мар 2023 15:23 |
Поделиться

Сложности с приобретением нового оборудования и ПО, необходимость импортозамещения заставляют искать дополнительные возможности оптимизации ИТ-инфраструктуры и сокращения затрат на ее функционирование. О том, как решают эти задачи в самых разных организациях, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Оптимизация цифровой инфраструктуры 2023».

Облака vs собственная инфраструктура

В феврале 2023 г. Market.CNews сравнил затраты на полную стоимость владения собственной инфраструктурой и IaaS. Также опубликован рейтинг провайдеров по уровню цен на облачные ресурсы. В ходе исследования аналитики CNews сравнили затраты на собственное оборудование в арендованных стойках Colocation и облачные ресурсы IaaS, рассказал Юрий Хомутский, директор ИТ-маркетплейса Market.CNews. Как выяснилось, для 1–5 серверов всегда выгоднее использовать облако. Для 20 серверов облако выгоднее на горизонте 5 лет. При этом оптимизация затрат имеет очень большое значение, особенно в небольших проектах.

Владислав Нефедов, руководитель направления стратегических проектов Selectel, рассказал, как ЦОДы решают вопросы развития инфраструктуры в новой реальности. В марте 2022 г. Selectel столкнулся с невозможностью заказать стойки ПДУ. Поиск аналогов показал, что они несовместимы с продукцией вендоров.

После ухода с российского рынка иностранных производителей серверов возникла проблема с организацией технической поддержки, однако компании удалось ее решить. В этом сегменте предлагаются отечественные решения Aquarius, Depo, «Ядро». На рынке сетевого оборудования остались D-Link, TP-Link, отчасти Huawei и российские вендоры «Элтекс», Q-Tech, RDP.

Из чего формируется стоимость параллельного импорта

Однако производство российской техники зависит от поставок западных чипов. Пока российский бизнес живет за счет параллельного импорта — ведь его доля на мировом рынке невелика. При этом цена на оборудование, поставляемое по параллельному импорту, выросла примерно в 2 раза. А стоимость его ремонта увеличилась в 4 раза, потому что он производится за пределами России, и на это время необходимо приобретать замену.

Владислав Нефедов рекомендовал в текущей обстановке делегировать риски по дефициту оборудования и ПО ЦОДам, переходя на пользование их услугами.

Как оптимизировать расходы

Цифровая трансформация в Военторге началась год назад. На тот момент в компании использовалось множество собственных продуктов. Было принято решение сделать ИТ не просто обслуживающим подразделением, а перейти к управлению компанией на основе данных, рассказал Анатолий Едренкин, замгендиректора по цифровой трансформации Военторга. Главным приоритетом стало объединение всех ИТ-ресурсов холдинга на единой платформе.

Это потребовало существенного расширения ИТ-инфраструктуры. Просчитав все плюсы и минусы, Военторг решил, что ее основой останется собственный ЦОД, а расширение будет происходить за счет облачных ресурсов. Сейчас компания создает корпоративное хранилище данных, занимается заменой бизнес-приложений. В процессе тестирования BI-система и ITSM. Для управления ИТ-ресурсами выбрана федеративная модель. По мнению Анатолия Едренкина, федеративное управление не подавляет инициативу с мест, а делает ее управляемой, реализующей согласованные, интегрируемые решения.

Павел Босенко, начальник управления ИТ Росморпорта, рассказал о том, какие работы по оптимизации ИТ-инфраструктуры происходят в его организации. Служебные и вспомогательные сервисы и системы переносятся на сервера под управлением отечественных операционных систем. Также на отечественные ОС переносятся АРМы пользователей. Решение Commvault будет заменено на отечественный «Кибер Бэкап», в организации появятся отечественные портальные решения для пользователей.

Как найти баланс между капитальными, операционными затратами и сроком реорганизации ИТ-инфраструктуры

Поскольку Росморпорт — государственная организация, у нее есть ограничения по использованию облаков. «Прорабатывая возможные варианты применения облачных платформ и решений, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальный вариант для нас — это собственные технологические площадки и ресурсы», — говорит Павел Босенко.

«В последнее время компании сконцентрировались на импортозамещении, в первую очередь потому, что многие привычные иностранные продукты стали недоступны, — говорит Станислав Тульчинский, директор по ИТ банка «Зенит». — На рынке представлено множество решений, но большинство из них недостаточно зрелые. Кроме того, отсутствуют компетенции по их внедрению и обслуживанию». В качестве примера он привел MS Teams — в ее создание Microsoft инвестировал 15 лет, а российские разработки совсем молодые.

Средства коллективной работы

Полноценную замену MS Teams найти невозможно. Приходится собирать решение по частям. Но для того, чтобы добиться успеха, надо найти заказчика, который имеет сильные позиции, работать с пользователями, просвещая и убеждая, предварительно рассмотреть множество вариантов. Станислав Тульчинский призвал не искать 100%-тную замену всему функционалу, а внимательно посмотреть на уже имеющийся стек технологий, сервисов, компетенций персонала и процессов.

«Стек технологий, на которых строилась инфраструктура МКБ, позволил пройти сложные времена практически без потерь», — рассказал Игорь Попов, руководитель направления департамента ИТ-обеспечения МКБ. Сейчас в банке ведется постоянный мониторинг инфраструктуры и сервисов: инженерных систем, сетевого оборудования, каналов связи, телефонии, речевых сервисов, банкоматов и терминалов.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2023

ритейл

В планах окончание внедрения OpManager, пилотирование «зонтичного мониторинга», интеграция с Ansible и CMDB, анализ и визуализация клиентского пути, автоматизация процессов.

Николай Галкин, директор по ИТ Tablogix, рассказал о внедрении IoT в компании. Tablogix — логистический оператор, в числе его клиентов крупные фармацевтические компании, для которых очень важно соблюдение условий хранения и транспортировки их продукции.

В 2019 г. компания начала устанавливать IoT датчики на пилотной площадке в Одинцово. В концу 2020 г. решение было тиражировано на все площадки компании. А в 2021 г. все клиенты получили возможность через личный кабинет контролировать температуру хранения своей продукции в режиме онлайн.

Решение было реализовано на базе AWS. Однако в 2022 г. пришлось собирать его заново. «Не надо бояться того, что сейчас происходит, и впадать в уныние — ищите новые возможности», — говорит Николай Галкин. В 2023 г. аналогичным образом можно будет контролировать подачу тепла и электроэнергии, а также работу ДГУ.

Для формирования аналитики в X5 Group использовались решения европейских компаний — это самая большая инсталляция консолидации бизнес-информации в России и самая нагруженная система лояльности в России. Все они были настроены под потребности компании. В прошлом году все резко изменилось — решение для организации хранилища данных осталось без вендорской поддержки, начались технические проблемы с CRM, рассказал Руслан Ахмедов, директор департамента развития аналитики «Маркетинг и клиентские данные» X5 Group.

Последствия отключения иностранных сервисов

За 9 месяцев компании удалось перенести необходимые для формирования аналитики данные в ClickHouse. Сегодня сотрудникам доступно более 30 Тб данных. Более 70 млн клиентов X5, владеющих картами лояльности, могут просматривать данные о покупках в личном кабинете. Восстановлен ранее утерянный функционал «История покупок» в мобильных приложениях «Пятерочка» и «Мой Перекресток». Для внешних пользователей в конце 2022 г. реализован сервис «Итоги года». На сайте x5club.ru пользователи могут централизованно видеть информацию о своих тратах в магазинах X5Group.

В классической on-prem инфраструктуре, сотрудники, отвечающие за нее, развертывают и поддерживают большое количество систем. При размещении инфраструктуры в облаке, самую сложную работу выполняет облачный провайдер, говорит Андрей Минаев, руководитель направления ИБ FuelUp.

Компании Cloud и «Технологии доверия» провели исследование российского рынка облачных технологий. Как выяснилось, ускорение time-to-market часто достигается повышением свободы в инфраструктуре для отделов разработки и приложений. Андрей Минаев напомнил, что уровень безопасности зависит от соотношения свободы, ограничений и контроля. А значит, чтобы сохранить безопасность на том же уровне, необходимо разумно ограничить свободу в облаках и добавить контроля.

Наталья Рудычева

Полный текст статьи читайте на CNews