Как обстоят дела с космическим туризмом
В прошлый вторник на специальной пресс-конференции генеральный директор SpaceX, Илон Маск, назвал имя первого комического туриста, которому компания устроит незабываемое путешествие. Этим человеком стал 42-летний японский миллиардер Юсаку Маэдзава. По данным Forbes, состояние Маэдзавы оценивается в $3 млрд, которые он заработал, основав крупнейший в Японии онлайн-магазин одежды Zozotown. Помимо этого, Юсаку известен благодаря своей непреодолимой любви к современному искусству: ежегодно он тратит сотни миллионов долларов на картины знаменитых художников. В ходе мероприятия SpaceX ни Илон Маск, ни сам Маэдзава, не озвучили сумму, за которую японец удостоился такой чести. Однако они рассказали, что этот полет состоится не ранее 2023 года — столь длительное время на подготовку требуется для тщательнейших испытаний ракеты, что понесет новоявленного космического туриста в околоземное пространство.
Юсаку Маэдзава выкупил все места на космическом аппарате для того, чтобы взять с собой 6–8 самых перспективных деятелей искусства (литературы, живописи, режиссуры и пр.), надеясь на то, что это приключение вдохновит их на создание революционно новых произведений. Маск не сообщил, полетит ли он сам в это путешествие, это станет известно ближе к моменту запуска. В феврале 2017 SpaceX впервые упомянула о своем желании развивать направление космического туризма, а год назад компания объявила о начале строительства транспортной системы Big Falcon Rocket (BFR), которая и послужит ракетой носителем для аппарата с людьми. Согласно текущему плану, туристы покинут земную атмосферу, облетят вокруг Луны и вернутся на Землю, преодолев 500–650 тыс. км за 5 дней. Последний раз люди забирались так далеко во время миссии Apollo в 1972. Судя по всему, в ближайшие годы мы станем свидетелями зарождения новой эры развития космического туризма, поэтому предлагаем подробнее ознакомиться с достижениями и планами данной индустрии. Вообще, понятие космического туризма включает в себя любую коммерческую деятельность, связанную с космосом, будь то наблюдение за стартом ракеты, полет за пределы атмосферы или путешествие к другим космическим объектам.
Начало освоения космоса
В 2018 году многие люди искренне удивляются тому, что человечество покинуло пределы нашей планеты лишь 57 лет назад — все мы знаем, что 12 апреля 1961 Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос, каждый год в этот день отмечается годовщина этого события (интересно, что в России этот праздник известен, как День Космонавтики, а во всем мире этот день называют Юрьева ночь). За все это время в космос попали менее 600 человек, причем большинство этих полетов были организованы государственными программами, а не частными компаниями. Однако в последующие десятилетия ситуация кардинально изменится, поскольку космический туризм понемногу становится массовым явлением и все больше людей могут позволить себе увидеть Землю в окно иллюминатора. Далее мы расскажем об истории коммерческих полетов в космос.
1960-е годы подошли к концу, возможность полета человека в космос была окончательно доказана и некоторые люди всерьез задумались над отправкой в космос не только профессионально подготовленных астронавтов, но и гражданских лиц. В 1972 президент США Ричард Никсон объявил о том, что новый корабль «Шаттл» переизобретет космические путешествия, так как он разрабатывался с прицелом на многоразовое использование.
Разработка и производство были поручены крупной промышленной компании Rockwell International, которая практически сразу начала искать способы разместить на борту пассажирскую каюту, размещающуюся в грузовом отделении и способную вместить до 74 человек для трехдневного полета — это был первый ощутимый шаг навстречу индустрии космического туризма.
Космический туризм становится реальностью
В 80-х годах XX века был осуществлен первый полет в космос человека без участия правительства каких-либо стран. В целом, программу «Шаттл» можно назвать успешной: начиная с 1981, и заканчивая финальной миссией в 2011, было совершено 135 полетов, в которых поучаствовало 355 человек. Среди всех этих людей наиболее примечателен инженер Чарльз Уокер — поскольку его билет на миссию 1984 года был оплачен его работодателем Макдонеллом Дугласом, Чарльз официально считается первым космическим туристом.
Это событие вдохновило NASA на запуск программы, целью которой было пробуждение интереса к космической индустрии у обычных людей и отправке в космос граждан, не имеющих отношения к правительству или науке.
В 1985 году Криста Маколиф была выбрана для полета вместе с экипажем корабля Challenger в качестве первого учителя в космосе, но, когда в начале 1986 Шаттл с Кристой на борту взорвался при старте, NASA заморозила программу по отправке гражданских лиц в космос (Space Flight Participant), а «Шаттлы» были выведены из эксплуатации на несколько лет.
На 1990-е годы пришелся расцвет комических полетов, как бизнеса. Кроме того, для космической индустрии это десятилетие запомнилось совместным полетом США и России и медленным, но уверенным выходом Китая на мировую космическую арену. В конце 90-х годов, впервые с момента трагедии 86-го года, появились признаки возрождения и новой волны развития космического туризма. В 1998 была основана компания Space Adventures Ltd., которая стала первой организацией, работавшей с частными лицами, желающими побывать в космосе. Другие бизнесмены и инвесторы увидели потенциал в этой идее, и уже в 1999 коммерческие полеты в космос предлагают уже несколько компаний, самые известные среди которых Bigelow Aerospace и XCOR Aerospace (обе существуют до сих пор).
В начале нулевых комический туризм продолжал наращивать свои масштабы. Первым гражданским в космосе на рубеже веков стал Деннис Тито, купивший за 20 миллионов долларов билет на станцию «Мир» у MirCorp — российской компании, организовывающей коммерческие полеты в космос. Однако в 2001 «Мир» был выведен из эксплуатации, и Тито полетел на Международную Космическую Станцию, где пробыл почти 8 дней, став первым частным лицом, попавшим на борт МКС. В течение следующих нескольких лет еще шесть человек отправились в космос без участия правительства, ими стали:
- 2002. Южноафриканский IT-предприниматель Марк Шаттлворт
- 2005. Американский миллионер Григорий Олсон
- 2006. Иранско-американская программистка Ануше Ансари (первая женщина-космический турист)
- 2007. Венгерско-американский миллиардер Чарльз Симони. В 2009 он снова отправился в космос в качестве туриста, став первым двукратным космическим туристом
- 2008. Известный британский разработчик игр Ричард Гэрриот провел 12 дней на МКС
- 2009. Канадский художник-миллионер Гай Лалиберте
Большинство из этих людей воспользовались услугами вышеупомянутой компании Space Adventures. Все они попали в космос на борту российского космического корабля «Союз», поскольку NASA запретила использование своих аппаратов для космического туризма.
Интерес к этой отрасли нарастал, и вместе с ним росло и количество компаний, проводивших коммерческие полеты в космос. Некоторые из них на слуху и сегодня — речь идет о Virgin Galactic основанной британским миллиардером-филантропом Ричардом Брэнсоном и Blue Origin, основанной гендиректором Amazon Джеффом Безосом. Помимо этих гигантов возникли и десятки других более мелких компаний, которые пытались успеть заработать на внезапно возросшем у богатых людей интересе к космосу.
А что сейчас?
В 2010-х годах прогресс в научных исследованиях околоземного пространства несколько замедлился — к примеру, в середине 2011 года была свернута программа «Шаттл», –, а вот индустрия космического туризма набирает обороты (хотя и не без проблем). В последующие несколько лет на рынке космического туризма снова появилось множество небольших компаний, а для пионеров этой области второе десятилетие нового тысячелетия выдалось непростым, но продуктивным. Так, успешная в начале 2010-х Virgin Galactic, получила ощутимый удар по своей репутации в 2014, когда разбился тестовый аппарат VSS Enterprise; в катастрофе погиб 1 человек.
Для Blue Origin это десятилетие стало весьма плодотворным: к концу 2017 года компания Джеффа Безоса достигла значительных успехов в испытании собственных ракетных двигателей и успешно провела испытания беспилотных капсул для экипажа.
Несмотря на то, что американская компания Rocket Lab, проводящая запуски из Новой Зеландии, была основана еще в 2006 году, первый полет Rocket Lab провела в начале 2018 — зато он прошел без каких-либо происшествий.
А вот у еще более старых XCOR Aerospace и Armadillo Aerospace (кстати, последнюю основал небезызвестный Джон Кармак) дела идут не самым лучшим образом: после почти 20 лет подготовки, эти организации столкнулись с техническими проблемами и не смогли провести даже тестовые полеты, а в настоящее время и вовсе не подают признаков жизни.
Занимающаяся запуском высотных воздушных шаров в стратосферу и околоземное пространство испанская компания Zero2Infinity, начала работу над проектированием своей программы космического туризма.
Рынком космического туризма заинтересовались и непрофильные компании, ранее не имеющие отношения к этой индустрии — естественно, речь идет о SpaceX.
2010-е еще не закончились и до конца десятилетия (как и в последующие несколько лет) нас ожидает множество интересных новостей о прорывных событиях в космическом туризме.
Перспективы
Рассказ о перспективах коммерческих полетов в космос следует начать со средних цен на подобные услуги. Практически никто из игроков этого рынка не раскрывает стоимости билетов, однако по оценкам специалистов, войти в историю космических путешествий сегодня можно за 30–40 миллионов долларов. Впрочем, есть и исключения: Ричард Брэнсон со своей Virgin Galactic просит аванс в 250 000$ и, по слухам, итоговый ценник ненамного выше этой суммы. Но и это далеко не те деньги, которые есть у каждого. Организаторы частных суборбитальных полетов осознают это, и все время сокращают себестоимость запусков и удешевляют технологии производства космических кораблей. В ближайшие 5–7 лет для того, чтобы покинуть земную атмосферу, достаточно будет 5–10$ тысяч. Да, вам все так же необходимо будет пройти определенную физическую подготовку, но, с другой стороны, в отличие от профессиональных астронавтов, космическому туристу не придется тратить несколько лет на изучение теории.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра