Как оценивать работоспособность современных ИТ-систем

Существует большое количество методик для оценки опыта пользователей цифровых сервисов, например, APDEX. Они легко могут показать рейтинговую оценку каждого действия пользователя сервиса и выйти на суммарный показатель пользователя, региона. При этом один из основных вопросов для провайдера таких услуг — это источники данных. Можно, конечно, воспользоваться Google Analytics или сервисом «Яндекс.Метрика», но из них можно получить небольшую частную выборку.

Именно поиск источников данных стал основным драйвером развития APM-индустрии во всем мире. Согласно исследованиям Gartner, признанные лидеры рынка планируют свое технологическое развитие, опираясь на максимально подробные данные о действиях каждого пользователя, учитывая полностью автоматизированное построения модели цифрового сервиса и максимально быстрое и точное обнаружение проблем сервиса, а также использование знаний о том, как инфраструктура сервиса влияет на операции конечных пользователей.

В преддверие конференции CNews Perform Moscow 2018 мы пообщались с представителями одного из лидеров рынка APM (согласно исследованиям Gartner) — компании Dynatrace. Нашими собеседниками стали Вероник Мондолло, вице-президент Dynatrace в регионе EMEA, и Игорь Хомков, управляющий партнер компании «Перфоманс Эксперт» (компания является партнером Dynatrace в России, Белоруссии и Казахстане).

CNews: Вероник, расскажите какие основные тренды APM вы наблюдаете в текущем году?

Вероник Мондолло: Рынок APM претерпевает значительные изменения из-за растущей сложности в корпоративных облачных средах. Поскольку организации все больше стремятся в облака, цифровые экосистемы стали очень динамичными, работающими в массовом масштабе и с высокой частотой изменений. Динамическая основа нового корпоративного облака и огромные объемы данных, которые необходимо проанализировать для понимания того как они влияют на пользовательский опыт, требуют нового подхода к управлению эффективностью.

Традиционные инструменты APM второго поколения попросту не оборудованы для новых стандартов корпоративного облака. Организации нуждаются в новом типе — full-stack, полностью автоматизированных средств мониторинга, которые были специально созданы в облаке, для облака. Немаловажной частью обновлений является искусственный интеллект. Искусственный интеллект обеспечивает в реальном времени детальное понимание бизнес операций и связывает их с ИТ-сервисом на основе высокоточных данных. Этот интеллект позволяет ИТ и бизнесу оценить опыт каждого пользователя и эффективность каждой транзакции .

CNews: Каковы особенности региона EMEA с точки зрения развития ИТ и, в частности, APM?

Вероник Мондолло: Организации, работающие в EMEA, сталкиваются с теми же вызовами, что и их коллеги по всему миру. Продолжаются усилия по переносу большего количества приложений и сервисов в облако для достижения большей эффективности и гибкости.

Тем не менее, бизнес понимает, что простая стратегия перемещения приложений в облако не принесет желаемых преимуществ. Мы видим, что все больше компаний разрабатывают нативные облачные приложения на основе микросервисов и контейнеров.

Вдобавок к этому, многие компании в EMEA все чаще внедряют методологию DevOps, поскольку они стремятся ускорить процессы разработки. Все эти факторы способствуют растущей потребности в современных возможностях мониторинга, которые были созданы специально для сложностей современного корпоративного облака.

CNews: Для нашей страны цифровизация названа основным трендом следующих нескольких лет. Каково на ваш взгляд место APM в цифровизации, где эта технология будет наиболее полезна?

Вероник Мондолло: Цифровая трансформация является ключом к успеху в любой отрасли, потому что каждая организация в наши дни является ИТ-компанией. Современный бизнес преуспевает или терпит неудачу, основываясь на том, как быстро он может адаптироваться к новым технологиям. Тем не менее, темпы цифровых преобразований растут. Изменения происходят быстрее, чем это представлялось еще несколько лет назад. Если ранее организации реализовывали инновационные проекты раз в несколько месяцев или даже раз в год, то сейчас конечные пользователи и потребители современных цифровых услуг ожидают постоянного цикла технологических преобразований. Они оказывают влияние на ИТ, которые, по их ощущениям, должны постоянно давать что-то новое.

mondollotveroniquedynatrace2017101915745x745.jpg

Вероник Мондолло: Бизнесу необходимо автоматически обнаруживать проблемы в корпоративных облаках в реальном времени и использовать ИИ, чтобы точно определить причину этих проблем

Следовательно, успешные цифровые преобразования зависят от гибких, быстрых циклов разработки и способности организаций выпускать программное обеспечение в динамичные гибридные среды с несколькими облаками, от уверенности в том, что новые решения будут работать правильно. Это возможно только в том случае, если организации могут поддерживать глубокое понимание digital experience каждого пользователя, во время каждого действия, в каждом приложении. Для этого нужна платформа мониторинга с таким ПО, которое сможет автоматизировать и модернизировать облачные операции.

CNews: Расскажите о наиболее интересном на ваш взгляд мероприятии компании в текущем году.

Вероник Мондолло: В этом году Dynatrace провела свое первое мероприятие Perform Europe в Барселоне, в нем участвовало около 2,5 тысяч человек — наших клиентов и партнеров. Это очень большая явка, что не могло не обрадовать нас. Генеральный директор компании, Джон ван Сиклин (John van Siclen), изложил свое видение будущего рынка APM и представил наш переход к использованию технологий искусственного интеллекта. Мы провели много переговоров и получили очень хорошую обратную связь — клиенты благодарили нас за помощь с решением проблем и возможность ускорить появление инноваций в корпоративных облаках.

CNews: Как вы оцениваете потенциал российского APM-рынка?

Вероник Мондолло: Поскольку эффекты от цифровой трансформации еще долго будут оказывать влияние на российский бизнес, будет расти потребность в инструментах мониторинга, которые позволят преодолеть вызовы облачной трансформации. Решающее значение будут иметь системы искусственного интеллекта, именно они будут наиболее пригодны для обеспечения сквозной видимости в сложных гибридных облачных средах, которые потребуются российским организациям.

CNews: 4 октября компания планирует очередную конференцию Perform в Москве. Каковы ваши ожидания от мероприятия в этом году? Оправдывает ли данный формат себя с точки зрения развития рынка?

Вероник Мондолло: Perform Moscow создает прекрасную возможность для наших клиентов и партнеров в России собраться вместе и поделиться опытом, передовыми методами, полученными в ходе использования технологий искусственного интеллекта, технологий анализа показателей бизнес-эффективности, качества оказания услуг покупателям. Это отличная возможность собрать бизнес-лидеров, партнеров, цифровых экспертов, которые используют инновации и трансформируют ИТ.

CNews: Наблюдая за продвижением Dynatrace на рынке, можно заметить, что компания смотрит на потребности рынка и совершает «правильные инвестиции в технологии». Как в компании выстроен процесс принятия таких решений?

Вероник Мондолло: Пять лет назад Dynatrace предвидела изменения, создаваемые продолжающимся «маршем» к облаку. Было понятно, что традиционные подходы к мониторингу приложений и инструменты APM второго поколения будут неэффективны в высокодинамичных облачных средах, которые тогда только начали появляться. Мы взяли 40 наших лучших инженеров, работавших над существовавшим тогда на рынке продуктом APM, и предоставили им возможность разрабатывать новый подход к мониторингу и новый продукт.

Цель состояла в том, чтобы предоставить ИТ, DevOps и цифровым бизнес-командам более быстрые ответы в режиме реального времени без необходимости вручную настраивать метрики, анализировать их и искать таким образом ответы. Ядром этого была архитектура One Agent, которая могла автоматически внедряться в систему, захватывая данные высокой точности без вмешательства человека. Эти данные затем загружались в движок искусственного интеллекта, который автоматически анализировал весь технологический стэк, чтобы обеспечить точные ответы на проблемы с производительностью.

Сдвиг такой величины необходим не только для обновления технологий, но и для фундаментальных изменений в работе наших команд разработчиков и операционной команды. С этой целью мы начали внедрять культуру DevOps уже у себя, подчеркнув новый фокус на постоянное совершенствование и инновации. В рамках этой трансформации мы создали непрерывный цикл обратной связи, который позволил легко идентифицировать функциональность, которую требовали наши клиенты, и быстро внедрять обновления кода в производство, постоянно улучшать возможности нашей программной платформы.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные тренды цифровизации на ближайшие 2–3 года?

Вероник Мондолло: Каждый бизнес сегодня — это ИТ-бизнес. Независимо от того, что мы делаем, потребители программного обеспечения становятся основными драйверами изменений. В результате почти каждая организация на планете будет пытаться быстро и эффективно создавать свою ИТ-компанию. Это станет основой для цифровых преобразований в течение следующих нескольких лет, оказывая влияние на организации в любой отрасли и во всех регионах мира.

Успех будет зависеть от гибкости и скорости циклов разработки, способности организаций выпускать программное обеспечение быстро и качественно. Для достижения этой гибкости потребуется ускоренный переход к облаку, мы увидимрастущее использование микросервисов и контейнерных технологий, что приведет к появлению все более динамичных корпоративных облачных сред. Мы также увидим популяроность культуры DevOps, поскольку организации будут стремиться ускорить процессы разработки и быстрее выпускать ПО.

Но такой подход будет эффективно работать только в одном случае — если ИТ и цифровые команды смогут поддерживать глубокое понимание опыта каждого пользователя, анализировать каждое действие в каждом приложении. Для этого нужны платформы мониторинга, автоматизирующие анализ облачных операций.

CNews: Назовите основных технологических партнеров компании на текущий момент. Что их связывает с Dynatrace? На чем основано это партнерство ?

Вероник Мондолло: Технологическое партнерство с самыми разными компаниями позволяет нам расширять возможности нашей платформы и удовлетворять все потребности заказчиков. Открытость Dynatrace позволяет ей полностью интегрироваться с инструментальными средствами DevOps для автоматизации облачных операций и поддержки бизнеса в быстрой разработке ПО. Способность нашей платформы получать данные из любого приложения, облака или локальной системы позволяет нам автоматически работать с динамическими ИТ-средами. Таким образом, мы можем предоставить сквозную видимость, которую клиенты могут использовать в целях оптимизации ИТ-сервисов и управления ими.

CNews: Одно из последних новшеств в платформе — технологии искусственного интеллекта. Расскажите поподробнее, что это: дань моде, красивая игрушка для заказчиков или рабочий инструмент, который будет частично заменять «интеллект» пользователей системы, аналитиков?

Вероник Мондолло: Искусственный интеллект становится все более востребованный у заказчиков. Бизнесу нужно анализировать приложения и управлять опытом конечного пользователя, сталкиваясь с возрастающей сложностью современных облачных сред. Сегодня одна ИТ-среда может иметь миллиарды зависимостей, поэтому устаревшие подходы к мониторингу и управлению эффективностью не актуальны. Пользователям системы APM просто невозможно синтезировать и анализировать данные о производительности приложений, а также иметь «мешок» различных независимых инструментов. Бизнесу необходимо автоматически обнаруживать проблемы в корпоративных облаках в реальном времени и использовать ИИ, чтобы точно определить причину этих проблем.

CNews: Какой вы видите конкурентную среду? Какова технологическая стратегия компании которая позволила столь долго сохранять лидерские позиции?

Вероник Мондолло: В современной цифровой бизнес-экономике каждая организация стала ИТ- бизнесом. Конкуренция зависит от скорости, с которой компании внедряют инновации. В Dynatrace мы по-прежнему сосредоточены на том, чтобы «перевернуть» нашу отрасль, постоянно совершенствуя инновации и предлагая новые возможности платформы нашим клиентам по всему миру, чтобы помочь им преодолеть сложности перехода к облакам. Ключом к этому является наш подход — слышать наших клиентов, чтобы определить функциональность, на которую они рассчитывают. Тут важна наша способность быстро и безопасно внедрять код в производство, чтобы быстро добавить конкретные функции в нашу платформу.

CNews: Игорь, это уже 4 по счету мероприятие Perform Moscow. Расскажите, каким образом зародилась идея его проведения, в чем основные цели данного мероприятия, как они реализуются?

Игорь Хомков: Прежде всего, отмечу, что Perform Moscow — не классический вендорский ивент, на котором все рассказывают о том, что наши решения самые лучшие, а Земля крутится потому, что есть решения от Dynatrace и остановится, если их не будет. Изначально идея мероприятия была в развитии рынка, популяризации технологии. Еще 4–5 лет назад никто не знал что такое APM. Приходя к заказчику, первое, что мы слышали: «Новая система мониторинга? Расскажите чем она лучше/ хуже того, что у нас сейчас есть».

CNews: А что говорит заказчик сейчас?

Игорь Хомков: Сейчас ситуация в корне изменилась. Рынок действительно уже наигрался в «зонтичные» проекты, где многомиллионные инвестиции компаний вкладывались в огромный зоопарк систем, которые объединялись неким «зонтиком» и выдавались за отличную платформу мониторинга. Все подобные проекты заканчивались одинаково: бизнес задавал вопросы, на которые у ИТ не было ответа. Сколько денег я потерял из-за нарушения SLA? Насколько лучше стали пользователи выполнять операции на сайте из-за того, что в прошлом месяце мы закупили новые сервера? Какова стоимость простоя или инфраструктурного сбоя? Как за минуту определить основную причину инцидента и сделать так, чтобы он не повторялся?

2homkovigordynatrace2016102008.745x745.jpg

Игорь Хомков: Сейчас заказчики приходят к нам прежде всего для того, что бы менять подход

Никто не мог объяснить бизнесу, как получить, например, отчет об эффективности маркетинговых акций не на основании данных от бизнес-аналитики или сторонних сервисов типа Google Analytics и «Яндекс.Метрики», а на основании опыта конечного пользователя.

И, пожалуй, самая серьезная проблема, которую нужно решать с помощью мониторинга, продолжала оставаться нерешенной. Я говорю о простоях бизнеса из-за отказов оборудования, неработающего сайта и длительных поисков причин таких поломок.

Сейчас заказчики приходят к нам прежде всего для того, что бы менять подход. Действительно, даже в больших компаниях ИТ уже не существует, как раньше, автономно. Структуры меняются и сейчас у всех крупных компаний появляются бизнес единицы, которые отвечают за сервис в целом, а не за его составляющие.

CNews: Какие изменения происходят на рынке APM в России в последнее время?

Игорь Хомков: Растет зрелость заказчиков. Это добавляет рынку существенный потенциал. Начиная с этого года рынок АРМ начинают активно поддерживать крупные интеграторы. Инициатива в этих компаниях приходит от подразделений, ранее занимавшихся системами мониторинга, и эту инициативу активно поддерживают менеджеры по продажам. Безусловно, для нас является хорошей новостью тот факт, что подавляющее большинство заказчиков, услышав об APM, отвечают заинтересованностью и готовностью внедрять решение. На текущий момент могу сказать, что у нас одновременно ведется около 45 пилотных проектов в различных организациях. Это большая нагрузка, как на партнеров, так и на наши технические ресурсы, но мы видим, как это способствует интересу рынка.

CNews: По какому принципу организована работа с партнерами и какие перспективы развития сети в России вы видите?

Игорь Хомков: Одна из основных задач, которую мы ставим перед собой в развитии партнерского рынка — это расширение экспертизы и повышение ее уровня. Это касается и экспертизы в области внедрения наших решений, пресейла, и отраслевой экспертизы, которая есть у партнеров. Компании, которые будет представлены на мероприятии — «Ланит», IBS, «Крок», ICL Services — в своем бизнесе делают ставку на развитие экспертиз от различных вендоров и имеют многолетний отраслевой опыт в различных вертикалях.

CNews: Каким образом Dynatrace в лице мастер-партнера осуществляет поддержку партнеров?

Игорь Хомков: Это стандартная вендорская поддержка, включая пресейл, совместное проведение пилотов, поддержка на всех стадиях жизненного цикла проекта.

CNews: Каковы сегодня перспективы развития партнерской сети?

Игорь Хомков: Не думаю, что мы будем сильно расти в количестве. Нас больше интересует качество.

Полный текст статьи читайте на CNews